Викторина Грамота-второй язык 5 класс


ВИКТОРИНА
по русскому языку для 5 класса «Грамота—второй язык»
Цель мероприятия:  прививать любовь к русскому  языку через игру.
Задачи:
1) развивать творческое воображение детей, вырабатывать свободную и выразительную речь; прививать любовь к родному языку.
2) показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, формировать подлинные  познавательные интересы;  поддерживать желание учиться и получать удовольствие от преодоления познавательных трудностей;
3)развивать пытливость, любознательность каждого ученика, творческие способности учащихся,  расширить кругозор и словарный запас.
4) воспитывать стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь; воспитывать чувство товарищества, умения работать в коллективе.
Ведущий.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проводим соревнование между 5 классами. И я, как учитель русского языка, хочу испытать ваши по этому предмету.
К. Г. Паустовский
«Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость»
Н. Г. Чернышевский
«Изучать родной язык необходимо … чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей»
А писатель И.С.Тургенев называл русский язык великим и могучим.
Наше занятие имеет необычное название - "ВИКТОРИНА".
Кто из вас может объяснить, что означает это слово?
(Викторина – это когда ведущий задает вопросы, а дети отвечают на них).
Ведущий.
Правильно, а точнее, это игра в ответы на вопросы, объединенные одной темой. Но в этой игре стремятся к победе. Виктория – победа.
Вы будете соревноваться, отвечая на вопросы по русскому языку и чтению.
Для этого мы сформировали 2 команды.
Капитан 1 команды: Вас приветствует команда “Умники и умницы”.
Наш девиз: “Берегите русский язык”.
Мы, умнейшие ребята,Видеть вас сегодня рады,Будем спорить и играть,О русском языке хотим все знать.
Капитан 2 команды: Вас приветствует команда “ Веселые и любознательные”.
Наш девиз: “Изучайте русский язык”.
Русский язык!Ты красив и велик.Силой могучей ты наделен,Любим тебя как родную матьИ обещаем добросовестно изучать.
Капитаны команд: _________________________________________________
Внимательно слушайте условия заданий и условия их выполнения.
Вперёд! К победе!
Задание 1.
Игра "Доскажи словечко".
Команды отвечают по очереди.
За каждый правильный ответ – 1 балл
 1.Сколько нужно взять «А», чтобы получить птицу? (сорок-А)
2. В каком слове 100 «Л»? (сто-Л)
3. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Я-Мы)
4. Сколько личных местоимений в слове «семья» (7-Я)
5. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе – овощ. (Ты-Ква)
6. Какое слово состоит из одного местоимения? (Я)
7. В каком наречии 5 «О»? (О-пять)
8. Что нужно сделать с существительным «жаркóе», чтобы оно стало прилагательным? (надо изменить ударение)
9. Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье, вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (Я-беда)
10. В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь? (Я-пони-Я)
11. Как превратить существительные «даль», «пень», «руль» в глаголы? (поставить существительные во множественное число)
12. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (Огню)
Ведущий:
Молодцы! Каждая команда получает по 3 балла.
Задание 2. «Прятки».
Найдите другие слова в слове «грамотей»…
Запишите их на листочке. За каждое слово – 1 балл.
Время – 2 минуты.
Ведущий: Капитаны, сдайте результаты работы в жюри.
__________________________________________________________________
Задание 3. «Змейка».
Составьте цепочку слов так, чтобы каждое новое слово
начиналось на последнюю букву предыдущего слова.
Минимум – 10 слов. За каждое слово – 1 балл.
А начинается всё со слова «ЗИМА»
Время – 3 минуты
Ведущий: Капитаны, сдайте результаты работы в жюри.
_________________________________________________________________
Задание 4. «Аукцион орфограмм»
Вспомните, какие орфограммы вы изучали.
Команды отвечают по очереди.
Задание 5. «Ошибки вышли погулять».
Найдите и исправьте ошибки.
Объясните орфограммы.
ФОНАРИК
Мне не скучьно без агня —
Есть фонарик уменя.
На него пасмотришь днём —
Ничего не видно в нём,
А посмотриш вечерком —
Он с зелёном огоньком.
Это в баночьке с тровойСвитлячок сидит жывой.
А.Л.БартоФОНАРИК
Мне не скучно без огня —
Есть фонарик у меня.
На него посмотришь днём —
Ничего не видно в нём,
А посмотришь вечерком —
Он с зелёном огоньком.
Это в баночке с травой
Светлячок сидит живой.
А.Л.БартоКоманды отвечают по очереди.
Задание 6. «Составлялки».
Какие слова можно сделать из этих частей?
Самостоятельно запишите получившиеся слова.
Паро
Само
Везде
Скало
воз
кат
лёт
ход
вар
лаз
Проверка.
Задание 7. «Путаница»
- Что такое пословица?
- Восстановите пословицы. Объясните их смысл.
1. Что с возу упало, того не вырубишь топором.
2. Не плюй в колодец, вылетит - не поймаешь.
3. Хочешь есть калачи, не откладывай на завтра.
Что с возу упало, то пропало.
Что написано пером, того не вырубишь топором.
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра.
Команды отвечают по очереди.
Прочитаем хором эти мудрые мысли наших предков
«Знание – сила!».
Как вы понимаете смысл этой короткой пословицы?
Приходя в школу, вы каждый день обогащаете себя знаниями, становитесь чуточку грамотнее, эрудированнее, т.е. сильнее.
И наша викторина – не исключение. Мы обязательно должны узнать что-то новое, пополнить свой багаж знаний.
Задание 8. «Угадай фразеологизм».
Кто знает, что такое фразеологизм?
Ведущий о фразеологизмах:
Фразеологизм – фраза, логос- учение, поучительная фраза.
Это яркое выражение для характеристики чего-либо.
Рассмотрим картинки. Какие фразеологизмы в них спрятаны?
Каков их смысл?
Ведущий:
Ребята, наша викторина подходит к концу,а закончим мы ее загадками.
Задание 9.
«Отгадай загадку». Кто быстрее отгадает?
1.
На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. (Алфавит)
2.
Говорит она беззвучно, А понятно и нескучно, Ты беседуй чаще с ней - Станешь вчетверо умней. (Книга)
3.
Я то в клетку, То в линейку,Написать по ним сумей-ка! Можешь и нарисовать... Что такое я? (Тетрадь)
4.
Я фигурка небольшая, Точка подо мной большая. Коль спросить что соберешься, Без меня не обойдешься. (Вопросительный знак)
5.
Отгадай, что за вещица, - Острый клювик, а не птица.Этим клювиком онаСеет - сеет семенаНе на поле, не на грядке - На листах твоей тетрадки. (Ручка.)
6.
Есть, друзья, такая птица:Если сядет на страницу,Очень рад бываю я,А со мною вся семья. (Пятерка.
Ведущий:
- Интересно ли прошла наша викторина?
- Чем она полезна?
- Что нового вы узнали?
Ведущий:
Вот таким занимательным и интересным может быть наш русский язык.
Яркий, как радуга после весеннего дождя; меткий, как стрелы; задушевный, как песня над колыбелью ребёнка…
Ученица читает стихотворение
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья. 
В нём
воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу — выше, выше.
Берёзовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше…
Ответьте, о ком или о чем говорится.
«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)
Что такое ручкохранилище? (Пенал.)
Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)
Как называется школьный известняк? (Мел.)
Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)
Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)
Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)
Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)
Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)
В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)
Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)