Урок русского языка Фонетический разбор


Фонетический разбор слова Цель урока: формирование умений совершать фонетический разбор слова. Задачи урока:Уметь определять количество слогов;Уметь ставить ударение;Уметь характеризовать каждый звук;Установить качественно-количественное  соотношение между    буквами и звуками в слове; ЭПИГРАФ: «Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический наш язык».Н.В.Гоголь Ход урока: 1. Повторение ранее изученного материала.Что такое фонетика?Чем отличается звук от буквы?Как определить количество слогов в слове?Что такое ударение? Вспомним!   Напомню, что в русском алфавите 33 буквы. Звуков, которые обозначают эти буквы гораздо больше. Например, буква Л может обозначать 2 звука [л] (лук) и [л'] (люк).   Гласных звуков всего 6 - [а]  [у]  [о]  [э]  [ы]  [и]. Количество слогов определяется количеством в нём гласных звуков: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.   Согласных звуков 36. Согласные звуки образуют 6 пар звонких и глухих согласных: [б] - [п], [в] -  [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш], [з] - [с].Кроме того, согласные звуки образуют 15 пар твёрдых и мягких согласных: [б] -[б'], [в] - [в'], [г] - [г'], [д] -[д'], [з] - [з'], [к] - [к'], [л] - [л'], [м] - [м'], [н] - [н'], [п] - [п'], [р] - [р'], [с] - [c'], [т] - [т'], [ф] - [ф'], [х] - [х'].Звуки  [й'], [л], [л'],[м], [м'], [н], [н'], [р], [р'] - всегда звонкие.Звуки [х], [х'], [ц], [ч'], [щ'] - всегда глухие.Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые..Звуки [й'], [ч'], [щ'] - всегда  мягкие. 2.Объяснение нового материала: Слово учителя:Дело в том, что для его выполнения нужны знания и предельное внимание: мелочей в фонетике не бывает. Необходимо знать правила транскрипции, уметь её писать. Нужно понимать, что делать и в какой последовательности. В учебниках примеров транскрипции и образцов фонетического разбора слов почти не встречается. Поэтому здесь приводится много примеров. Я вижу свою задачу в том, чтобы с максимальной наглядностью показать, что от тебя требуется. Для фонетического разбора нужно уметь:различать звуки и буквы, замечать неточные соответствия и несоответствия между звуковым и буквенным составами слов, обозначать произношение звуков транскрипцией,определять гласные и согласные, отличать ударные гласные от безударных, отличать глухие согласные от звонких, а твёрдые от мягких, знать, какие согласные непарные по глухости-звонкости, а какие - по твёрдости-мягкости,знать, какие позиции сильные, а какие слабые и что происходит в слабой позиции.  Если ты не знаешь базовых понятий фонетики, не понимаешь различия между буквами и звуками, не умеешь определять гласные и согласные, отличать глухие от звонких, твёрдые от мягких и т.п., то фонетический разбор слова не получится.Помни:Приступать к фонетическому разбору без знаний - только терять время. Ошибок в этом случае не избежать. Чтобы сэкономить время, советую сначала ликвидировать пробелы в знаниях. Фонетический разборЦель этого вида лингвистического анализа слова состоит в выявлении  звукового состава последнего. При этом необходимо:- определить количество слогов;- установить качественно-количественное  соотношение между    буквами и звуками в слове;- охарактеризовать каждый звук. Основные понятия для разбора: Слог - минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. Количество слогов в слове определяется числом гласных звуков, т.к. именно гласный – вершина слога: о-го-род-ни-че-ство.Ударение – это выделение с помощью фонетических средств одного из слогов слова. Ударный слог произносится длиннее, сильнее и  отчетливее остальных. Словесное ударение – обязательный признак слова. Однако существует ряд слов, которые примыкают к другим словам и не несут на себе самостоятельного ударения (частицы, предлоги и некоторые др.).Поскольку ударение определяет фонетическое слово, в отдельных случаях его границы могут не совпадать с морфологическим словом, например, перед экзаменом, мне больно, ранен был (два морфологических слова составляют одно фонетическое).Ударение в слове одно, однако, если слово длинное, может  появиться побочное ударение: электростанция. Фонетический разбор заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова и предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1.При проведении фонетического разбора необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибке. Нужно помнить, что характеризуется не буквы, а звуки слова.Существует несколько вариантов записи фонетического разбора, которые различаются оформлением характеристики звуков и букв. План фонетического разбора.1. Раздели слова на слоги и выдели ударный;2. Охарактеризуй по порядку гласные т согласные звуки                                                       гласные - ударные, безударные; согласные - звонкие или глухие, твёрдые или мягкие, парные или непарные;                    3. Определи количество  букв и звуков в слове. Схема фонетического разбора слова (по школьной традиции).1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.2. Поставьте ударение в слове,укажите ударный слог.3. Запишите фонетическуютранскрипцию слова.4. Охарактеризуйте звуки сло­ва. Гласные: ударные — без­ударные, какой буквой обозна­чены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные),звонкие, глухие (парные, не­парные), какой буквой обозна­чены.5 Укажите количество звуков и букв. Пример:морковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл.м - м - согл., непарн., зв., тв.о - а - гласн., безударн.р - р - согл., непарн., зв., тв.к - к - согл., парн., глух., тв.о - о – гласн., ударн.в - ф – согл., парн., глух., мягк.ь -----------------------------7 букв, 6 звуков Запомни! буква обозначает несколько звуков (е, ё, ю, я  начале слова, после гласного, после разделительных Ь и Ъ): юла – [йула]. В отдельных случаях после Ь два звука может обозначать и гласная и: ручьи -  [ручйи];несколько букв обозначают один звук (сч, жч, зч = [щ]; дс, тьс, тс = [ц]): возчик – [вощик], детский – [д'эцк'ий]. 3.Закрепление Примеры и комментарии Ель ель - слово из одного слога.е - [й'] - согл., зв. непарн., мягк. непарн.   \ [э] - гл. ударн.л - [л'] - согл., зв. непарн., мягк. ь - [-]_______3 б., 3 зв. Комментарий: буква е в начале слова обозначает два звука: [й'] и [э]буква ь обозначает мягкость предшествующего согласногозвук [й']  - непарный по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкостизвук [л'] - непарный по глухости-звонкости  Объезд объ-еґзд - слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.о - [a] - гл. безуд.б - [б’] - согл., зв., тв.ъ - [-] е - [й'] - согл., зв. непарн., мягк. непарн.   \ [эґ] - гл. ударн.з - [с] - согл., гл., тв.д - [т] - согл., гл., тв.________ 6 б., 6 зв. Комментарий:буква е после разделительного твёрдого знака обозначает два звука: [й'] и [э] звук [т] - пример оглушения звонких на конце словазвук [c] - пример оглушения звонкого в позиции пред глухимслово может произноситься и по-другому: [абй’эст], т.е. с твёрдым произношением [б] Попробуй сам! Задание:Сделай фонетический разбор слова:СОЛНЦЕ Проверь! СОЛНЦЕСОЛ-ЦЕ- 2 слога, первый слог ударный с - [с] – согл., гл.парн., мягк. парн. о- [о] – глас., удар. л - [-]  \ н - [н] - согл., зв. непарн., мягк. непарн.   ц - [ц] - согл., гл. непарн., тв. непарн. е- [э] – глас., безудар.6 букв,5 звуков Домашнее задание Сделай фонетический разбор слов:ЛЫЖИ, ВЕСНА, КНИГА, РЕСПУБЛИКАСпасибо заВнимание!