Урок Основы Здоровья 3 класс Полезные и вредные микробы. Профилактика инфекционных заболеваний. Грипп.
Государственное учреждение «Луганское учебно-воспитательное
объединение «Барвинок» № 9»
Тема: Полезные и вредные микробы.
Профилактика инфекционных заболеваний. Грипп.
Составила:
Гречаник Людмила Владимировна
учитель начальных классов
«высшей» квалификационной категории,
старший учитель
0сновы здоровья
(3 класс)
Тема. Полезные и вредные микробы. Профилактика инфекционных заболеваний. Грипп.
Цель: развивать представление о полезных и вредных микробах, о болезни и её признаках, об опасности инфекционных болезней;
дать основы их профилактики и правила предотвращения инфекционных болезней;
воспитывать навыки гигиены, потребность в здоровье как важной жизненной ценности.
Оборудование: рисунки, тест «Твоё здоровье», телевизор, видеоплеер,
пословица «Здоровье – главное богатство», мультфильм «Прививка», марлевые повязки, слова: «грипп, ангина, свинка, ветряная оспа, гепатит», рисунки, памятки.
Ход урока
І. Орг. момент.
“Здравствуйте!” Так принято приветствовать друг друга. “Здравствуйте!” Говорим мы ежедневно, улыбаясь, излучая радость от встречи. И получается, что с этим словом “здравствуй” мы передаем друг другу частичку собственного благополучия здоровья, радости, счастья. Мы как бы подзаряжаем друг друга на расстоянии энергией жизни. Духом жизни. И что не менее важно, прощаясь, мы говорим: “Будь здоров!” Видимо, не зря мы произносим в течение тысячелетий каждый день “Здравствуй”, “Здорово” или “Будь здоров”. Эти слова можно понимать однозначно, быть здоровым физически и психически всегда, жить полнокровной жизнью в своих мыслях и делах. “Здравствуй человек – живи и наслаждайся всем, что тебе дарит жизнь, природа. Наслаждайся солнечным лучом после темноты, прохладой желанных капель дождя после жаркого солнца, голубизною чистого неба и зеленью трав и деревьев, шелестом листьев и свежестью ветерка, безбрежным простором степи и очарованием причудливых гор. Наслаждайся ароматами земли, цветов! Пей живительную влагу земли! И живи, живи, живи!
ІІ. Активизация опорных знаний
1. Работа с головоломкой.
- Прочитай пословицу, объясни её смысл.
доЗрвьое – лгваеон габовтсто. (Здоровье – главное богатство.)
- Кого можно считать здоровым человеком?
До 1940 года считалось, что здоровье – это отсутствие болезней. Вы согласны с этим? А если у человека ничего не болит, но у него плохая память. Или ещё пример: пьяный человек, у которого тоже ничего не болит. Но можно ли считать их здоровыми? Так что же такое здоровье?
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.
2. Викторина
Сейчас я проверю, хорошо ли вы разбираетесь в вопросах здоровья? Я буду зачитывать различные высказывания. Если вы считаете это верным, то хлопаете в ладоши 1 раз, если неверным то не хлопаете.
Вопросы:
Верно ли, что необходимо каждый день проветривать комнату. (Да)
Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья. (Да)
Правда, что детям можно играть со спичками. (Нет)
Очень полезно переедать. (Нет)
Верно, что необходимо вырабатывать правильную осанку и походку. (Да)
Верно, что жвачка сохраняет зубы. (Нет)
Правда, что есть безвредные наркотики. (Нет)
Верно, что от курения ежегодно погибает более 10 00 человек. (Да)
Правда ли, что хорошее настроение полезно для здоровья. (Да)
Правда ли, что ребёнку достаточно спать ночью 8 часов. (Нет)
Верно ли, что нельзя долго находиться за компьютером. (Да)
- Молодцы ребята, вы достаточно хорошо разбираетесь в вопросах здоровья.
3. Разминка.
- А теперь я попрошу вас встать из-за парт. Сделайте прыжок вперёд, назад. Подравняйте носочки, ладонями достаньте до пола. Выпрямитесь. Поставьте руки на пояс и присядьте 3 раза. Молодцы! Садитесь на места.
- Как можно назвать то, что мы с вами сейчас делали? Правильно! Одним словом активный образ жизни. Он способствует укреплению здоровья?
- Послушайте, что хочет сказать нам Дима.
Почему я не болею, почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора?
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лень.
Потому что водой из- под крана
Обливаюсь я каждый день.
- Как вы думаете, часто ли он болеет?
4. Тест «Твоё здоровье»(1)
- Хотите узнать о своём здоровье? Проведём тест.
(Ставьте «+» или «-»)
1. У меня часто болит голова.
2. У меня часто бывает насморк.
3. У меня больные зубы.
4. Иногда у меня болит ухо.
5. У меня часто болит горло.
6. Каждый год я болею гриппом.
7. Ко мне легко прилипают всякие болезни.
