Программа внеурочной деятельности Начало туризма и ориентирования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шебекино Белгородской области»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Начало туризма и ориентирования»
1 год обучения
3 «А,Б,В» классы
Учитель: Чепурной Александр
Иванович
Шебекино – 2015ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самодеятельный пешеходный туризм – непростой, трудоемкий, но бесконечно интересный и полезный способ организации детского досуга. Ведь такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, трудности и лишения, сдерживает развитие их инфантилизма, эгоизма и капризности; учит брать на себя ответственность за общее дело, бережному отношению к родной природе и культуре, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки самообслуживающего труда и способствует развитию их самостоятельности.
Актуальность и практическая значимость данной программы внеурочной деятельности заключается в создании условий для осуществления воспитания культуры здоровья младших школьников в процессе внеурочной деятельности, как одной из основных базовых национальных ценностей.
Новизна данной программы состоит в отсутствии программ внеурочной деятельности, направленных на оздоровление и здоровьесбережение школьников посредством освоения правил туристско-краеведческой деятельности. Следует отметить, что реализация программы предполагает обновление форм и методов образовательной деятельности младших школьников. Полученные знания в результате освоения программы необходимы в повседневной жизни, являются интересными и полезными для обучающихся.
В основе реализации данной программы внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход, который предполагает учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения, ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального и поликультурного состава.
Последнее имеет особое значение для развития детей младшего школьного возраста. Многие из них начинают испытывать в школе вполне естественные и объяснимые сложности с учебной самоорганизацией. В сочетании с высоким авторитетом и большой ролью в жизни младшего школьника взрослых, к которым он обращается за помощью, это может способствовать нежелательному развитию у ребенка привычки во всем полагаться не на себя самого, а на помощь и мнение взрослого. Склонность к стандартизированному поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослого не хуже других детей порождает отмечаемый многими психологами известный конформизм младших школьников и также ведет к возможному отказу от своего «Я сам». В силу этих обстоятельств одной из задач, которые стоят перед педагогами, воспитывающими младших школьников, является создание благоприятных условий для развития их самостоятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности по туризму для 1-4 классов составлена на основе «Примерной образовательной программы внеурочной туристско-краеведческой деятельности для учащихся 1-8 классов» (П.В.Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. – М.: «Просвещение», 2011г), а также нормативных документов: Письмо МО и РТ от 18.08.2010 г №6871/10 «О введении ФГОС НОО», «Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся», Постановление Правительства Белгородской области от 2.07.2008 г. №136-пп «Об утверждении областной целевой программы развития школьного туризма для учащихся Белгородской области «Моя Родина – Россия. От родного Белогорья – к Святыням Отчизны»
Целью Программы является:
- пропаганда и популяризация туристско-краеведческой деятельности, здорового образа жизни;
- ознакомление обучающихся с простейшими переправами через естественные препятствия.
Задачи Программы:
Обучающие:
- научить простейшим навыкам ориентирования в незнакомой местности;
- осваивать методы наблюдения, следопытства и прослушивания, для определения своего местонахождения;
- овладению умений по оказанию самопомощи;
- научить преодолению простейших препятствий.
Развивающие:
- развивать волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих;
- развивать память и внимание;
- развивать деловую и познавательную активность;
- развивать физическую и психическую выносливость.
Воспитательные:
- воспитывать патриотизм;
- воспитывать привычку рационально использовать свободное время;
- воспитывать чувство коллективизма.
В Программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями такими как география (работа с картами, определение азимута), биология (правила личной гигиены, охрана окружающей среды, первая медицинская помощь), ОБЖ (способы автономного выживания человека в природе).
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
В 1 классе план предусматривает обучение в объёме 33 часов в год – 33 учебные недели, по 1 часу по 30 минут, во 2-4 классах - 34 часа в год – 34 учебные недели, по 1 часу в неделю по 45 минут.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: теоретической и практической, в 1 классе – 13+20 часов, во 2-4 классах – 13+ 21 час.
