Программа внеурочной деятельности по курсу Психологическая азбука для 1-4 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Целинная средняя общеобразовательная школа» Ключевского района Алтайского края.
Рассмотрено:
Руководитель ШМО учителей
начальных классов
МБОУ «Целинная СОШ»
_________ __ И.В. Соколова
протокол № ___ от «___» ________20 __ г Согласовано:
___________ Е.А. Пургина,
зам. директора по ВР
МБОУ «Целинная СОШ»
Утверждено:
_____________Т.А. Пятак,
директор школы
приказ № ___ от «___» _______20 __ г
Рабочая программа по внеурочной деятельности
начального общего образования
Срок реализации 2015-2020 учебный год
Учитель: Виноградова Валентина Владимировна, педагог-психолог
п. Целинный 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития ребенка, которую возможно решить только при наличии у ребенка психологических знаний о себе, своих личных и возрастных особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом.
Школьные годы являются сенситивным периодом для приобщения человека к психологической культуре. В современного парадигме образования акцент сделан на социализацию подрастающего поколения, но социализация как процесс освоения социально-культурного опыта и формирования социальной компетентности будет продуктивным и полноценным только в особом культурно-образовательном пространстве, способствующему психологическому здоровью личности. Ибо только здоровая личность способна проявлять познавательную активность и адекватно реагировать на изменения в нашем быстроменяющемся мире.
Новизна. В связи с вышесказанным, считается целесообразным психолого-педагогическое сопровождение ФГОС, основанное на практике психологического просвещения и возможно даже обучения с 1 класса школы.
Нормативные документы для разработки программы
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)
О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект)
Основой рабочей программы стала, разработанная программа «Психологическая азбука» для обучающихся 1-4-х классов составлена на основе программы развивающих занятий в 1-4 классе «Психологическая азбука» Т.А. Аржакаевой, И.В. Вачковой, А.Х. Поповой , нацеленная в первую очередь на развитие самосознания и рефлексивных способностей детей. Основной принцип, легший в основу курса, - принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство материала психологии с психологическим материалом конкретной личности.
Цель - научить ребенка использовать психологические знания для быстрой и максимально безболезненной адаптации и адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в социуме.
Задачи:
Формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки
Снижение уровня школьной тревожности
Создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых требований
Формирование психологической готовности к обучению, работа над личностными, регулятивными и коммуникативными УУД
Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностых отношений со сверстниками и взрослыми
Формирование социально приемлемых форм поведения в обществе.
Особенности возрастной группы детей которым адресована следующая программа:
Параллельно с овладением учебной деятельностью школьник включается и в другой, не менее значимый процесс — систему межличностных отношений, осваивая так называемую «скрытую программу социализации». С первых дней пребывания в школе ребенок участвует в процессе межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем, который оказывает существенное влияние на развитие его личности. Дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с заданными целями и собственными намерениям. Важнейшим условием развития произвольного поведения является участие взрослого, который направляет усилия ребенка, раскрывая их смысл, и обеспечивает средствами овладения. Происходит включение в новую систему межличностных отношений и здесь очень важно и своевременно оказать психологическую помощь детям, данный курс охватывает следующие возрастные рамки: 6-10 лет.
Уровень результатов работы по программе:
В этой связи выпускник начальной школы научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
Критерии оценивания:
Результативность работы оценивается с помощью проективных методик (рисунки «Моя школа», «Мой класс», «Мой портрет» и т.д., «Лесенка», ), наблюдения за детьми в игровых и учебных ситуациях.
Ожидаемые результаты:
Смягчение процесса адаптации к обучению в школе.
Осознание детьми своих особенностей и возможностей на данном этапе обучения.
Сформированность основных понятий, связанных с содержанием курса.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
Личностные универсальные учебные действия (УУД)
- Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстник.
- Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности.
- Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции.
- Обсуждает проблемы возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему.
- Понимает чувства других людей и сопереживает им, понимает оценки учителей своим и чужим поступкам.
Регулятивные универсальные учебные действия (УУД)
- Принимает и сохраняет учебную задачу.
- Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную.
- Овладевает способами самооценки выполнения действий.
Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД)
- Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.
- Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность.
- Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности
Направленность программы: социально-педагогическая. Программа внеурочной деятельности «Психологическая азбука для младших школьников» рассчитана на 4 учебных года 135 учебных часов.
Режим занятий:
1 год обучения: 33 учебных часа (1 час в неделю), так как учебный год первоклассника короче.
