Конспект урока по биологии в 5 классе Наземно-воздушная среда жизни организмов .

Наземно-воздушная среда жизни.
Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления знаний (Лабораторный урок)
Цель урока: создать условия для усвоения учащимися знаний о наземно-воздушной среде жизни.
Задачи:
развивать знания о средах жизни на основе рассмотрения наземно-воздушной среды;
сформировать умение устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и условиями обитания;
развить умение работать с различными источниками информации.
Планируемые результаты:
Предметные:
сформировать знания об основных абиотических факторах, действующих в наземно-воздушной среде, группах растений и животных по отношению к водному режиму;
сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.
Метапредметные:
учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать воображение учащихся;
развивать поисково-информационные умения: работать с различными источниками информации.
Личностные:
формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная, коллективная, самостоятельная работа.
Оборудование: гербарные экземпляры и живые растения: влаголюбивые (тростник, калужница), растения, приспособленные к условиям умеренной влажности (кислица, ландыш), сухолюбивые (опунция, алоэ, полынь); иллюстрации растений и животных различных сред обитания.
ТСО: компьютер, проектор.
Ресурсы:
учебник: «Биология. Живой организм» (УМК «Сферы») Авторы: Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко.-М.: Просвещение, 2011г. с. 22-25;
электронное приложение: «Наземно-воздушная среда жизни»;
тетрадь-тренажер: с. 14, № 20, 21; с. 23, № 6;
тетрадь-практикум: лабораторная работа 2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде».

Структура урока


Этапы урока

Планируемая деятельность учащихся

Деятельность учителя
Развиваемые (формируемые) учебные действия





Предмет-ные
Универсаль-ные

1.
Организа-ционный момент и целепола-гание



Приветствуют учителя, организуют рабочие места, анализируют правила.

Приветствует учащихся, дает психологический настрой
Озвучивает правила работы, вывешенные на доске: 1.Сначала выслушай, затем задай вопрос. 2.Максимальная активность каждого. 3.Никакой критики


Личностные, связанные с личностным самоопределением через принятие этических принципов

2.
Актуализация знаний и целеполагание















Анализируют иллюстрации, выделяют несколько групп, распределяя организмы по Царствам. При распределении по средам жизни, группирут организмы на два столбца (на магнитной доске)

Вспоминают экологические факторы водной среды жизни и приспособления у организмов к этим условиям.

Заполняют вместе таблицу на доске






Предлагают варианты ответов: «у них другие приспособления», «они занимают другую среду жизни, о которой мы еще не говорили».

Произносят тему урока, записывают в тетрадях
Формулируют цель урока: изучить особенности наземно-воздушной среды жизни, выявить приспособления у организмов к данным условиям.

Обращает внимание учащихся на иллюстрации, вывещенные на магнитной доске (растения и животные разных сред жизни), предлагает их разделить на группы и обосновать причины разделения.

Предлагает вспомнить экологические факторы водной среды жизни и приспособления животных к условиям водной среды

Предлагает заполнить таблицу на доске:

Экологи
ческие факторы
Приспособ
ления у организмов





Обращает внимание учащихся на второй столбец организмов. Предлагает найти ответ на вопрос, почему мы их не использовали при заполнении таблицы?

Предлагает сформулировать тему и цель урока.

Записывает на доске тему урока: Наземно-воздушная среда жизни





Описывать черты приспособленности организмов к обитанию в водной среде


Называть основные абиотические факторы, действующие в водной среде


Описывать черты приспособленности у организмов к обитанию в водной среде


Познавательные, связанные с анализом объектов.с целью выделения признаков

Коммуникативные, связанные с умением выражать свои мысли и слышать участников общения















Регулятив
ные, связанные с целеполаганием посредством включения учащихся в поисковую беседу


3.
Планированиедеятельности по достижению цели


Предлагают план и записывают в тетрадях.

