Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему Фонетический разбор слова


«Фонетический разбор слова» Презентация к уроку русского языка в 5 классе: Подготовила: учитель русского языка и литературы МБУ «Таицкая СОШ»Деркунская Ольга Леонидовна Цель урока: Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу, развивать мышление учащихся, формировать у них умение анализировать свои учебные действия, выделять главное. ВЕРНО / НЕВЕРНО Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки речи. Звуков речи меньше, чем букв. ПРОВЕРИМ: гласные звуки буквы 6 10 согласные звуки буквы 34 21 40 31+2 /33Ответ: нет. Алфавит – это все буквы языка. Все согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Звуки ч, щ, й всегда мягкие.Согласных звуков шесть. Все согласные звуки образуют пары по твердости-мягкости.Звуки ж, ш, ц имеют пару по твердости-мягкости. Орфоэпия – раздел науки о языке, который изучает правила постановки ударения и правила произношения.В сонорных согласных голос преобладает над шумом. Глухие согласные состоят только из шума.Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, когда стоят после согласных.На конце слова происходит оглушение звонкого согласного. Графика изучает написание букв. Тема урока: Фонетический разбор слова.Цели урока:1. Повторить изученное в младших классах.2. Научиться выполнять фонетический разбор слова. Я сборник карт, от удареньяЗависят два моих значенья:Захочешь, превращусь в названьеБлестящей, шелковистой ткани я. (Атлас – атлАс) Я травянистое растениеС цветком сиреневого цвета,Но переставьте ударение -И превращусь в конфету я. (Ирис – ирИс) Я много-много летДавала людям свет,Теперь меня употребляют редко,Меня затмила яркая соседка.Смените С на О, не рассержусь,Коль шерсть нужна вам - пригожусь. (СВЕЧКА – ОВЕЧКА) Моих три первых буквы произносят,Когда врага мышей к себе манят,Вторых три буквы в дом приносятНа Рождество, когда особенно хотятДетей порадовать. А целое- едят. (Кисель) Физминутка Раз - подняться, подтянуться.Два – согнуться, разогнуться.Три – в ладони три хлопка,Головою три кивка.На четыре – руки шире.Пять – руками помахать.Шесть и семь – с улыбкой стать.Восемь – урок можно продолжать. Порядок фонетического разбора:1. Слоги, ударение.2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.3. Согласные звуки ( в том числе сонорные) и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные); какими буквами обозначены. 4. Сколько букв и сколько звуков? Сочетание чн Сочетание чн, как правило, произносится в соответствии с написанием.Например: античный, дачный, качнуть.Но в некоторых сочетаниях букв чн произносится не так, как пишется, а по-другому [шн], например: коне[ш]но, ску[ш]но, наро[ш]но, праче[ш]ная.В некоторых словах допускается двоякое произношение.Например: булочная, гречневый, сливочный.  Интересный факт В конце XIX – начале XX века многие слова произносились с [шн], а не с [чн]. Произношение [шн] соответствует старой московской орфоэпической норме. Пример выполнение фонетического разбора Пень – 1 слог.п [п᾽] – согласный, глухой парный, мягкий парныйе [э] – гласный, ударныйн [н᾽] – согласный, звонкий непарный, мягкий парныйь [-] 4 б., 3 зв.. [п, э н,] Движется нахмуренная туча, Обложив полнеба вдалеке, Движется, огромна и тягуча,С фонарём в приподнятой руке. *Дополнительные задания для успешно справившихся с основной работой: Из орфографического словарика в конце учебника (стр. 171):1) выписать из словаря 10 существительных в алфавитном порядке;2) выписать 5 слов, в которых звуков больше, чем букв;3) выписать 10 существительных с удвоенной согласной. 4) выписать 10 существительных с непроизносимой согласной.5) выписать 5 слов, в которых звуков меньше, чем букв.6) выписать 10 слов, в которых буквы е, е, ю, я обозначают два звука. - Что нового узнали на уроке?- Какие трудности появились в процессе работы?- Как вы их преодолели?- Какое настроение у вас сейчас? Домашнее задание:Выполните фонетический разбор слов:достижение, безмолвие.