В 1-4 классах во внеурочной деятельности по туризму используется линия учебно-методических комплектов под редакцией В.И. Махова и И.И. Махова: «Туризм на уроках физической культуры», Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2012.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности в 1-4 классе (личностные, предметные, метапредметные):
Личностные – индивидуальные качественные свойства обучающихся, приобретенные в результате освоения данного курса:
Популяризация туристско-краеведческой деятельности, здорового образа жизни;
Ознакомление обучающихся с простейшими переправами через естественные препятствия;
Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи;
Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении целей;
Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и интересы.
Предметные – приобретение школьниками знаний о основах туристско-краеведческой работы и основных умений:
Требования техники безопасности в походе;
Общие подходы к организации и проведению походов;
Перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;
Нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;
О правилах ведения здорового образа жизни;
О правилах поведения человека в лесу, у водоемов, на болоте, в горах;
Об основных нормах гигиены;
Применять указанные знания на практике;
Ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;
Выполнять общие обязанности участника похода.
Метапредметные – характеризуют уровень сформированности УУД:
Овладение логическими действиями сравнения, сравнения, анализа, обобщения;
Формирование у младших школьников умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе познавательной и игровой деятельности.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Контроль в управлении процессом обучения осуществляется в виде предварительного (входного), текущего, итогового контроля.
Входной контроль проводится в форме собеседования на вводных уроках с целью выявления уровня начальных знаний. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала.
Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в течение всего года на каждом уроке и представляет собой основную форму контроля. Используются такие методы, как наблюдение, вызов-опрос, контрольные испытания, учебно-тренировочные походы, где ребята могут применить свои знания на практике, выполняя задания коллективно и индивидуально.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде однодневных и двухдневных походов. Цель – выявление результатов обучения, определение качества приобретенных знаний, сформированных двигательных умений, навыков, подготовка и проведение походов, зачетных соревнований по ориентированию, технике туризма, быту и т.д.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Годовой учебный план 1 классы
№ Названия разделов Общее количество часов Часы аудиторных занятий Часы внеаудиторных активных занятий
1 «Начала туризма и краеведения» 33 13 20
1.1 Вводное занятие 1 1 -
1.2 Поход-знакомство 3 1 2
1.3 Безопасность юного туриста 1 1 -
1.4 Быт юного туриста 1 1 -
1.5 Кухня юного туриста 1 1 -
1.6 Песни юного туриста 1 1 -
1.7 Легенды и были родного края 1 1 -
1.8 Ориентирование на местности 6 1 5
1.9 Топография 4 4 -
1.10 Туристские узлы и их назначение 2 - 2
1.11 Преодоление препятствий 8 - 8
1.12 Туристские игры 1 - 1
1.13 Туристская газета 1 1 -
1.14 Природоохранные акции 2 - 2
Годовой учебный план 2-4 классы
№ Названия разделов Общее количество часов Часы аудиторных занятий Часы внеаудиторных активных занятий
1 «Начала туризма и краеведения» 34 13 21
1.1 Вводное занятие 1 1 -
1.2 Поход-знакомство 3 1 2
1.3 Безопасность юного туриста 1 1 -
1.4 Быт юного туриста 1 1 -
1.5 Кухня юного туриста 1 1 -
1.6 Песни юного туриста 1 1 -
1.7 Легенды и были родного края 1 1 -
1.8 Ориентирование на местности 6 1 5
1.9 Топография 4 4 -
1.10 Туристские узлы и их назначение 2 - 2
1.11 Преодоление препятствий 9 - 9
1.12 Туристские игры 1 - 1
1.13 Туристская газета 1 1 -
1.14 Природоохранные акции 2 - 2
Календарно-тематическое планирование
№
п/п Тема занятия Характеристика деятельности обучающихся или виды учебной деятельности Планируемые результаты Дата проведения занятия
план факт
