Классный час в форме литературной гостиной В.А. Закруткин и его повесть «Матерь человеческая
Министерство образования Красноярского края
КГБПОУ «Шушенский сельскохозяйственный колледж»
Преподаватель Зырянова В.А.
Классный час
Тема: «В.А. Закруткин и его повесть «Матерь человеческая»
27 марта 2016 года исполнилось 108 лет со дня рождения
Виталия Александровича Закруткина (1908-1984)
– ученого-филолога, литературоведа, журналиста, писателя.
Цель: познакомить юношей и девушек со страницами жизни и творчества замечательного человека Виталия Александровича Закруткина. На примере повести «Матерь человеческая» заставить задуматься о каждодневном самоотверженном материнском созидании, которое порой не оценивается по достоинству.
Оформление:
- Портрет В.А. Закруткина, плакаты, иллюстрации к повести, (худ. Н. Воробьев), презентация по теме (репродукции картин: М.А. Врубель « Богоматерь с младенцем», Б.Э. Мурильо «Мадонна в облаках» и другие изображения Девы Марии; М.А. Савицкий « Партизанская мадонна», М.А. Савицкий « Мать партизана». Слайды – фотографии на тему «Мать и дитя». Слайды «Пожар войны». Всего 21 слайд).
Муз. оформление: «Песня о земле» В.С. Высоцкого, Ф. Шуберт «Ave Maria» (в двух версиях: 1-для демонстрации икон, другая при просмотре фотографий). Песня Олега Митяева «Мама».
Форма классного часа: литературная гостиная.
Преподаватель литературы: Вера Александровна Зырянова.
Зал оформлен портретом В.А. Закруткина, репродукциями полотен художников, иллюстрациями к повести «Матерь человеческая», плакатами. Стулья и столы для учащихся расставлены полукругом.
Учитель: Приветствую посетителей литературной гостиной! Сегодня мы будем говорить о замечательном человеке Виталии Александровиче Закруткине и его повести «Матерь человеческая». Слайд 1.
Внимание на плакат 1.
27 марта 2016 года исполнилось 108 лет со дня рождения Закруткина – ученого – филолога, литературоведа, журналиста, писателя.
Вам будут представлены страницы жизни творческой личности, а также повесть Закруткина В.А. «Матерь человеческая». Книга заставит нас задуматься о каждодневном самоотверженном материнском созидании, которое порой не оценивается по достоинству. (Слайд 2)
Разрешите представить участников литературной гостиной: ведущие, биографы, литературоведы, искусствовед, участники литературного кружка.
Сцена 1. « Литературная гостиная посвящается жизни и творчеству В.А. Закруткина».
1-ый ведущий: «Ему не нужно было ходить в народ или собирать материалы в творческих командировках. Он сам – плоть от плоти и кровь от крови народа. С детских лет он связан с казаками – земледельцами. От них он перенял умение трудиться в поле, скакать на коне, ловить рыбу, у них научился угадывать погоду по мерцанию звезд, по росе на травах, по оттенкам солнечного заката». Эти строки Закруткин написал о Шолохове. Думается, то же самое Виталий Александрович мог бы сказать и о себе. А теперь - слово биографам.
Слайд 3
1-ый биограф: Родился Закруткин в Феодосии. Детство прошло в глухой украинской деревеньке Екатериновке, где отец и мать учительствовали, а также вели свое хозяйство, ничем не отличаясь от прочих крестьян, - разве только были беднее их. Шесть человек семьи, девять десятин земельного надела да выбракованная лошаденка – память о конном корпусе Котовского, проходившем однажды через деревню, - вот все, чем располагали Закруткины. С десяти лет Виталий начал работать в поле: пахал, боронил, сеял Маленький, шустрый, бедный деревенский хлопчик, он не знал в ту пору, какое богатство накапливается в его сердце, не знал того, что цепкая память бережно сохранит для него это богатство и щедро отдаст его, едва прикоснется к сокровищам этим чуткая душа Художника.
2-ой биограф: Однажды в руках у деревенского хлопчика оказалась тоненькая книжечка без обложки. Стихи. Кто автор, Виталий не знал. Но стихи его просто ошеломили! Это была правда о жизни! Взволнованный юноша сам начал писать стихи. Сначала подражал Есенину (это ему принадлежала книжечка). Более ста стихотворений о лошадях, о коровах и о любви. 16- летний книжник и мечтатель, мог ли он не писать о любви!
В 1926 году Закруткин впервые опубликовался в газете «Известия» под псевдонимом «В. Тамарин», по имени возлюбленной, конечно.
В 1930 году Закруткины уехали на Дальний Восток, где родители и сам Виталий учительствовали.
