Урок-конференция по русскому языку Живой как жизнь

Урок-конференция по русскому языку "Живой как жизнь"
«Вернейший способ узнать человека его умственное развитие, его моральный облик, его характер прислушаться к тому, как он говорит»
Д. С. Лихачев



Цель урока-конференции:
- рассмотреть молодежный сленг как явление в языке;
- показать логическую взаимосвязь языка и общества.

Задачи урока -конференции:
демонстрация развития языка на современном этапе;
знакомство с историей развития молодёжного сленга;
рассмотрение способов формирования молодежного сленга;
проведение лингвистического исследования речи школьников;
развитие языкового вкуса;
воспитание любви и бережного отношения к родному языку.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход урока-конференции

1. Выступление учителя

Добрый день, дорогие учащиеся, гости нашей школы! Формирование всесторонне развитой личности немыслимо без полного, грамотного освоения языка. Красиво и правильно должен говорить каждый.
Думаю, все согласятся со мной, что школа учит и должна учить языку литературному. Но литературный язык – лишь одна из ветвей общенародного языка. Ветвь драгоценнейшая,- но не единственная.
Сейчас в обществе необычайно обострился интерес к социальным и профессиональным жаргонам, к изучению стилей и подстилей, находящихся за пределами литературной нормы.
Сегодня мы познакомимся с результатами исследовательской работы 9а класса на тему: «Современный молодежный сленг». Мы рассмотрим молодежный сленг как явление в языке и покажем логическую взаимосвязь языка и общества.

Проблема взаимосвязи языка и общества на современном этапе.

План урока-конференции:
“Русский язык: современная статистика”
“Молодежный сленг”
“Иностранные слова в молодежном сленге”
“Язык современных молодежных субкультур: осторожно, гопники!”.

1. Выступление первой группы с докладом “Русский язык: современная статистика”(данные опроса среди старшеклассников)
Диаграмма 1.
Инициативный всероссийский опрос, проведённый в 2013 г. в 46 областях России (1600 человек), показал, что большинство россиян используют в повседневной жизни пословицы, поговорки, крылатые выражения (так поступает 81% опрошенных), цитаты из литературных произведений, кино, слова из песен (66%), а также ненормативную лексику (61%). Реже применяют профессиональный сленг, употребляют иностранные слова (по 44-43%), архаизмы, высокий стиль (по 33%), используют компьютерный и Интернет - сленг (31%).
Также мы провели анкетирование на тему: «Сленг» среди старших классов гимназии. Вашему вниманию мы представляем результаты данного опроса.

Употребляете ли вы сленг в своей речи?
85% учеников ответили положительно. Остальные 15 % заявили, что сленг не допустим в речи.
2) В каких ситуациях вы используете сленг?
90% учащихся ответили, что употребляют сленг в разговоре с друзьями. 5% ответили, что соблюдают нормы русского языка при разговоре и 5% сказали, что используют сленг в своей речи постоянно.
3) Имеете ли вы представление о культуре речи?
97% сказали, что имеют понятие о культурном общении, соответственно 3% затруднились ответить на этот вопрос.
4) На вопрос о причинах употребления сленговых выражений в речи мы получили следующие ответы.
Я употребляю сленг, потому что:
- хочу, чтобы меня понимали сверстники – 9 %;
- это экономит время при общении – 7 %;
- помогает выразить эмоции и чувства – 13;
- хочу быть современным–9%
- это вошло в привычку – 12 %;
- все мои друзья так говорят – 19%
- это модно – 14 %
- хочу выглядеть крутым – 15%

Употребление сленговых слов и выражений учащейся молодежью вызывается желанием самоутвердиться, стремлением «быть как все», протестом против однообразия речи.

Какие доступные средства вы можете предложить для «борьбы» за чистоту русского языка? (вопрос к группам)
Для этого необходимо:
более глубоко изучать его в школе
ввести цензуру в СМИ
запретить использование ненормативной лексики в общественных местах
правильно говорить в семье
прививать любовь к русскому языку детям
больше читать русскую литературу
использовать словари и учебники по культуре речи
не использовать иностранные слова

Учитель. Сленг – это неотъемлемая часть нашей жизни. Если принять во внимание важность заботы о языке, то вполне возможно улучшить положение дел с культурой речи.

2. Выступление второй группы с докладом “Молодежный сленг”.

Готовясь к докладу, мы задались вопросом : “Что такое сленг вообще и, в частности, что такое молодежный сленг?”

