Рабочая программа Психологическая азбука, 4 года обучения


Аннотация
к рабочей программе дополнительного образования по курсу
«Психологическая азбука», четыре года обучения
Данный пропедевтический курс готовит учащихся к восприятию специализированных и углубленных курсов психологии, с которыми они встретятся в старших классах и подразумевает создание непрерывной целостной системы школьного психологического образования которая, по нашему мнению, должна быть разработана и внедрена в школу в будущем.
Программа "Психологическая азбука" предполагает кардинально иные по сравнению с традиционными подходы к отбору содержания, структурированию и организационным формам занятий. Важнейшее отличие предлагаемого курса от других, изучаемых в начальной школе, состоит в сдвиге акцентов с обучения на развитие (даже точнее оказать, с обучения, в процессе которого происходит развитие, на развитие, являющееся целью обучения).
Для учащихся «Психологическая азбука» — один из уроков. Но это не совсем обычный урок: дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По задачам и используемым методам уроки «Психологической азбуки» представляют собой развивающие занятия. В ходе занятий дети знакомятся с основными психологическими понятиями, получают возможность тренировать элементарные навыки рефлексии. Главная цель программы — развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».
Через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических представлений -к самопознанию и личностному развитию. Такова основная концептуальная идея преподавания психологии в начальной школе.
Основной принцип, лежащий в основе обучения новому курсу, - принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности. Этот принцип подразумевает отсутствие строгой пропорциональности объемов того или иного содержания: в зависимости от ситуаций урока, от возникающих вопросов, уровня развития класса и конкретных учеников, других условий строится логика обучения. Ученик должен проявить себя как «соавтор» учителя в создании этого курса, опираясь на богатейший материал личного опыта. Программа учит детей замечать проявления психологических фактов, закономерностей вокруг себя, в повседневной жизни, в своем поведении и поведении окружающих.
Метафоризация психологических представлений реализуется через использование методов и средств сказкотерапии как особого направления психологии, нацеленного на развитие самосознания и новых форм взаимодействия ребенка с другими.
Максимально используется личностный потенциал ученика, раскрывать который он должен самостоятельно, но при участии и помощи учителя и одноклассников.
В программу каждого года обучения включено по пять разделов. Количество занятий внутри разделов позволяет приурочить завершение важнейших тем к окончаниям четвертей.
Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Центр дистанционного образования
Утверждена
на заседании
педагогического совета
протокол №___ от ___.08. 2014 г.
«Утверждаю»
Директор школы:
_______________ С. А. Полянский

Приказ от ___________ № ___________
Рабочая программа
дополнительного образования по курсу
«Психологическая азбука»
Четыре года обучения
на 2014 - 2015 учебный год
(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий – дистанционное обучение)
Разработал: педагог-психолог
Чернова Ирина Владимировна
Рассмотрена на заседании
ШМО учителей ЦДО
протокол №__ от __.08. 20__ г.
Рассмотрена на
методическом совете протокол №__ от __.08.20__ г.
Заместитель директора
по УВР: _________ /Буриличева Н.О/
Заместитель директора по УВР: _________ /Гребенщикова А.Г./
г. Тула, 2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дополнительного образования по курсу «Психологическая азбука» рассчитана на 4 года обучения и ориентирована на учащихся 8-17 лет.
По задачам и используемым методам курс «Психологическая азбука» представляет собой развивающие занятия. В ходе занятий дети знакомятся с основными психологическими понятиями, получают возможность тренировать элементарные навыки рефлексии. Через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических представлений - к самопознанию и личностному развитию. Такова основная концептуальная идея преподавания психологии в начальной школе.
Программа курса «Психологическая азбука» рассчитана 140 на ч.:
1 год – 35 часов
2 год – 35 часов
3 год – 35 часов.
4 год – 35 часов
Актуальность. Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития ребенка, которую возможно решить только при наличии у ребенка психологических знаний о себе, своих личных и возрастных особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом.
Общая характеристика курса
Основной принцип, лежащий в основе обучения курсу - принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности. Метафоризация психологических представлений реализуется через использование методов и средств сказкотерапии как особого направления психологии, нацеленного на развитие самосознания и новых форм взаимодействия ребенка с другими. Максимально используется личностный потенциал ученика, раскрывать который он должен самостоятельно, но при участии и помощи учителя и одноклассников.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- Преемственность и перспективность: обучение строится с использованием предыдущих знаний и умений учащихся с учётом перспективы, а также обеспечивается взаимосвязь каждого компонента в содержательном, организационном и деятельностном аспектах;
- Практическая направленность: подготовка учащихся к применению полученных психологических знаний и умений в реальной жизни.