3-ий биограф: В Благовещенске будущий писатель сдал экстерном за пединститут по факультету языка и литературы. А в 1933 году был принят в аспирантуру Ленинградского пединститута им. Герцена. С 1936 года Закруткин заведует кафедрой русской литературы, читает студентам лекции, пишет научные статьи о творчестве русских писателей.
И вот война На фронт Виталий Александрович мог бы и не пойти – как заведующему кафедрой ему полагалась бронь.
– Этого я себе никогда бы не простил! – сказал Закруткин и пошел в военкомат.
Всю войну он провел на фронте в качестве военного корреспондента. Только ранения заставляли его покидать на время передовые позиции.
2-ой ведущий:
После войны Виталий Александрович занялся литературным творчеством (Слайд 4). Книга Закруткина «Кавказские записки» повествует о подвиге людей на войне. Затем роман «Сотворение мира» и повесть « Матерь человеческая» - все это о Великой Отечественной войне. Писательская деятельность полностью захватила Закруткина. Одно за другим выходят его произведения: «Плавучая станица», «Подсолнух», «Лик земли», «Лесные клады», сборник очерков под названием «Мать сыра земля».
Писателя до глубины души, до слез всегда возмущало варварское отношение к живой природе, бездушное истребление лесов, рек, их живых обитателей. Именно об этом пишет Закруткин свои очерки. « Браконьерство я рассматриваю как разбой на большой дороге, - говорил писатель, - Мне хочется, чтобы у человека было бережное отношение к природе. Ведь он и сам дитя ее».
3-ий ведущий:
Человек, до боли сердечной влюбленный в родную землю, в ее поля, леса, моря, реки, так писал обо всем этом, что министр рыбной промышленности обязал всех своих инспекторов изучить «Плавучую станицу», а из далекой Англии в станицу Кочетовскую, где жил писатель, пришло письмо, которому мог позавидовать любой ученый биолог: «Не можете ли вы посоветовать, как нам, англичанам, возродить промысел креветок?»
1-ый ведущий:
Несколько раз в Кочетовскую приезжал Михаил Шолохов, с которым Виталий Закруткин связан долголетней дружбой. Это у него, у Шолохова, научился Закруткин умению чутко прислушиваться к природе, к земле, а главное к пристальному вниманию к самому удивительному из всех живых существ - человеку.
Учитель: На этом первая сцена литературной гостиной заканчивается
Сцена 2. Повесть «Матерь человеческая»
Учитель: Песня, которая сейчас прозвучит, перенесет нас в то суровое время, когда происходило действие повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая». Это одно из пронзительных произведений о великом подвиге материнства в годы Великой Отечественной войны1. Послушайте и определите, кто исполнитель, чья песня, какие строки из тех, что вы видите на плакатах, взяты из песни? Строки эти мы возьмем в качестве эпиграфа к разговору о повести Закруткина «Матерь человеческая». (Слайд 5 «Пожар войны»).
1 Плакат 2.
Повесть В.А. Закруткина «Матерь человеческая»- одно из пронзительных произведений о великом подвиге материнства в годы Великой Отечественной войны.
Назовите исполнителя только что прозвучавшей песни?
(Владимир Высоцкий).
Какие строчки из «Песни о Земле» Владимира Высоцкого вы видите на одном из плакатов?
(«Материнства не взять у Земли, не отнять, как не вычерпать моря»).
Эти слова возьмем в качестве эпиграфа к разговору о книге Закруткина «Матерь человеческая»
Плакат 3.
«Материнства не взять у Земли, не отнять, как не вычерпать моря».
Слово – литературоведам. (Слайд 6)
1-ый литературовед:
Повесть «Матерь человеческая» написана в 1969 году. В 1970 году книга отмечена Государственной премией. В 2009 году повести «Матерь человеческая» исполнится 40 лет. Сколько ни читаешь эту небольшую книжицу, всегда переживаешь потрясение.
Учитель: Обратившись к повести Закруткина, давайте задумаемся о материнском созидании, переживем горькую, возвышенную судьбу женщины, которая способна своей самоотверженной любовью спасти и сохранить погибающий мир.
Задумайтесь над вопросом:
Плакат 4
В чем заключается материнский подвиг Марии, и где главная героиня нашла силы для совершения этого подвига?
2-ой литературовед:
В основе повести лежит реальный факт. Автор военным корреспондентом прошел всю войну и видел, «что натворили гитлеровцы Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные расстрелянными ростовчанами, городские кварталы, сожженные от начала до конца
Но более всего ему запомнился один эпизод, легший в основу повести «Матерь человеческая». Закруткин вспоминает: « Ранней осенью 1943 года мы выехали в черные развалины, какого - то сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого. Из какой-то норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а за ним выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина. Она плакала, затем рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора. В тот страшный день, когда немцы устроили расправу над жителями, ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе».
