Рабочая программа Психологическая азбука в рамках ФГОС НОО (1-4 кл)
Пояснительная записка
Для учащихся «Психологическая азбука» – один из уроков. Но это не совсем обычный урок: дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По задачам и используемым методам уроки «Психологической азбуки» представляют собой развивающие групповые занятия. В ходе занятий дети знакомятся с основными психологическими понятиями, получают возможность тренировать элементарные навыки рефлексии.
Главная цель программы – развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».
Через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических представлений – к самопознанию и личностному развитию. Такова основная концептуальная идея преподавания психологии в начальной школе.
Основной принцип, лежащий в основе обучения новому курсу, – принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности. Этот принцип подразумевает отсутствие строгой пропорциональности объемов того или иного содержания: в зависимости от ситуаций урока, от возникающих вопросов, уровня развития класса и конкретных учеников, других условий строится логика обучения. Ученик должен проявить себя как «соавтор» учителя в создании этого курса, опираясь на богатейший материал личного опыта. Программа учит детей замечать проявления психологических фактов, закономерностей вокруг себя, в повседневной жизни, в своем поведении и поведении окружающих.
Метафоризация психологических представлений реализуется через использование методов и средств сказкотерапии как особого направления психологии, нацеленного на развитие самосознания и новых форм взаимодействия ребенка с другими.
Максимально используется личностный потенциал ученика, раскрывать который он должен самостоятельно, но при участии и помощи учителя и одноклассников.
Программа предполагает проведение одного урока в неделю. Курс рассчитан на четыре года обучения.
Важно правильно организовать проведение развивающих занятий: желательно, чтобы количество учеников в группе не превышало 10–14 человек (как правило, полкласса). Однако возможна работа и со всем классом. Занятия можно вести и в дополнительной форме кружковой или факультативной работы.
Одна из важных особенностей занятий по программе заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, предупреждать появление серьезных психологических проблем у ребенка. Есть еще кое-что: в процессе работы по программе развивается сам ведущий, поскольку лишь это дает ему возможность быть успешным. Проведение уроков «Психологической азбуки» требует от психолога (педагога), помимо профессионализма, постоянного творчества, импровизации, готовности обучаться у детей, огромного терпения и способности быть эмоционально открытым, восприимчивым, принимающим и помогающим по отношению к детям.
Подобная работа по сопровождению психического развития и обучения младших школьников подразумевает постоянный и содержательный контакт с учителями и родителями детей. Предметом для налаживания контакта может быть заинтересованное обсуждение полученных в ходе уроков сведений о психологических особенностях детей, которые, безусловно, будут востребованы учителями и родителями. Обсуждение можно провести на родительском собрании.
Этот курс является вводным, он готовит детей к восприятию специализированных и углубленных курсов психологии, с которыми учащиеся встретятся в старших классах, и подразумевает создание непрерывной целостной системы школьного психологического образования, которая, по нашему мнению, должна быть разработана и внедрена в школу в будущем.
Программа «Психологическая азбука», являясь принципиально новой для начального образования, предполагает и кардинально иные по сравнению с традиционными подходы к отбору содержания, организационных форм занятий, к их структурированию.
Продолжительность каждого занятия 30–35 минут. На первый учебный год запланировано по 33 занятия, 2-3 классы – 34 занятия (одно занятие в неделю). В программу каждого года обучения включено по пять разделов.
В комплект методических материалов к программе входят:
методическое пособие для психолога, включающее теоретическое обоснование содержания программы, методические рекомендации по каждому разделу, примерные конспекты занятий в 1–4 классах;
книга для чтения - «Сказки о самой “душевной” науке» (автор - Вачков И.В.): в течение первого и второго годов обучения повесть «Королевство Внутреннего Мира»; в течение третьего и четвертого годов обучения «Королевство Разорванных Связей»;
Рабочие тетради для каждого года обучения, выполняющие функции своеобразного дневника ребенка и соответствующие содержанию разделов программы и тем занятий.
Структура занятий. Занятие включает в себя следующие компоненты:
введение в тему занятия и разминка: используются ритуалы приветствия, разминочные задания;
основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах: 1) если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания – его закрепление; 2) если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала – повторение – углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;
подведение итогов: рефлексия результатов занятия, происходящая в два этапа: 1) эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало); 2) осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чем шла речь, в чем польза нового материала);
домашнее задание
Разумеется, при необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.
