Урок по русскому языку на тему:Фонетическое чередование звуков. Фонетический разбор слова.
Урок разработала учитель русского языка и литературы Сарсенова Наталья Олеговна
Павлодарская область Качирский район Осьмерыжская ООШ 2015 год
Тема урока: Фонетическое чередование звуков. Фонетический разбор слова.
Цель урока: слайд 2
Знать: как записывается звуковой состав слова, порядок фонетического разбора слова, о звуковых повторах (звукописи) как средстве выразительности русской речи.
Уметь: записывать и анализировать звуки слова, различать буквы и звуки, находить в тексте примеры звукописи.
Ход урока
Устная беседа, уточнение знаний.
Доброе утро!
Какой раздел русского языка мы с вами изучаем?
Как шумит лес? щ-ш-шуКак ветер воет? фу-у-уКогда мороз, как снег хрустит под ногами? хрыть-хрытьЗвуковые повторы называются звукописи.
Желаю вам сегодня удачи!
2. Проверка дом.задания.
3. Какую цель мы поставили перед собой на этот урок?слайд 2- Какие задачи необходимо решить для достижения нашей цели? Повторение изученного слайд 3
Что изучает фонетика?
Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи
На какие две группы делятся звуки?
Гласные и согласные
На какие группы делятся согласные?
Звонкие-глухие, мягкие-твёрдые
Какие согласные всегда твёрдые?
Ж, ш, ц
Какие согласные всегда мягкие?
Й, щ, ч
Какие согласные всегда звонкие?
Л, м, н, р, й
Какие согласные всегда глухие?
Щ, х, ц, ч
На месте каких букв возникает звук Й?
Е, ё, ю, я
В каких случаях возникает звук Й?
В начале слова, после разделительного Ъ и Ь, после гласных
4. Изучение новой темы: слайд 4
Почему в словах чередуются звуки? Это происходит при образовании грамматических форм слова. То есть звуки в одной и той же морфеме, например в корне, могут заменять друг друга. Такую замену называют чередованием. Отметим сразу, что речь пойдёт о фонетических процессах, а не оправописании слов.
В определённых случаях чередуются не только гласные звуки, но и согласные. Чаще всего чередование находится в корнях, суффиксах и приставках.
Мох - мха, везти - возить, крутой - круче, друг - друзья - дружить - в корне слова;кружок - кружка, дочка - дочек, зимую - зимовать, ценный - ценен - в суффиксах;
ждать - подождать, звать - созвать, втереть - вотру - в приставках.
Существуют два вида чередований: исторические (их нельзя объяснить, они возникли давно и связаны с утратой гласных звуков (сон - сна, лесть - льстить) или с необъяснимым тождеством согласных звуков (бег - бежать) и фонетические (по-иному позиционные, так как зависят от позиции звука в слове нога и ног [нага - нок], их можно объяснить с точки зрения современного русского языка, например, чередование [г//к] возникло потому, что перед гласным согласный звук сохраняется, а в конце слова звук оглушается, изменяет своё качество звучания).
5. Физминутка Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте). Поглядеть который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).- Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук). Раз, два, три, четыре (хлопки над головой).- Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).- Убежали мышки вон (бег на месте).- Отдохнули. Теперь сел ровно. Спинки выпрямили.
6.Закрепление Слайд 5
1.Выполним фонетический разбор слов
Деревья, ветер, счастье, сердце, юность
2. А вот как использовал эти слова поэт В.Суслов, послушайте, что у него получилось:
В тишине лесной глушиШёпот к шороху спешит.Шёпот к шороху спешит,Шорох всё шуршит, шуршит.Тихо, шорох, не шурши,Тихо, шорох, не дыши!Навостри-ка уши,Тишину послушай.(В.Суслов)
Какими звуками передаёт поэт состояние тишины? (шы -ш)
Как называется такой приём, когда при помощи звуков человеческой речи передаются звуки природы?
Звукопись.
Назовите звуки, с помощью которых можно изобразить шум леса (ш-с), полёт шмеля (ж- з).
7. Рефлексия: Выполните тест. Проверка
6. Итог урока. Выставление оценок
7. Домашнее задание: Подумайте, с помощью каких звуков можно передать состояние грозы. Запишите 2-3 предложения, постарайтесь использовать звукопись. Выполните фонетический разбор слова молния.