Педагогические размышления о детском чтении «Пропаганда детского чтения, или как мы привлекаем детей в библиотеку»
Творческая работа
«Пропаганда детского чтения,
или как мы привлекаем детей в библиотеку»
Библиотека
Чистая, светлая
Дарит знания, дарит радость, дарит доброту
Без нее не можем
Чудо-хранилище добрых книг.
Синквэйн Кати, 6 класс
Первоначальная задача любой библиотеки – привлечение детей к чтению. А сегодня, поскольку современная ситуация с чтением представляет собой системный кризис читательской культуры, эта задача актуальна как никогда.
Именно школьная библиотека содействует формированию благоприятной для продвижения чтения информационной среды; продвижению лучших образцов литературы; формированию в общественном мнении представлений о ценности и значимости чтения и книжной культуры; созданию положительных и привлекательных образов читающего человека, книги, литературы; вовлечению в активное чтение не читающих и мало читающих детей.
Рассказать на 15-ти страницах о работе нашей школьной библиотеки по привлечению детей в библиотеку – значит, почти ничего не рассказать. Решили остановиться всего на трёх направлениях нашей работы: разработка и проведение читательских семинаров; литературные игры и конкурсы как одна из форм привлечения детей к чтению; наша проектная деятельность.
Разработка и проведение читательских семинаров
Школьная библиотека проводит занятия, которые можно объединить под рубрикой «Читательские семинары». На читательских семинарах идет серьезный разговор о книге, писателях, о том, как эта книга нами понимается, что нам близко и понятно, а что не очень. Мы вместе рассуждаем, фантазируем, читаем, учимся отстаивать свое мнение. Это прекрасная возможность вести разговор не только о книге, но и о жизненной позиции каждого (и библиотекаря, и читателей-учеников). Вашему вниманию предлагаются конспекты читательских семинаров, проведённых в 6 классе по книге В. Крапивина «Дети Синего Фламинго» и в 4 классе по книге Л. Чарской «Записки маленькой гимназистки». (Подобные занятия мы проводим по книге А. Гайдара «Тимур и его команда», Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», В. Катаева «Сын полка», А. Линдгрен «Рони, дочь разбойника» и др. Диапазон произведений достаточно широк, возрастной размах – тоже)
Читательский семинар по книге
В. Крапивина
«Дети Синего Фламинго»
Задачи занятия: знакомство учащихся с новым автором и его произведениями, обсуждение прочитанной повести-сказки, развитие умений по актуализации полученных ранее знаний, внимания, функций мышления (анализ информации, выделение главного, установление причинно-следственных связей), воспитание внимательного читателя, воспитанного собеседника и слушателя.
Методы обучения: проведение занятия по методике РКМЧиП, репродуктивный, частично-поисковый (решение познавательных и проблемных задач).
Оформление: эпиграф к занятию, книжная выставка (произведения Крапивина).
Ход семинара:
Стадия вызова.
Мини-урок (о писателе).
Викторина по книге.
Конкурс на лучший вопрос к повести.
Обсуждение проблем.
Выбор цитаты, обоснование выбора.
Мини-сочинение на заданную тему (домашнее задание).
Вызов: Есть ли у вас друзья? Какими качествами обладает настоящий друг?
Мини–урок: Сегодня мы с вами будем обсуждать книгу известного в детских (и не только) кругах писателя. О чем он любит писать? Однажды к какой-то книге он сделал такое предисловие, которое можно отнести ко многим его книгам. Наша – не исключение. В качестве эпиграфа эти слова записаны на доске: «Я хочу рассказать о мальчишках, умеющих бороться за свою мечту. И о том, что иногда борьба эта бывает нелегкой. Даже опасной. И еще хочу рассказать о дружбе, молчаливой и крепкой» Какой он, писатель, так любящий мальчишек? Родился в г. Тюмени. Тогда это был небольшой тихий город, протянувшийся над рекой Турой. Здесь, на берегу Туры, под крутыми заросшими откосами, разжигались первые походные костры, открывались первые тайны, проверялась выдержка и смелость. Здесь же, глядя на толчею судов у причалов, мальчишки начинали чувствовать, что мир широк и заманчив. И кто вслух, кто про себя, мечтал о будущих профессиях, трудных и романтических. Владислав Крапивин выбрал профессию журналиста. В ней уживалась мечта о дальней дороге и любовь к книгам. В газетах и журналах Урала стали появляться его первые рассказы и повести. Любимым изданием стал журнал «Уральский следопыт», с которым он сотрудничал много лет.