Занятие может включать следующие типы работы: рассказ учителя, игра, психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор иллюстраций и наглядных пособий, лепка из пластилина, изобразительная деятельность, написание сочинений, чтение специально подобранных текстов и «психологических» сказок и т.д. Достаточно часто какую-то часть занятия уделяют «времени книги», когда учитель читает детям вслух и обсуждает с ними сказки.
Применяемые в программе методы обладают следующими особенностями. Они:
а) активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;
б) эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей;
в) рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников;
г) оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития;
д) метафоричны: во-первых, используемые упражнения, игры, психологические техники являются, по сути дела, поведенческими метафорами ведь они говорят об одном предмете через признаки другого, а во-вторых, сказкотерапевтические процедуры, которых очень много в программе, не могут обойтись без метафоры;
е) событийны: методы программы должны давать возможность со-бытию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.
Классификация развивающих методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), используемых в программе:
традиционные обучающие приемы;
ритуалы знакомства, представления, прощания;
«ледокольные» (разогревающие, разминочные) техники;
приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
техники релаксации;
психотехники самооценки и взаимооценки;
упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;
экспрессивные техники (приемы самовыражения);
развивающе-тренировочные упражнения;
сказкотерапевтические упражнения;
иллюстрационно-демонстрационные задачи;
подвижные игры.
ПРОГРАММА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»
В СВЕТЕ ФГОС НОО
За последнее десятилетие в российском обществе в представлениях о целях образования и путях их достижения произошел кардинальный сдвиг: от признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования мы продвинулись к пониманию первоочередной важности подготовки учащихся к взрослой жизни, воспитания самостоятельной, ответственной и социально-активной личности, готовой с успехом решать настоящие жизненные задачи, умеющей сотрудничать и мобильной в условиях изменения рынка труда.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (в редакции приказа от 26.11.2010 №124) и введенный с 1 сентября 2011 года для всех поступающих в первый класс, провозглашает новую цель образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. ФГОС НОО устанавливает определенные требования к образовательным результатам, достижение которых должно быть обеспечено при освоении учениками программы начальной школы: кроме предметных к ним были отнесены метапредметные и личностные результаты.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования*
Личностные универсальные учебные действия (УУД)
Общая характеристика: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях
Виды личностных УУД:
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Смыслообразование – поиск и установление личностного смысла учения (т.е. «значения для себя»), понимание границ того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление к преодолению разрыва между этими областями.
Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
У выпускника начальной школы будут сформированы:
Внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально-положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика» как примера для подражания;
Способность к оценке своей учебной деятельности;
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
Этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Коммуникативные УУД
Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей – партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и стоить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов решения конфликта, принятие решения и его реализация.
Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
Задавать вопросы;
Контролировать действия партнера;
Использовать речь для регуляции своего действия
Регулятивные УУД
Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Виды регулятивных УУД:
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД
Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а так же УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.
Виды познавательных УУД:
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
Подведение под понятие, выведение следствий.
Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Формулирование проблемы.
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Осуществлять синтез как составление целого из частей;
Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.
В связи с переходом начальной школы на обучение по новому образовательному стандарту перед педагогом-психологом школы встают новые профессиональные задачи, решать которые успешно можно только в тесном сотрудничестве с учителями начальной школы. С помощью программы «Психологическая азбука» педагогу психологу под силу решать следующие задачи психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС НОО:
Содействие благополучной адаптации учащихся 1-х классов к условиям школьного обучения;
Психологический мониторинг/оценка достижения планируемых школой в Основной образовательной программе начального общего образования образовательных результатов, прежде всего – личностных и метапредметных;
Совместное с учителем проектирование типовых задач формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
Участие в формировании УУД (в первую очередь - коммуникативных и личностных) у обучающихся во внеурочной деятельности в соответствии с Программой формирования универсальных учебных действий;
Психологическое информирование и просвещение родителей по актуальным вопросам образования детей с учетом результатов психологического мониторинга/оценки достижения планируемых образовательных результатов (личностных и метапредметных).
Содержание программы
«Психологическая азбука в свете ФГОС НОО. 1 класс»
Программа является составной частью Программы формирования УУД образовательного учреждения и реализовывается в рамках внеурочной деятельности.