Для достижения цели урока предлагает составить план действий.
Записывает на доске:
1. Характеристика наземно-воздушной среды обитания.
2.Особенности наземно-воздушной среды жизни.
3.Приспособления наземных организмов к высоким и низким температурам.
4. Приспособления наземных организмов к водному режиму.


Определять понятия по теме урока
Регулятивные, связанные с планированием и последовательностью действий

4.
Поиск способа решения и реализация намеченного
Работая в группах, выбирают необходимую информацию, обсуждают, предлагают для записи на доске:
1. Много кислорода.
2. Низкая плотность воздуха
3. Передвижение воздушных масс – ветер.
4. Разнообразные температурные условия.
5. Влажность.
7. Освещенность.





Предполагают, что у животных и растений появились черты приспособленности.


Работая в парах, анализирют таблицу, приводят примеры растений и животных.




Работая в группах изучают материал, обмениваются информацией, представляют примеры приспособлений у организмов к высоким и низким температурам:
у животных – окраска, слой жира, пуховой и перьевой покров, спячка, перелеты птиц.
У растений: колючки, волоски, накопление особых веществ, сбрасывание листьев, стелющиеся побеги, зимний покой.




Представляют для обсуждения расшифровку терминов.



Сравнивают, анализируют, кратко записыват в тетради.
Предлагает, используя материал учебника на с. 22 охарактеризовать особенности наземно-воздушной среды.











Предлагает ответить на вопрос: «Как различные организмы приспособились жить в наземно-воздушной среде жизни, в таких контрастных условиях?»



Предлагает изучить таблицу «Примеры групп организмов по отношению к температуре», демонстрируя электронное приложение «Наземно-воздушная среда жизни».

Предлагает выявить приспособления у растений и животных к различным температурам, используя материал учебника с. 22-23.






Делает вывод: растения по отношения к температуре делят на влаголюбивые, сухолюбивые растения;
по отношению к солнечному свету на –
светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые.
Предлагает расшифровать новые термины.


Демонстрирует биологические термины, используя словарь электронного приложения «Наземно-воздушная среда жизни», предлагает записать в тетради.


Называть основные абиотические факторы














Описывать приспособления наземных организмов к условиям среды


Уметь работать с разными источниками информа-ции



































Познавательные, связанные с поиском необходимой информации




















Коммуникативные, связанные с умением сотрудничать с учителем и со сверсниками























Регулятивные, связанные с изменением результата своей деятельности



5.
Осознание и осмысление учебной информации






Используя тетрадь-практикум: выполняют лабораторную работу №2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде».

Зачитывают выводы, сравнивают, делают дополнения.

Делают выводы по уроку, что план выполнен, цели достигли. Намечают перспективы на следующий урок.

Предлагает ребятам проанализировать приспособленность растений к водному режиму, выполняя лабораторную работу «Экологические группы наземных растений по отношению к воде».




Предлагает проанализировать выводы по проделанной работе.

Предлагает «вернуться» к плану урока на доске, цели урока.
Опреде-лять и находить группы растений по отноше-нию к водному режиму
Познавательные (общеучебные), связанные с осознанным построением речевого высказывания в устной и письменной форме

6.
Контроль и оценка

Выполняют тест, проверяют, работая в парах, сравнивают ответы на доске, оценивают друг друга.


Для самопроверки предлагает ваполнить тест из электронного приложения «Наземно-воздушная среда жизни».
(урок 7)
Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения растений и животных и их условиями обитания.


Регулятивные, связанные с оцениванием своей деятельности
Коммуникативные, связанные с умением взаимно контролировать друг друга

7.
Рефлексия
личност-ная
Оценивают свое самочувствие и работоспособность на уроке, дают обоснование своим действиям.
Предлагает оценить ребятам свое самочувствие, свою работу по 10-тибальной шкале, поставить себе оценку, обосновать своё решение.

Регулятивные, связанные с оцениваем результатов своей работы

8.
Домашнее задание
Записывают домашнее задания.
Предлагает задания по выбору:
1. Изучить материал учебника на с. 22-25;
2. Подготовить сообщение «Эти удивительные растения»