Презентация к выступлению на педагогических чтениях по теме:Приёмы развития смыслового чтения


Приёмы смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным.Бэкон Ф. «Концепция модернизации российского образования» «Новый образовательный результат»Формирование ключевых компетенций и приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений;Развитие умений работы с информацией;Развитие навыков самостоятельной работы и умений принимать решения в нестандартной ситуации;Формирование навыков исследовательской деятельности.Формирование навыков работы в группе. Человек (его мышление, сфера практических умений, способности, характер, межличностные отношения) формируется в деятельности и только в ней, причем в деятельности интенсивной, напряженной и разнообразной. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание смыслового содержания текста. Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех УУД: личностные УУД – мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; регулятивные УУД – принятие обучающимся учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объём словаря;коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Стратегия смыслового чтения Поиск информации и понимание прочитанного Преобразование и интерпретация Оценка информации Причины возникновения проблем при работе с математическим текстом: 1. Своеобразный язык математики, абстрактность теории, сжатость и краткость изложения 2. Широкое применение символики, преобладание дедуктивного метода изложения информации3. Тесная связь текста с иллюстрациями и чертежами4. В текстах учебников математики имеются так называемые «пробелы в тексте» - это ссылки на уже известный материал, формулы или теоремы 1 этап – работа до чтения Работа с заголовком параграфа или главы Основной приём – это прием «Банк идей (гипотез)», куда обучающиеся «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться. Этот прием научит детей выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно – исследовательской деятельности обучающихся . 2 этап – работа с текстом 1.Ставим цель знакомство с информацией, понимание информации, запоминание, использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях, подтверждение изученного или того, что знали ранее, отыскание примеров, подтверждение научных фактов, работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами).2. Определяем способ чтенияопережающее чтение, углубленное чтение, выборочное чтение, чтение-сканирование, чтение вслух, чтение про себя, чтение по ролям, чтение-изучение, выборочное чтение, просмотр. Игра «Угадай-ка!» Класс делится на 2 команды: одна начинает читать по учебнику любую часть правила (любые три слова), а вторая должна быстро отыскать в тексте учебника всю формулировку правила. Приемы работы с текстом Приемы работы с текстом “ Чтение по ролям”7 классУрок геометрии Свойства отрезков, лучей и углов. Первый обучающийся – отрезок, второй- луч, третий - автор и т.д. «Действующие лица» знакомят всех со «своими» свойствами, проигрывают описываемое в тексте. 3 этап – работа после чтения Прочитай заголовок и попытайся ответить на вопрос: «О чем будет говориться в этом параграфе?».Просмотри текст параграфа, обращая внимание на иллюстрации, правила, примеры.Почитай текст. Установи связь текста и иллюстраций, правил, примеров рассмотренных ранее.Как выделено главное в тексте (правила, алгоритмы выполнения действий и т.п.).Приведи свои примеры к тексту.Раздели текст на смысловые части. Сколько их получилось?Озаглавь части текста и составь план.Выполни письменное задание.Повтори прочитанное по плану, затем без него. Проговори несколько раз правила. Выучи наизусть. Памятка работы с параграфом учебника математики для обучающихся Тема: «Окружность и круг» (5 класс) 1. Прочитайте текст. 2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? 4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? “ Кто что понял?” Приемы работы с текстом Продуктом такой работы может быть: список вопросов к автору текста, на которые обучающиеся не смогли ответить самостоятельно. От обучающихся хотелось бы услышать выводы: “Ответ … помог мне разобраться в тексте, я раньше не понимал…, а теперь…”, “мне осталось неясным после сообщения …, как…”. Пример кластераТема : Положительные и отрицательные числа Положительные и отрицательные числа Положительные и отрицательные числа уровень глубина высота география химия физика долг торговля прибыль координатнаяпрямая больше 0 меньше 0 температура жара холод биржа повышение понижение Приём работы с кластером Приём работы с кластером уравнение квадратное линейное дискриминантД= если полное, его корни… пример приведённое, его корни….Теорема Виета…. Дробно-рациональное способы решения хІ=-25 Приём: «Ассоциативный куст» Если второй коэффициент - чётное число, то его корни… Формула сокращённого нахождения корней Приём: «Ассоциативный куст» ИНСЕРТ - маркировка текста. 1. Читая, ученик делает пометки в тексте:V – уже знал,+ - новое,- - думал иначе,? – не понял, есть вопросы.2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя материал. Приёмы работы «Инсерт» Пример таблицы - инсерт по теме: «Многоугольники» V уже знал + узнал новое - думал иначе ?