- Творческое обучение: предполагает включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, формирование творческих качеств личности через психологическое воздействие;
- Психологическая комфортность: необходимо учитывать интересы, потребности, задатки и способности, создавая комфортные условия для каждого учащегося.
Цель изучения курса: развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».
Задачи:
помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;
познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
учить методам и приемам познания себя;
учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;
помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
научить детей осознавать и называть собственные переживания;
помочь осознать свои задатки и способности;
ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.
Для достижения поставленных целей планируется использование следующих образовательных технологий:
технология дистанционного обучения;
развивающая технология;
игровая технология;
индивидуальное обучение.
Классификация развивающих методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), используемых в программе:традиционные обучающие приемы;
ритуалы знакомства, представления, прощания;
«ледокольные» (разогревающие, разминочные) техники;
приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
техники релаксации;
психотехники самооценки и взаимооценки;
упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;
экспрессивные техники (приемы самовыражения);
развивающе-тренировочные упражнения;
сказкотерапевтические упражнения;
иллюстрационно-демонстрационные задачи;
подвижные игры.
Структура занятий:
Занятие включает в себя следующие компоненты:
введение в тему занятия и разминка: используются ритуалы приветствия, разминочные задания;
основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах: 1) если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к восприятию нового материала — введение нового содержания — его закрепление; 2) если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала — повторение — углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;
подведение итогов: рефлексия результатов занятия, происходящая в два этапа: 1) эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало); 2) осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чем шла речь, в чем польза нового материала);
домашнее задание.
Разумеется, при необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.
Формы и методы проведения занятий:
Рекомендуется проведение занятий в игровой форме. Изложение материала необходимо сочетать с выполнением практических заданий. Используемые методы:
словесные (объяснение, беседа, лекция), в которые входит работа литературой;
наглядных: метод иллюстраций, метод демонстраций (показ мультимедийных презентаций);
практических: заполнение рабочих тетрадей, устные, письменные и графические упражнения; проекты и творческие работы.
Текущий и итоговый контроль
Формой отчётности и критериями, позволяющими оценить успехи в изучении данного курса обучающимися и учителя, являются:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам промежуточного тестирования, позволяющего судить о том, как изменился психологический статус каждого учащегося (в начале учебного года и в конце).
Итоговый контроль проводится в конце курса, когда учащиеся готовят творческий проект по заданной теме и защищают его.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»
Первый год обучения (35 часов)
Я теперь школьник (6 ч)
Знакомство. Игровые формы приветствия.
Мотивация. Создание условий для самораскрытия.
Знакомство со школой. Виртуальная экскурсия. Мотивирование на взаимопонимание.
Я теперь школьник. Знакомство с правилами школьной жизни.
Что значит быть школьником. Социальная позиция школьника.
Знакомство с Пси – Магом. Первоначальные представления о психической реальности. Итоговый тест по выявлению школьной мотивации «Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой».
Введение в мир психологии (6 ч)
Королевство Внутреннего мира. Поддержание мотивации на познание себя
Самоанализ и саморефлексия. Сказка о волшебных зеркалах. Часть 1.
Знакомство с основными составляющими Я-образа. Сказка о волшебных зеркалах. Часть 2.
Самоанализ. Что я знаю о себе.
Рефлексия. Что я знаю о себе и других.
незаконченных предложений).
Развитие способности к самоанализу. Я – это кто. Итоговый тест по выявлению характера и переживаний «Радости и огорчения».
Психика и познание мира (6 ч)
Окружающий мир. Мои ощущения
Оценка своих ощущений. Мое восприятие мира
Развитие внимательности. Мое внимание
Свойства внимания. Как быть внимательным.
Значимость внимания. Развитие произвольного внимания.
Мотивирование на развитие собственного внимания.
Методика «Изучение переключения внимания».
Итоговый тест по оценке устойчивости внимания методом корректурной пробы.
Темперамент и характер (7 ч)
Знакомство с психологическими особенностями различных типов темперамента.
Типы темперамента. Развитие умения различать типы темперамента.
Разные люди – разные типы темперамента.
Разные люди – разные характеры. Развитие умения описывать черты характера.
Мотивирование на осознание черт собственного характера.
Какой характер у других. Актуализация представлений о хороших и плохих чертах характера.
Мой характер. Содействие осознанию черт своего характера.
Итоговый тест по выявлению типа темперамента «Изучение темперамента школьника методом наблюдения».
Я и мои эмоции (10 ч)
Что такое эмоции. Мотивирование на познание собственного эмоционального мира.