В первом классе программа призвана решить следующие основные задачи:
помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;
познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
учить методам и приемам познания себя;
учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;
помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
научить детей осознавать и называть собственные переживания;
помочь осознать свои задатки и способности;
ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.
В помощь школьному педагогу-психологу, использующему программу «Психологическая азбука» для формирования коммуникативных и личностных УУД, в таблице представлены ожидаемые в этом контексте результаты первого года реализации программы. Из таблицы понятно, на формирование каких именно соответствующих требованиям ФГОС НОО УУД направлена работа по программе «Психологическая азбука».
Название занятия
Ключевые задачи, решаемые на занятии
Планируемые образовательные результаты
Я теперь школьник
Знакомство
Познакомиться друг с другом и ввести в игровую атмосферу
- эмоционально-положительное отношение к школе;
- адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;
- принятие образца «хорошего ученика» как примера для подражания
Знакомство продолжается
Создать условия для самораскрытия и мотивирование на заимопознание
Я теперь школьник
Познакомить с правилами школьной жизни и занятий
Что значит быть школьником?
Помочь в осознании социальной позиции школьника
Знакомство с Пси-Магом
Создать мотивацию на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности
Введение в мир психол
огии
Королевство внутреннего мира
Поддержать мотивацию на познание самих себя и одноклассников, создать первоначальное представление о специфике психической реальности
- способность к самопознанию и самооценке;
- зачатки личностной рефлексии
Сказка о волшебных зеркалах – 1
Укрепить интерес к самопознанию, познакомить с основными составляющими Я – образа, развивать самоанализ и рефлексию
Сказка о волшебных зеркалах – 2
Что я знаю о себе?
Актуализировать рефлексивную позицию, развивать потребность в самоанализе и рефлексии
Что я знаю о себе и о других?
Помочь посмотреть на себя глазами других людей
Я – это кто?
Помочь осознать собственную уникальность и себя самого в прошлом, настоящем и будущем, развивать способности к самоанализу и рефлексии
Психика и познание мира
Мои ощущения
Показать роль ощущений в познании окружающего мира, развивать осознание различных видов ощущений
- осознание и оценка особенностей своих ощущений, восприятия, внимания, как причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- стремление к самоизменению
Мое восприятие мира
Содействовать осознанию уникальности собственного восприятия окружающего мира
Мое внимание
Содействовать осознанию актуального состояния своего внимания, развивать внимательность
Как быть внимательным?
Развивать умение замечать свои ошибки, концентрацию, устойчивость, распределение и переключение внимания
Развиваем свое внимание
Помочь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для достижения успеха, активизировать и развивать произвольное внимание
Я умею быть внимательным
Мотивировать на развитие собственного внимания, развивать произвольное внимание и наблюдательность
Темперамент и характер
Что такое темперамент?
Содействовать осознанию индивидуальных различий между людьми, познакомить с психологическими особенностями различных типов темперамента
- Осознание и оценка особенностей своего темперамента и характера как причин успешности/неуспешности общения в школе;
- позитивное самоотношение;
- ориентация в нравственном содержании и в смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей
Типы темперамента
Способствовать осознанию уникальности и неповторимости каждого человека, мотивировать на познание особенностей своего темперамента, развивать умение различать его типы
Разные люди – разные типы темперамента
Закрепить умение различать типы темперамента, содействовать осознанию собственной уникальности и неповторимости через обнаружение у себя особенностей того или иного типа темперамента, развивать экспрессивные возможности
Разные люди – разные характеры
Обогатить запас слов, используемых для обозначения черт характера, развивать умение описывать черты характера других людей и произвольность поведения
Какой у меня характер?
Мотивировать на осознание черт собственного характера, актуализировать нравственные представления о хороших и плохих чертах характера, способствовать осознанию особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих поступков, поддержать позитивное самоотношение при обогащении представлений о себе
Какой характер у других?
Мой характер: оценим недостатки
Содействовать осознанию непривлекательных черт своего характера за счет получения от одноклассников обратной связи, развивать рефлексивные способности и способности оценки других людей
Я и мои
эмоции
Что такое эмоции?
