Технологическая карта урока по биологии Наземно-воздушная среда, 5 класс
Технологическая карта урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС
Автор:
Журавлева Виктория Владимировна
Предмет биологияКласс 5 класс
Тип урока Открытие нового знания
Технология построения урока Технология развития критического мышления
Тема Наземно – воздушная среда
Цель Познакомить обучающихся со знаниями о наземно-воздушной среде обитания, выяснив как организмы, приспособились к жизни в ней.
Задачи Образовательные:
•способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;
•выявить особенности наземно-воздушной среды обитания, определив, как организмы приспосабливаются к жизни в своей среде;
Развивающие:
•научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, способствовать развитию воображения;
•способствовать формированию экологического мышления;
Воспитательные:
•воспитать убеждения в необходимости бережного отношения к природе
Основные термины, понятия наземно-воздушная среда, водная среда; группы растений по отношению к водному режиму: влаголюбивые, умеренной влажности, сухолюбивые; группы животных по отношению к водному режиму: влаголюбивые, обитающие в условиях умеренной влажности, устойчивые к недостатку влаги
Таблица № 1 Планируемый результат
Предметные умения:
Личностные УУД:
1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
3. Оценивать собственный вклад в работу группы
Регулятивные УУД:
1. Определять цели и задачи урока
2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое
3. Определяют приспособленность живых организмов к наземно- воздушной среде
Познавательные УУД:
1. Работать с таблицей
2. Находить отличия
3.Составление кластеров
4.Работа с информационными текстами
5.Объяснение значения новых слов
6.Сравнивать и выделять признаки
7.Уметь использовать символы, кластеры для структурирования информации
Коммуникативные УУД:
1.Групповая работа по обсуждению информации
2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение
3. Выражать свои мысли и идеи
Таблица №2Организация пространства
Формы работы: фронтальная, групповая
Ресурсы: ПК, слайдовая презентация, карандаши цветные, листы ватмана
Таблица №3Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока Дидактические задачи
Вызов Регулятивные УУД:
- определять цели и задачи урока
-участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое
- определять приспособленность живых организмов к наземно- воздушной среде
Познавательные УУД:
- работать с текстом учебника
:
Личностные УУД
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Осмысление Познавательные УУД:
- находить отличия
- составлять кластеры
- работать с информационными текстами
- объяснять значения новых слов
- сравнивать и выделять признаки, по которым можно определить где обитает живой организм
- использовать символы, кластеры для структурирования информации
Коммуникативные УУД:
- работать в группах по обсуждению информации
-слушать товарища и обосновывать свое мнение
- выражать свои мысли и идеи
Предметные результаты:
- знать свойства и приспособленность живых организмов к наземно – воздушной среды
- разнообразие приспособлений у растений и животных
- знать основные особенности наземно- воздушной среды и приспособления живых организмов к ним
Рефлексия - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- оценивать собственный вклад в работу группы
Таблица № 4 Технология изучения
Этапы урока Формируемые умения
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Вызов Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять цели и задачи урока
- определяют свойства наземно-воздушной среды и способы приспособления живых организмов к ней
Познавательные УУД:
- работать с учебником
:
Личностные УУД:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Проверяет готовность учащихся к уроку
Однажды один мудрец пришел к своим ученикам и сел с ними рядом. Они так долго сидели, пока один из учеников не возмутился. «Учитель ведь вы же учитель, вы должны нас учить и стоять перед нами.»
Учитель: «Да я не виду урок. Мое место свободно и разве это не парадаксально»
А часто мы с вами сталкиваемся с парадоксами? В жизни есть место парадоксам. Мир парадаксален и этим он интересен. В нем столько противоречий, что кружится голова. Величие парадокса мы постигаем вместе.
Учитель: А что такое парадокс?
Парадо́кс (от др.-греч. παράδοξος — неожиданный, странный; от παρα-δοκέω — кажусь) — ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.
Учитель: Сегодня наш урок будет полон парадоксов.
Стихотворение: Три клада у природы естьТри ее основы.Вода, земля и воздух.Какая бы не грянула беда,Целы они – все возродится снова.
Учитель: О каких кладах идет речь?