Прежде, чем начать обсуждение, хотелось бы проверить, все ли прочитали книгу, запомнили важные моменты. Определиться поможет викторина:
- Как познакомился Женька с Толиком? (во время рыцарских боев)
- Что Толик подарил Женьке? (деревянный нож)
- Почему этот деревянный нож входил в камни, как в масло? (был сделан с любовью и подарен от всего сердца)
- Какой человек в этом произведении был и в прямом и в переносном смысле двуличным? (Ктор – Тахомир Тихо)
- Почему некоторые дети убегали из приютов? (нет детства)
- Почему Женька убежал с поля боя, не стал сражаться с Ящером? (испугался огромного зверя)
- Для чего правитель страны заманивал для битвы с Ящером мальчиков-рыцарей? (чтобы все в очередной раз поняли, что Ящер непобедим)
- Где нашли спасение дети-беглецы после гибели Дуга? (в Синей долине)
- Как попал домой Женька? (на воздушном шаре)
- Какой предмет помогал вызывать птицу? (ключ-свисток)
- Как мальчики Женька и Юлька победили Ящера? (испортили пульт управления)
Подумайте, какие вопросы по содержанию, важные вопросы, еще не прозвучали? Напишите на листочке свой вопрос. Объявляю конкурс на лучший вопрос по содержанию книги.
Следующую часть нашего семинара мы будем работать в парах. Попробуйте сообща найти ответы на те вопросы, которые вам достанутся:
Почему это произведение Крапивин назвал повестью-сказкой? Может быть, это просто сказка? Можно ли назвать эту повесть фантастической? Что такое, по-вашему, сказочная повесть, а что фантастическая? (Со словарем)
Кто вас привлекает больше: Женька или Юлька? Почему? Какие черты характера мальчиков вам понравились?
Понравилось ли вам устройство острова Двид? Что показалось неприемлемым, а что понравилось?
Почему жители Двида сразу же становились взрослыми, минуя юношеские годы? Почему Дуг и его друзья избежали этого?
Сумели ли помочь дети своей стране? Что в первую очередь они должны были изменить? Какова роль Юльки, Женьки, Толика в освобождении страны?
Почему книга называется «Дети Синего Фламинго»? Почему Птица и ее Птенец помогали ребятам?
Какой хотели правители страны видеть свой остров? Кто мог им помешать?
В этой книге две пары мальчиков-друзей. Кто они? Каковы их судьбы? Какую пару можно назвать настоящими друзьями?
«Искатель вечной Истины» - почти ругательство в этой книге. Почему?
10) Через трусость и предательство пришлось пройти и Женьке, и Юльке. Что это были за уроки жизни? Как вы оцениваете их поступки?
11) Почему в сказочной повести есть горестные события?
12) В этой истории – традиционная для многих русских сказок концовка. Почему автор пользуется готовой схемой уничтожения сказочного врага?
(Работа в парах, отчёт пар)
Вашему вниманию предлагается 4 цитаты на выбор. Какая цитата, на ваш взгляд, лучше всего раскрывает главную мысль повести-сказки? Обсудите в парах, остановитесь на одной, обоснуйте свой выбор:
В беде, что испытать нам предстоит,
Неложный друг – для нас надежный щит» (Абу Шукур Балаха)
Друга иметь – себя не жалеть (пословица)
«Всякий, у кого в мире нет друга,
Он – раковина, но без царственной жемчужины.
Ничего не осуществит одинокий человек.
Разве может человеком считаться одинокий человек?» (Навои)
Всяк избирает друга по своему нраву (пословица)
Попробуйте написать мини-сочинение на тему: «Один враг – много, а тысяча друзей – мало» (Рудаки). Это будет вашим домашним заданием.
Если вам понравилась эта книга Крапивина, читайте и другие его произведения. Кое-что есть в нашей школьной библиотеке, многие книги сейчас переиздаются. Читайте – не пожалеете потраченного времени.
Список использованной литературы:
Крапивин В. Дети Синего Фламинго: Повесть-сказка/Владислав Крапивин. – М.:ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. – 191 с.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки/ Сост.Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – С. 301-305.
Сад вечности. Восточные афоризмы/ Сост. И.И. Трофимкин. – СПб: «Паритет», 2000. – С.140-159.
Читательский семинар
по книге «Записки маленькой гимназистки»
Л. А. Чарской
4 класс
Задачи занятия: познакомить читателей с некоторыми интересными фактами биографии писательницы, закрепить интерес к ее творчеству, обсудить прочитанное, дать ответы на важные нравственные вопросы, которые перед нами ставятся в книге, написать мини-сочинение.Форма: фрагментарное чтение, беседа, письменная работа.Метод: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Форма работы: коллективная, индивидуальная.Оборудование: книги, доска.
Ход занятия:
А. Стадия вызова: ответ на вопрос.
Б. Стадия осмысления: чтение, собеседование.