1. Вводное занятие. Инструктаж по ОТ. Что такое туризм и каково его значение в физическом и духовном развитии ребенка. Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Нормы поведения в туристском коллективе и правила личной безопасности. Шуточные конкурсы начальных туристских навыков. Узнают правила поведения в туристском коллективе и правила личной безопасности. Раскрывают понятие «туризм» и анализируют его значение в развитии ребенка. Уметь применять начальные туристские навыки: укладка рюкзака «вслепую», бег в спальных мешках, переправа через «болото» по «кочкам» 2. Поход-знакомство. Подготовка к ознакомительному походу: техника безопасности; правила гигиены; групповое и личное снаряжение; цели и маршрут ознакомительного похода. Анализируют правила поведения в походе, правила гигиены. Устанавливают связь между целями и маршрутом похода. Дают ответы на вопросы по рисункам. Уметь отличать групповое и командное снаряжение. Знать правила поведения в походе, правила личной гигиены. 3. Быт юного туриста. Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Устанавливают связь между личным и групповым снаряжением. Характеризуют одежду и обувь для походов. Уметь отличать групповое и командное снаряжение. Осваивают порядок укладки рюкзака. 4. Поход-знакомство. Знакомство с должностями в походе. Выбор ответственных по должностям. Сборы и проверка готовности к первому походу. Список необходимого снаряжения. Узнают различные должности в походе. Дают ответы на вопросы по картинкам. Объясняют каждую роль в группе. Уметь отличать должности в походе. Знать необходимое личное и групповое снаряжение для похода. 5. Поход-знакомство. Имитационный пеший поход группы по заранее намеченному маршруту (на территории школы) и обучение элементарным туристским навыкам: правильному движению по дорогам и пересеченной местности, установке палаток. Узнают правила передвижения по дорогам. Усваивают основные правила установки палатки. Описывают порядок установки палатки. Взаимодействию со сверстниками в процессе совместной деятельности. 6. Преодоление препятствий. Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т.п. Страховочные обвязки. Объяснять название и значение различных туристических препятствий. Осваивают способы одевания блокировочных систем. Раскрывать понятия «страховка» и «самостраховка». Соблюдают технику безопасности. Уметь отличать страховку и самостраховку. Уметь самостоятельно надевать блокировочные системы. 7. Преодоление препятствий. Виды препятствий. Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Вертикальный маятник. 8. Преодоление препятствий. Переправа при помощи горизонтального маятника. Навесная переправа. Различают технические этапы. Описывают технику преодоления туристических препятствий. Соблюдают правила техники безопасности. Уметь без подсказки преодолевать простые туристские этапы. 9. Преодоление препятствий. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым веревкам. Переправа при помощи вертикального маятника. 10. Легенды и были родного края. Интересные страницы истории родного края: родной край в Древности, в Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны. Объясняют роль различных эпох. Узнают местные легенды и мифы, героев и ярких личности родного края. Знают основные этапы развития родного края. 11. Топография. Топографическая карта. Топографические знаки. Узнают значение топографических знаков. Изучают цвета топографических карт. Знают основные цвета карты. 12. Топография. Топографическая карта. Топографические знаки. Топографические игры. Узнают основные знаки рельефа. Сопоставляют рисунки со значением. Различают знаки рельефа. 13. Топография. Топографические знаки. Топографический кроссворд. Узнают топографические знаки по картинкам. Сопоставляют топографические знаки. 14. Топография. Топографические знаки. Топографический кроссворд. Топографический диктант. Различают основные знаки топографических карт. 15. Песни юного туриста. Бардовская песня, туристская песня. Узнают туристские песни. Объясняют их значение. Называют до 4-5 бардовских песен туристов. 16. Безопасность юного туриста. Правила обращения с опасными инструментами и специальным туристским снаряжением; правила гигиены туриста после занятий.
Узнают правила поведения во время занятий, правила личной гигиены. Усваивают правила поведения на занятиях. 17. Кухня юного туриста. Продукты в походе. Калорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов. Узнают правила упаковки и хранения продуктов в походе, правила хранения туристской посуды. Усваивают правила транспортировки и хранения продуктов питания и туристской посуды. 18. Туристские игры. Совместная подготовка, проведение и анализ проведения спортивно-туристских игр. Узнают правила игр. Организуют и проводят совместно со сверстниками подвижные игры. 19. Туристская стенгазета. Совместная подготовка, изготовление туристской газеты. Взаимодействуют друг с другом, учатся общаться. Организовывают работу над газетой совместно со сверстниками. 20. Туристские узлы и их назначение. Узлы, их назначение и применение в походе. Узлы: прямой, проводник. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Конкурс «Узелок завяжется – узелок развяжется».