Мотивировать на познание собственного эмоционального мира, способствовать осознанию собственных эмоций
- осознание и оценка собственных эмоций как регуляторов межличностного взаимодействия:
- использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций;
- зачатки эмпатии как понимания чувств других людей
Какие бывают эмоции?
Показать богатство и многообразие эмоциональных проявлений людей, расширить активный словарь для обозначения эмоций, мотивировать на понимание собственных и чужих эмоций, развивать способности к их «прочтению», мимический и жестовый репертуар выражения эмоций, содействовать осознанию способов выражения собственных эмоций
Конкурс чувствоведов
Что я знаю о своих эмоциях?
Способствовать осознанию богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развивать способности к дифференцировке различных эмоций и выражать свои эмоции через рисунок
Королевство внутреннего мира
Стимулировать интерес к самопознанию, содействовать осознанию содержания собственной психической реальности, развивать рефлексию
Календарно-тематическое планирование. 1 класс
№
занятия
Название занятие
Кол-во часов
Раздел 1. Я теперь школьник
Знакомство
1
Знакомство продолжается. Исследование эмоционального состояния
1
Исследование мотивации
1
Я теперь школьник
1
Что значит быть школьником
1
Знакомство с Пси-Магом
1
Раздел 2. Введение в мир психологии
Королевство внутреннего мира
1
Сказка о волшебных зеркалах – 1
1
Сказка о волшебных зеркалах – 2
1
Что я знаю о себе
1
Что я знаю о себе и о других
1
Я – это кто?
1
Раздел 3. Психика и познание мира
Мои ощущения
1
Мое восприятие мира
1
Моё внимание
1
Как быть внимательным
1
Развиваем свое внимание
1
Я умею быть внимательным. Исследование произвольности внимания
1
Моё мышление
1
Раздел 4. Темперамент и характер
Что такое темперамент
1
Типы темперамента
1
Разные люди – разные типы темперамента
1
Разные люди – разные характеры
1
Какой у меня характер
1
Какой характер у других
1
Мой характер: оценим недостатки
1
Раздел 5. Я и мои эмоции
Что такое эмоции
1
Какие бывают эмоции
1
Конкурс чувствоведов
1
Что я знаю о своих эмоциях
1
Королевство моего внутреннего мира
1
32-33
Итоговые занятия (диагностика)
2
ИТОГО
33
Содержание программы
«Психологическая азбука в свете ФГОС НОО. 2 класс»
Программа второго класса направлена на раскрытие творческого потенциала личности ребёнка, что реализуется через развитие его познавательной деятельности. Одной из важнейших задач начальной школы является формирование базового умения учиться, предполагающего развитие целого комплекса необходимых качеств:
умение наблюдать и замечать, воспринимать и понимать смысл учебных задач;
осознание способов выполнения действий;
сформированные навыки самоконтроля, самооценки и рефлексии;
достаточно высокий уровень саморегуляции;
творческое воображение;
развитые мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация.
Для успешного обучения в школе и для полноценного личностного развития большое значение имеет работа по развитию всех перечисленных качеств, по формированию мотивационной сферы, способности к эмпатии и осознанию собственных ценностных ориентаций. Эта работа требует от психолога помимо профессионализма, постоянного творчества, импровизации, готовности обучаться у детей, огромного терпения и способности быть эмоционально открытым, восприимчивым, понимающим и помогающим по отношению к детям.
В помощь психологу, использующему программу для формирования коммуникативных и личностных УУД, в таблице представлены ожидаемые в этом контексте результаты второго года реализации программы. Из таблицы понятно, на формирование каких именно соответствующих требованиям ФГОС НОО УУД направлена работа по программе.
Название занятия
Ключевые задачи, решаемые на занятии
Планируемые
образовательные результаты
Введение в мир психологии
Мои летние впечатления
Научить детей выражать свои чувства и впечатления с помощью слов, невербальных и изобразительных средств, содействовать развитию умения слушать, создавать мотивацию на совместную работу.
- мотивация на самопознание и самоизменение;
-зачатки осознания своих достоинств и недостатков;
-умение работать в паре
Какой Я?
Помочь детям осознать качества своего характера и личностные изменения, происшедшие за лето, способствовать развитию навыков коллективного сотрудничества.
Психология– знакомая незнакомка
Актуализировать имеющиеся у детей психологические знания, показать ценность и пользу психологических знаний для школьной и повседневной жизни, способствовать развитию умений коллективного сотрудничества.
