Письменная проверка без опоры на средства наглядности.(статья)

Письменная проверка без опоры на средства наглядности

Систематический контроль воспитывает самостоятельность и активность школьников в обучении, развивает внимание в восприятии и осмьсливании учебного материала, приучает к регулярной работе в классе и дома. Проверка и оценка достижений учащихся в учебном процессе воспитывает у них чувство ответственности за качество выполнения их учебной работы. В то же время показатели успеваемости позволяют учителю совершенствовать свою методику обучения.
Кроме того, оценка знаний служит ориентиром и для родителей: она информирует об учебном труде их детей и нацеливает, в случае необходимости, на согласованные действия с учителем по устранению причин, снижающих успеваемость.

Не менее важными являются задания, требующие от учащихся письменных ответов без опоры на средств наглядности, выясняющие правильность сформированности у них представлений и понятий, умений применять знания в разнообразных ситуациях.
Наиболее эффективными из таких заданий являются тесты, включающие серию вопросов или одно задание с помощью которых можно быстро получить информацию об усвоении всем классом довольно широкого круга биологических знаний: характерных особенностей строения и биологии растений различных семейств, их видового состава, соподчиненности таксономических единиц (вид, род, семейство), среды обитания и условий жизни различных групп растений, особенностей внешнего и внутреннего строения видов, принадлежащих к этим группам и др.
Проверка ответов занимает у учителя немного времени, поскольку учащиеся ограничиваются расстановкой цифр или подчеркиванием выбранных пунктов теста. Некоторые тесты можно использовать в качестве биологических диктантов.
Отмеченные достоинства тестов не лишают их недостатков, главными из которых являются невозможность получения развернутых ответов и выяснения тем самым умения учащихся связью и последовательно излагать свои мысли, делать выводы, обобщения. Чтобы в какой-то мере устранить указанный недостаток, целесообразно сочетать тестовую проверку с устной. С этой целью после тестового задания включается вопрос, который требует от учащихся подготовки устного ответа, помогающего им осмыслить фактический материал.
Анализ содержания курса ботаники позволяет выделить следующие три группы заданий-тестов.
1. Задания для проверки знаний о характерных при. знаках строения й биологии растений различных семейств.
1. С помощью цифр, данных в списке, распределите указанные признаки по семействам.
Семейства Признаки О тв е т ы
а) бобовые. 1.Цветок имеет неправильный а) бобовые 1,
венчик. 4,6,7.
б) пасленовые 2. Цветок имеет сростнолепест- б) пасленовые
ный венчик. 2, 3,5.
З. Растения имеют плод коро-
бочку.
4. Растения имеют плод, со-
стоящий из двух створок, без
внутренней перегородки.
5. Многие растения содержат
ядовитые вещества.
6. На корнях растений имеют-
ся клубеньки.
7. Многие растения содержат
значительное количество белка
в семенах и вегетативных органах.
Каковы характерные особенности строения и жизни растений семейства бобовых и пасленовых? Каково их значение в природе и народном хозяйстве? Ответить устно.
2.С помощью цифр, данных в списке, распределите растения по семействам.
Семейства Признаки Ответы
а)бобовые 1.Брюква а) бобовые -
б) крестоцветные 2. Ландыш 3,6,9,11,14
в) лилейные 3. Лядвёнец рогатый б) крестоцвет-
4. Левкой ные – 1,4,8,12
5.Лук в) лилейные -
6. Соя 2,5,7,10,13,15,16
7. Тюльпан
8. Клоповник
9. Акация желтая
10. Чеснок
11. Люцерна
12. Горчица
13. Нарцисс
14. Донник
15. Майник
16. Вороний глаз
К каким группам относятся названные растения по их значению в народном хозяйстве? Ответить устно.
3.Прочтите внимательно названия следующих расте: клевер красный, клевер ползучий, клевер шведский, донник белый, донник желтый, редька дикая, редька посевная. Укажите, сколько здесь названо видов растений _____ , к скольким родам они относятся _____ , в
какие семейства объединяются _____ ?
Объясните, почему растения одного вида, рода и семейства имеют сходство в строении? Ответить устно.
II. Задания для проверки знаний о среде обитания, условиях жизни и их значении для растений.
1. Обозначьте цифрами условия, необходимые для жизни каждой группы растений, обеспечивающиеся им окружающей средой.
Условия жизни Группы растений О т в ет ы
1.Вода 1. Бактерии 1, 2, 4,5,7
2.Минеральные соли 2. Водоросли (зеленые) 1,2,3,4, 5,6
3. Свет
· 3. Грибы 1,2,4,5,7.
4. Тепло 4. Лишайники 1,2, 3, 4,5,6.
5. Кислород 5. Мхи 1,2, 3, 4,5,6.
6. Углекислый газ 6. Папоротникообразные 1,2, 3, 4,5,6.
7. Органические вещества 7. Покрытосеменные 1,2, 3, 4,5,6.
Чем отличаются условия жизни бактерий и грибов от условий жизни остальных групп растений? Ответьте устно.
2.Обозначьте цифрами растения, произрастающие в растительных сообществах.
Растения Сообщества Ответы
1. Ландыш Лес 1, 2, 6, 8, 9, 10.
2. Брусника Болото 3, 4, 5, 7, 9, 10.
3. Рогоз
4. Сусак
5. Калужница
6. Майник
7. Осока
8. Копытень
9. Мхи
10. Водоросли
Какие имеются характерные черты приспособлен- ности растений болота и леса к жизни в этих сообщестнах? Ответить устно.
3. Обозначьте цифрами условия, необходимые для растений различных сред обитания
.
Условия жизни Растения Ответы
1.Вода Теневыносливые 1, 2,3,4,5.
2.Свет Светолюбивые 1,2,3,4,5.
3.Воздух Морозоустойчивые 1,2,3,4,5.
4.Тепло Засухоустойчивые 1, 2, 3, 4,5.
5.Минеральные соли Влаголюбивые 1, 2, 3, 4,5.
Чем сходны условия жизни растений различных мест обитания и в чем их различие? Ответить устно.
III.Задания для проверки знаний об особенностяi внешнего и внутреннего строения растений, закономерном расположении их органов и частей относительно друг друга.
1.Обозначьте цифрами названия органов у различных групп растений.
Органы растения Группы растений Ответы
1. Корень Покрытосеменные 1,2,3, 4,5,6.
2.Стебель Голосеменные 1, 2,3, 6.
3. Лист Папоротникообразные 1, 2, 3.
4. Цветок Мхи 2, 3
5. Плод Лишайники Нет
6. Семя Водоросли Нет
Грибы Нет
Какие группы растений относятся к высшим и низшим? Почему?
2. Обозначьте цифрами ткани, которые имеют органы
Растительные ткани Органы растения О т в е т ы
1. Покровная Корень 1, 2, 3, 4.
2. Основная Стебель 1, 2, 3, 4.
3. Проводящая Лист 1, 2, 3, 4.
4. Механическая Цветок 1, 2, 3, 4