2 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).
3 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).
4 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).
Длительность занятий: 30 минут в 1 классе, во 2-4 классах – 40 минут.
Формы работы.
Тренинги
Беседы и дискуссии
Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
Релаксационные упражнения
Психигимностические этюды и элементы.
Работа с книгой
Работа с притчами
Структура занятий.
Занятие включает в себя следующие компоненты:
- введение в тему занятия и разминка: используются ритуалы приветствия, разминочные задания;
- основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах:
1) если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой, как подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания – его закрепление;
2) если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала – повторение – углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;
- подведение итогов: рефлексия результатов занятия. Происходящая в два этапа:
1) эмоциональное от реагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало);
2) осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чем шла речь, в чем польза нового материала).
С помощью предлагаемой программы педагогу-психологу под силу решать следующие задачи психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС НОО:
психологический мониторинг/оценка достижения планируемых школой в Основной образовательной программе начального общего образования образовательных результатов, прежде всего – личностных;
совместное с учителем проектирование типовых задач формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся;
участие в формировании УУД (в первую очередь – коммуникативных и личностных) у учащихся во внеурочной деятельности в соответствии с Программой формирования универсальных учебных действий;
психологическое информирование и просвещение родителей по актуальным вопросам образования детей с учетом результатов психологического мониторинга/оценки достижения планируемых образовательных результатов (личностных).
Содержание Программы.
В программу «Психологическая азбука» для первого класса входят пять основных разделов:
1 раздел. Я теперь школьник (вхождение в новую роль).
Цель раздела – помочь детям быстрее войти в непривычный пока для них мир школьной жизни, облегчить процессы адаптации к новым условиям, освоить новую социальную позицию школьника.
2 раздел. Введение в мир психологии.
Цель – раскрыть перед детьми сначала в сказочной метафорической форме, а затем в конкретной форме реальных проявлений просторы Королевства Внутреннего мира – психического мира каждого человека.
3 раздел. Психика и познание мира.
Цель раздела – знакомство учащихся с тем, как мы познаем окружающий мир, с помощью каких органов чувств мы воспринимаем действительность, что такое познавательные психические процессы.
4 раздел. Темперамент и характер.
Этот раздел способствует изучению учащимися своих индивидуальных психологических особенностей.
5 раздел. Я и мои эмоции.
Основная цель раздела – научить распознавать ребенка собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл.
В программу «Психологическая азбука» для второго класса входят пять основных разделов:
1 раздел. Введение в мир психологии.
Знакомство с вербальными и невербальными изобразительными средствами, развитие умения выражать свои чувства и впечатления. Помощь детям в осознании качеств своего характера, а так же ценности психологических знаний для школьной и повседневнойжизни.
2 раздел. Я и мои желания.
Знакомство с понятиями «желание», «потребность», «мотив». Разнообразие мотивов человеческой деятельности. Знакомство с феноменом борьбы мотивов. Осознание детьми своих мотивов и мотивов поведения других людей. Развитие позитивных мотивов.
3 раздел. Кладовая памяти.
Значимость для человека внимания, ощущения, памяти, мышления, эмоций. Упорядочивание знаний о памяти, видах памяти. Знакомство с особенностями собственной памяти. Понятие мнемические способности и способы их развития. Рассмотрение способов эффективного запоминания, преимуществ смыслового запоминания. Мотивирование учащихся на тренировку своей памяти.
4 раздел. Лабиринты мышления.
Знакомство с содержанием понятия «мышление», развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать. Развитие логического мышления и диалектического взгляда на действительность, актуализация самооценочной деятельности. Развитие у учащихся способности гибко и оригинально мыслить, стимулировать проявления креативности.
5 раздел. Как стать талантливым.
Развитие навыков совместной творческой деятельности. Упорядочивание представлений о фантазии и воображении, знакомство с понятием «способности». Стимулирование интереса к самопознанию, развитие интереса к собственному внутреннему миру.
В программу «Психологическая азбука» для третьего класса входят пять основных разделов:
1 раздел. Введение в психологию общения.
Пробудить интерес к психологии общения, самопознанию и рефлексии, способствовать навыку эффективного взаимодействия.
2 раздел. Психология отношений: Ты-Я-Он/Она=Мы
Развивать экспрессивные способности, умение действовать согласованно, дать понятие «конфликт», «контакт», содействовать развитию реалистичных самооценки и самовосприятию.