Я и мои желания
Мои желания
Познакомить детей с понятиями «желания» и «потребности», содействовать осознанию детьми своих желаний и развитию рефлексии.
-осознание актуальных желаний и мотивов поведения;
-сформированная мотивация достижения результата;
-зачатки рефлексивной самооценки
Сказка о борьбе мотивов
Показать разнообразие мотивов, познакомить детей с феноменом борьбы мотивов; содействовать осознанию детьми своих мотивов; способствовать развитию у детей рефлексии.
Мои мотивы
Содействовать осознанию детьми мотивов своего поведения; способствовать развитию позитивных мотивов.
Какие мотивы у других?
Содействовать осознанию детьми мотивов своего поведения, учить анализировать мотивы поведения других людей.
Кладовая памяти
Загадка Психоочистителя
Помочь осознать значимость для человека внимания, ощущения, памяти, мышления, эмоций, развивать рефлексивные способности и навыки коллективной работы.
-осознание своих когнитивных возможностей и способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении;
- стремление к совершенствованию своих способностей;
-произвольное запоминание с использованием мнемотехнических приёмов
Что такое память?
Содействовать осознанию особенностей своей памяти, развивать мнемические способности, упорядочить представления о памяти, познакомить с видами памяти.
Виды памяти
Какая у меня память?
Дать детям возможность изучить особенности собственной памяти, осознать её сильные и слабые стороны, развивать мнемические способности.
Эмоциональная память
Познакомить с особенностями эмоциональной памяти, развивать рефлексию переживаний и мнемические способности.
Как лучше запоминать?
Мотивировать детей на развитие и тренировку своей памяти, познакомить с некоторыми способами эффективного запоминания и с преимуществами смыслового запоминания.
Я умею запоминать!
Что я знаю о памяти?
Мотивировать на дальнейшую тренировку памяти, познакомить с некоторыми способами эффективного запоминания и с преимуществом смыслового запоминания.
Лабиринт мышления
Сказка о профессоре Мышлении
Познакомить с содержанием понятия «мышление», развить умения анализировать, сравнивать, обобщать.
-Сформированные на уровне представления умения:
-анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-синтез как составление целого из частей;
-сравнение, сериация и классификация по существующим признакам;
-генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов;
-подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза
Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых
Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Учимся думать вместе!
Учимся обобщать и находить закономерности
Развивать логическое мышление
Учимся думать логично
Развивать логическое мышление, содействовать осознанию своих умственных возможностей, актуализировать самооценочную деятельность
Учимся думать творчески
Развивать у детей способность гибко и оригинально мыслить, стимулировать проявления креативности.
Что я знаю о мышлении?
Закрепить умения обобщать, мыслить логично, развивать рефлексию способов умственной деятельности, обобщить сведения о мышлении.
Как стать талантливым
Фантазируем с Фантузей
Стимулировать креативные способности, развивать навыки совместной творческой деятельности, упорядочить представления о фантазии и воображении, познакомить детей с понятием «способности».
-сформированное на уровне представления умение решать проблемы творческого характера;
- мотивация на дальнейшее самопознание
Что такое способности?
Я знаю, что я
Стимулировать интерес к самопознанию, содействовать осознанию своих способностей, развивать интерес к собственному внутреннему миру
Королевство Внутреннего Мира: поиск сокровищ
Стимулировать интерес к самопознанию и психологии, обобщить полученный на занятиях в течении двух лет опыт
Календарно-тематическое планирование. 2 класс
№ Занятия
Название занятия
Кол-во часов
РАЗДЕЛ I. Введение в мир психологии
1.
Мои летние впечатления
1
2.
Какой Я? Исследование самооценки, характера
1
3.
Какой Я? Исследование мотивации
1
4.
Психология – знакомая незнакомка
1
РАЗДЕЛ II. Я и мои желания
5.
Мои желания
1
6.
Сказка о борьбе мотивов
1
7.
Мои мотивы
1
8.
Какие мотивы у других?
1
РАЗДЕЛ III. Кладовая памяти
9-10
Загадка Психоочистителя
2
11.
Что такое память?
1
12.
Виды памяти
1
13.
Какая у меня память?
1
14.
Эмоциональная память
1
15.
