Статья Обобщающий опыт по формированию орфографических навыков


Формирование орфографических навыков
Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на уроках формируется мышление, прививается чувство любви к языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие.
Приведу некоторые примеры работы по формированию у детей прочих орфографических навыков.
Прежде всего, необходимо детей подготовить психологически, сказать им об их ответственности за грамотное письмо Я говорю детям, что если они, будучи взрослыми, напишут письмо или деловую записку с ошибками, то их не будут уважать и называть «безграмотными». Перед объяснением новой темы я часто повторяю детям, что правила, которыми они должны овладеть, не очень трудны, что эти правила вполне доступны каждому. Первое правило, которое дети должны усвоить: «Не знаешь, как пишется слово – не пиши! (это правило не относится к словарным словам и контрольным работам). Это первый шаг к тому, чтобы дети умели видеть в слове трудное для себя место.
Главная идея «орфографической политики» заключена в трёх правилах. Во-первых, можно посмотреть в орфографический словарь, во-вторых, можно спросить у учителя, в-третьих, можно писать с пропусками.
Конечно, на мой взгляд, на уроке нужно писать много, но лучше написать одно слово без ошибок, чем сто слов с ошибками. И всё-таки писать надо много – иначе не сформировать правописного навыка, что является одним из главных практических задач на каждом уроке. У вновь пришедших учеников я проверю : 1) Умение читать вообще и читать орфографически (побуквенно): это необходимо при самодиктовке; 2) умение без ошибок списывать с доски, из учебника; 3) умение побуквенно проговаривать слово.
Все эти простейшие навыки необходимо совершенствовать и укреплять.
Ещё один важный принцип работы – прогнозирование и предупреждение ошибок.
В 7 классе при изучении наречий с приставкой давался словарный диктант: по-английски, по-французски, по-кавказски и т.д. Все написали наречия через дефис, но были ошибки в корнях и суффиксах. Поэтому в следующий раз предупредим возможные ошибки в корнях, суффиксах, объяснив и разобрав по составу слово.
Всех ошибок не предусмотреть и не предугадать, но ошибки на безударные гласные можно проверить. Работа над безударными гласными в корне слова ведётся на протяжении всех лет обучения, начиная с 5 класса на каждом уроке русского языка. Дети проговаривают слова, проверяют, записывают. Бывает. Дети не понимают лексического значения слова и не могут подобрать проверочного слова. И тогда я подсказываю: «Подумай, на какое слово оно по звучанию похоже, что это новое слово может означать?». Или: «А помните, в таком –то рассказе оно нам встречалось, что означало это слово?» Ребёнок улыбается. Он вспомнил. Ему уже легче подобрать однокоренное слово и выделить корень. Иногда безударная гласная проверяется не однокоренным словом. Хоть это не научно, но очень эффективно. Например, детям было трудно запомнить слово «который», и многие писали его с буквой а. Тогда я предложила записать предложение « Кот, который сидел в котле, съел котлету». Везде буква о. везде кот.
Мощным фактором в создании прочных правописных навыков является орфографический словарь. Нужно какое-то время привыкнуть к медленной работе детей со словарём. Чтобы как-то поощрить детей на первых порах я ставлю оценки тем, кто быстрее найдёт нужные слова.
В работе над словарными словами, первое, что мы делаем, это проговариваем его с закрытыми глазами, затем подбираем однокоренные слова, а затем записываем.
Перед изложением или сочинением я напоминаю об ответственности детей, т.к. они сами подбирают слова и выражения. И если ты не знаешь как пишется слово, замени его или посмотри в словарь, или спроси у учителя. В самостоятельных работах не должно быть ошибок.
Большую роль в формировании прочных орфографических навыков играет письмо с проговариванием – здесь работает и механическая память и непроизвольное запоминание.