В. Стадия отзыва: письменная работа
Понравилась вам книга Л. А. Чарской? Что привлекло внимание? (можно послушать 2-3 отзыва детей)
Как вы думаете, почему вам было интересно читать? (писательница ярко описывает немногочисленные события и особенно чувства, переживания девочки, описывает так, как будто это с ней происходило)
И это действительно так, если мы обратимся к книге «Писатели нашего детства», мы узнаем, что Лидия Алексеевна заметно отличалась от своих сверстниц. Она писала позже: «Почему я переживаю все острее и болезненнее, чем другие? Почему у других не бывает таких странных мечтаний, какие бывают у меня? Почему другие живут, не зная тех ужасных волнений, которые переживаю я?» Волнения эти были вовсе не плодом детского воображения. Лидия, как и многие ее героини, рано осталась без матери, отца своего любила горячо, но долго не могла смириться с его вторым браком. Несколько раз даже убегала из дома. Закончилось это водворением ее в Павловский институт. И хотя это учебное заведение чем-то напоминало свободолюбивой девочке тюрьму, она очень изменилась за годы учебы: стала спокойней, терпимее, сдержанней. Она как-то вдруг, сразу стала известной писательницей. Книги ее ждали с нетерпением (особенно девочки) и с трепетом прочитывали, обливаясь слезами. Чарской (писать Лидия Алексеевна стала под своим театральным псевдонимом – она была актриса) удалось приворожить не только девочек, но и мальчиков, и взрослых дам, несмотря на то, что критики жестоко ругали ее за «нелитературные» произведения, за истеричных героев, даже за пошлость. Но почитатели любили и боготворили.
Скажите, пожалуйста, почему книга так называется? (На доске: Записки(запись(записывать) Приходилось ли вам вести дневник, записывать все то, что с вами происходило? Почему иногда это делать не хочется? (нет интересных событий, переживаний) Много ли мы узнаем из жизни нашей героини? (период сентябрь – январь) Давайте выстроим сюжетную цепочку событий (На доске: смерть мамы(переезд в Петербург, дружба с кондуктором(первый день в семье дяди(первый день в гимназии(смерть Фильки, дружба с Толей(знакомство с Анной(бал(примирение с Жюлькой(ложное известие о гибели кондуктора(дерзкое поведение на законе божьем(к Нюрочке(у Анны(прощание с семьей, счастливый конец)
О каком событии вам было интереснее всего читать? Найдите этот отрывок. Пробегите его глазами, вспомните, что вас особенно затронуло, привлекло (3 мин.)
Поработайте в паре: перескажите товарищу этот эпизод, передайте ваши чувства, поделитесь мыслями, которые у вас возникли (6 мин.)
Что же запомнилось вашим товарищам? Расскажите, что вы узнали (3-4 чел.) Итак, особенно запомнились следующие эпизоды Чем? Девочка несправедливо обижена родственниками, девочками в гимназии, мы ей сочувствуем, хотим, чтобы справедливость восторжествовала.
Как вы считаете, меняется ли героиня Леночка на протяжении книги? Как она меняется?
А окружающие ее люди? Кто вам понравился еще в повести?
Почему Жюлька такая? Вы довольны, что она подружилась с Леной?
Почему в заключительной главе мы видим, что изменилось отношение к Лене со стороны тети Нелли, Матильды Францевны, Жоржа, даже Ниночки?
Как вы считаете, правильно ли поступила девочка, оставшись в семье родных? А вы как бы поступили?
А если бы она ушла к Анне и ее отцу, осталось бы прежним наше отношение к ней?
Как вы поняли слова Анны: «У меня тебя ждет вечный праздник, а здесь ты должна быть утешением»?
Почему писательница на этом заканчивает повесть? Почему не рассказывает нам, как живет Леночка дальше?
Вы довольны, что автор придумывает именно такой финал?
Запишите 4 фразы:
За терпенье бог дает спасенье (пословица)
По добру – добро, а по худу – худо (пословица)
«В этом темном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценивается» (Омар Хайам)
«Благородное сердце отвернется от счастья, построенного на несчастье других людей» (Саади)
Какая из них, на ваш взгляд, более всего проясняет главную мысль этой повести? Обсудите в парах.
Что у вас получилось? Чему вы отдали предпочтение? Какова же главная мысль повести Л. А. Чарской «Записки маленькой гимназистки»? (Доброта, хорошее отношение к людям побеждают. Не будет счастлив человек, если из-за него страдают люди.)
Точку нашим размышлениям мы поставим в письменной работе «Справедливость выпадает на долю справедливого» (пословица). Порассуждайте на эту тему, вспомнив героев повести или, может быть, случаи из жизни.
На читательском семинаре работают все дети. Самое главное – истина рождается во время внимательной работы с текстом (т.е. во время чтения) и в коллективном обсуждении тех вопросов, которые предлагает вниманию читателей библиотекарь-ведущий. Задачи занятия я считаю выполненными, если в библиотеку бегут дети, ещё не прочитавшие книгу. Немного наивны, но в целом искренни и правильны письменные работы детей после наших занятий. Например, такие:
Один враг – много, а тысяча – мало.
Дробик Саша, 6 «А» класс
Я считаю, что один враг – много, потому что в жизни у человека не должно быть врагов. Ведь враг может быть очень сильным, и одному его не победить. Но если у тебя много друзей, даже не тысяча, ты его одолеешь. Друзья тебе помогут. Мало друзей не бывает. В повести Крапивина дети одолели врага ящера только вместе.