Клады – это среды обитания. А клад это что-то очень ценное, что нужно беречь и хранить.
Назовите тему урока и назовите его цели.
Для того, чтобы перейти к опросу домашнего задания заполните таблицу по наземно- воздушной среде.
знаюХочу узнать узналДля того чтобы перейти к новой теме давайте выясним:
Что за свойства отличают живые организмы от других, неживых тел?
-
Какие царства живой природы вам известны и сколько их
- Почему же все живые организмы разные? Могли бы эти животные встретиться все вместе?
- Почему отличаются друг от друга?
Слушают учителя
Поочередно высказывают свое мнение используя приложение №1
Учащиеся приводят примеры парадоксов из приложения, жизненного опыта, сказок
(«Колобок», «Курочка ряба», А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке» и т.д.)
Учащиеся высказывают свою точку зрения, что речь идет о средах жизни
Формулируют тему и цель урока.
Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются.
Заполняют две колонки таблицы – знаю, хочу узнать
Учащиеся называют
1.Отличия:
дыханиеразмножение,
раздражимостью,
питаниевыделениерост и развитие
обмен веществ
Ответы учеников (4 царства – Бактерии, Растения, Грибы, Животные)
Ответы учеников (Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях. )
Осмысление Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- находить отличия
- составление схем-опор
- работа с информационными текстами
- объяснение значения новых слов
- сравнивать и выделять признаки
-уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации
Коммуникативные УУД:
-групповая работа по обсуждению информации
-слушать товарища и обосновывать свое мнение
- выражать свои мысли и идеи
Предметные результаты:
- знать особенности наземно- воздушной среды и приспособления к ней.
- разнообразие приспособлений у растений и животных к условиям наземно- воздушной среды.
-уметь отличать по внешним признакам где обитает живой организм
Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история… Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было. Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами. Правильно, да вы знаете эти существа, имя им на планете – живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на той Планете Земля, хоть многие и изменились с тех давних-давних времен, некоторые не дожили до Настоящего, канули в прошлом Лихолетье…Но и сегодня их немало - 5 миллионов видов! И разные они – и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые…Разве это не парадокс. Давайте разберемся в этих парадоксах.
Для начала составьте кластер, который будет отображать «Наземно-воздушную среду», синквейн о наземно- воздушной среде. Что входит в состав наземно-воздушной среды?
41148028194000225933013906500Наземно-воздушная среда (атмосфера)
приспособления экологические факторы
Давайте разберем эти группы, которые входят в наземно-воздушную среду.
Учитель: Назовите особенности среды: (воздух, кислород, низкая плотность, ветер, температура, влажность, освещенность).
Учитель: Смотрите сколько экологических факторов среды, к которым должен быть приспособлен живой организм. А возможно ли это? А если бы организмы не смогли приспособиться, что с ними бы произошло? Вот, чтобы это узнать мы разделимся на лаборатории, которые выяснят как живые организмы приспособлены к различным условиям проживания. Каждая лаборатория изучает – 1 лаборатория - приспособления наземных организмов к высоким и низким температурам, 2 лаборатория – свет в жизни наземных растений и животных, 3 – приспособленность наземных растений и животных к водному режиму.
Учитель спрашивает отчет каждой лаборатории на поставленные им вопросы.
Учитель: Подберите пару каждому фактору среды и объясните почему.
Начало кластера «Наземно- воздушная среда»
Закончить схему
Наземно – воздушная среда
241871431115001487804596900055435550165
свет влажность Температура
Учащиеся внимательно слушают
Самостоятельно работают с учебником стр 22, работаем с карандашом и делаем пометки. Учащиеся выясняют особенности наземно – воздушной среды. Работают с рисунком на презентации
Учащиеся заполняют таблицу по ходу объяснения
№ факторыусловия1 свет
много2 температурабольшие амплитуды колебаний
3 воздух много4 влажностьМало, дефицит
5 ветересть1 лаборатория - приспособления наземных организмов к высоким и низким температурам
Вопросы: Как растения защищаются от перегрева?
Что происходит когда температура окружающей среды понижается?
А животные приспособлены к температурным изменениям?
2 лаборатория – свет в жизни наземных растений и животных
Как делятся растения по отношению к свету?