Как лучше запоминать?
1
16.
Я умею запоминать! Исследования процессов памяти
1
17.
Что я знаю о памяти?
1
РАЗДЕЛ IV. Лабиринты мышленияР
18.
Сказка о профессоре Мышлении
1
19.
Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых
1
20
Учимся думать вместе!
1
21.
Учимся обобщать и находить закономерности
1
22.
Учимся находить противоположности
1
23-24
Учимся думать логично - 1
2
25.
Учимся думать творчески
1
26.
Исследование мышления
1
РАЗДЕЛ V. Как стать талантливым
27.
Фантазируем с Фантузей
1
28.
Что такое способности?
1
29-30
Исследование способностей
2
31-32
Я знаю, что я
2
33-34.
Королевство Внутреннего Мира: поиск сокровищ
2
ИТОГО
34
Содержание программы
«Психологическая азбука в свете ФГОС НОО. 3 класс»
По задачам и методам программа «Психологическая азбука» представляет собой развивающие групповые занятия, в ходе которых дети знакомятся с основными психологическими понятиями, получают возможность тренировать элементарные навыки рефлексии.
Программа третьего класса направлена на создание такой ситуации обучения, при которой дети учатся, общаясь, и одновременно учатся общаться. В эти годы дети учатся познавать себя, знакомятся с психологией общения и овладевают элементарными навыками и умениями эффективного взаимодействия со сверстниками, учителями, членами своей семьи и другими людьми. Общение позволяет детям выйти на новый уровень самосознания – осознание себя в системе разнообразных отношений, что является логичным завершением подготовки «питательной почвы» для запуска механизма саморазвития в подростковом возрасте.
В рамках программы для 3-го класса решаются следующие основные задачи:
развитие навыков рефлексии, способности к самоанализу, умения отвечать за свои поступки;
знакомство с элементарными понятиями психологии общения;
развитие умения осознавать свои психологические особенности, проявляющиеся в общении с другими людьми;
развитие умения понимать внутренний мир другого человека через внешние проявления в деятельности и общении;
знакомство с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов;
развитие навыков сотрудничества при решении разнообразных проблем в процессе обучения;
развитие умения добиваться успеха без соперничества;
развитие самоуважения и уважения к другим людям;
формирование навыков эмпатии и сопереживания;
обучение элементарным умениям эмоциональной саморегуляции в общении.
В помощь психологу, использующему программу для формирования коммуникативных и личностных УУД, в таблице представлены ожидаемые в этом контексте результаты третьего года реализации программы. Из таблицы понятно, на формирование каких именно УУД направлена работа по программе.
Название занятия
Ключевые задачи, решаемые на занятии
Планируемые образовательные результаты
Раздел 1. Введение в психологию общения
Новая встреча с психологией
Пробудить интерес к психологии общения, самопознанию и рефлексии, способствовать развитию навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества
Коммуникативные УУД – осознание возможности общения со сверстниками и взрослыми
Начало путешествия в Страну Общения
Показывать важность развития навыков взаимодействия и сотрудничества; настроить учащихся на осмысление своих отношений с одноклассниками, на развитие собственных коммуникативных возможностей
Личностные УУД – мотивационная основа для усвоения знаний по психологии; - учебно-познавательный интерес к новым областям знаний, новым способам решения задач
Что взять с собой в путешествие?
Помочь в развитии умения осознавать свои желания, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества; формировать умение действовать согласованно
Что я знаю о себе?
Пробудить интерес к своему Я, содействовать развитию рефлексивной позиции в сфере общения
Раздел 2. Психология отношений: Ты – Я – Он/Она = Мы
Как и почему начинаются ссоры?
Научить учащихся осознавать причины своих ссор; развивать экспрессивные способности, умение действовать согласованно
Коммуникативные УУД – умения:
-формулировать собственное мнение и позицию;
Сказка о конфликте и контакте
Дать учащимся представление о содержании понятий «конфликт» и «контакт», развивать экспрессивные способности и навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества
-допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной;
Качества, важные для общения
Содействовать осознанию качеств, необходимых для эффективного взаимодействия, развивать экспрессивные способности, навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества
-ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве;
Какие мы в общении?