Степанова Ира, 6 «А» класс
Я считаю, что это высказывание неверно. Если друг обладает такими качествами, как преданность, отзывчивость, честность, понимание и чувство юмора, то это настоящий друг. Он поможет, успокоит, даст совет. Некоторые люди говорят, что у них много друзей, но они ошибаются. Настоящих друзей у человека немного, чаще – всего один. Вероятно, автор этого высказывания ошибается, говоря, что тысяча друзей – мало. Он, наверное, имеет в виду приятелей, Тогда действительно, тысяча приятелей – мало, они не заменят настоящего друга. Той части высказывания, где говорится о врагах, я не могу точно сказать, так как врагов у меня пока нет, но, возможно, это так и есть
Справедливость выпадает на долю справедливого.
Кручинин Саша. 4 «Г» класс.
Я думаю, что чувство справедливости имеет каждый человек, но у одного оно развито в большей степени, а у другого – в меньшей. К справедливости стремятся многие люди.
Справедливый человек – это честный человек, не меняющий своего мнения в зависимости от различных обстоятельств. Его поступки не будут зависеть от мнения большинства людей.
Справедливый человек совершает поступки не ради своего благополучия, он действует беспристрастно, бескорыстно, для него главное – истина, законность.
Я считаю, что к справедливым людям тянется большинство людей, их уважают, к ним прислушиваются. Люди часто дискутируют между собой, а в споре рождается истина. Поэтому я думаю, что чаще всего справедливость выпадает на долю справедливого.
Тензок Ирина. 4 «Г» класс.
Человек, который справедливо оценивает поступки других людей и различные события, сам поступает в жизни так, как надо поступить по справедливости.
Пример: В сказке про Буратино главный герой был справедливым, и ему не нравилось то, как в театре жадный Карабас Барабас обращается со своими артистами, потому что он считал, что все заслуживают к себе хорошего отношения. Когда Буратино открыл свой детский театр, то он относился к артистам уважительно и сумел заработать денег для себя и папы Карло.
Литературные игры и конкурсы
Литературные игры – одна из любимых наших форм работы с книгой. Любят играть и малыши начальной школы, и ребята из среднего звена. Преимущество наших игровых уроков в том, что наши читатели чувствуют себя свободными на них (они свободны от оценки, от окрика и высмеивания, азарт, желание победить, показать себя не мешают им, а, наоборот, помогают). Желание одержать верх над одноклассниками, побуждает их одерживать верх в первую очередь над самими собой (книгу читают с удовольствием, готовят вопросы, рисунки, придумывают кроссворды).
В нашей копилке следующие разработки
литературных игр:
По книге М. Твена «Приключения Тома Сойера»
По книге А. Медведева «Баранкин, будь человеком!»
По поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»
По книге Л. Кэрролла «Алиса в стране Чудес»
Всеумный турнир по книге Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и тайная комната»
По книге Т. Александровой «Домовёнок Кузька»;
литературных путешествий:
По книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков»
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»
А. Милн «Вини Пух и все-все-все»
К. Булычёва «Девочка с Земли»
Е. Велтистова «Приключения Электроника»
литературного праздника:
По книге А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»;
литературных часов:
«Сочиняем вместе с бароном Мюнхгаузеном»
Первое апреля – никому не верю;
литературного бюро:
«Бюро Синдбада-Морехода»;
КВНов:
«Мы и наш город»
«А, ну-ка, девочки!»
«А, ну-ка, парни!»
«Сказки Пушкина» и др.
Некоторые библиотечные уроки мы также проводим, используя игровые формы работы. Например, «Как читать книги» (5 класс), «Справочная литература, словари, энциклопедии», КВН «Листая книжные страницы» (6 класс). В 2006-2007 учебном году работали в тесном союзе с преподавателем проектной деятельности Е. Э. Федоровой. По инициативе библиотеки пятиклассники занимались на своих уроках созданием игры «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» (к 125-летию со дня рождения писателя). Эту игру они провели в двух вторых классах.
А вашему вниманию хотим предложить два игровых занятия, разработанными нами совсем недавно.
КВН «Наш город и мы»
Игра для учащихся 7 классов
Цель игры: вызвать и закрепить интерес к истории родного города, помочь проявить свои интеллектуальные и творческие способности.Форма работы: командная, работа со зрителями-болельщиками (индивидуальная)Оборудование: книжная выставка об Иванове, выставка фото-газет об Иванове, листы ватмана, фломастеры, 3 рулона туалетной бумаги (для конкурса), открытки с видами старого Иванова, ручки, листы для работы, раздаточный материал, оценочные листы для жюри.
План проведения КВНа:
Вступительное слово ведущего.
Представление жюри.
Визитная карточка команд.
Приветствие ансамбля бального танца «Радуга»
Разминка.
Фото-рассказ об улице. Домашнее задание: экскурсия по улице Иванова, представление фото-газеты.
Конкурс «Веришь – не веришь»
Библиотечно-поэтический. Домашнее задание: приготовить библиографический список стихов об Иванове, прочесть наизусть одно стихотворение из этого списка.
