Авторская статья на тему Формирование орфографических навыков как основа коммуникативной компетентности личности
Формирование орфографических навыков как основа коммуникативной компетентности личности
Авторская статья : Даумова Дарагуль Кайрбековна
Учитель русского языка и литературы 1 категории
Общей Средней школы имени Абая
На современном этапе одна из важнейших задач обучения русскому языку – это формирование прочных навыков орфографии, т.е. грамотного письма как условия формирования коммуникативной компетентности. Очевидно, что основы грамотности закладываются в начальной школе. Успешность этой работы во многом зависит от реализации принципа преемственности между начальными классами и средним звеном обучения. Поэтому в основу работы многих современных учителей положен принцип, обоснованный в работе Л.Г.Ларионовой “Преемственность в обучении орфографии между начальной и средней школой”. Данный принцип “работает” на всех этапах обучения, включая этап повторения. Совершенствование орфографических навыков учащихся в период их обучения в первом полугодии 5 класса должно строиться по следующему плану: повторение группы орфограмм, затем отработка отдельных, “трудных” для младших школьников орфограмм и комплексное закрепление всех орфограмм, изученных в начальной школе. Закрепление орфографических умений и навыков, сформированных у учащихся в этот период, продолжаются и в дальнейшем.
На первых этапах работы необходимо совершенствовать и укреплять элементарные навыки грамотного письма:
1) умение читать вообще и читать орфографически (побуквенно) – это необходимо осуществлять при самодиктовке;
2) умение без ошибок списывать с доски из учебника;
3) умение побуквенно проговаривать слово.
И еще один важный принцип работы – прогнозирование и предупреждение ошибок. Для предупреждения ошибок в контрольных диктантах в различных упражнениях дети работают со словами, которые встретятся в диктанте. Отдельные предложения из диктанта выписываются и разбираются по членам предложения.
В своей практической деятельности большое внимание уделяю игровым, занимательным формам работы для повышения интереса к русскому языку как к учебному предмету. Игровая форма организации урока используется при объяснении нового материала, при обобщении и повторении, во внеклассной работе.
Для повышения навыков грамотного письма использую также и такие грамматические игры, как “Цепочка слов”, “Игра в молчанку”, “Кто больше?” и др., игры-соревнования (“Кто лучше знает правила?”, “Парный выход”, “Кто красивее напишет слова?”), лингвистические и орфографические игры (“Определи пару” - эта игра помогает развивать у учащихся аналитические способности, формировать орфографическую зоркость, умение находить сходные орфографические явления, повышает сознательность в применении правила).
При проверке сформированности навыка морфологического разбора использую такие занимательные формы работы, как разгадывание кроссвордов (в этом мне помогает “Сборник кроссвордов по русскому языку” И.В.Шустиной), “Ручеек” (вид работы в парах сменного состава). При закреплении некоторых тем в качестве занимательного материала использую рифмованные строки, грамматическое лото, грамматические игры – “Смотри в корень!”, “Пестрый котел” (из опыта работы учителей Е,Л,Шиловой, С,В,Галян, А,А,Шамарина). Интерес к предмету вырабатываю проведением нестандартных уроков (“Урок-игра”, “Урок-соревнование”, “Урок-КВН”, “Фонетический КВН” и другие). Для учащихся такой урок – это возможность развивать свои личные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, это другой стиль общения, положительные эмоции.
Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, лингвистические рассказы и сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. Это дает возможности использования на уроках методики опережающего обучения. Начиная с 5 класса, знакомлю ребят со щербовским “треугольником гласных” - элементом программы по русскому языку для высших учебных заведений. Новые сведения излагаю в форме сказочной истории.