3-ий литературовед:
(Слайд 7: Автор и его героиня)
Спустя много лет Закруткин решил написать повесть о женщине, которая смогла выстоять в страшных испытаниях, стать продолжательницей рода и своей любовью к людям и миру, памятью о погибших возродить к жизни родную землю. Мысль рассказать об этой женщине по имени Мария, пришла к Закруткину, когда он смотрел на скульптуру Мадонны.
Искусствовед: Мадонна, Дева Мария, Богородица Небесная, Матерь Иисуса Христа Художники мира многократно воспели Мадонну в своих произведениях.
Звучит «Ave Maria» в исполнении оркестра Поля Мориа. Демонстрируется презентация- видеоряд «Мадонны» (Слайд 8)
1-ый участник литературного кружка «Час книги»: При виде Мадонны Закруткин вспоминает другую женщину, реальную, встреченную им в страшные годы войны
По библейскому преданию, сын Девы Марии был подвергнут мученической казни. Героиня повести Мария тоже потеряла сына, близких. Разорен ее дом. Но Мария нашла в себе силы жить, чтобы возродить жизнь на сожженной земле.
2 – ой участник литературного кружка: В эту сентябрьскую ночь небо вздрагивало, багряно светилось, отражая пожары. Громыхали пушечные залпы. Мария лежала в глубокой борозде кукурузного поля. Она кусала от страха губы, закрывала уши руками. «Господи, пошли мне смерть, господи нет у меня больше сил не могу я боже », - шептала она.
Немцы, пришедшие в хутор, повесили мужа и сына Марии и жительницу хутора Феню.
Иван, муж Марии, незадолго до этого страшного дня вернулся с фронта из-за ампутированной руки, возглавил колхоз – и вот немцы!
А сыну Васятке всего десять лет! И его фашисты казнили! (Слайд 9)
Мария, чудом избежавшая смерти, убежала из деревни, и вот теперь она смотрела, как горят все тридцать домов хутора. Односельчан увели в плен. Осталась одна Мария
(Слайд 10,11).
3-ий участник литературного кружка: Когда немцы вели пленных односельчан, Мария видела, как пятнадцатилетняя Санька Зименкова с криком: «Не хочу я быть вашей батрачкой, гады!» - выбежала из колонны и была сражена автоматной очередью. (Слайд 12). Немцы ушли, Мария похоронила девочку
Но вот жизнь властно напоминает Марии, что она не одна, что в ней теплится иная, пока еще слитая с измученным материнским телом, но уже своя, отдельная, слабая жизнь. У нее будет ребенок! И Мария понимает, что надо из последних сил жить! Жить, во что бы то ни стало! Она отправляется на пепелище, осматривает страшную поруганную землю, думая, как ей жить здесь (Слайд 13).
4-ый участник литературного кружка: Мария поселилась в погребе (Слайд 14). Правда, когда она заглянула туда впервые, там оказался раненый немец! Мария решила его убить! Пригодились найденные вилы! Но раненый оказался совсем мальчишкой, едва живым, и когда он, перед лицом смерти, сказал по-русски: «Мама!», - Мария остановилась. Потом Вернер Брахт умер.А Мария должна была жить! Надо было добывать еду. Она работала в поле, запасала на зиму картофель, кукурузу, шляпки подсолнухов. Запасала не одной себе – вдруг кто-нибудь придет сюда, уцелевший от войны, а у нее будет еда! И Мария работает из последних сил! (Слайд 15). Из окрестностей сожженного хутора к островку возрожденной жизни потянулись распуганные животные: четыре коровы, три лошади, овцы. А еще куры, голуби, пчелы – вот какое хозяйство теперь у Марии!
5-ый участник литературного кружка: Однажды, подойдя к копне сена, Мария услышала разговор детей. Кто там? (Слайд 16). Дети, а их оказалось семеро, плача, рассказали, как их везли на поезде из Ленинградского детского дома, как немцы бомбили поезд, воспитатели погибли и много детей сгорело. Живых осталось семнадцать, они бежали, шли. Десять детей умерло
Мария содрогалась от рыданий: «Деточки я вас накормлю... мы будем жить вместе я одна, совсем одна»
Дети сгрудились вокруг Марии, заплакали.Так они стали жить вместе. Сначала малыши, затем и старшие дети стали звать Марию мамой. Наступил срок, и у Марии родился сын. Теперь она ощутила себя матерью всех. «Ей почудилось, что в свисте пуль и грохоте снарядов, в разгуле убийств и жестокости, крови она родила не только сына но, содрогаясь от мучительной боли и счастья, родила всех детей истерзанной земли, требующих от нее, матери, защиты и ласки». (Слайд 17).