Конкурс капитанов «Следопыт»
Конкурс для болельщиков «Мумия»
Конкурс «Впервые»
Конкурс «Проект: «Эти люди прославили наш край». Домашнее задание
Конкурс «Эрудит» (задания 8-9-х классов)
Конкурс для болельщиков «Дом, в котором мы живем»
Подведение итогов.
Награждение участников.
Ход игры:
Ведущий:
- Приветствуем всех гостей нашего праздника. Да, очень хочется, чтобы сегодня у нас получился настоящий праздник, посвященный нашему городу.
Конечно, не все в нашем городе так хорошо, как многим из нас хотелось бы, но зато у нас с вами (особенно у вас, ребята) есть поле для будущей деятельности: сделать наш город краше, чище, интереснее.
Город Иваново для многих из нас не просто место, где мы живем сейчас, это – наша Родина. И если 7-е классы в ходе подготовки к нашей игре «Мы и наш город» узнали что-то новое о своей Родине, это просто замечательно.
Пусть им сопутствует сегодня удача, а поможет любовь к Иванову.
На книжной выставке представлена литература об Иванове. Стихотворением из сборника «Рассвет» (в нем – стихи школьников города), я хотела бы начать нашу игру: Татьяна Белова, ученица 11 класса лицея №33, «Мой утренний город»:
Ранняя свежесть на улицы льется.
Мир просыпается, светел и тих.
Розовый отблеск рассветного солнца
Замер на стенах домов городских.
Старые здания помнят о прошлом,
Дышит историей камень стены.
Давние годы забыть невозможно –
Это и радость, и горечь страны.
Медленно я прохожу по Садовой.
Птицы на ветках негромко поют.
Это мой город. Он старый и новый:
Сколько студентов – учиться идут!
В школах повсюду звонки зазвучали:
Так начинается день трудовой.
Верю в рассвет – новой жизни начало.
Доброе утро, мой город родной!
- Представляю вашему вниманию жюри конкурса:
- Команды, пожалуйста, представьтесь сами: 7А, 7Б, 7В. На суд жюри предлагаем эмблемы команд. (Высший балл – 3)
- Поприветствовать игроков и пожелать им победы пришли участники ансамбля «Радуга». (Танец)
- Итак, начнем: первый конкурс – «Разминка: на улицах нашего города».
1 балл за правильный ответ:
Кто из ивановских фабрикантов основал самый первый в городе музей? (Д. Бурылин)
Почему один из домов г. Иваново зовется кораблем? (напоминает его форму)
Десять или сто лет назад появился в Иванове парк, носящий ныне имя В. Я. Степанова? (100)
Как называлась площадь Революции 100 лет назад? (Георгиевская)
Почему мост через реку Уводь на пр. Ф. Энгельса называется Соковским?
Как назывался в старину район г. Иванова, где построили Красную церковь? (Ушаково)
В каких названиях улиц города Иваново отражаются знаменитые события мировой истории? (Парижской Коммуны, 40-летия Победы, Бородинская улица)
Назовите «литературные» улицы Иванова (пл. Пушкина, ул. Некрасова, ул. Грибоедова, ул. Д. Бедного, ул. Поэта Майорова и т.д.)
Какие улицы носят имена известных личностей? (пр. Ф. Энгельса, ул. Суворова, ул. Сакко, ул. Б. Хмельницкого и т.д.)
- Одним из домашних заданий было следующее: представить фото-отчет - газету об одной улице г. Иваново. Давайте посмотрим, как ребята справились. Второй конкурс – домашнее задание «Фото- рассказ об улице»
Высший балл – 3.
- В Иванове, как, впрочем, в любом городе, многие улицы и районы имеют совершенно удивительные названия. Следующий конкурс называется «Веришь – не веришь». Определите, пожалуйста, какие из четырех предложенных вам названий улиц и районов есть в нашем городе, а какие – вымышленные:
1 команде: Саранская, Поперечная, Яблочная, Оперативная (улицы);
Нежданово, Соснево, Авдотьино, Лопухово (местечки, районы).
2 команде: Народная, Дубовая, Подгорная, Ударная (улицы);
Салатово, Богородское. Курьяново, Афанасово (местечки)
3 команде: Перегрузочная, Сорочинская, Светлая, Вишневая (улицы);
Глинищево, Лесное, Емельяново, Горино (местечки, районы).
(вымышленные: Оперативная, Дубовая, Сорочинская улицы; местечки-районы: Лопухово, Салатово, Емельяново)
- Замечательно, что во все времена находятся талантливые люди, любящие свой город. Иначе, у нас не было бы следующего конкурса – библиотечно - поэтического. Команды представляют по 1 стихотворению об Иванове из библиографического списка стихов об Иванове, который приготовила каждая команда. Оценивается исполнение стихов – максимальное количество баллов за стихотворение – 3, а также представленная письменная работа, максимальное количество баллов – 5 (3 – за оформление, 2 – за достаточное количество стихов).