Сленг (от англ. s(special)lang(language)) набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и т.д.)
Сленг (от англ. slang; s(sub) приставка, указывающая на второстепенность, непервоочерёдность; lang (language) язык, речь.) набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях (профессиональных, социальных, возрастных групп).
Современный молодежный сленг представляет собой целый ряд слов и выражений, свойственных и часто используемых большинством русскоязычных молодых людей, но не воспринимаемых старшим поколением в качестве общеупотребительных или литературных.

Что влияет на появление сленговых слов в современном языке?
Заимствования. Чаще всего из английского, так как он достаточно популярен и известен у молодых людей. Многим, даже не изучавшим английский язык понятны такие слова, как: фифти-фифти, респектую, лузер, пипл. Вот так сильно и прочно влился зарубежный сленг в современную речь, что мы даже уже не обращаем на него внимания.
Компьютеры и технологии. Не стоящий на месте прогресс волей-неволей наполняет речь новыми словами. А для понимания молодежного интернет-сленга уже даже словари начали составлять. Если в варианте с заимствованными словами обычный человек еще как-то оставался в теме разговора, то в данном случае без специальных знаний мало того что ничего не поймешь, так еще и голова заболит.
Музыка. Здесь все элементарно просто. Чаще всего слова в данном случае образуются от названия музыкальных стилей (попсятина, транс, фолк), композиций (новье, свежак) и прочей музыкальной атрибутики.
Противозаконные веяния. Слова, относящиеся к наркомании, уголовникам и прочему. К сожалению, есть у нашей молодежи «привычка» впитывать в себя все грязное и ненужное. Некоторым кажется, что используя в речи такой сленг, они кажутся солиднее остальных.
Хобби и работа. Как уже было сказано, в каждой среде присутствуют свои выражения, появившиеся в процессе работы. Вспомните свое рабочее время, наверняка за весь день вы периодически слышите слова, которые были бы непонятны, допустим вашим соседям.
Фильмы, мультфильмы.

Отмечают три бурные волны в развитии молодежного сленга в России.
1. 20-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодежи окрасилась множеством “блатных” словечек, почерпнутых у них.
2. 50-е годы. Вторая волна связана с появлением “стиляг”.
3. 70-80-е годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодежные движения, и “хиппующие” молодые люди создали свой “системный” сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.

Особенности молодежного сленга:
эмоциональность
экспрессивность.
быстрая изменчивость;
постоянная обновляемость;
Вместе с речью развивается и постоянно обновляется молодёжный жаргон. Это способствует общей динамике русского литературного языка.
Поколения сменяются и вместе с ними и сленг. Несколькими сленговыми словами можно заменить длинную фразу на стандартном языке. Сленговые слова эмоциональны, выразительны, часто абстрактны и потому применимы в самых разнообразных ситуациях.


Почему подростки используют сленг?
Сленг как средство укрепления групповой солидарности.
Сленг как способ свободы выражения подростка
Сленг как своего рода протест против взрослого
Сленг как одна из форм преодоления чувства соц. неполноценности
Сленг как подражание определенному значимому лицу
Сленг как проявление интереса к какой-либо деятельности
Не хватает литературного словарного запаса
Разнообразие. Всегда говорить правильно - скучно
Стремление к краткости
Передает эмоциональность речи

Является ли сленг отдельным языком?
Сленг нельзя назвать отдельным языком, потому что:
1) в нем нет своих правил фонетики, грамматики;
2) он отличается от общеупотребительного языка, главным образом, в лексике;
3) сленг можно употреблять только в разговорной речи, в других случаях происходит засорение общепонятного литературного языка;
4) все нужные значения человек может передать словами литературного языка.

Следует отметить, что отношение к молодежному сленгу различно. Одни непримиримо враждебны к этому «обезьяньему языку», считают его чуть ли не главным злом для современной русской речи и призывают вести беспощадную войну с жаргоном. Другие, напротив, видят в них динамизм, выразительность, яркость словесных образов, чего порой не хватает обыденному языку. Кто же прав? Ни те, ни другие. Нельзя жаргон искоренить, но не стоит и особенно восхищаться им: выразительность его однобока, набор средств мал.

Учитель. Одной из речевых особенностей молодежного сленга на сегодняшний этап является обязательное употребление иностранных слов.

3. Выступление третьей группы по теме “Иностранные слова в молодежном сленге”

Заимствования иностранных слов один из способов развития современного языка. Язык всегда быстро и гибко реагирует на потребности общества. Заимствования становятся результатом контактов, взаимоотношений народов, государств

Ниже мы рассмотрим как ведут себя иностранные слова в молодежном сленге, как они осваиваются русским языком. Можно выделить следующие группы иностранных заимствований.