Научить понимать разницу между тем, как воспринимает себя сам учащийся и как его воспринимают другие, помочь учащимся осознать, как к ним относятся родители и одноклассники, содействовать развитию реалистичной самооценки и самовосприятия
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-предвидеть последствия коллективных решений
Я общительный или замкнутый?
Мотивировать учащихся на осмысление и развитие своих коммуникативных способностей; дать представление об индивидуальных различиях в этой сфере
Личностные УУД – эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
Королевство Разорванных Связей
Помочь осознать ценность глубоких и содержательных контактов между людьми, развивать навыки невербального взаимодействия
Свои и чужие
Содействовать осознанию ценности тёплых эмоциональных отношений между людьми, помочь осознать различия в отношении к «своим» и «чужим», развивать толерантное отношение к «другим», способствовать получению опыта сотрудничества и конкуренции
Девчонки + мальчишки =
Помочь учащимся осознать особенности своего отношения к представителям противоположного пола, способствовать формированию у девочек и мальчиков позитивных установок по отношению друг к другу в ходе совместного принятия группового решения
Друзья и недруги
Содействовать осознанию ценности дружеских отношений между людьми, помочь осознать, как воспринимают друзей и недругов мальчики и девочки, развивать толерантное отношение к другому мнению в ситуации совместного принятия группового решения
Раздел 3. Сокровища и тайны дружбы
Дружба – это
Познакомить с содержанием понятия «дружба», развивать навыки совместной деятельности
Коммуникативные УУД – эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества;
Мы – дружная команда!
Правила доброжелательного общения
Развивать навыки взаимодействия и сотрудничества в команде, содействовать возникновению у членов команды чувства Мы»
создавать условия для самовыражения в команде, разработать с учащимися правила доброжелательного и эффективного общения
Умения:
-формулировать собственное мнение и позицию;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Дружная страна
Закрепить правила доброжелательного и эффективного общения, помочь учащимся понять, кто составляет круг их ближайшего общения, развивать способности самовыражения
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Как мы все похожи!
Развивать стремление к самопознанию, помочь увидеть сходные черты у разных людей и осознать важность этого сходства для общения, содействовать осознанию своего сходства с другим, развивать умение учитывать мнения разных людей
Личностные УУД – усвоение моральных ценностей: «дружба», «настоящий друг», «индивидуальность», «понимание друг друга», «толерантность»
Какие мы все разные!
Развивать способности к самопознанию и интерес к познанию других людей, помочь увидеть психологические различия людей и осознать важность наличия этих различий для общения, содействовать осознанию своих отличий от других, развивать умение учитывать разные мнения
Сказка о Другой Точке Зрения
Способствовать развитию взаимопонимания, показать ценность уникальности и индивидуальности каждого человека, содействовать осознанию того, что собственная точка зрения и точки зрения других людей могут различаться, развивать толерантное отношение к другой точке зрения
Скажи мне, кто твой друг
Помочь учащимся осмыслить ценность дружеских отношений,
Скажи мне, кто твой друг (продолжение)
осознать качества, присущие другу, показать значимость различий и сходств в дружеских отношениях, развивать умения представлять себя в общении, выражать невербально свое Я, действовать согласованно
Раздел 4. Поддержка в общении
Комплимент – это
Познакомить учащихся с понятием «комплимент», показать значимость комплиментов для поддержания комфортных взаимоотношений, познакомить с «формулами» комплимента; развивать стремление к освоению навыков оказания психологической поддержки
Коммуникативные УУД – умения:
-формулировать собственное мнение и позицию;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
Что другие ценят во мне?Что я ценю в себе?
Развивать навыки оказания психологической поддержки, помочь учащимся осознать и раскрыть в общении собственные достоинства, способности, достижения; актуализировать чувства самоценности и самоуважения
-задавать вопросы;
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет
Давайте говорить друг другу комплименты!
Развивать навыки оказания психологической поддержки, помочь учащимся осознать и раскрыть в общении собственные достоинства, способности, достижения;
Личностные УУД – эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
Давайте говорить друг другу комплименты!
осознать отношение к ним других людей; способствовать получению опыта самопринятия и принятия других
Раздел 5. Сочувствие и сопереживание
Как мы переживаем эмоции?
Ориентировать учащихся на осознание роли эмоций в общении, содействовать осознанию смены своих эмоций и собственного влияния на эмоции других в ходе общения, расширить эмоциональный словарь общения учащихся
Коммуникативные УУД:
- умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет
Мы умеем выражать свои эмоции!