- Пришла пора сразиться капитанам. Их ждет конкурс «Следопыт». По открыткам «Виды Иваново-Вознесенска» капитаны должны определить, что это сейчас. Приметы, которые для вас станут ориентиром, пожалуйста, представьте жюри. Максимальное количество баллов за обе открытки – 4.
- Наши зрители – болельщики заскучали. Пока капитаны думают, у вас есть возможность подарить своему классу лишние 2 балла. Вас ждет игра «Мумия». В художественном музее есть настоящая египетская мумия. Конечно, каждая школа хотела бы иметь в кабинете истории свою мумию. Поможем школе: 3 пары болельщиков с помощью туалетной бумаги должны представить 3 мумии (один обматывает другого как можно качественнее). Выигрывает та пара, в которой это сделано быстрее и аккуратнее.
- Следующий конкурс мы назвали «Впервые» Вашему вниманию предлагается по два вопроса. Каждый из них имеет три варианта ответа. Ваша задача – выбрать правильный:
В 1561 году
Образован город Иваново
Первое упоминание об Иванове в Исторических источниках
Иваново становится столицей Российского государства
В 1877 г. В Иваново-Вознесенске на Старой Волостной улице (ныне Садовой) был разбит первый
Сквер
Бульвар
Сад
огород
В 1905 г. В Иваново-Вознесенске был(а) создан(а) первый (ая)
Совет рабочих депутатов
Государственная дума
Коммуна
В 1918 г. В Иванове впервые было открыто (а,ы)
Школа
Детские ясли
Высшее учебное заведение
В 1934 г. В Иванове впервые раздался гудок
Парохода
Трамвая
Фабричный
В 1996 г. В Иванове впервые открылся
Зоопарк
Аквапарк
Цирк
- Еще одно домашнее задание, потребовавшее и время, и расширенный сбор материала, и предварительную защиту в классе – проект «Люди, прославившие наш край». То, что команды представят на суд жюри и зрителей – действительно лучшие работы. Пожалуйста, на сцену ведущие этого конкурса. Максимальное количество баллов – 5.
- В прошлом году в КВНе «Наш город и мы» сразились команды нынешних 8 классов. Это им так понравилось, что они, на правах опытных исследователей родного края, приготовили задания нашим семиклассникам. Максимальное количество баллов – 3.
- Пока жюри подводит окончательные итоги, нашим зрителям мы предлагаем творческий конкурс: с закрытыми глазами нарисуйте, пожалуйста, свой дом и его жителей (по листу на команду болельщиков). Лучший вариант оценивается в 5 баллов. Этот конкурс мы назвали «Дом, в котором ты живешь»
(Во время последних конкурсов звучат песни об Иванове)
- Слово предоставляется жюри нашего конкурса. Награждение участников.
- Вот и закончилась наша игра. Надеемся, что все – и ребята – игроки, и ребята – болельщики с пользой провели время. Если наша игра поможет кому – то относиться к нашей малой Родине так, как это делает юная поэтесса из школы №1 Ветрова Марина, то значит, мы чего – то сегодня добились:
Тебе, мой город.
На свете много разных городов:
Больших и маленьких, любимых и прекрасных.
А для меня милее город мой,
Он для меня как солнце в небе ясном.
Высотные дома и купола церквей,
Заводы, фабрики, зеленые аллеи.
А сколько в нем прекрасных площадей,
Дворцов, кинотеатров и музеев!
Люблю бродить по улицам его,
Где море зелени колышет свежий ветер.
Люблю смотреть, как утро настает,
Как город просыпается с рассветом.
Плывут по небу стаи облаков,
С небес прольется теплый летний дождик.
Здесь дышится свободно и легко
И словно родственник тебе любой прохожий.
Свою судьбу хочу с твоей связать,
Стремлюсь к тому, чтоб мною ты гордился,
Недаром же в народе говорят:
«Где ты родился, там и пригодился».
Использованная литература:
- Балдин К.И., Семененко А.М. Иваново: история и современность. – Иваново, 1996.
- Глебов Ю.Ф., Лешуков Т.Н. Иваново: путеводитель. – Ярославль, 1981.
- Имена улиц города Иванова/ Редактор-составитель В.Н. Евсеев. – Ярославль, 1976.
- Прогулка по родному городу: викторина для учащихся младшего школьного возраста//Отдел краеведения Ивановской областной библиотеки для детей и юношества. Составитель Н. Ильина. – Иваново, 2002. – С. 6-7.
- Рассвет: Сборник стихотворения (по итогам поэтического конкурса 2003 года среди учащихся школ города Иваново)/Сост. В.М. Алеева-Матяж, Л.М. Корнева. – Иваново, 2003.
(На книжную выставку выставляем всю краеведческую литературу – для ознакомления)
- С книгой по родному краю: материалы к игровым программам//»Мастер-класс» Ивановской областной библиотеки для детей и юношества. Составитель Л. Горбачевская. – Иваново, 2005. – С. 5-6.