Какие виды тканей имеются в органах растений? В чем их различие? Ответить устно.
3. Подчеркните одной чертой названия, которые - относятся к строению семян, двумя чертами к составу семян: кожура, крахмал, зародыш, корешок, белок, почечка с листочками, жир, семядоли, минеральные вещества, стебелек, вода.
Подобного рода тесты позволяют быстро выяснить, не подменяют ли учащиеся одни понятия другими, имеют ли четко дифференцированные знания. Нередко слабые по успеваемости учащиеся относят, например, крахмал в белок к строению семян, оболочку клетки называют кожурой и т. п.
4. Поставьте цифры под указанными частями цветка в той последовательности, в которой они расположены в этом органе: венчик, цветоножка, пестик, чашечка, тычинка, цветоложе.
Данный тест позволяет выявить понимание учащимся закономерного расположения частей органа растения.
5. Заполните пропуски в описании строения семена фасоли: « Семя фасоли снаружи покрыто . Под ней находится . Он имеет ».
Некоторые задания (1, 2, 5) могут быть использованы в качестве ботанических диктантов.
В зарубежных школах, в том числе и в школах социалистических стран широко используются тесты с выбором ответа. Варианты этого типа тестов разнообразны:.
1. Тесты, содержащие один правильный и один неправильный ответ.
2. Тесты, содержащие один правильный и несколько неправильных ответов.
3. Тесты, содержащие несколько правильных и один неправильный ответ.
4. Тесты, содержащие несколько правильных и несколько неправильных ответов.
В соответствии с этой классификацией ниже приведено содержание некоторых тестов.
1. По какой части стебля передвигаются органические вещества?
а) по древесине
б) по коре(лубу)
Правильный ответ подчеркните.
2. Какой ответ правильный? Подчеркните.
а) Органические вещества передвигаются по сердцевине стебля.
б) Органические вещества передвигаются по древе. ине.
в) Органические вещества передвигаются по коре (лубу).
3. Какой ответ правильный? Подчеркните.
а) Зеленые растения поглощают из почвы для питания неорганические вещества.
б) Зеленые растения поглощают из почвы для питания органические вещества.
в) Зеленые растения поглощают для питания из почвы воду и минеральные соли.
4. Какой ответ правильный? Подчеркните.
Растения семейства пасленовых имеют плод:
а) боб
б) стручок
в) зерновку
г) ягоду
д) семянку
е) коробочку
Использование указанных тестов показало, что следует давать задания на подчеркивание только правильных ответов. В этом случае тест выполняет не только контролирующую функцию, но способствует лучшему запоминанию материала. Требовать же подчеркивания неправильных ответо не следует. Наблюдалось, что в дальнейшем это оказывает отрицательное влияние на знания учащихся: они запоминают неправильные ответы, принимая их за правильные. При первоначальном же опросе они давали правильный ответ.
15