3 раздел. Сокровища и тайны дружбы.
Познакомить с содержанием понятия «дружба», развивать навыки взаимодействия и сотрудничества в команде, содействовать осознанию своих отличий от других, развивать умение учитывать разное мнение, развитие толерантности.
4 раздел. Поддержка в общении.
Познакомить учащихся с понятием «комплимент», познакомить с формулами комплимента, развивать стремление к овладению навыками оказания психологической поддержки.
5 раздел. Сочувствие и сопереживание.
Ориентировать учащихся на осознание роли эмоций в общении, расширить эмоциональный словарь общения учащихся, развивать способность к сопереживанию, умение выражать эмоции и чувства.
В программу «Психологическая азбука» для четвертого класса входят четыре основных раздела.
1 раздел. Приглашение в страну общения.
Пробудить интерес к изучению своего внутреннего мира, помочь учащимся осознать свои отношения с другими людьми, содействовать развитию рефлексивной позиции в сфере общения, развитие экспрессивных способностей.
2 раздел. Инструменты общения.
Помочь осознать различие понятия «слушать» и «слышать», определить понятие активного и пассивного слушания, познакомить с невербальными средствами общения.
3 раздел. Осторожно, общение!
Мотивировать на сотрудничество в ситуации совместного поиска новой информации, научить детей работать с различными словарями, способствовать сплочению классного коллектива.
4 раздел. Здравствуй, страна общения!
Мотивировать на дальнейшее развитие качеств, важных для общения, развивать способность к пониманию внутреннего мира другого человека, развивать навыки сотрудничества и творческие способности.
Тематический план внеурочной деятельности.
1 класс
№ п/п Тема Кол-во часов В том числе
теоретически Практически
1 Я теперь школьник (вхождение в новую роль). 5 5 2 Введение в мир психологии. 6 6 3 Психика и познание мира. 6 6 4 Темперамент и характер 7 7 5 Я и мои эмоции. 9 9 2 класс
№ п/п Тема Кол-во часов В том числе
теоретически Практически
1 Введение в мир психологии. 2 Я и мои желания. 3 Кладовая памяти. 4 Лабиринты мышления. 5 Как стать талантливым. 3 класс
№ п/п Тема Кол-во часов В том числе
теоретически Практически
1 Введение в психологию общения. 2 Психология отношений: Ты-Я-Он/Она=Мы 3 Сокровища и тайны дружбы. 4 Поддержка в общении. 5 Сочувствие и сопереживание.
4 класс
№ п/п Тема Кол-во часов В том числе
теоретически Практически
1 Приглашение в страну общения. 2 Инструменты общения. 3 Осторожно, общение! 4 Здравствуй, страна общения! Учебно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п Тема Кол-во часов
Раздел 1. Я теперь школьник
1 Знакомство 1
2 Знакомство продолжается 1
3 Я теперь школьник 1
4 Что значит быть школьником 1
5 Знакомство с Пси-магом 1
Раздел 2. Введение в мир психологию
6 Королевство внутреннего мира 1
7 Сказка о волшебных зеркалах-1 1
8 Сказка о волшебных зеркалах-2 1
9 Что я знаю о себе? 1
10 Что я знаю о себе и о других? 1
11 Я-это кто? 1
Раздел 3 Психика и познание мира
12 Мои ощущения 1
13 Мое восприятие 1
14 Моё внимание 1
15 Как быть внимательным ?1
16 Развиваем внимание 1
17 Я умею быть внимательным 1
Раздел 4 Темперамент и характер
18 Что такое темперамент? 1
19 Типы темперамента 1
20 Разные люди – разные типы темперамента 1
21 Разные люди - разные характеры 1
22 Какой у меня характер? 1
23 Какой характер у других? 1
24 Мой характер: оценим недостатки 1
Раздел 5 Я и мои эмоции
25-26 Что такое эмоции? 2
27-28 Какие бывают эмоции? 2
29 Конкурс чувствоведов2
30-31 Что я знаю о своих эмоциях? 2
32-33 Королевство внутреннего мира 2
итого 33
2 класс
№ п/п Тема Кол-во часов
Раздел 1 Введение в мир психологи
1 Мои летние впечатления 1
2 Какой Я? 1
3 Психология-знакомая незнакомка 1
Раздел 2 Я и мои желания
