Доклад Учитель — организатор учебно-воспитательного процесса


Доклад
Учитель – организатор учебно-воспитательного процесса
Учитель русского языка и литературы – Дишкован Надежда Михайловна
МКОУ СОШ №1 пгт Палана, Камчатский край
Формирование мотивации учения можно назвать одной из главных проблем современной школы. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но иногда приходится с сожалением констатировать: «Мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Какие же педагогические средства я использую для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
На мой взгляд, важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет необходимость включения каждого ученика в коллективную учебную деятельность. Поэтому часто организую работу в группах. Например, при изучении романа И. Гончарова «Обломов» в 10 классе.
Форма урока – работа в группах.
Мне давно совестно жить на свете.
Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет.
Первая часть работы
Особенности характера Обломова

Г №1 Г №4
Философия жизни
портрет

Г №2 Г №3
Образ жизни
интерьер

(глава 1) (глава 5)
(глава 1) (глава 6)
Задание:
Внимательно поработайте с текстом: выделите ключевые слова, детали, имеющие значение для раскрытия характера главного героя, обобщите и аргументируйте мысли.
Оформите работу своей группы в виде сообщения.
Групповой функционал:
Руководитель группы
Мыслители
Работающий с текстом
Секретарь
Спикер
*Каждая группа делает сообщение по своему вопросу. Формулируем общий вывод об особенностях характера главного героя из всех обозначенных нами составляющих, вывод записываем в тетрадь.
Вторая часть работы
Опорный вопрос: «На что мог бы поменять Обломов сложившийся образ жизни?»
Г №1 Г №2 Г №3 Г №4
«Безликость»
«Творчество»
Карьера
Светская жизнь


Волков Судьбинский Пенкин Алексеев
Вопросы для работы групп:
Для чего автор вводит этих героев?
Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?
Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?
Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.
Обязательным элементом при организации работы в группах являются критерии оценивания.
Критерии оценивания работы групп:
Включенность в работу всех участников группы.
Качество подготовленного сообщения: полнота раскрытия вопроса, аргументированность, внимание к детали (умение работать с текстом), конкретика и точность ответа.
Качество монологического ответа спикера: развернутость, связность, логическая последовательность, языковое оформление.
Более конкретно хотела остановиться на таком инструменте, как «рабочий лист». Вообще, мы часто сталкиваемся с проблемой: ЧТО поставить ученику за работу на уроке, если он сегодня “поднялся” на одну ступеньку выше, но все еще не “дотягивает” до желаемой “4” или “5”, или даже “3”, но “рост” ученика заметен!!! Как не дать угаснуть тому огоньку, который теплится в нем?
Рабочие листы тем и хороши, что в него можно включить элементы оценивания на разных этапах урока, итоговую самооценку ученика, оценку учителя, кроме этого он имеет набор образцовых заданий, является своего рода ориентиром при изучении некоторых тем курса отдельного предмета.
Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.
Итак, Рабочий лист – это лист,
где прописаны все задания, которые ученики могут выполнить на уроке; чёткие указания, как и что должны ученики сделать за урок;
где ученику предоставляется возможность самостоятельного формулирования целей и задач предстоящего урока;
условие самостоятельного освоения учебным материалом, часто с предложением нескольких маршрутов для этого;
возможность оценить свою работу (сравнить с эталоном, образцом выполнения...).
Сначала отмечу плюсы этого инструмента.
Рабочий лист может быть в 2-х видах: одинаковый для всех учащихся класса или индивидуальный.
Индивидуальный Рабочий лист содержит инструкции и материалы, предназначенные для отдельных учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.
Например, для слабоуспевающих учащихся рабочий лист может содержать обучающий алгоритм, образцы выполнения заданий. Кроме этого, видя перед собой конечный результат, ученик может планировать темп работы индивидуально, а учитель – контролировать формирование практических навыков у ученика.
Рабочие листы могут включать задания более высокого уровня для сильных учеников, требующие умения анализировать, сравнивать, применять знания в новых ситуациях (здесь могут быть работа с терминологией, по составлению кластеров разного уровня)
Кроме того, заполнение листа непосредственно по ходу урока позволяет сразу теоретические знания переводить в практическую форму.
Каждый рабочий лист – это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал для закрепления или повторения материала.
Работа с листами может быть не только индивидуальной, но и предусматривать достижение целей в микро- и макро-группах, что помогает социализации обучающихся, формирует коммуникативные компетенции детей.
Отдельно нужно сказать о преимуществах, которые дает работа по Рабочим листам учителю. Если обучающийся работает непосредственно в Рабочем листе, то есть возможность оценить как каждый вид работы в отдельности, так и выполнение работы в целом. Учитель может оценить индивидуальные возможности каждого, прослеживать формирование УУД и участие в процессе обучения, видеть пробелы в изучении темы, корректировать процесс обучения индивидуально, что делает обучение более эффективным.
Из минусов. Конечно, процесс разработки и подготовки как урока, так и Рабочего листа ОЧЕНЬ трудоёмкий!
Несомненно, при использовании Рабочих листов необходимо корректировать и план урока, прописывая все этапы работы с Рабочими листами. Только тогда можно контролировать формирование основных компетенций учащихся, предвидеть результат, контролировать и сопровождать процесс обучения.
Учитель на таком уроке не выполняет главенствующую роль, не является основным “вещателем” знаний, а становится консультантом, координатором и наблюдателем, тогда как ученики становятся исследователями и сотрудниками.
Что делать с заполненными Рабочими листами?
Рабочие листы можно накапливать в портфолио по предмету (как результат продвижения обучающегося), можно сводить промежуточные данные по учащимся, полученные в Рабочих листах, в сводные таблицы “Достижения результатов освоения программы” по классу для получения полной картины по предмету.
Таким образом, проанализировав основные момента работы с Рабочими листами, можно уверенно говорить о выполнении основной функции учителя на современном уроке как организатора, управляющего процессом познания, сопровождающего процесс обучения, создающего условия и образовательную среду для каждого ребёнка. Ведь, по словам Конфуция, “самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь”.