Удвоенные согласные открытый урок
Тема: «Слова с удвоенными согласными. Правила переноса слов с удвоенными согласными».
Цель: формировать знания, умения, навыки о написании слов с удвоеннымисогласными.
Задачи:
Обучающие: совершенствовать знания о правописании слов с удвоеннымисогласными буквами в корне; формировать орфографические навыки;
учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, каллиграфическое письмо
обучающихся, словесно – логическое мышление, устойчивое внимание,
словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, уважение к труду и людям
труда.
Ход урока
I.Организационный момент.- Улыбка может согреть других теплом, показать ваше дружелюбное отношение и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу, и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать наш урок.
Актуализация знаний
На доске запись:
Весноймашагуляетпотенистойаллее.(Слайд 1)
- Можно ли назвать данную запись предложением? Почему? Что нужно сделать?
(Запишите правильно это предложение к себе в тетрадь)
- Что такое аллея? Дорога с рядами деревьев по обеим сторонам.
"Липовая аллея."- А встретились ли неизвестные орфограммы? (аллея).
- Можете назвать эту орфограмму? Сколько согласных пишем в этом слове, а сколько произносим?
- А можете объяснить написание этого слова или подобрать проверочное?
- Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.
Итак: кто готов назвать тему нашего сегодняшнего урока?
«Правописание слов с удвоенными согласными» (Слайд 2)
Удвоенные согласные –
это орфограмма,
написание которой нужно проверять по орфографическому словарю (Слайд 3)
Сегодня на уроке мы должны:
• научиться находить слова с удвоенными (двойными) согласными в корне слова в тексте;
• научиться грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне;
• выучить правило переноса данных слов.
II. Чистописание
– Откройте тетради и напишите число и Классная работа. Уделите несколько минут чистописанию и спешите с доски буквы – близнецы.бб жж кк лл мм нн пп сс– На одной красивой клумбе живут очень дружные жители. Догадались? – Это удвоенные согласные. На этой волшебной клумбе живут слова с удвоенными согласными. А кто может назвать слова с удвоенными согласными, которые вы помните, как их правильно писать?
Класс, шоссе, суббота, Анна, коллектив, рассказ и т.д.
(Слайд 4)
III. Творческая работа
– Ребята, посмотрите на доску. Я вас прошу составить из слов предложения, написать и озаглавить рассказ.
в, воскресенье, ребят, поехала, группа, за городкассе, купили, в, билеты, они, подошёл, перрону, к, поезд, пассажиры, вагоны, быстро, в, вошливагона, из, окна, смотреть, приятно (Слайд 5)– Как озаглавить рассказ? («За город!», «Путешествие», «Экскурсия».)– Кто причитает рассказ (Один из учеников читает свой рассказ.)– Какие слова с удвоенными согласными встретились в этом рассказе?IV Отгадайте загадки.Запишите словарные слова с удвоенной согласной, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.
Результат при сложении. (Сумма)
Отгадывание слов по их значению. (Кроссворд)
Собирание марок, открыток. (Коллекция)
Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное р содержит он
И называется …(перрон)
Проста загадка и легка:
Пишусь всегда через два к;
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я - …(хоккей)
По долинам, по оврагам
Мчит широкая дорога.
И она, как знают все,
Называется …(шоссе)
Компьютерная, телевизионная, учебная …(программа)
Где доска и парты есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть, у нас.
Это наш просторный …(Класс)
День и ночь стоит на крыше
Это чудо постовой:
Всё увидит, всё услышит,
Всем поделится со мной. (Антенна)
(Слайд 6)
Правило: слова с удвоенной согласной переносить надо так:
ал-лея, кол-лектив, рас-сказ, суб-бота.(Слайд 7)
- Запишите эти слова и запомните правило переноса
Физминутка: «Слова в движении»
Если слова с удвоенной согласной, то выполняем приседания.
Если слова с непроизносимой согласной, то поднимаем руки вверх.
(Русский, Алла, класс, рассол, ванна, хоккей, килограмм, группа)
(Солнце, лестница, известный, грустный)
Вставь в предложения пропущенные слова из правого столбика?
1. Дети нашего ……………… - это дружный .………………… .
2. По широкому ……………..... мчались машины.
3. Тенистая ……………… привела нас к сказочному домику.
4. Осенью вся наша семья болела ………………………… .
5. ………………… туристов побывала на Красной площади.
класс
шоссе
коллектив
аллея
грипп
группа
(Слайд 8)
V. Рефлексия
- Я читаю слова. Если звук долгий и вы считаете, что в этом слове удвоенная согласная, ставите «+», если в слове нет удвоенных согласных, ставите «-».
Аллея, алый, сумма, сумка, хоккеист, иллюминатор, коллекция, колючий.
Ответ: +,-,+,-,+,+,+,-.(Слайд 9)
- Поменяйтесь листочками с товарищем по парте. Проверьте работы друг друга и поставьте оценки.
Оцените свою работу
Я все понял, могу объяснить другим – зелёный кружок.
Я понял, но у меня ещё есть вопросы – синий кружок.
Я не понял новый материал – красный кружок.
(На партах – карточки с кружочками: синий, зелёный, красный)
VI.Домашнее задание.1-ый ряд придумать слова с удвоенной ЛЛ
2-ой ряд с удвоенной СС
3-ий ряд с удвоенной ПП
– Урок окончен, желаю всем успехов!(Слайд 10)