Какие бывают эмоции. Расширение активного словаря для обозначения эмоций.
Конкурс чувствоведов. Проявление эмоций.
Что я знаю о своих эмоциях.
Развитие способности к дифференцировке эмоций.
Королевство Внутреннего мира. Стимулирование интереса к самопознанию.
Королевство Внутреннего мира. Содействие осознанию содержания собственной психической реальности.
Подготовка к представлению «Королевство внутреннего мира»
Костюмированное представление «Королевство внутреннего мира»
Защита творческого проекта «Дом. Дерево. Человек».
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ЗА ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
К концу первого года обучения у учащихся должны быть сформированы следующие УУД:
Личностные УУД
- Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстников;
- Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности;
- Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции;
- Обсуждает проблемы возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему;
- Понимает чувства других людей и сопереживает им, понимает оценки учителей своим и чужим поступкам.
Регулятивные УУД
- Принимает и сохраняет учебную задачу;
- Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную;
- Овладевает способами самооценки выполнения действий.
Коммуникативные УУД
- Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей;
- Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность;
- Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою.
Второй год обучения (35 часов)
Введение в мир психологии (3 ч)
Мои летние впечатления. Выражение своих чувств с помощью слов.
Психология – знакомая незнакомка. Итоговый тест по выявлению отношения ученика
к учению "Составление расписания на неделю" С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна. Осознание качеств характера и личностных изменений. Какой я.
Я и мои желания (4 ч)
Знакомство с понятиями «желания» и «потребности».
Знакомство ребёнка с феноменом борьбы мотивов. Сказка о борьбе мотивов
Осознание мотивов своего поведения.
Осознание мотивов своего поведения. Какие мотивы у других.
Проверочная работа «Границы моих желаний».
Кладовая памяти (9 ч)
Осознание значимости внимания, ощущения. Загадка Психоочистителя - 1
Осознание значимости памяти, мышления, эмоций. Загадка Психоочистителя - 2
Что такое память. Осознание особенностей своей памяти.
Виды памяти. Знакомство с видами памяти.
Какая у меня память. Изучение особенностей собственной памяти.
Эмоциональная память. Мнемические способности.
Как лучше запоминать. Способы эффективного запоминания.
Я умею запоминать. Смысловое запоминание.
Что я знаю о памяти. Способы эффективного запоминания. Итоговый тест по выявлению особенностей памяти «Заучивание 10 слов А.Р. Лурия».
Лабиринты мышления (9 ч)
Знакомство с содержанием понятия «мышление». Сказка о профессоре Мышлении
Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых. Развитие умения анализировать.
Развитие умения сравнивать, обобщать. Учимся думать вместе.
Развитие логического мышления. Учимся обобщать и находить закономерности
Самооценочная деятельность. Учимся находить противоположности.
Развитие логического мышления. Учимся думать логично - 1
Развитие логического мышления. Учимся думать логично - 2
Креативность. Учимся думать творчески.
Что я знаю о мышлении. Итоговый тест на выявление характера логических связей и отношений между понятиями «Простые аналогии».
Как стать талантливым (10 ч)
Креативность. Фантазируем с Фантазией.
Что такое способности. Развитие навыков совместной творческой деятельности.
Стимулирование интереса к самопознанию. Я знаю, что я…
Королевство внутреннего мира: поиск сокровищ.
Королевство внутреннего мира. Стимулирование интереса к самопознанию.
Мотивация на дальнейшее самопознание.
Подготовка к представлению «Королевство внутреннего мира»
Подготовка к представлению «Королевство внутреннего мира»
Защита творческого проекта «Королевство внутреннего мира»
Костюмированное представление «Королевство внутреннего мира»
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ЗА ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
К концу второго года обучения у учащихся должны быть сформированы следующие УУД:
Личностные УУД
- Проявляет самостоятельность в некоторых видах учебной деятельности. Оценивает деятельность литературных персонажей пытается обосновывать свои мысли;
- Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует свою уверенность не только в игровой деятельности, умеет адаптироваться к новым ситуациям;
- Взаимодействует со взрослыми и сверстниками на основе любой совместной деятельности умеет договариваться о совместных действиях и плане совместной деятельности;
- Обсуждает проблемы возникающие в интересующей его сфер, с интересом обсуждает интересующие его вопросы, расспрашивает взрослых;
- Способен сочувствовать и сопереживать, принимает оценку своим поступкам от сверстников.
Регулятивные УУД
- С помощью педагога ставит учебную задачу;
- Совместно с учителем учитывает выделенные педагогом ориентиры для построения внутреннего плана действия в учебном материале;
- Адекватно принимают оценку своей деятельности со стороны.