1-я группа. Прямые заимствования. Слово встречается в русском сленге приблизительно в том же виде и в том же значении, что и в языке - оригинале. Это такие слова, как мен - «мужчина, молодой человек», сайз - «размер», мани - «деньги», хаус - «дом», «фоловер» - последователь, «пипл» - люди, «excuse me» - простите, «геймер» - игрок, «девайс» - приспособление, «мессадж» - сообщение.

2-я группа. Гибриды. Образованы присоединением к иностранному корню русских префиксов и окончаний:
стрит - на стриту; пэренты - с пэрентами;
вайтовый «белый»; лукнуть «посмотреть»
герла, герловый; дринк (дринч), «напитки», дринчать, выдринкать;
кантри «дача», кантровый «провинциальный»;
юзать; кликнуть
коннектиться; шпрехать
лайкнуть; твиттнуть

3-я группа. Русские слова, которые звучат похоже на английские и используются в значении соответствующих английских слов. Очень много слов этой группы в языке компьютерщиков: мыло, или емеля (e-mail), «электронное письмо»; клава - «клавиатура»; аська, или ася - система общения «он-лайн» ICQ (произносится «айсикью»), Internet – инет.
Работая над темой доклада, мы пришли к следующему выводу: иностранные слова не просто входят в русский молодёжный жаргон, а получают в нём морфологическое оформление, стремятся “обрусеть”. Эти факты говорят о способности русского языка поглощать и перерабатывать разнородный языковой материал, при этом не теряя своей индивидуальности и красоты.

Учитель. Детская речь строится по схеме «производящее – производное», поэтому у нас вызывает умиление услышанное из детских уст:
«Рукав я нашел, а ногав никак не найду» - сказал 4-летний Сережа, надевая комбинезон.
«Ласточки зимуют в Африке, а веснуют где?» - сказала 3-летняя Ира.
Но совсем другие эмоции возникают, когда слышишь самые разные молодежные сленги.
4. Выступление четвертой группы по теме “Язык современных молодежных субкультур: осторожно, гопники!”
Страна развивается, но многие продолжают жить по "законам улиц", как было распространено при упадке в 90-е,когда начинают появляться так называемые гопники.
Их общей и главной чертой является отсутствие моральных ценностей, культуры, образования. Гопники ведут себя грубо и высокомерно.
Общение гопников друг с другом напоминает общение первобытных людей:
Данная социальная группа обладает своими языковыми особенностями. Результатом нашей работы стало составление толкового мини-словаря.
Вася неумный человек, гопник. Имя, которым определённая группа людей называют всех подряд.
Пацан любой гопник.
Бабосы, бабло деньги.
Быковать отбирать бабосы.
Децл мало.
Семки семена подсолнечника.
Тапки кроссовки.
Хоппер фрегал в широких штанах. Слушает хип-гоп.
Нармос нормально.
Чикса симпатичная девушка.
Ну чо там? как дела?
Дела под горку все хорошо.
В натуре, конкретно, реально попытка убедить собеседника, доказать свою правоту.
Слышь, ты! универсальное обращение к любому человеку.
Мазёвый превосходная степень понятия “чёткий”
Кент дружбан, кореш, братуха.
Кентовать тусоваться, общаться.
Осади- прекрати
Внедрить- выпить или съесть что-либо
Тип- молодой парень
Наплыв- приход
Движения- когда много человек что-нибудь "исполняют"
Рамсить- разбираться
Вымораживает- бесит, выводит из себя.

Какие тут выводы можно сделать? Мы призываем вас задуматься о том, что, используя словарь гопников, вы превращаетесь (хотите вы того или нет!) в таких людей.

Показывается серия из киножурнала “Ералаш” (выпуск №1) “Почему мы так говорим?”

Учитель. Вашему вниманию предлагаются два диалога с использованием лексики молодежного сленга. Ваша задача - перевести их на литературный язык Эта работа выполняется в группах, после чего будут озвучены ваши переводы.
Разговор на улице.
- эээ, мужик!
Молчание Ты чо, оглох?
- Чо надо?
- слух, тут это типа такое дело. где тут этот, магаз?
- Я те чо карта.
- Слышь,братан, ты чо такой дерзкий?
- короч,прошвырнешься вниз, вон за той забегаловкой.
- Ааа, ну всё, живи.