Игра с домовёнком Кузькой
(по сказке Т. Александровой «Домовёнок Кузька»)
2 класс
Задачи игры: привлечь внимание детей к языку произведения и деталям сказки, определить самого внимательного читателя, выявить самого творческого читателя.
Оборудование: три шкатулки-сундучка с вопросами (по частям), цветная бумага, клей, фломастеры, альбомные листы, фишки за правильные ответы (3 цвета – чтобы определить первенство по частям книги), маленькие призы за победу в конкурсах (их 10)
Вопросы для первого сундучка. Часть книги 1 «Кузька в новом доме»:
Имя девочки? (Наташа)
Кого испугалась Наташа? (Кузьку)
Что такое «жваркнешь» (наподдашь, отлупишь, выдерешь)
А «дряпать»? (= царапать)
А «свориться»? (= ссориться, ругаться)
Почему Кузька назвал Наташу тетёхой, невразумихой непонятливой? (не могла объяснить слова)
Конкурс №1 «Нарисуйте Кузьку» (в красной рубахе, с поясом, нос курносый, рот до ушей, лохматый)
Кузька – сказочный герой и хочет, чтобы с ним обращались по-сказочному. Как? (в баньке попарили, накормили, напоили, а потом вопросы задавали)
Почему Кузька мылся одетый? (у него поважнее есть дела, а так - и одёжа отстирается, и он чистый будет)
Кто же Кузька: добрый мОлодец или настоящий молодЕц? (и то, и другое)
Кому же Кузьма наподдал как следует, жваркнул, дряпнул, так, что он больше свориться не будет? (мылу)
Конкурс №2 «Объяснялки: как понимаешь слова Кузьки?»: «Ум хорошо, а два лучше» (двое быстрее сообразят), «Что в лоб, что по лбу» (всё равно как), «Дом без хозяина сирота» (всё придёт в запустение без хорошего хозяина), «За семь вёрст киселя хлебать» (очень далеко), «Без спросу – останешься без носу!» (можно и схлопотать, если не спросишь), «Каковы сами – таковы и сани» (всё зависит от человека)
Почему на угощение Наташи домовёнок ответил: «Я не козёл»? (пирожные были с листочками и цветочками)
Что больше всего не любил Кузька? (когда над ним смеются)
«Фафа фефеф или фто фофофаеф?» - о чём спросил Кузька Наташу? (сама печёшь или кто помогает?)
Что Кузьма назвал «олелюшечками»? (пирожные)
Есть ли день рождения у дома? (один раз в жизни – новоселье)
Конкурс №3 «Аукцион»: Кто больше перечислит друзей Кузьки? (Афонька, Адонька, Вуколочка, Сюр, Пармеша, Куковяка, Лутонюшка, Пафнутий, Фармуфий, Сосипатр, Пудя, Ховря, Дидим, Теря, Беря, Фортунат, Пигасий, Молчан, Нафаня, Авундий, Феодул, Федулай, Пантя, Славуся, Веденей, (Буян, Себяка – их не любит), Понька, Бутеня, Кувыка, Кукоб)
У кого нет друзей? (у Жердяя – всех перессорит)
Кто из зверей знает о любом новоселье? (сорока)
Конкурс №4 «Нарисуй одного друга Кузьки» (можно выбрать любое имя)
Какое укромное место нашёл домовёнок на кухне? (ящик для помойного ведра, духовку, холодильник)
В какую игру предложил сыграть Кузька Наташе? («холодно – горячо»)
Сколько лет Кузьме? (7 веков)
Какое правило безопасного поведения в квартире постоянно нарушала Наташа? (открывала всем дверь, не спрашивая, кто)
Кто подсказал Наташе, что Кузька – домовёнок? (папин школьный друг)
Конкурс №5 «Кузькино сокровище»: 1) опишите Кузькино сокровище (сундучок с блестящими уголками, замочком, украшен цветами), 2) украсьте сундучок.
Вопросы для второго сундучка. Часть книги 2. «Кузька в лесу»:
Лучший друг Кузьки? (Вуколочка)
В какую опасную игру сыграли домовята в доме? (в мужичков –пожарников, развели огонь)
Почему у лесовика-лешего все деревья с именами? (иначе они откликаться не будут)
За что пришлось Кузьке кланяться кусту Колючие лапки (спас от Потока, который тащил его в Бездонный овраг)
Конкурс №6 «Нарисуйте дедушку Диадоха» (это леший. Пень: руки-ноги – корни, волосы – сухая трава, борода – мох, глаза – ясное небо)
Почему Диадох назвал Кузьку диким? Кого можно так называть? (очень уж труслив)
Чем угощали Кузьку лесовики? (сушеной лягушкой, травой)
Что пришлось Кузьке по вкусу? (орехи и мёд)
Как лечился Кузька от лихорадки? (читал заговор: «Ох вы, лихорадушка с лихоманушкой, трясовичка с огневичкой! Приходите ко мне в гости. Вчера!»)