Как по отношению к свету классифицируются все животные?
3 – приспособленность наземных растений и животных к водному режиму.
Как делятся все растения по отношению к воде?
Деление животных по отношению к водному режиму?
Каждая лаборатория выдвигает по одному представителю, который делает кластер из набора слов и прикрепляет его к магнитной доске: иголки, опушенные стебли, летний покой, сахара, жир, пух, шерстка, листопад, спячка, светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые, ночные, дневные, влажность, влаголюбивые, сухолюбивые, умеренная влажность.
Каждый представитель должен еще объяснить почему он выбрал этот термин и соотнес его к данному фактору.
Рефлексия Регулятивные УУД:
- выработка критериев оценивания работы в группах
ЛичностныеУУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- оценивать собственный вклад в работу группы
Для закрепления изученного материала предлагаются дифференцированные задания
1. Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».
1. Различают 2 среды обитания: наземно-воздушную и водную.
2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.
3. Крупные кенгуру совершают прыжки в длину до 5 метров.
4. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.
5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и снова ныряют.
6. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.
Вопросы кроссворда по «Наземно-воздушной среде».
1. Группа растений, живущих в условия дефицита (недостатка) влаги, например в пустыни
2. Состояние некоторых животных зимой, при котором они крайне не активны (не передвигаются и не питаются).
3. Растение засушливых мест, способное накапливать в своем стебле значительное количество воды.
4. Животное, передвигающееся прыжками (до 5 метров)
5. Животное пустыни, способное обходиться без воды до двух недель.
6. Период сбрасывания листьев у растений перед наступлением зимы.
Игра «Третий лишний».
Дождевой червь, пиявка, слепыш
Бабочка, колибри, щука.
Таймень, шмель, акула.
Олень, крот, кролик
Учитель: Вот еще один парадокс, представьте, что на Землю с дружественным визитом должна прибыть инопланетная делегация. О каких особенностях жизни на суше мы, как радушные хозяева, сразу должны предупредить гостей?
Я предлагаю каждой лаборатории нарисовать свою картинку, которая будет объяснять какие условия жизни на нашей Землею. Эти рисунки будут необычными, т.к. несмотря на то, что они будут индивидуальными, выполнять мы их будем в форме игры. Сначала подумайте, что вы хотите изобразить. Я не буду подсказывать, вашим помощником будет ваша фантазия. А теперь внимание правила игры. Рисунок будет точечным, у каждого из вас один фломастер определенного цвета, которым вы начнете рисовать, затем по мой команде меняетесь фломастерами по кругу, по часовой стрелке. Времени у нас мало, поэтому работать надо быстро и слушать мою команду. Задание понятно? Итак, приступили. (На выполнение задания 5 мин.) Во время работы учитель дает пояснение. Рисование – это еще одна возможность получать удовольствие. Психологи утверждают, что посредством рисования у детей развивается память, мышление, внимание, воображение и даже снимается стресс. Поэтому рисовать полезно не только детям.
Цветовой дневник, который покажет какое настроение у учащихся после урока.
Красный – восторженный
Оранжевый – радостное
Желтый – светлое
Зеленый – спокойное
Синий – грустное
Фиолетовый – тревожное
Черный - унылое
Учитель: Какие замечательные рисунки у вас получились: яркие, веселые, жизнерадостные.
«Пусть ваша жизнь проходит на устах с улыбкой,
Пусть ваши мечты и фантазии исполняются».
Рефлексия
Сегодня на уроке:
- Я удивился;
- Я понял;
- Я задумался
В начале урока мы заполнили таблицу, а сейчас заполните последний столбик таблицы..знаюХочу узнать узналД/з параграф 7
Все задания у учащихся в приложении. Они выбирают и выполняют их.
Взаимопроверка заданий. Правильные ответы на слайде.
Правильный ответ: -, +, +, -, +, +
Обитают в почвенной среде
Обитают в наземно –воздушной среде
Водная среда
Наземно –воздушная среда
Учащиеся приступают к созданию немого рисунка.
Затем обучающиеся по очереди выходят к доске и крепят свои рисунки на магнитную доску
Учащиеся заполняют 3 столбик таблицы.
Учащиеся оценивают работу своих учеников.