- Чего получилось больше «+» или «-»?
- Что необходимо делать, чтобы улучшить лил сохранить своё здоровье?
4. Обсуждение ситуации.
- Послушайте, что случилось с Дашиной подружкой?
Катя сегодня из школы пришла,
С книжками вместе болезнь принесла.
Кашляет, чихает, слёзы вытирает.
У неё несчастный вид – очень голова болит,
Нос припух, температура – видно, ей нужна микстура.
Глотать ей тоже больно – очень Катя недовольна.
Надо ей учить уроки – она мается в дремоте,
Надо маме помогать, а она не может встать,
Пора подруге позвонить – трудно громко говорить.
В общем, встали все дела – так хвороба подвела.
- Что случилось с Катей?
- В её организм попали микробы.
ІІІ. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о полезных и вредных микробах, об опасности инфекционных болезней, об основах их профилактики. Определим правила защиты собственного организма, когда рядом находятся больные люди.
IV. Новый материал.
1. Работа с учебником (с. 22-23).
- Знаете ли вы, что такое микробы? (бактерии, грибки, вирусы)
Это маленькие животные или растительные организмы.
- Какие бывают микробы? (полезные и вредные)
- Где используют полезные микробы? ( выпечка хлеба, изготовление кефира, творога, в лекарствах.)
Полезные бактерии, которые повышают плодородие почвы.
Вещества, полученные из бактерий используют для изготовления моющих средств.
- Что такое вредные микробы? (Это болезнетворные бактерии, вирусы)
- Как они попадают в организм?
- Какие болезни называют инфекционными? (вызванные вредными микробами)
2. Работа со словариком.
Вставьте пропущенные буквы в словах – названиях болезней.
Гри., анг..на, сви..ка, ветряная ..спа, г..патит
3. Просмотр и обсуждение мультфильма. (Про бегемота который боялся
прививок) (2)
- Чего боялся бегемот?
- Что с ним произошло?
- Какой вывод мы можем сделать?
- Вам делали прививки?
- Замечено, если человек перенёс какую-нибудь инфекционную болезнь, он уже ею не заболеет. У организма проявляется невосприимчивость к такой болезни – иммунитет. Как искусственным способом можно приобрести иммунитет? Сделать прививку.
В результате прививки человек заражается вирусом в безопасной форме, и организм приобретает способность сопротивляться болезни, т.е. иммунитет.
4. Работа со стихотворением.
- Ребята, что с нашей Настей?
Поднялась температура.
Я лежу и не ропщу.
Пью солёную микстуру,
кислой горло полощу.
Ставят мне на грудь горчичник,
Говорят: «Терпи, отличник!»
После банок на боках
Кожа в синих пятаках.
День лежу, второй лежу,
Третий - в школу не хожу.
И друзей не подпускают,-
Говорят, что заражу.
(С. Михалков)
- Как вы думаете, у Насти инфекционная болезнь или нет?
- Почему вы так считаете?
5. Внимание грипп!
- Ребята, вспомните, по какой причине у нас был карантин?
- Правильно, в связи с эпидемией гриппа. Потому, что грипп это опасная вирусная инфекция.
Более подробно об этой болезни вам расскажет медсестра
Антоненко М. В.
Что такое грипп
Грипп – это вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей.
Периодически повторяясь, грипп и ОРЗ уносят в течение всей нашей жизни суммарно около 1 года.
Грипп и ОРЗ постепенно подрывают сердечнососудистую систему, сокращая на несколько лет среднюю продолжительность жизни человека. При тяжелом течении гриппа часто возникают необратимые поражения сердечнососудистой системы, дыхательных органов, центральной нервной системы, провоцирующие заболевания сердца и сосудов, пневмонии.
Термин "острое респираторное заболевание" (ОРЗ) или "острая респираторная вирусная инфекция" (ОРВИ) охватывает большое количество заболеваний, во многом похожих друг на друга. Основное их сходство состоит в том, что все они вызываются вирусами, проникающими в организм вместе с вдыхаемым воздухом через рот и носоглотку, а также в том, что все они характеризуются одним и тем же набором симптомов. У больного несколько дней отмечается повышенная температура тела, воспаленное горло, кашель и головная боль. Самым распространенным респираторным заболеванием является острый ринит (насморк); он вызывается целым рядом родственных вирусов. При выздоровлении, все эти симптомы исчезают и не оставляют после себя никаких следов. Однако было бы совершенно неправильным называть все ОРЗ и ОРВИ гриппом.
Грипп вызывается непосредственно вирусом гриппа
Грипп и ОРВИ составляют 95% всех инфекционных заболеваний в мире. Ежегодно в мире заболевают до 500 млн. человек, 2 миллиона из которых умирают.
Первое упоминание о гриппе было сделано много веков назад ещё Гиппократом. Первая документально зафиксированная пандемия (глобальная эпидемия) гриппа, унесшая много жизней, случилась в 1580 году.