4-5 Мои желания 2
6 Сказка о борьбе мотивов 1
7-8 Мои мотивы 2
9 Какие мотивы у других? 1
Раздел 3 Кладовая памяти
10 Загадка психоочистителя-1 1
11 Загадка психоочистителя-2 1
12 Что такое память? 1
13 Виды памяти 1
14 Какая у меня память? 1
15 Эмоциональная память 1
16 Как лучше запоминать? 1
17 Я умею запоминать 1
18 Что я знаю о памяти 1
Раздел 4 Лабиринты мышления
19 Сказка о профессоре Мышлении 1
20 Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых 1
21 Учимся думать вместе 1
22 Учимся обобщать и находить закономерности 1
23 Учимся находить противоположности 1
24-25 Учимся думать логично-1 2
26-27 Учимся думать логично-2 2
28 Учимся думать творчески 1
29 Что я знаю о мышлении 1
Раздел 5 как стать талантливым
30 Фантазируем с Фантузей1
31 Что такое способности 1
32 Я знаю, что я… 1
33-34 Королевство Внутреннего мира: поиск сокровищ 2
3 класс
№ п/п Тема Кол-во часов
Раздел 1 Введение в психологию общения
1 Новая встреча с психологией 1
2 Начало путешествия в страну общения 1
3 Что взять с собой в путешествие? 1
4 Что я знаю о себе? 1
Раздел 2 психология отношений: Ты- Я-Он=Мы
5 Как и почему начинаются ссоры? 1
6 Сказка о конфликте и контакте 1
7-8 Качества важные для общения 2
9 Какие мы в общении? 1
10 Я общительный или замкнутый? 1
11 Королевство разорванных связей 1
12 Свои и чужие 1
13 Девчонки+ мальчишки=… 1
14 Друзья и недруги. 1
Раздел 3 Сокровища и тайны дружбы
15 Дружба-это..1
16-17 Мы-дружная команда! 2
18-19 Правила доброжелательного общения 2
20 Дружная страна 1
21 Как мы все похожи 1
22 Какие мы все разные 1
23 Сказка о другой точки зрения 1
24-25 Скажи мне, кто твой друг… 2
Раздел 4 Поддержка в общении
26 Комплимент –это… 1
27 Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе? 1
28-29 Давайте говорить друг другу комплименты! 2
Раздел 5 Сочувствие и сопереживание
30 Как мы переживаем эмоции 1
31 Мы умеем выражать свои эмоции 1
32 Как мы понимаем эмоции других 1
33 Мы умеем сопереживать 1
34 Заключительное занятие 1
4 класс
№ п /пТема Кол-во часов
Раздел 1 Приглашение в страну Общения
1 Знакомьтесь-психология! 1
2 Я –это интересно! 1
3 Что мы знаем об общении? 1
4 Общение-дело общее 1
Раздел 2 Инструменты общения
5 Как хорошо уметь…слушать 1
6-7 Активное и пассивное слушание 2
8 Как важно уметь задавать вопросы 1
9 Практикум активного слушания 1
10 Поговорим без слов 1
11-12 Практикум неречевого общения 2
13 Речь 1
14 Берегите, пожалуйста, речь! 1
15 А умеете ли вы спорить? 1
16 Чемоданчик мастера Общения 1
17 В море знаний 1
18 Коротко да ясно, оттого и прекрасно 1
19 Имя моё..1
20-21 Моя семья 2
22 В пещере эмоциональных взрывов 1
23-24 Научно- практическое исследование конфликта 2
25 Выиграть –проиграть? 1
26 Сказка о понимании 1
27 День рождения-день творения 1
Раздел 4 Здравствуй, страна Общения!
28 Могу и хочу 1
29 Когда приходит понимание ?1
30-31 По дороге сказок 2
32 В королевстве… 1
33 Встреча с мастером Общения 1
34 До свидания, психологическая азбука! 1
Ресурсное обеспечение реализации Программы :функциональные зоны для организации внеурочной деятельности: МБОУ «Целинная СОШ» п. Целинный ул. Пушкина 2 –а, кабинет 14кадровое: внеурочную деятельность по данной программе ведет педагог-психолог В.В. Виноградова.
материально-техническое: ноутбук, интерактивная доска.
информационно-методическое: методическое пособие, содержащее конспекты занятий в 1-4 класса; книга для чтения- « Сказки о самой душевной науке» (автор- Вачков И. В.), рабочие тетради на каждый год обучения.
Список литературы:
Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (первый год обучения). Под ред. И.В. Вачкова. М.;2003г.
Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (второй год обучения). Под ред. И.В. Вачкова. М.;2004г.