При знакомстве с типами орфограмм (орфограмма-буква, орфограмма-пробел, орфограмма-дефис) учащиеся узнают о правописании многих наречий (влево, вниз, издалека, отовсюду, слева и другие); предлогов (из-за, из-под); о написании -то, -либо, -нибудь. Опережающее обучение использую и в работе над синтаксисом и пунктуацией. В 5 классе даю не просто понятие о сложном предложении, но и ввожу термины: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное предложение. И дается минимум признаков, по которым можно различать эти виды предложений. О главном и придаточном учащиеся узнают в 6 классе на уроке по теме “Относительные местоимения”. А в 7 классе при изучении темы “Подчинительные союзы” вводятся основные виды придаточных.
Одним из важнейших навыков, которым должны овладеть 5-классники, является умение обосновывать правильное написание слов и постановку знаков препинания. А для этого нужно научить видеть опознавательные признаки орфограммы и условия выбора написания. От игр со словами постепенно перехожу к графическому обозначению орфограмм. Помогают формировать этот навык различные виды работ:
упражнения типа списывания, обычно осложненного грамматико-орфографическими заданиями (осложненное списывание текста без пропуска букв и осложненное списывание текста, в котором пропущены орфограммы);
диктанты различных видов, сопровождаемые орфографическим разбором - орфографический, объяснительный, предупредительный, выборочный, распределительный, творческий, обучающе-проверочный диктант “Проверяю себя”, зрительный, разные виды словарных диктантов, словарные и орфографические диктанты с непроверяемыми написаниями, где дается задание на конструирование предложений и словосочетаний с ними;
письмо по памяти;
использование перфокарт, сигнальных карточек;
письмо с проговариванием (здесь работают и механическая память, и непроизвольное запоминание, это обеспечивает большой объем написанного и предупреждение ошибок);
“орфографические пятиминутки” и “минутки чистописания”;
контрольное списывание;
словарно-орфографическая работа “По следам ошибок”;
различные виды работ с взаимопроверкой и самопроверкой;
корректурные упражнения;
комментированное письмо;
буквенные и цифровые диктанты;
проведение работ над ошибками, где формируется умение классифицировать орфограммы.
Одним из путей повышения грамотности является алгоритмизация правил, сведения ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера. Использую опыт педагога-новатора В.Ф. Шаталова и его последователя Ю.С. Меженко по составлению опорных конспектов. Ознакомившись со статьями Ю.А. Поташкиной “Обобщение школьных правил различения на письме О и Е после шипящих и Ц”, К.И. Прохоренко “Таблицы по орфографическим темам 5 класса”, А.Г. Жиленко “Использование алгоритмов при изучении орфографии”, С.И. Львовой “Схема на уроке русского языка”, я пришла к выводу, что данная работа перспективна. При формулировке правила по схеме работают два вида памяти – зрительная и слуховая, кроме того, развивается умение логически мыслить. Такую работу начинаю с 5 класса. Учащиеся ведут словари-справочники. Он состоит из двух частей: словарь трудных слов и справочник. В первую часть записываются слова с непроверяемыми написаниями. Вторая часть включает в себя опорные конспекты, схемы, таблицы по различным разделам программы. Работу над новой орфограммой строю по такому плану:
1) внимательное чтение на уроке нового правила;
2) коллективное усвоение правила;
3) составление схемы нового правила;
4) подбор примеров для отработки правила.
Таким образом, систематическая продуманная работа над грамотностью учащихся в рамках опережающего обучения, безусловно, дает положительные результаты как на этапе обучения, так и в дальнейшей жизни.
Урок–письмо "Я к Вам пишу"
Казанбай Галия Тлектесовна, учитель русского языка и литературы
Цель урока:
на основе анализа предложенных текстов выявить особенности личного и официально - делового письма, а также структуру личного письма;
создать условия для проявления субъектности учащихся, возрождения российских традиций эпистолярного жанра;
способствовать реализации творческого потенциала учащихся.
Оборудование: слайдовая презентация, тексты писем.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Вступительное слово учителя
Звучит звонок сотового телефона.