Содействовать осознанию динамики своих эмоций и влияния других людей на этот процесс, помочь осознать актуальные эмоции, развивать чувствительность к восприятию эмоций других людей, умение выражать свои эмоции
Личностные УУД:
- усвоение моральных ценностей «сопереживание», «сочувствие»;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
Как мы понимаем эмоции других?
Развивать у учащихся умение понимать эмоции других людей, выражать эмоции и чувства
Мы умеем сопереживать!
Развивать умение понимать эмоции других людей, выражать эмоции; формировать способность к сопереживанию и сочувствию; обобщить изученный в течение учебного года материал
Календарно-тематическое планирование. 3 класс
№ занятия
Название занятия
Кол-во часов
Раздел 1. Введение в психологию
1.
Новая встреча с психологией
1
Исследование личностных качеств, самооценки, умения общаться
1
2.
Начало путешествия в Страну Общения
1
3.
Что взять с собой в путешествие?
1
4.
Что я знаю о себе?
1
Раздел 2. Психология отношений: Ты – Я – Он/Она = Мы
5.
Как и почему начинаются ссоры?
1
6.
Сказка о конфликте и контакте
1
7.
Качества, важные для общения
1
8.
Какие мы в общении?
1
9.
Я общительный или замкнутый?
1
10-11
Королевство Разорванных Связей
2
12
Свои и чужие
1
13
Девчонки + мальчишки =
1
14
Друзья и недруги
1
Раздел 3. Сокровища и тайны дружбы
15.
Дружба – это
1
16.
Мы – дружная команда!
1
17.
Правила доброжелательного общения
1
18.
Дружная страна
1
19.
Как мы все похожи!
1
20.
Какие мы все разные!
1
21.
Сказка о Другой Точке Зрения
1
22-23.
Скажи мне, кто твой друг
2
Раздел 4. Поддержка в общении
24.
Комплимент – это
1
25.
Что другие ценят во мне?Что я ценю в себе?
1
26-27.
Давайте говорить друг другу комплименты!
2
Раздел 5. Сочувствие и сопереживание
28.
Как мы переживаем эмоции?
1
29.
Мы умеем выражать свои эмоции!
1
30.
Как мы понимаем эмоции других?
1
31-32.
Мы умеем сопереживать!
2
33-34
Заключительное занятие. Королевства наших внутренних миров
2
ИТОГО
34
Материально-техническая база
Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, которое можно использовать и как традиционный учебный класс, и как игровую. В случае работы с подгруппой (половиной класса) хорошим вариантом можно считать кабинет (не менее 18 кв.м.) с ковровым покрытием и свободно передвигающимися учебными столами. В зависимости от задач занятия и характера взаимодействия учащихся (индивидуальная работа, диадное взаимодействие, работа в тройках/четверках, взаимодействие между командами) учебные столы могут быть расставлены П-образно, в форме подковы, круга, составлены попарно или «квартетом» и др.
Такая пространственная организация позволяет гибко менять формы работы и дает возможность каждому ученику чувствовать себя включенным в групповой процесс и вместе с тем сохранять необходимую приватность.
Если занятие проводится с целым классом, то в качестве игрового пространства (учитывая реальные возможности стандартных школьных помещений) используются проходы между рядами или место у школьной доски.
Для проведения занятий потребуются: доска, стенд для вывешивания плакатов (специальный мольберт или фланелеграф), цветные карандаши (фломастеры), краски, листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата А4 и А3). Желательно также, чтобы в помещении имелись телевизор, компьютер, зеркала на стенах, скрываемые шторками; маты, набор разнообразных игрушек.
Список литературы
Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет. – М.: Когито-центр, 2008.
Вачков И.В.Сказки о самой душевной науке. - М.: Генезис, 2012.
Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь.1 класс. – М.: Генезис, 2012.
Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2012.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009.
Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение; Владос, 1995.
Шипицына Л.М. и др. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми. – СПб.: Образование, 1995.
§ђЗаголовок 1§ђЗаголовок 2§ђЗаголовок 3§ђЗаголовок 4§ђЗаголовок 5§ђЗаголовок 6§ђЗаголовок 7§ђЗаголовок 8§ђЗаголовок 915