Гопник знакомится с девушкой на улице.
- Ну, эта, привет типа!
- Привет!
- Чо, какие движухи?
- Все хорошо.
- Эта, Катюх, а давай с тобой как бы погуляем малёхо?
- Давай...
Гуляют они, значит, гуляют... И тут гопник спрашивает:
- Эта, слышь, Катюх, а хошь, я те чё-нить в киоске куплю?
- Ну я даже не знаю...
- О! Сэмачек хошь? Кнешна, хошь, какой базар! Ща усё бут!


Разговор на улице.
- здравствуйте, можно к Вам обратиться? извините, Вы можете мне помочь?
- да, конечно/ чем могу помочь?
- скажите, пожалуйста, есть/имеется где-нибудь поблизости магазин продуктов?
- не уверен, что смогу чем-то помочь,но..
- я недавно переехал в этот район, не со всем успел познакомиться
- хотя, если не ошибаюсь, через два квартала вниз по улице справа от кафе должно быть то, что Вам нужно.
- спасибо большое. До свидания.


Юноша встречает девушку на улице.
- Привет, Катя!
- Привет!
- Как твои дела?/ Как поживаешь?
- Все хорошо.
- Катя, можно пригласить тебя на прогулку сегодня?
- Я не возражаю. Пойдем.
Гуляют они, гуляют. Юноша спрашивает:
- Катя, не хочешь ли ты поесть мороженого в парке?
- Я даже не знаю.
- Пойдем, я знаю одно место, где продают вкуснейший пломбир.



Учитель. Думается, что вы не желаете уподобляться таким слоям общества, поэтому говорите, пожалуйста, на красивом, чистом, русском языке!
А помогут в этом наши друзья - словари. Давайте попробуем сделать рекламу для одного из словарей: Словарь современного русского литературного языка, Фразеологический словарь, Словарь иностранных слов, Словарь «Трудности словоупотребления». Сначала каждый на индивидуальных рабочих листочках записывает свой вариант, после чего они обсуждаются в групповом диалоге при создании рекламы выбранного словаря.

Теперь проверим, часто ли вы обращаетесь за справкой к различного рода словарям.
В каждую группу выдается листок с заданием.
1. Поставить ударение в словах.
Листок № 1: иконопись, каталог, кашлянуть, кладовая, коклюш, красивее, ненадолго, сливовый, патриархия.
Листок № 2: банты, блюда, ветеринария, кашлянуть, партер, памятуя, мельком, столяр, повторишь.
Листок № 3: пломбировать, позвонишь, понял, христианин, похороны, простыня, пуловер, новорожденный, о церквях.
Листок № 4: углубить, форзац, флюорография, ходатайство, цыган, шарфом, щавель, эксперт, обетованный.
2. Составить предложения, используя паронимы.
Листок № 1: абонент – абонемент, адресат – адресант.
Листок № 2: обидный – обидчивый, бережливый – бережный.
Листок № 3: глинистый – глиняный, мелкий – мелочный.
Листок № 4: скрытый – скрытный, соседний – соседский.
Эта работа сначала выполняется индивидуально, затем обсуждается в групповом диалоге, после чего производится фронтальная проверка.

6. Заключительное слово учителя.
Всю свою жизнь последовательно боролся с безответственным отношением к родному языку Д.С.Лихачев. «Вернейший способ узнать человека его умственное развитие, его моральный облик, его характер прислушаться к тому, как он говорит Язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится. А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он не уверен в себе По-настоящему интеллигентный человек отвечает за каждое слово, независимо от того, написано оно, сказано вслух или про себя," - писал он в своих "Письмах о добром и прекрасном". Хорошо бы было, если бы эти слова были известны современным молодым людям.

Подведем итоги урока- конференции.
1. Мы выяснили, что оценка речевого поведения и развитие языкового вкуса являются первостепенной задачей общества.
2. Замечательно, что молодежь обращает свой интерес к изучению возможностей языка, ведь выбор предстоит осуществлять им, будущее языка в их руках. А в языке нельзя что-то отменить или запретить: его надо изучать.
3. Выдающийся русский языковед Лев Владимирович Щерба говорил: “Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть или нелепость отступлений от неё”.
4. Не надо бояться изучать с учениками ненормированную, нелитературную речь. Но при этом – необходимо раскрывать им красоту и живую силу языка литературного, воспитывать их языковой вкус.
5. Принятие обращения участниками конференции.

Обращение “Мы – за величие и процветание русского языка!”

Слово ученика: «Следите за своей речью, за речью окружающих людей, чтобы из оборота не исчезли исконно русские слова, чтобы наш язык не утратил собственных корней.
Изучайте отечественную литературу, сохраняющую подлинный и правдивый русский язык – литературу, не замаранную грязнословием.
Мы – за величие и процветание русского языка!»