ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ ПО ТЕМЕ «Особенности взаимодействия психолого – педагогической компетентности и культуры педагога».
Особенности взаимодействия психолого – педагогической компетентности и культуры педагога Автор: Демидова Н.А. преподавателя первой квалификационной категории КГБПОУ «Змеиногорский лицей профессионального образования» «Быть компетентным — значит знать, когда и как действовать» (П. Вейлл) В педагогической науке понятие психолого-педагогическая компетентность определяется (ППК) как 1. максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств преподавателя 2. базовый компонент педагогической культуры 3. совокупность определенных качеств (свойств) личности преподавателя педагогическая культура определяется (ПК) как 1.часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человеку для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления и становления) личности; 2. сущностная характеристика целостной личности педагога, способного к диалогу культур в индивидуально-личностном плане; 3. динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения преподавателя, в качестве компонентов которой выделяются: а)педагогическая позиция и личностные качества; б) профессиональные знания и культура педагогического мышления; в) профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности; г) саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога Основы и элементы ППК преподавателяПсихологи Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн выявляли : * активное (т.е. действенное) знание возрастной психологии, предмета психологии. * социально-психологические знания * аутопсихологические знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах если брать совокупность умений педагога как субъекта педагогического воздействия, элементы педагогической компетентности будут: 1. специальная и профессиональная компетентность, в области предмета; 2. методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений студентов; 3. социально-психологическая компетентность в сфере общения; 4. дифферинциально-психологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности. ПК преподавателя как движение системы рассматриваем в трех плоскостях: предметная плоскость дает представление о состоянии компонентов и характере связей между ними; функциональная плоскость раскрывает систему и ее компоненты со стороны функционального содержания как автономные подсистемы в структуре более общих систем; историческая плоскость анализа обеспечивает единство технологий творческого и исторического, феноменологического и генетического подходов в раскрытии этапов прошлого, настоящего и будущего. ПК соединяет в себе элементы формального (следование определенным нормам, инструкциям, наработанным приемам) неформального (творчество, индивидуальность, импровизацию) плана. Структура ППК преподавателя В работах психологов (Ю.И. Емельянова, Л.С. Колмогоровой, Л.А. Петровской, Л.Д. Столяренко, М.А. Холодной и др.) компетентность в общении интеллектуальная компетентность социально-психологическая компетентность (А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина) психологическая компетентность зависит от личности учителя, его личностных качеств. Личностно-деловые качества преподавателя сливаются в единую психолого-педагогическую компетентность. ПК преподавателя Одни представляют ее как часть общечеловеческой культуры. Другие видят в ней сущностную характеристику целостной личности, способной к диалогу культур в индивидуально-личностном плане. Третьи под ней понимают динамическую систему педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения преподавателя. Основные компоненты ППК преподавателя1. Психолого-педагогическая грамотность 2.Психолого-педагогические умения3. Профессионально-значимые личностные качества ПК преподавателя 1. Культура педагогической деятельности 2. Культура педагогического общения 3. Культура личности преподавателя Индикаторы ППК1) метод экспресс-диагностики педагогов Р. В.Овчаровой 2) определение уровня педагогической деятельности по результативно-личностному и функциональному аспектам Г. И.Хозяинова;3) мотивы обучения педагогов Р. В.Овчаровой;4) опросник сравнения мотивировок К. В.Вербовой и Г. В.Парамей5) анкеты “эффект” и “впечатление” Р. В.Овчаровой 6) психологическая карта состояния педагогической деятельности учителя А. К.Марковой 7) карты психологических показателей эффективности труда учителя и уровней его профессиональной компетентности А. К.Марковой ПК* культуры педагогической деятельности *педагогического общения *культуры личности учителя Уровни профессиональной готовности ППК1. в личностно-ориентированном взаимодействии, то можно выделить три уровня:ВысокийСредний; Низкий.2. Профессионально-педагогическое умения и навыки:Эффективность Алгоритм : 1 Подготовительный, 2 Основной, 3 Оценочно-корректировочный3. Взаимодействие имеет два измерения: содержание и отношение. Особенности “отношений” субъектов воспитательного процесса формируют характер взаимодействий: Позитивный Противоречивый. Негативный. ПК И. Ф. Исаев выделяет четыре уровня адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный.2. А.В.Барабанщиков, С.С.Муцынов и др. трех уровней: Реликтовый· Актуальный Потенциальный Методика «Психологическая компетентность учителя» Малаястепенькомпетентности54,5 % Достаточная степень Компетентности45,5 % Некомпетентен 0 % Педагогический Коллектив11 чел Не искренно ответили 45,5 % МЕТОДИКА «Профессиональные установки учителя» Учитель с авторитарным стилем управления27,3 % Профессиональная установка учителя – гуманизм45,4 % Профессиональные установки учителя в основном гуманные, но иногда в деятельность педагога проявляется авторитаризм27,3 % Педагогический Коллектив11 человек Преподаватель профессиональной образовательной организации – это Человек: 1.Обладающий большой любовью к детям, интересующийся образом жизни своих студентов, знающий и разделяющий интересы и увлечения воспитанников;2.признающий уникальность опыта самого студента как важного источника в познавании действительности;3.владеющий глубокими знаниями психолога-педагога и знаниями в различных сферах, учитывающий новые информации, формы, способы и методы обучение детей;4.стремящийся к обретению знаний, умений, навыков в области самопознания, личностного самосовершенствования и профессионального роста;5.имеющий устойчивые нравственные цели (ориентиры), эстетический вкус, установку на здоровый образ жизни, высокую экологическую культуру, желание быть творческой личностью; 6.не стоящий на месте, активный в своей пед. деятельности; педагог-исследователь;7.дающий не столько знания, сколько способы добывания знаний, формирующий практические навыки по своей дисциплине;8.имеющий потребность в передаче жизненных и профессиональных ориентиров (опыта);9.относящийся к студенту в рамках учебно-воспитательного процесса как коллега к коллеге, наставник к младшему товарищу;10.увлечённый совместной деятельностью с родителями по духовному и физическому развитию ребёнка. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