Приемы смыслового чтения (работа с текстом)
Приемы работы с текстом (приемы смыслового чтения)
Цели:
Формирование и развитие читательской компетенции обучающихся.
Формирование положительной мотивации в систематическом чтении.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Ниже представлены приемы извлечения информации из текста, осмысления информации, приемы ее фиксации, трансформации и выражения оценки значимости информационных единиц.
№ п/пПрием смыслового чтения (название приема) Характеристика приема смыслового чтения
Вопросы на понимания Ученики отвечают на вопросы в учебнике, на вопросы, составленные учителем.
Работа с заголовком Дети выбирают из текста или придумывают заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста
Постановка вопросов к тексту Учащиеся формулируют вопросы к тексту.
Составление плана текста Проводится работа с алгоритмами.
Алгоритм составления плана:
Раздели текст на законченные по смыслу части.
Определи основную мысль каждой части.
Озаглавь каждую часть текста.
И может быть таким (более развернутый вариант):
Алгоритм составления плана:
Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
Определите тему и основную мысль текста.
Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.
Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.
Составление:
- таблиц;
- граф-схем текста Обучающиеся преобразовывают текстовую информацию в другой вид, у ребят формируется навык выборочного чтения.Знакомство с заголовком Учащиеся, прочитав заголовок, обдумывают: «О чем здесь пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?» и т.п.
Пересказ текста Дети пересказывают текст. Могут быть несколько видов пересказа текста:
-Подробный;
-Близкий к тексту; -Выборочный; -Краткий; -Творческий.
ТезированиеДети выделяют значимую информацию в изучаемом тексте с обязательным указанием позиции автора текста.
«Веточка» определений Дается понятие, выявленное в тексте. Ученики предлагают к нему определения (определения могут быть извлечены из самого текста).
Структурирование текста Учащиеся структурируют текст, т.е восстанавливают, реконструируют текст или создают собственный текст с использованием текста-источника или нескольких текстов.
Цитирование Учащиеся извлекают ключевые фрагменты текста (цитат), фиксируют их.
Глоссарий (словарная работа, ключевые слова (понятия)1) До прочтения текста предложить учащимся перечень ключевых понятий темы и попросить составить собственный текст, в котором бы фигурировали данные понятия. После прочтения текста полезно сопоставить собственную версию с полученной информацией.
2) Выделить ключевые слова в названии текста (параграфа), объяснить их, предположить, о чем пойдет речь. Затем при беглом чтении выделить ключевые слова в тексте (при работе с информационным текстом, выделенные слова параграфа).
3) Предложить две трактовки одного и того же понятия и попросить обосновать – какая из трактовок будет ближе содержанию текста (после чтения вернуться).
4) Предложить ключевые слова темы и попросить связать данные слова в определенную схему.
5) Предложить обучающимся незнакомые слова и определить их значение с помощью словарей и справочной литературы.
Ориентиры предвосхищения Учащимся дается ряд утверждений, связанных с темой текста, и предлагается отметить те, с которыми они согласны (после прочтения предлагается вернуться, если ответ изменился, объяснить почему).
Логические цепочки (данная стратегия может использоваться и на этапе ПОСЛЕ чтения текста). Обучающимся предлагается нарушенная последовательность логических утверждений и ставится задача восстановить последовательность.
Кубик (ромашка) БлумаНа гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Возможны два режима использования данного приёма.
Учитель задаёт соответствующие вопросы по тексту.
Ученики формулируют вопросы.
Оценка текста
Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:
Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как, по-вашему, почему они выделены?
Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе?
Какой раздел параграфа самый большой? Как, по-вашему, почему?
В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…? и т.д.
Чтение с пометками По ходу чтения читатель делает на полях пометы (например, «+» – понял, «--» – не понял, «?»– требует обсуждения). После чтения текста обсуждаются пометы и проверяется осмысление текста.
Прием «на соотнесение»
Ученикам предлагаются задания на соотнесение:
1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями,
пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста
(короткими текстами);
2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений,
3) картинок, схем и т. п.;
4) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение
синонимов/ антонимов)
Прием «Дополнение информации»:
Обучающиеся выполняют задания на дополнение информации:
1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним
словом;
2) дополнение (завершение) предложений.
Отношения между вопросом и ответом Учащимся предлагается схема (Где ответ?) и говорится о том, что ответ на вопрос может содержаться в тексте или в голове у читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении текста (1) или в нескольких его частях (2).
В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста. Если он содержится в нескольких частях текста (2), такой ответ надо формулировать, соединяя их.
Если ответ находится в голове читателя, то в одном случае (3) читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае (4) ответ находится за пределами текста, и читатель ищет его в своих знаниях.
Далее учащимся предлагается список вопросов, которые они должны отнести к одной из групп. После этого предлагается дать ответ на поставленный вопрос.
Уголки Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства (используя текст и свой жизненный опыт) положительных сторон, рассматриваемого объекта, другая - об отрицательных (подкрепляя свой ответ выдержками из текста). В конце урока делается совместный вывод
Ассоциативный куст
Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.
Лови ошибку
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока
Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.
Аннотация. Учащиеся составляют краткое содержание к тексту, отзывы о прочитанном.
Интеллект-картыСоставление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводиться больше места под рисунок, что позволит расширять и моделировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводиться из «главной идеи» линии (ветви), каждая их которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.
Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания текста.
Сенкан (синквейн)
Учитель предлагает написать сенкан по ключевому слову поработанного текста.
Сенкан – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.
Структура сенкана.
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание).
Существительное (перефразировка темы).