- Простите. Мне пришло SMS-сообщение: "Хаюшки! У меня все тип-топ. Звякни на мобилу. Чмоки-чмоки." Читая это сообщение, я невольно вспомнила знаменитое пушкинское "Я к Вам пишу - чего же боле, что я могу еще сказать:" и хочу вас спросить, как давно в последний раз вы писали SMS? а письмо? (ответы учащихся)
- Группа социологов из нашего класса провела небольшое исследование - и вот его результаты.
Выступление группы социологов.
- Мы провели соцопрос среди учащихся старших классов нашей школы и выяснили, что из 45 опрошенных:
регулярно отправляют SMS-сообщения близким - 39 человек;
регулярно пишут письма - 1 человек.
регулярно получают письма - 2 человека;
в течение последнего года написали письмо близким - 4 человека;
видят необходимость в переписке с близкими - 5 человек;
- Ну что ж, статистика печальная. У наших современников не хватает времени на переписку, жанр письма погибает, а ведь значительная часть наследия творческой интеллигенции XIX - начала XX века - письма театральных деятелей, ученых, писателей, художников - это своеобразный документ ушедшей эпохи. Становится грустно, когда задумаешься о том, какое наследие останется нашим потомкам. Но, пока есть время, мы можем изменить свое отношение к письму, и наш урок - первый шаг в этом направлении. Итак, тема нашего урока - "Я к вам пишу:"
III. Целеполагание, выбор формы урока.
- Что вы хотели бы узнать об эпистолярном жанре сегодня на уроке?
- Чему бы хотели научиться?
- Определим вместе форму нашего урока: урок-лекция, урок-практикум, урок-исследование. Аргументируйте свое мнение.
IV. Виды письма.
Уточнение понятийного аппарата.
- Одной из учениц класса было дано задание - по толковому словарю выяснить значение ключевых понятий нашего урока.
Ученица:
Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
Эпистола (послание) - литературное произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Устаревший жанр.
Эпистолярный жанр - жанр письма.
Адресат - тот, кому адресовано письмо.
Адресант - тот, кто отправил письмо.
Исследование текстов различных писем на предмет определения их вида.
- Письма бывают разными. Они делятся в зависимости от цели написания. Перед вами два письма.
- Определите, кому они адресованы, с какой целью написаны. Заполните графы таблицы:
Вид письма
Кому адресовано
Цель написания
Родным, близким друзьям
Обмен мыслями, эмоциями, важной информацией и т.д.
Сотруднику учреждения, партнеру по бизнесу, пользователю каких - либо услуг
Стремление подвести адресата с помощью логического, четкого, убедительного изложения к желаемому для отправителя действию, поступку.
Обсуждение работ.
Вывод:
- В зависимости от цели написания и адресата письма делятся на личные и официально-деловые.
- Наши выводы сейчас уточнят ребята, поработавшие с различными источниками и подготовившие мини-выступления.
Ученик 1:
Дружеское письмо личного характера - частное неофициальное письменное общение. В нем необходимо, во-первых, ясно и просто выражать свои мысли. Во-вторых, верно выбрать тональность. Если письмо адресовано родным, близким друзьям, то следует писать задушевно. Строится письмо по законам логики. Надо учитывать и возраст, и пол, и многие другие факторы. Каждое письмо отражает настроение и характер пишущего. Из этого следует вывод, что, если вы находитесь в состоянии негодования, в плохом настроении, лучше не пишите писем. Но если есть потребность излить чувства на бумаге, то такое письмо отправлять не стоит.
На доброе словоНе надо скупиться.Написать это слово - Что дать напиться.Со словом обидным - Нельзя торопиться,Чтоб завтра Себя самого не стыдиться.