Коммуникативные УУД
- Формируются навыки совместной учебной деятельности над проектом: выполнение роли, заданной учителем, помощь товарищам по проекту;
- Умеет задавать вопросы, чем проявляет свою любознательность, умеет слушать;
- Частично владеет навыками преодоления конфликта
Третий год обучения (35 часов)
Введение в психологию общения (4 ч)
Что я знаю о себе. Развитие рефлексивной позиции в сфере общения. Итоговый тест на выявление своих особенностей «Цветик-семицветик»
Коммуникативные возможности. Начало путешествия в Страну Общения
Развитие умения осознавать свои желания. Что взять с собой в путешествие.
Новая встреча с психологией. Развитие навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества.
Психология отношений: Ты-Я-Он/Она=Мы (9 ч)
Как и почему начинаются споры. Причины ссор.
Конфликт и контакт. Развитие экспрессивных возможностей.
Эффективное взаимодействие. Качества, важные для общения.
Какие мы в общении. Развитие реалистичной самооценки и самовосприятия.
Коммуникативные способности. Я общительный или замкнутый.
Навыки невербального взаимодействия. Королевство Разорванных Связей.
Свои и чужие. Эмоциональные отношения между людьми.
Развитие толерантного отношения к другим. Робинзоны
Толерантность. Друзья и недруги. Творческий проект «Толерантность».
Формирование позитивного отношения к другому полу.
Сокровища и тайны дружбы (9 ч)
Дружба. Знакомство с понятием дружба.
Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества. Мы – дружная команда.
Правила доброжелательного общения.
Дружная страна. Развитие способности самовыражения.
Как мы все похожи. Развитие стремления к самопознанию.
Какие мы все разные. Развитие умения учитывать разные мнения.
Развитие толерантного отношения. Сказка о Другой Точке Зрения.
Скажи мне, кто твой друг. Осмысление ценности дружеских отношений.
Выражение невербального Я. Итоговое творческое задание «Каким я хочу видеть лучшего друга».
Поддержка в общении (4 ч)
Комплимент – это… Знакомство с понятием «комплимент».
Осознание собственных достоинств, способностей, достижений. Что другие ценят во мне. Что я ценю в себе.
Развитие навыков оказания психологической поддержки. Давайте говорить друг другу комплименты.
Самопринятие и самодостижение. Зачетная работа на тему «Комплимент как речевой жанр».
Сочувствие и сопереживание (8 ч)
Роль эмоций в общении. Как мы переживаем эмоции.
Влияние эмоций на людей. Как мы умеем выражать свои эмоции.
Развитие способности понимать эмоции других.
Как мы умеем сопереживать. Формирование способности к сопереживанию.
Просмотр спектакля «Королевская корова».
Подготовка итогового творческого проекта «Азбука эмоций».
Защита итогового творческого проекта «Азбука эмоций».
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ЗА ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
К концу третьего года обучения у учащихся должны быть сформированы следующие УУД:
Личностные УУД
- Проявляет самостоятельность в учебной деятельности, оценивает поступки детей и взрослых, аргументирует свой ответ;
- Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах в учебной деятельности, умеет адаптироваться к новым ситуациям в учебной деятельности;
- Взаимодействует со сверстниками и взрослыми даже не имея совместной деятельности, имея целью достигнуть какой-либо личной цели (Н-Р, получить нужную информацию, совершить покупку);
- Обсуждает проблемы , избегает конфликты, с интересом обсуждает интересующие его вопросы, расспрашивает взрослых о том. Что для него важно;
- Доброжелательно реагирует на замечания способен исправиться в ответ на предложение взрослого;Регулятивные УУД
- Способен сам поставить задачу в творческой деятельности связанной с учебной;
- Способен самостоятельно выстроить внутренний план действий в некоторых видах учебной деятельности;
- Планирует свои действия совместно с учителем, анализирует проблемы и результат.
Коммуникативные УУД
- Планирует учебное сотрудничество совместно с учителем, принимает участие в контроле чужой деятельности, осуществляет рефлексию;
- Умеет сотрудничать со сверстниками и взрослыми в поисках интересующей информации;
- Чувствуя приближения конфликта способен его избежать или быстро нивелировать
Четвёртый год обучения (35 часов)
Приглашение в Страну Общения (4 ч)
Принятие рефлексивной позиции. Знакомьтесь – психология.
Я - это интересно. Развитие у детей навыков рефлексии.
Общение. Что мы знаем об общении.
Навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества. Общение - дело общее. Творческий проект «Чудеса общения».
