Конспект урока русского языка Разбор глагола по составу (4 класс)


мероприятие в рамках недели науки и творчества
Панова Елена Викторовна
4б класс, МБОУ СОШ с УИОП
Использование информационно-коммуникативных технологий и электронно-образовательных ресурсов в начальной школе
Предмет: русский язык
Класс: 4б
Программа: “Школа 2100”
Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Русский язык. В 2-х ч. Часть 2– М.: Баласс, 2011.
Тема: Разбор глагола по составу.
Цель: формировать навык определения спряжение глагола и правильно писать личные окончания глаголов.
Задачи:
систематизировать знания о грамматических признаках глагола;
сформировать способы определения правильного написания безударного окончания глаголов;
научить по личному окончанию глагола, определять его грамматические признаки;
развивать орфографическую зоркость;
формировать речевые навыки в процессе развернутого объяснения правила, составление предложений, связанного высказывания, анализа;
научить без ошибок, писать личные окончания глаголов;
формировать способности к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин;
воспитывать интерес к изучаемому материалу, внимание;
обогащать речь учащихся глагольной лексикой.
В результате изученной темы учащиеся должны:
1. Знать грамматические признаки глагола, правило и правильно писать изучаемую орфограмму.
2. Уметь разбирать глаголы по составу, обозначать орфограмму “Безударная гласная в личных окончаниях глаголов, определять спряжение глаголов.
Тип урока: урок рефлексии.
Оборудование: компьютеры (с выходом в локальную сеть Интернет), ноутбук, видеопроектор, интерактивная доска, экран, колонки, учебник, презентация к уроку (Приложение 1), таблица к плану-конспекту урока (Приложение 2).Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.
Структура и ход урока
Мотивация.1. Актуализация знаний.2. Создание проблемной ситуации.
Физкультминутка.
Выход из проблемной ситуации.1. Работа с памяткой и алгоритмом.
Первичное закрепление. Создание ситуации успеха.1. Тренировочные упражнения.
Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели).
Информация по домашнему заданию. Инструктаж по его выполнению.
Комментированное выставление оценок.
Структура и ход урока.
№ Этап урока Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР) Деятельность ученика Время(в мин)
1 2 3 4 5 6
І Мотивация ЭОР 7Презентация Power Point(Слайд 1, 2, 3). Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока, его цели и задач. Подготовка к уроку. Приветствуют учителя и слушают информацию о том, что будут делать на уроке. 1 мин.
1 Актуализация знаний. ЭОР 1Определи у глаголов время и число
ЭОР 7Презентация Power Point(Слайд 4) Представляет интерактивные задания, направленные на систематизацию грамматических признаков глаголов.
– Найдите в каждом предложении глагол, определите у него время и число. Работают с таблицами самостоятельно. Систематизируя знания о числе и времени глагола. 5 мин.
    ЭОР 2Дополни предложение! – Дополните предложение глаголами. Индивидуальная работа с таблицей. Обобщение знаний о роли глагола в предложении, в речи. 5 мин.
2. Создание проблемной ситуации. ЭОР 3Форма глагола
ЭОР 7Презентация Power Point(Слайд 5, 6) Эвристическая беседа. Постановка учебной проблемы.– Определите формы глаголов.Предлагается детям самостоятельно объяснить правописание изучаемой орфограммы.– Объясните, опираясь на примеры в таблице, какую безударную гласную нужно писать в личных окончаниях глагола. Работа в группах.Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.Делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы учителя, знакомятся с новым материалом.Выполняют задания на компьютерах. 10 мин.
ІІ Физкультминутка. ЭОР 7Презентация Power Point(Слайд 7). Проводит физкультминутку (гимнастику для глаз) в целях снятия напряжения и усталости глаз на начальном этапе утомления, что способствует положительному эмоциональному фону на уроке. Выполняют гимнастику для глаз под музыкальное сопровождение. 1 мин.
ІІІ
1. Выход из проблемной ситуации.
Работа с памяткой и алгоритмом.   Объяснят правописание изучаемой орфограммы.
– Сегодня мы продолжаем изучение темы “Глагол”.– Расскажите порядок раздора глагола по составу.– Какие суффиксы не входят в основу глагола? Почему?– Какие суффиксы входят в основу глагола?– Прочитайте памятку на стр.97, алгоритм на стр. 98 Слушают и воспринимают информацию. Отвечают на вопросы учителя. Работают с памяткой и алгоритмом. 5 мин.
ІV
 
 
1. Первичное закрепление. Создание ситуации успеха.
 
Тренировочные упражнения.   Контролирует, помогает учащимся при возникновении затруднений.
– Выполните тренировочные задания в учебнике.
1. Упр. 295.2. Упр. 296. Знакомятся и выполняют задания в учебнике. Задают вопросы по их условиям. Разбирают глаголы по составу, определяют их грамматические признаки. 8 мин.
V Подведение итогов урока (рефлексия достижение целей) ЭОР 4Спряжение глаголов
ЭОР 7Презентация Power Point(Слайд 8, 9).
  Контролирует. Помогает учащимся при возникновении затруднений. Фиксирует результаты.
– Найдите в предложениях глаголы и распределите их по столбикам. Групповая работа по определению спряжений глаголов.Выполняют задания на компьютерах, получают результаты.Обобщают и делают собственные выводы. 6 мин.
VІ Информация по домашнему заданию. Инструктаж по его выполнению. ЭОР 5В какой форме стоят глаголы?
ЭОР 6Порядок разбора глагола по составу
ЭОР 7Презентация Power Point(Слайд 10). Информирует о дифференцированном домашнем задании. Комментирует, проводит инструктаж по его выполнению, дает ссылку на ЕОР.
Примечание: детям имеющим дома ПК и выход в Интернет предлагается в качестве домашнего задания самостоятельная работа (самопроверка знаний) с помощью ЭУМ контрольного типа (см. ссылку на слайд № )Примечание:детям у которых нет ПКД/з Упр.168, “Дидактический материал”. Записывают домашнее задание в дневниках. 2 мин.
VІІ Комментированное выставление оценок. ЭОР 7Презентация Power Point(Слайд 11). Оценивает результаты работы учащихся на уроке. Выставляет оценки за урок. Анализируют результаты своей работы на уроке. 2 мин.