естьвопросы МногоугольникРериметр многоугольникаДиагональ УголПротивоположные стороны, вершинычетырехугольника Внутренняя, внешняя область многоуголь-никаВыпуклый многоуголь-ник(n-2)•180° определение многоуголь-ника не понял как получили формулу Составление синквейна Для его написания существуют правила: Приёмы работы «Синквейн» Это стихотворение из пяти строк, где первая строка – тема стихотворения, выраженная существительным; вторая – описание темы в двух словах (прилагательные), третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами (глаголы), четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме, пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы. Синквейн ЧЕРТИТЬ ЗАНИМАЕТСЯ ИЗУЧЕНИЕМ СВОЙСТВ ДРЕВНЯЯ ФИГУР ИЗМЕРЯТЬ ВЫЧИСЛЯТЬ ИНТЕРЕСНАЯ НАУКА ГЕОМЕТРИЯ Арифметический, географическийДелить, вычислять, находить Дробь, которую нужно понятьОтношение Пример синквейна Приём «Тонкие» и «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы- вопросы, требующие простого односложного ответа«Толстые вопросы»–вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа Приём «Тонкие» и «Толстые» вопросы Этапы решения текстовых задач и их связь со стратегиями смыслового чтения Анализ содержания задачиПоиск пути решения задачи и составление плана её решения Поиск информации и понимание прочитанного Осуществление плана решения Преобразование и интерпретация Проверка решения задачи Оценка информации Приём: Составление краткой записи задачи Приём: Составление краткой записи задачи Приём: Составление вопросов к задаче Задача. Бригада лесорубов ежедневно перевыполняла норму на 16 м3, поэтому недельную норму (шесть рабочих дней) она выполнила за четыре дня. Сколько кубометров леса заготовляла бригада в день? Двумерная диаграмма(это площадь одного или нескольких прямоугольников, стороны которых изображают численные значения рассматриваемых величин Приём: «Учимся задавать вопросы разных типов» Описать с помощью таблицы смесь азотной и соляной кислот, если известно, что доля азотной кислоты 0,4, а её масса 430 кг. Масса всей смеси  1075 кг Доля   0,4 Доля   0,6 Масса   430 кг Масса   645 кг Решение: Определим массу всей смеси по формуле: Пример решения контекстных задач На рисунке жирными точками показана цена золота на момент закрытия биржевых торгов во все рабочие дни с 5 по 28 марта 1996 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — цена унции золота в долларах США. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку, какого числа цена золота на момент закрытия торгов была наименьшей за данный период Задача из текстов ЕГЭ: В школе есть трехместные туристические палатки. Какое наименьшее число палаток нужно взять в поход, в котором участвует 20 человек? Приём: Приём на выход проектных работ 1. 2. Учимся задавать вопросы разных типов. Ромашка Блума простые: Кто? Что делал? Где, когда, при каких обстоятельствах это происходило? уточняющие: если я правильно понял, то…? объясняющие– о причинах и следствиях: Почему? Зачем? Что из этого получилось? практические - где вы в обычной жизни могли бы наблюдать симметрию? оценочные: почему это хорошо, а то плохо? Правильно ли поступил..? вопросы на выявление эмоционального отношения: понравился ли вам…? творческие-что бы изменилось в…если бы….?Как вы думаете как будет …? Тетрадь с печатной основой Приём: «Ключевые слова» Сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова. Составьте задачу по теме «Пирамида».многогранник, треугольники, n-угольник, основание, Египет, Евклид, энергия, вершина, 44 метра, высота, ребро, правильная, высота проходит через центр вписанной в основание окружности,апофема. НЕВЕРНО ВЕРНО ВЕРНО ВЕРНО НЕВЕРНО НЕВЕРНО Если в ромбе один из углов равен 90°, то такой ромб — квадрат. Треугольник со сторонами 1, 2, 4 существует. Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести прямую,параллельную этой прямой. Приём «Верно», «Неверно» Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом. Угол – это геометрическая фигура.Угол состоит из двух пересекающихся прямых. Бывают углы остроумные и тупые.Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки.Равные углы – это те, у которых равны стороны.Равные углы – это те, у которых градусные меры равныБиссектриса – это луч, выходящий из вершины угла Бывает угол прямой Приём: «Верите ли вы…» Ключевые словаКластерВерные и неверные утверждения«Верите ли Вы…» ИНСЕРТ КластерСинквейн«Верите ли Вы…» Вызов Рефлексия Осмысление Соответствие рассмотренных приемов стадиям технологии развития критического мышления Стадии ТРКМ и приёмы Текстовая информация Извлечение конкретной информации Предъявление информации в различных формах Структурирование текста, осмысление информации Анализ схем, диаграмм, таблиц, карт и т.п. как источников информации Сжатие информации, выделение главного Источники информации Асмолов А. Г. Системно – деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / / Педагогика, 2009. №4. – с. 18 – 22.А.Г. Асмолова- формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/– М.:Просвещение, 2010.С. И. Заир – Бек, И, В. Муштавинская- развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / – 2 – е изд., дораб. – М .: Просвещение, 2011. – 223 с. : ил. – (Работаем по новым стандартам).Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения).Открытый банк заданий по математике ЕГЭ 2015. http://mathege.ru