Инструменты общения (11 ч)
Как хорошо уметь... слушать. Содействие развитию умения слушать.
Активное и пассивное слушание.
Знакомство с активным слушанием. Как важно уметь задавать вопросы.
Развивайте умения активного слушания.
Неречевые средства общения. Поговорим без слов.
Развитие умения общаться с помощью неречевых средств. Практикум неречевого общения
Речь. Значимость грамотной речи.
Берегите, пожалуйста, речь.
Навыки эффективного речевого взаимодействия
Спор и дискуссия. Умеете ли вы спорить
Развитие умения убеждать. Чемоданчик мастера общения.
Творческий проект «Средства общения».
Осторожно, общение! (9 ч)
Мотивация на сотрудничество. В море знаний.
Коротко, да ясно, оттого и прекрасно. Развитие умения обобщать информацию.
Осознание уникальности своей личности. Имя моё…
Ценности семейных отношений. Моя семья.
Эмоции. В пещере эмоциональных взрывов.
Конфликт. Научно-практическое исследование конфликта
Эффективное разрешение конфликтов. Выиграть-проиграть.
Развитие умения устанавливать контакт. Сказка о понимании
Развитие творческих способностей. День рождения – День творения.
Итоговый тест «Изучение самооценки личности младшего школьника».
Здравствуй, Страна Общения (9 ч)
Позитивное общение. Могу и хочу общаться.
Осознание внимательного отношения. Когда приходит понимание
Развитие способности к самопознанию. По дороге сказок.
Развитие навыков сотрудничества.
Коммуникация. Встреча с Мастером Общения.
Встреча с Мастером Общения-2.
Просмотр спектакля «Общение»
Подготовка итогового творческого проекта “Мое Я”.
Подготовка итогового творческого проекта “Мое Я”.
Защита проекта.
Итоговый тест «Внутренний мир».
До свидания, психологическая азбука!
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ЗА ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
К концу четвёртого года обучения у учащихся должны быть сформированы следующие УУД:
Личностные УУД
- Понимает цель обучения, планирует результат своей деятельности способен работать на результат с отсрочкой его достижения;
- Умеет адаптироваться к динамично меняющемуся миру, способен сделать личностный выбор на основе норм морали;
- Ориентируется в социальных ролях умеет выстраивать межличностные взаимоотношения;
- Умеет находить выход из конфликтной ситуации, договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве, обмене коллекций и т.п.;
- Строит свои отношения со сверстниками и взрослыми на основе взаимопонимания и поддержки.
Регулятивные УУД
- Ставит учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно;
- Самостоятельно определяет ориентиры в новом материале, прогнозирует результат учебной деятельности;
- Умеет планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, вносит изменения в план с учетом результата предыдущего действия.
Коммуникативные УУД
- Планирует учебное сотрудничество со сверстниками: участвует в распределении ролей, составлении плана деятельности, обсуждении результатов, рефлексии;
- Способен поставить задачи для инициативного сотрудничества при поиске и сборе информации;
- Владеет способами разрешения конфликта, может стать посредником в разрешении
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
а) Литература для учителя:
Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-м классе. 2-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 144 с.
Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий во 2-м классе. 2-е изд. – М.: Генезис, 2012. – 144 с.
Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 3-м классе. 2-е изд. – М.: Генезис, 2012. – 144 с.
Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 4-м классе. 2-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 128 с.
Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. [Текст] / Е.А.Алябьева –М. : ТЦ Сфера,2006. – С.88
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения. [Текст] / авт.-сост. Г.А.Шешерина, Е.И.Агаркова, В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.65
Рахманкулова, Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников. [Текст] / Р. Рахманкулова// газета «Школьный психолог» №18/2003
Яковлева. Е. программа развития творческого потенциала личности учащихся первого класса. [Текст]/ Е.Яковлева// газета «Школьный психолог», 2006
б) Литература для учащихся
Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Рабочая тетрадь 1 класс. Психологическая азбука. 2-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 60 с.: ил.
Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Рабочая тетрадь 2 класс. Психологическая азбука. 2-е изд. – М.: Генезис, 2014. – 64 с.: ил.
Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Рабочая тетрадь 3 класс. Психологическая азбука. 2-е изд. – М.: Генезис, 2014. – 64 с.: ил.
Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Рабочая тетрадь 4 класс. Психологическая азбука. 2-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 48 с.: ил.
Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. – М.: Генезис, 2014. – 416 с.
в) Интернет-ресурсы:
- http://nsc.1september.ru/
- http://psy-sait.ru/- http://mirrosta.ru/г) Информационные средства обучения:
- skype;
- презентации - MS PowerPoint;
- аудио и видео: Windows Media Player;