Узнают туристские узлы и их назначение. По картинкам устанавливают соответствия. Уметь завязывать основные туристские узлы и знать их назначение. 21. Туристские узлы и их назначение. Узлы: прямой, проводник, схватывающий, Отработка навыков завязывания туристских узлов. Конкурс «Узелок завяжется – узелок развяжется».
22. Природоохранные акции. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ природоохранных акций: уборка мусора на территории школы. Объясняют значение природоохранных акции для живой природы. Организовывают и совместно со сверстниками помогают окружающей среде. 23. Природоохранные акции. Совместная подготовка, осуществление природоохранных акций: развешивание кормушек и скворечников для птиц на территории школы. 24. Ориентирование на местности. Что нужно делать, если заблудился в лесу и что нужно знать, чтобы не заблудиться. Север, юг, запад, восток. Знаки. Узнают правила поведения, если заблудился. Узнают стороны света. Описывают ориентиры по которым можно определить стороны света. 25. Ориентирование на местности. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Знаки. Узнают строение и предназначение компаса. Учатся правильному нахождению сторон света по компасу и без него. Уметь определять стороны света по компасу и без него. 26. Ориентирование на местности. Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Знаки. Получают представление о карте и масштабе карты. Уметь определять масштаб карты 27. Ориентирование на местности. Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Знаки. 28. Ориентирование на местности. Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход. Узнают правила ориентирования карты по компасу. Получают представление об азимуте. Объясняют роль компаса. Уметь ориентировать карту на север, отличать стрелки на компасе. 29. Ориентирование на местности. Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход. 30. Преодоление препятствий. Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т.п. Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Вертикальный маятник. Объяснять название и значение различных туристических препятствий. Осваивают способы одевания блокировочных систем. Соблюдают технику безопасности. Уметь самостоятельно надевать блокировочные системы. 31. Преодоление препятствий. Правила преодоления лесных завалов. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи альпенштока Различают технические этапы. Описывают технику преодоления туристических препятствий. Соблюдают правила техники безопасности. Уметь без подсказки преодолевать простые туристские этапы. 32. Преодоление препятствий. Правила преодоления лесных завалов. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи альпенштока
33. Преодоление препятствий. Правила преодоления лесных завалов. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи альпенштока 34. Преодоление препятствий. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым веревкам. Переправа при помощи вертикального маятника. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Начала туризма и краеведения (34 часа)
1.1. Вводное занятие (1 час). Что такое туризм и каково его значение в физическом и духовном развитии ребенка. Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Нормы поведения в туристском коллективе и правила личной безопасности. Шуточные конкурсы начальных туристских навыков: укладка рюкзака «вслепую», бег в спальных мешках, переправа через «болото» по «кочкам» и т.п. Туристские песни под гитару.
1.2. Поход-знакомство (3 часа). Подготовка к ознакомительному походу: техника безопасности; правила гигиены; групповое и личное снаряжение; цели и маршрут ознакомительного похода. Выбор ответственных за сбор и подготовку группового снаряжения, продуктов, медицинской аптечки, за проверку личного снаряжения туристов и состояния рюкзаков, за разбивку бивака, за разведение костра и заготовку дров, за приготовление обеда, за соблюдение чистоты на местах привалов и стоянок, за фотоотчет о походе и т.п.; предварительная работа с ними. Сборы и проверка готовности к первому походу. Пеший однодневный поход группы по заранее намеченному маршруту и обучение школьников в естественных условиях похода элементарным туристским навыкам: правильному движению по дорогам и пересеченной местности, установке палаток, заготовке дров, разведению костра.
1.3. Безопасность юного туриста (1 час). Правила поведения в лесу, у водоемов, на болоте, в горах; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнем; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста.