Симптомы гриппа:
резко подскакивает до 39 С и выше температура
озноб
ломит суставы и мышцы
болит голова
могут покраснеть глаза, трудно смотреть на прямой свет
может покраснеть (но не болеть) горло, на 2-3 сутки может присоединиться сухой кашель и заложенность носа
6. Задержать болезнетворный десант.
Во время чихания и кашля человек разбрызгивает около 40 тысяч маленьких капель, которые разлетаются на три и даже на мять метров. Капельки очень лёгкие, они могут долго находиться в воздухе. Люди, которые находятся рядом, вдыхают эти капельки вместе с миллионами микробов, которые содержатся в них. Капельки опускаются на разные предметы, пищу.
Представляете, сколько людей может заболеть от одного человека, а если он чихает в автобусе или классе?!
Но «болезнетворному десанту» можно перекрыть путь. Это поможет вам сделать сложенный вчетверо обычный носовой платок. Прикрывайте при кашле и чихании рот и нос носовым платком.
- Почему важно прикрывать носовым платком рот и нос при кашле и чихании?
- Что находиться в маленьких капельках слюны и мокроты больного человека?
Также существует вероятность передачи инфекции через предметы обихода, игрушки, белье, посуду, овощи, фрукты.
7. Физкультминутка.
8. Марлевая повязка.
- Как же помочь больному члену семьи: маме, папе, бабушке, дедушке, брату или сестре – и при этом не заразиться самому?
Если дома кто-то болеет гриппом, то, чтобы не заразиться нужно, носить марлевую повязку. Её надо стирать каждый день в горячей воде с мылом.
Марлевую повязку можно изготовить самому. Сложить марлю в четверо, пришить завязки. И повязка готова. А можно приобрести повязку в аптеке. У вас на партах лежат повязки, вспомните, как мы их надевали во время гриппа. Наденьте повязку на себя.
- От чего защищает нас марлевая повязка
- Что ещё необходимо знать, чтоб не заболеть гриппом: (памятка 3)
Пользоваться только своим носовым платком.
Во время кашля и чихания прикрывать нос и рот платком.
Оберегать себя от переохлаждения
Чаще проветривать комнату и делать влажную уборку
Чаще мыть руки с мылом
Каждый день кушать свежие овощи и фрукты- витамины усиливают защитную силу организма.
Закаляться.
Вести здоровый активный образ жизни
Мы составили с вами памятку профилактики гриппа
Что делать если кто-то из членов вашей семьи всё-таки заболел? (памятка 4)
Защищайте рот и нос марлевой повязкой.
Каждый день стирайте марлевую повязку горячей водой с мылом.
Не пользуйтесь посудой больного гриппом.
Не занимайтесь самолечением.
Влажная уборка помещения и проветривание.
VI. Закрепление и осмысление изученного материала.
1. Работа с рисунками. (5)
- Назовите номера рисунков, на которых изображены ситуации, приводящие к распространению инфекций.
- Почему вы так считаете?
- Что необходимо делать, чтоб не заболеть?
2. Массаж.
Как прогнать болезни прочь?
Я открою вам секрет,
Сложного в учёбе нет.
Кашель, насморк и отит
Лечит пальчик – Айболит!
Девочки и мальчики,
Приготовьте пальчики.
Ищем пальчиком кружочек,
Нажимаем на звоночек.
Девять раз вращаем влево,
Выгоняем вирус смело.
Девять раз вращаем вправо,
Убираем вирус! Браво!
Раз, два, три, да раз, два, три
Прочь бегут от нас враги!
Только обязательно делать всё старательно.
3. Работа с рисунком. (6)
- Этот мальчик открыт для опасных микробов и вирусов. Докажите это.
- Что бы подарили вы этому мальчику?
4. Творческая работа.
- Какими вы представляете себе полезные микробы, а какими – вредные?
Нарисуйте.
- Обоснуйте свой рисунок.
VI. Итог урока.
1. Продолжи фразы.
Я чувствовал себя сегодня...
Мне понравилось...
Что нового я узнал на уроке...
Я хочу всем пожелать...
Частушки:
1. Грипп, ОРВИ нам всем знакомы.
Все болеют: я и ты.
Помогите, вас мы просим
Души детские спасти.
2. Эпидемия пугает
Пандемия сгубит нас
Профилактика спасенья
Даст отпор и в этот раз.
3. Подружитесь с физкультурой,
Больше овощей в обед.
Лук, чеснок, капуста, зелень
Вас спасут от всяких бед.
4. Тренируйте свои мышцы
Закаляйте их как сталь.
Ваши добрые стремления
Вознесут на пьедестал.
5. Мы частушки Вам пропели,
Всем здоровья на сто лет.
Пожеланья наши в силе:
Будь здоров и всем привет!
Изображение 001Изображение 002Изображение 003Изображение 004Изображение 005Изображение 006Изображение 007Заголовок 115