Ученик 2:
Я исследовал правильность ведения деловой переписки. Если в частной переписке каждое письмо несет на себе печать индивидуальности автора, то язык деловой корреспонденции всегда официален, учтив, тактичен, выразителен, точен и краток. Необходимыми качествами делового письма является формально-логический способ изложения материала. Все деловые письма подразделяются на констатирующие совершившийся факт (реактивные) и предваряющие возможность его свершения (инициативные). К реактивным относятся письма, не требующие ответа: сопроводительное письмо, письмо - извещение, письмо - напоминание, письмо - предупреждение, гарантийное письмо. Целью писем этой группы является информирование читателя о каких - либо событиях, фактах. Основная цель инициативных писем - стремление подвести адресата с помощью логического, четкого, убедительного изложения к желаемому для отправителя действию, поступку. Поэтому в письмах этой группы очень часто встречаются элементы доказательства, убеждения, развернутого изложения. Деловое письмо может быть как одноаспектным, так и многоаспектным, то есть одно и то же письмо может содержать и просьбу, и предложение, и напоминание, и гарантию. Деловые часто письма составляются на специальных бланках учреждения, предприятия, фирмы и т.д. Логическая схема информирующих писем состоит из следующих частей:
1. Сообщение партнеру по переписке определенных сведений.
2. Комментирование этой информации автором письма и изложение им каких-либо инструкций.
3. Вежливое завершение письма.
Вывод:
- Что нового о письме вы узнали? Пригодятся ли вам эти знания? В каких ситуациях?
V. Структура личного письма.
- Со структурой официально - делового письма мы познакомились, а вот структуру письма личного выявим сами на примере писем, уже знакомых по изученным литературным произведениям.
1. Викторина.
- Из каких литературных произведений взяты письма?
(Н.В.Гоголь "Ревизор", А.С.Пушкин "Капитанская дочка")
2. Исследование структуры писем.
- Прочитайте письма, определите их общую структуру.
Самостоятельная работа учащихся. Обсуждение вариантов структуры.
- Я предлагаю вам еще одну структуру. Внесите коррективы в свои работы.
Структура личного письма:
1) Обращение.
2) Вступление - начинается разнообразно: с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения.
3) Изложение о предметах, интересующих адресата.
4) Заключение состоит в изъявлении чувств преданности, почтения и прочего и собственноручной подписи.
VI. Домашнее задание.
По выбору:
Написать личное письмо Президенту, другу, маме и т.д.
В различных источниках найти письма личного и официально-делового характера, оформить на формате А4.
VII. Подведение итогов урока.
В эпистолярном наследии Льва Толстого самое раннее письмо, адресованное "тетеньке" Т.А. Ервольской, датировано 20 июлем 1840 года. Оно написано 12-летним мальчиком и содержит важное, определяющее весь жизненный путь писателя, признание: "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться". Последнее письмо Льва Николаевича, обращенное к английскому биографу Эльмеру Моюду, от 3 ноября 1910 года года. Для Толстого письмо - потребность в общении с внешним миром, самыми разными людьми, являлось настоятельной необходимостью. "Что же вообще письма, как не записки о коротком времени", - заметил Герцен. Без таких "записок", весьма полно запечатлевших его жизнь на протяжении долгого времени, Толстой обходиться не мог. Он писал их везде, куда бы ни забросила его судьба: в своей Ясной Поляне, Казани, в осажденном Севастополе и в степной кибитке под Самарой, в Нижнем Новгороде и Тифлисе, в Москве и Петербурге, в Париже и Лондоне, Брюсселе и Женеве и т.д. Отправлялись эти письма в близкие и весьма отдаленные географические точки мира, самым разным адресатам: членам семьи, друзьям, сослуживцам, совсем незнакомым людям, очень разным по общественному положению: маститым и начинающим писателям, художникам и композиторам, актерам и режиссерам, академикам и студентам и т.д. Весьма обширна его переписка. Им написано более 10000 писем (занявших 31 том. в полном собрании его сочинений). При этом число ненайденных писем достаточно высоко. Я надеюсь, что потребность писать письма станет частью вашей натуры, как у Льва Николаевича Толстого, а наш сегодняшний урок - первая ступенька к этому.
VIII. Рефлексия.
- А сейчас я прошу вас поделиться своим мнением о важности эпистолярного жанра и полезности сегодняшнего урока в небольшом личном письме, адресованном мне, учителю русского языка.
Чтение работ.