На первых порах я проговариваю, затем это делают сильные ученики, потом в работу включаются средние, а дальше – слабые. Проговаривание – это своего рода предупреждение, и если ученик допустил ошибку, то класс и учитель вовремя поправляют, т.е. не дают зафиксировать ошибку на письме.
Большую пользу приносят орфографические пятиминутки в начале урока. Записываются от 5 до 15-20 слов. Главное в этих пятиминутках – слова с безударной гласной, с неясными падежными окончаниями существительных, прилагательных, причастий, т.е. слов, представляющих определённый интерес на уроке. Получив такую зарядку, приступаем к изучению нового материала, проверке домашнего задания, к повторению.
Орфографических правил много, но ключевыми является безударные гласные, падежные окончания существительных и прилагательных, причастий и личные окончания глаголов.
Для быстрого и лучшего запоминания падежных окончаний существительных чертим таблицу-подсказку
Проверочные слова 1-е склонение 2-е склонение 3 –е склонение
доска стол степь
земля конь + и
окно Если надо найти окончание в слове или словосочетании, ребята рассуждают так: сидеть на скамейк. . Скамейка 1 скл., проверочное слово доска – сидел на доске, окончание е , значит в слове скамейке тоже окончание е; в ине.. (в столе), в тетради.. (в степи) в тетрадк.. (в доске) и т.д. Для существительных, оканчивающихся на – ий, -ия, правило такое6 если в окончании существительных последняя буква и, то и последняя буква – и, т.е. два и.
Проверка падежных окончаний прилагательных( причастий) осуществляется с помощью вопросов; в зимнюю пору ( в какую?) – синий костюм (им.п,м.р. вопросом не проверяется) – синий.
Очень большое значение имеет правописание личных окончаний глаголов. Учащиеся записывают следующую таблицу «Безударные окончания глаголов»
1 спр. –е, -ут, - ют 2 спр.: -и,-ат,-ят.
Все остальные глаголы не входят в состав глаголов 2 спряжения Все глаголы на –ит(говорит)+ 7 глагов-исключений на –еть: видеть, ненавидеть, смотреть, терпеть, вертеть, зависеть, обидеть, (глядеть) + 4 глагола на –ать: гнать,держать,дышать,слышать.
Глаголы-исключения: брить, стелить (идти) спать
В скобках даны проверочные слова, т.е можно предложить упрощённые ориентиры : все глаголы на –ить можно проверить глаголом «говорить» 7 глаголов на – еть можно проверить глаголом « глядеть», 4 глагола на – ать - глаголом «спать» А все глаголы н 1 спр. Можно проверить глаголом идти. Например, ты пил..шиь – (проверочное слово говорить: ты говоришь) – и ; он вид.т – он глядит - и т.д.
Диктант «проверяю себя» - мощное средство формирования орфографической зоркости и навыков грамотного письма. Этот приём имеет свои положительные и отрицательные стороны. Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово, где ставятся знаки препинания. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок. Это и есть негативная сторона диктанта.. Примерно с 20 по счёту диктанта он начинает нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться.
Диктант «Проверяю себя» позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало, правописный навык совершенствуется и укрепляется.
Несколько слов о технике проведения такого диктанта. Практика показывает, что для ученика лучше записывать текст не целиком, а писать отдельные предложения с пропусками и после каждого записанного предложения задавать вопросы.
Диктант «Проверяю себя» проводится по два-три раза в неделю в 5-7 классах. В 5-7 классах полезно проводить работу по списыванию текста с грамматическими заданиями и без него. У детей вырабатывается зрительная механическая память и внимательность.
Проводится также индивидуальная работа по карточкам как на уроке, так и после него.
Внимание со стороны учителя помогает ребёнку глубже понять орфограмму, пунктограмму, тему.
Истинная грамотность проверяется не только по сочинениям, изложениям и диктантам, но и по записям в тетрадях по физике, химии, математике и др.
Поэтому я не упускаю случая напомнить об этом своим ученикам.