Занятие кружка Радуга в ладошках для учащихся 1-х класов


Занятие кружка «Радуга в ладошках»
(секция для учащихся 1-х классов)
в творческом экспериментировании.
Составитель: учитель технологии
Бабий Виктория Викторовна
МБОУ «СОШ №3»
пос.Чернышевский, Мирнинского р-на
Республики Саха (Якутия).
Тема: Удивительная история красок.
Цель: познакомить с истоками возникновения современной живописи.
Задачи:
- обогащать представления воспитанников об истории искусства;
- расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании;
-закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами;
-продолжать развивать в детях умение трансформировать увиденные образы и передавать их в своем рисунке;
-обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия зрение, слух, осязание, вкус, обоняние;
Ожидаемый результат: хорошее настроение, удовольствие, интерес детей к изобразительной и экспериментальной деятельности, обогащение познавательной копилки каждого участника нод.
Оборудование и материалы:
- слайдовая презентация «Первобытное искусство»,
- мольберты с изображением скалы,
- элемент переодевания «шкуры саблезубого тигра»,
- ёмкости с цветными овощами (свекла, морковь), чайной заваркой, мелом, углем, шоколадом,
-ватные палочки, салфетки.
Ход образовательной деятельности:
I.Создание игровой мотивации.
Воспитатель.
- Дети, вы любите рисовать?
- А чем вы рисуете обычно?
- И еще, ответьте мне, пожалуйста, на чем вы изображаете свои рисунки?
- и вы никогда не задумывались над тем, как давно люди начали рисовать? Тогда я приглашаю вас в увлекательное путешествие в далекие времена. Только, одеты мы как-то неподходяще. Чтобы нас не слопал динозавр, я припасла для всех одежду из шкуры саблезубого тигра. Одеваемся! Садимся на машины времени и - вперед!
Просмотр слайдовой презентации «Первобытное искусство»:
1 слайд.
Открывайте глазки: полет прошел отлично. Посмотрите, перед вами пещерный человек. На нем нет одежды, у него нет жилья и еще открою вам маленький секрет: он только недавно нашел огонь и пока совсем не умеет разговаривать. Зато замечательно рисует! Нет, не на бумаге и не на холсте- первобытные люди тогда еще не умели делать бумагу и ткани.
2 слайд.
Историки считают, что самую первую картинку древний человек нарисовал на себе! На своих щеках, руках, ногах, животе он провел волшебные линии. Волнистые линии обозначали воду, кружочки – солнце. Это были добрые знаки. Они охраняли первобытного человека. Люди тогда верили, что мир полон злых духов, болезней, которые все время стараются напасть на человека. Вот и нужно рисовать волшебные узоры- защитники. Так и сегодня поступают некоторые народы в Африке.
3 слайд.
Потом человек изобрел одежду и стал рисовать добрые узоры на одежде, а не на теле. А затем пришла очередь жилья.
4 слайд.
Жилище первобытный человек строил вначале из костей мамонтов, закрывал их шкурами. Когда началось похолодание на земле, древние люди перебрались в каменные жилища и пещеры.
5 слайд
До наших времен сохранились постройки древних людей.
6 слайд
Я уже говорила, что первобытные люди не умели разговаривать и поэтому знания своим детям передавали рисунками.
7 слайд
Сначала первобытные люди рисовали отдельных животных. Представьте себе, этому бизону не менее 20000 лет!
8 слайд
А вот групповое изображение – корова с телятами.
Посмотрите, как узнаваемы животные с наскальных рисунков, как они похожи на настоящих.
9 слайд
Немного позже начинают на стенах пещер появляться изображения людей.
10 слайд
Древние художники с удивительным мастерством изобразили и бегущих оленей и человеческие фигуры.
11 слайд
С вами пришел познакомиться очаровательный пещерный (у нас есть дома и есть домовые, а у пещерных людей- пещерные) ,и решил дать вам вот какие задания:
- представьте, что вы первобытные люди. Придумайте, чем вы можете рисовать, если у вас нет акварелей, кисточек, карандашей.
- возьми придуманную краску и изобрази свой наскальный рисунок.
Пока мы летали в далекое прошлое,- здорово устали. По-моему всем необходима разминочка!
Встаньте, дети, ровно, прямо
Ноги вместе, руки вниз
Поворот прыжком направо
Ровно спинку, выше нос!
( разминка под «Пластилиновую ворону»)
Вот, закончили разминку
Встали, выпрямили спинку.
- Ребята, вы не забыли, какое задание нам задал пещерный? Нарисовать свой наскальный рисунок! Замечательно! Приступим? Стоп. А как же без краски? Баночки с акварелью на дороге не валяются и на деревьях не растут. Краски нужно создавать. Давайте с вами вместе подойдем к столу.
-Это - уголь. Самую древнюю краску – черную - люди сделали из сажи более сорока тысяч лет назад. Потом они узнали, что глина и растертые камни тоже рисуют. Например, красная и желтя охра рисуют желтым, а мел – белым. Если растереть в порошок камень малахит, будет зеленая краска.
Возьмите по кусочку, проведите по бумаге.
Скажите, вы видите, что на листке остался след. Это частички глины при рисовании остаются на бумаге.
Очень много известных вам растений, продуктов тоже обладают способностью к окрашиванию.
Перед занятием я заварила чай. Помните какай была вода вначале? А сейчас? Макните в чай ватную палочку и проведите ею по листе бумаги. Что вы видите?
Посмотрите, у нас на столе лежит знакомый всем овощ. Как он называется? Свеколка. Верно. Чтобы получить краску, я натерла ее на терке и отжала через марлю. Попробуем порисовать? Какой цвет у вас получается?
Ну как? Здорово? Теперь мы можем рисовать свои наскальные рисунки без помощи обычных красок? Приступаем. Подумайте хорошенько, кого вы будете рисовать, только не говорите вслух – пусть ваш рисунок станет сюрпризом.
(рисование)
Так-так… целая выставка наскальной живописи получилась.
(Рассказы детей, кто кого изобразил.)
- а запомнили вы, чем мы сегодня рисовали?
-понравилось вам рисовать новым материалом?
Я забыла вам сказать, что можно очень хорошо рисовать на бумаге смородиновым вареньем и шоколадом, только жалко продуктов. В растениях, из которых сделаны эти сладости есть краски. Попробуем? Только давайте условимся так: половинку шоколадки – за щечку, а кусочком рисуем на бумаге. Получилось? Хорошо. Теперь идем мыть руки и пить водичку.