В конце зимы выживших Марию и детей обнаружили бойцы гвардейского кавалерийского полка. (Слайд 18). «Она стояла на холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. Вокруг нее сгрудились дети Вверху носились белокрылые голуби. Командир полка опустился перед Марией на колени, прижался щекой к ее маленькой жесткой руке».
Учитель: Так заканчивается история женщины – матери, выжившей в неимоверных условиях во время Великой Отечественной войны.
Взгляните на репродукции полотен белорусского художника М.А. Савицкого «Партизанская мадонна», «Мать партизана» (Слайд 19).
На 1-ой картине – небо в грозовых тучах, светло от пожарищ. На этом фоне «партизанская мадонна». Кто она? Почему она здесь? С ребенком на руках? Она, как и многие женщины, в военное годы стала защитницей родной земли. Но она мать! Ее маленькие, но сильные руки бережно держат ребенка.
На 2-ой картине - Молодая женщина сидит на земле. Из красного пространства фона бежит к ней смеющийся мальчик. Он – лишь воспоминание. А наяву – строй черных виселиц. Страшно это противопоставление Мадонны без младенца! Символ убитого счастья, истребления жизни и попрания материнских чувств.
Какая из картин вам кажется наиболее созвучной повести по смыслу? Почему? (Ответы учащихся)
Обе картины соотносимы с произведением Закруткина. Но ближе все-таки картина «Мать партизана».
Так в чем же заключается материнский подвиг Марии, как вы думаете? Что помогло ей выжить? (Ответы учащихся)
(Материнское чувство ответственности и любви. Мария стала утешительницей и заступницей для всех).
Учитель:
Мария – Матерь человеческая! Писатель Закруткин создал словесную икону женщины – матери: «Засияет над Землей образ Матери человеческой, нашей веры, нашей надежды, вечной нашей любви»
Все вернется на круги своя. И тысячи, миллионы людей поклонятся Матери. Поклонимся же и мы нашим матерям!
«Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках!»
Идет показ слайдов на тему «Мать и дитя» (из семейных архивов учащихся). (Слайды 20).
Звучит «Ave Maria» в другой версии. На фоне музыки учащаяся читает стихотворение Сергея Острового:
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
Учитель: Наш разговор о жизни и творчестве В.А. Закруткина и его повести «Матерь человеческая» подходит к завершению. И пока в душе звучат слова, и сердце взволнованно, подумайте над вопросами: (Слайд 21)
О чем заставила задуматься повесть Закруткина?
Давайте перечислим качества женщины, которую можно назвать Матерью?
Пока звучит песня Олега Митяева «Мама», подумайте над этими вопросами.
Ответы учащихся:
Повесть заставила задуматься о героизме матери, материнском подвиге, об ужасах войны, мужестве Марии, о том, что к матерям необходимо относиться с добротой.
Качества женщины-Матери: любовь к детям, ко всему живому на Земле; терпение, трудолюбие, патриотизм, мужество, упорство в достижении цели, умение преодолевать трудности, готовность к самопожертвованию, умение владеть собой, ответственность за своих детей, за их физическое и духовное здоровье и многое-многое другое.
Учитель: Обращаю ваше внимание на реферат учащегося второго курса Д. Исаева «Подвиг женщины-Матери в повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» и тексты повести, имеющиеся в кабинете. Те из вас, кто не остался равнодушным к полученной информации, могут продолжить исследовательскую работу по теме.
Литературная гостиная, посвященная литературоведу, публицисту, прозаику В.А. Закруткину и его книге «Матерь человеческая» закрывается. Спасибо всем участникам и слушателям.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
Т. Елисеева «Преображение Марии» Приложение к журналу «Литература в школе» №4-2004. Стр. 7-10.
М. Алексеев «От сердца к сердцу». Вступительная статья в книге «Виталий Закруткин. Матерь человеческая» Изд. «Молодая гвардия», 1979.
М. Алексеев «Виталий Закруткин». Вступительная статья в книге «Виталий Закруткин «Мать сыра земля» (художественные очерки). М., «Советская Россия» 1970.
Реферат учащегося 2 курса, гр. 23, Исаева Дмитрия «Подвиг женщины-матери в повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая». КГОУ НПО ПУ-75. 2007.
В.А, Закруткин «Матерь – человеческая». М., «Молодая гвардия», 1979.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815