Отрытый урок по русскому языку Удвоенные согласные


тема: «Слова с удвоенными согласными»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.
Планируемые результаты:
личностные:
•        проявлять учебно-познавательный интерес к  учебному материалу
•        понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
•        определять цель деятельности на уроке;
•        учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
•        делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные
•        слушает и понимает речь других;
•        договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками
предметные: правильно переносит слова с удвоенными согласными.
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану;  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Орг.момент.
Громко прозвенел звонок,                                                                                                                                          Начинается урок.                                                                                                                                                   Наши ушки на макушке,                                                                                                                                       Слушаем и запоминаем,                                                                                                                                      Ни минутки не теряем.
Чистописание
ЛЛ  нн  бб- Посмотрите на строчки с  минуткой чистописания, какие буквы написаны? Назовите!
- Они все какие  ? (согласные)
-Как они записаны? (парами или УДВОЕННЫЕ)
- Пропишите все строчки.
- Найдите лучшую на каждой строчке, сравни с образцом, поставь плюсик.
- На улице зима, а в нашем классе тепло. Кому хотелось бы сейчас, чтобы загорелось яркое солнышко? Зажгите это солнышко своими улыбками.
(на доске появляется Солнышко)
2. Постановка темы и целей урока.
- Ну, вот, погода наладилась и я приглашаю вас прогуляться, Поможет нам в этом Александр Блок.
Ясным заревом алея,
Уводила вдоль пруда
Эта узкая аллея
В сны и тени навсегда.
-Прочтите строки еще раз, куда нас пригласил А.Блок?
-Найдите в стихотворении, какие слова звучат похоже, а пишутся по-разному?
-Что означают эти слова? Как узнать?
(Группы Работают со словарями, Ищут значение слов (алея и аллея)
- Отвечают
-Так видит аллею Василий Поленов, картина «Березовая аллея»
-Чем интересно написание слов алея- аллея ?
-Что скажете про это место в слове?
-Запишите эти слова в тетради. Подчеркните удвоеннуюлл в слове аллея.
-Посмотрите на слова, определите тему урока.
-Уточним в учебнике. (с)
-Какие цели будут перед нами стоять на уроке? Чего вы хотите?
9( научиться писать без ошибок. Научиться делить эти слова для переноса)-Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем побольше этих слов.
3. Работа с орфограммой.
1) -Солнышко разбросало свои умные лучики по классу, сейчас мы их попробуем собрать.
-Я читаю загадку, вы ищете отгадку, указываете рукой. Кто найдёт, тот записывает ответ на доске.
Чтоб каждый телевизорРаботал без капризов,На крыше непременноДолжна стоять : антенна.   Проста задача и легка.                                                                   Пишусь всегда через два "ка",                                                                   И мяч, и шайбу клюшкой бей,                                                                      А называюсь я :.. хоккей.                                                                        
Во мне два "ка", не забывайте,Таким, как я, всегда бывайте:Я - точный, честный и опрятный,Иным же словом - :.. аккуратный.                        Где доска и парта есть,Чтоб всем детям сразу сесть?  Это в школе есть у нас,Это наш просторный :.. класс.                                               
По долинам и оврагам
  Мчит широкая дорога.
   И она, как знают все,
    Называется … шоссе.
  Ах, какой огромный стол!
Для каких обедов он?
Нет, обедать , здесь не станем:
Сетку туго мы натянем –
Скачет шарик там и тут.
Как игру эту зовут?   / Теннис/.
- Посмотрите на все  эти слова какая орфограмма есть во всех этих словах?
2) –Ребята, посмотрите, слов с удвоенной согласной очень много, а как же быть с такими словами, когда они встречаются при письме?
(чтение правила на с.120)
-Итак, как поступать со словами? …. Читает ….( чтение правила)
-Если в слове  удвоенная согласная ,то слово надо ….запомнить.
Чтобы  не ошибиться при письме слов с удвоенной согласной, что необходимо сделать? ( ЗАПОМНИТЬ)
-А  где у нас живут слова написание которых надо запомнить? ( в словаре)
- Открываем словарь  на стр 141, помотрим и выпишем   слова с удвоенной согласной из словаря.
- Работать будем в парах.покажите мне ваши пары. Возьмите в руки простой карандаш и подчеркните эти слова. ( поиск)
- Проверяем, какие слова живут  у нас в словаре….Запись на доске  с деление на слоги.
ГРУППА
жужжать  пассажир
суббота троллейбус хоккей
- Зачем мы слова разделили на слоги?  ( чтобы разделить их для переноса)
- Действительно иногда бывает так, что слово на строчку не вмещается и мы  должны правильно разделить его для переноса.
Давайте вспомним алгоритм деления слова для переноса. Для этого продолжаем работать в парах . Соберите рассыпавшийся алгоритм переноса слова. восстановив порядок его шагов.
Алгоритм.
1. Раздели слово на слоги.
2. Перенеси слово по слогам.
3. Если в слове один слог его делить для переноса нельзя.
4.Буквы Й, Ь, Ъ не отрывай от «хозяйки».
- Проверяем. (Восстановление алгоритма)
- Оцените работу вашей пары. у вас на столе кружочки, ели вы хорошо поработали закрасьте кружок в красный цвет, если вам надо ещё постараться в зелёный. Покажите. Оцените.
-Как вы думаете пригодиться ли вам алгоритм при  делении для переноса слов с удвоенной согласной?  
- Продолжаем работать в парах. Перед вами на карточках слова, которые надо разделить для переноса, чтобы не сделать ошибку, работайте по алгоритму, а делить для переноса вы будете слово при помощи ножниц – надо его правильно разрезать.
« СЕМЬ РАЗ ПОДУМАЙ, ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ».
группа   класс теннис хоккей  перрон  пассажир   жужжать рассказ   суббота  грипп  шоссе  аллея  
- Итак проверим, каждый выходит и объясняет как разделил свое слово для переноса.
- А мы  свами записываем слово и делим его для переноса.
Как же переносить слова с удвоенной согласной?
- При переносе слов с удвоенной согласной одну букву оставляют  на строчке, а другую переносят.
- Оцените работу вашей группы и закрасьте второй кружок.
Самостоятельная работа упр 182.стр 121.
С двойной  согласной непременно
Пишут класс, шоссе, антенна,
килограмм.суббота. ванна,
Римма, Эмма, Инна, Анна.
Найдите мне в стихотворении слово, которое нельзя делить для переноса.
Остальные слова  выпишите и разделите для переноса. Работаем в парах.
 4. Итог урока, рефлексия.
- Итак, ребята, с какими словами мы сегодня познакомились?
-Что делать, чтобы правильно писать слова с удвоенными согласными?
-Кто считает, что он достиг сегодняшней цели?
-Оцените свою работу по шкале.
Как делить для переноса слова с удвоенной согласной?
Домашнее задание все слова выучить и подготовиться к словарному диктанту.
Рефлексия.
Оцените работу вашей пары закрасьте большой итоговый кружок. Если вы работали хорошо то красный, если надо постараться то в зелёный.