1.4. Быт юного туриста (1 час). Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Палатка, установка палаток разного типа. Походный лагерь. Место для костра. Топливо, правила хранения. Трудовая этика туриста. Тимуровская работа на маршруте. Отношение к памятникам истории и культуры. Отношение к природе.
1.5. Кухня юного туриста (2 часа). Продукты в походе. Калорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов. Сублимированные продукты. Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Туристская посуда. Уход за котлами.
1.6. Песни юного туриста (1 час). Бардовская песня, туристская песня. Ю.Визбор: человек, судьба, профессия, песни. В.Высотский: человек, судьба, профессия, песни. В.Ланцберг: человек, судьба, профессия, песни. О.Митяев: человек, судьба, профессия, песни. В.Егоров: человек, судьба, профессия, песни.
1.7. Легенды и были родного края (1 час). Интересные страницы истории родного края: родной край в Древности, в Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и т.п. Местные легенды и мифы. Герои и яркие личности родного края.
1.8. Ориентирование на местности (6 часов). Что нужно делать, если заблудился в лесу и что нужно знать, чтобы не заблудиться. Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Легенда карты. Чтение карт. Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход. Спортивное ориентирование: обучение и тренировки.
1.9. Топография (4 часа). Топографическая карта. Топографические знаки. Топографические игры. Топографический кроссворд. Топографический диктант.
1.10. Туристские узлы и их назначение (2 часа). Узлы, их назначение и применение в походе. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, восьмерка, стремя, прусик, удавка, булинь, ткацкий, академический, схватывающий, грейпвайн и т.п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Конкурс «Узелок завяжется – узелок развяжется».
1.11. Преодоление препятствий (9 часов). Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т.п. Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи альпенштока. Спуск с крутого склона и при помощи веревки. Подъем по крутому склону при помощи веревки. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым веревкам. Переправа при помощи вертикального маятника. Переправа при помощи горизонтального маятника. Навесная переправа. Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий.
1.12. Туристские игры (1 час). Совместная подготовка, проведение и анализ проведения спортивно-туристских игр и краеведческих викторин.
1.13. Туристская стенгазета (1 час). Совместная подготовка, изготовление и презентация стенных газет, посвященных совершенным туристами экскурсиям и походам, а также знаковым датам туристского календаря (например, Всемирному дню туризма, Дню Земли и т.п.).
1.14. Природоохранные акции (2 часа). Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ природоохранных акций: уборка мусора в близлежащих лесопарках и скверах; расчистка близлежащих родников; развешивание кормушек и скворечников для птиц; огораживание муравейников и т.п.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оборудования и приборы
Веревка основная (длина 30 м) – 4 шт.
Веревка для вязки туристских узлов (толщина 6 мм) – 20 штСистема страховочная (грудная обвязка, беседка) – 6 шт.
Карабины для навешивания перил – 8шт.
Карабины для самостраховки – 12 шт.
Аптечка медицинская в упаковке – 1 шт.
Компас жидкостный для ориентирования – 5 шт.
Секундомер электронный – 2 шт.
Палатки туристские походные – 3 шт.
Спальники – 3 шт.
Коврики – 3 шт.
Рюкзаки – 3 шт.
Топографические и спортивные карты местности
Материалы для художественно-оформительских работ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература основная
Махов, И.И. Туризм на уроках физической культуры (для 5-8 классов): учеб. Пособие / И.И.Махов, В.И.Махов. – Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2012.
Подготовка судей по спортивному туризму: Учебно-методическое пособие – М.: ФЦДЮТиК, 2008.
Степанов, П.В. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность / П.В.Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. – М.: Просвещение, 2011.
Литература дополнительная
Константинов, Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся: учеб.-метод. Пособие / Ю.С. Константинов. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003.
Куликов, В.М. Топография и ориентирование в туристском путешествии / В.М.Куликов, Ю.С.Константинов. – М., 2004.
Третьякова, Т.Н. Словарь туристских терминов / Т.Н. Третьякова, Н.П.Тарханова. – Челябинск. Изд. ЮурГУ, 1999.