На каком «тихом» празднике побывал домовёнок в лесу? (на осеннем)
Как определить, что бабы Яги дома нет? (все поганки рядом целы)
Конкурс №7 «Аукцион песенок»: кто больше найдёт песенок в книге? («Истопили баньку, вымыли Ваваньку, Посадили в уголок, дали кашечки комок», «Ах вы, сени мои, сени! Сени новые мои!», «Комар пищит, каравай тащит, Комариха верещит, гнездо веников тащит. Кому поём, тому – добро, слава!», «Он лежит и еле дышит, Ручкой-ножкой не колышит»)
Вопросы для третьего сундучка. Часть 3. «Кузька у Бабы Яги»:
Почему у Бабы Яги два дома? (один для хорошего настроения, другой – для плохого)
Как Кузька стал бездельным домовым? (жил в доме для хорошего настроения и ничего не делал)
«И думать не думай, и говорить ему лень, и слушать» - о ком это? (о Кузьке)
Конкурс №8 «Баба Яга – открой сундучок»: покажите, как Яга открывала сундучок Кузьки? (Трясла, ножом ковыряла, кочергой стучала, ухватом; об стол им била, кулаком его дубасила, в печку кидала)
Кто помог Кузьке бежать? (Лешик)
Кто отнял сундучок у Кузьки и Лешонка? (кикиморы)
Почему Водяному не удалось отнять сундучок у кикимор? (они его задразнили)
Как хитрая Лиса обманула их? (она кидалась камешками, а те запустили в неё сундучком)
Когда в лесу наступает весенний праздник? (когда просыпается Леший)
Конкурс №9 «Клятва»: прочитайте выразительно клятву, которую домовёнок Кузька потребовал произнести в обмен на тайну своего сундучка (стр. 126. «Из-за моря, из-за океана летят три ворона, три брательника, несут три золотых ключа, три золотых замка. Запрут, замкнут они наш сундук навеки, ежели отдадим его нечувственникам и ненавистника. Ключ в небе, замок в море»)
Помогла ли нам клятва понять, почему ни Баба Яга, ни кикиморы не смогли открыть сундучок? (она – ненавистница, они – нечувственницы)
В чём же тайна сундучка? (Если положить в него любой рисунок или картинку, он расскажет про нарисованное сказку)
Почему сказки лесных жителей были все про чёрточки и дырочки? (они не умели больше ничего рисовать)
С кем встретился домовёнок в новом доме? (с девочкой Настенькой – это бабушка Наташи)
Почему же Наташа услышала всю эту историю о домовёнке Кузьке? (нарисовала его портрет и положила рисунок в сундучок)
Конкурс №10 «Моя сказка»: нарисуйте рисунок для волшебного сундучка (домашнее задание)
Использованная литература:
Т. Александрова. Домовёнок Кузька. – Смоленск: Русич, 2007. – 136 с.
Проектная деятельность школьной библиотеки
Школьная библиотека давно уже перестала вариться в собственном соку. У нас много помощников и единомышленников в коллективе. Без них невозможно было бы осуществить ни один наш проект. Это ещё одна сторона нашей работы по привлечению детей к чтению и в библиотеку.
Так, при поддержке учителей информатики и технологии были осуществлены проекты «Вы это ещё не читали?» (К неделе чтения, которую мы проводили в октябре (в рамках Открытого урока Чтения), было предложено задание 8-классникам: создать слайд для презентации проекта библиотеки «Вы это еще не читали?» Они должны были сделать 1 фото (друг, одноклассник, учитель и т.д.) кого-либо с любимой книгой и с отзывом на нее. Затем это всё оформилось в единую презентацию. На ее демонстрацию 8 октября были приглашены 8, 7 и 9 классы. Ведущими были 4 человека (учащиеся 8-х классов). Презентация понравилась, надеемся ее использовать в нашей работе по популяризации чтения); «Экслибрис школьной библиотеки» (участники 10-е классы).
При поддержке и в тесном сотрудничестве с учителями нового в нашей школе предмета «Проектная деятельность» школьная библиотека претворила в жизнь проект «Улицы города Иванова» (7-е классы в прошлом году работали над этой темой), а в этом учебном году - проект «Эти люди прославили наш край» (И вновь семиклассники собирают материал, готовят презентации, а школьная библиотека организует традиционный краеведческий КВН «Мы и наш город», который вот уже третий год является знаковым событием года). Кстати, нынешние восьмые классы, продолжающие заниматься краеведением, готовят задания-загадки для семиклашек, используя возможности Power Point (вновь по инициативе школьной библиотеки).
Наши учителя сами приходят в библиотеку и предлагают сотрудничать с ними. С их стороны желание, с нашей – идеи и помощь в организации. Так, в мае 2007 года учитель информатики Т.С. Широкова попросила школьную библиотеку провести конкурс работ «Книжки-самоделки». Мы с удовольствием поддержали эту идею, организовали конкурс: разработали критерии выбора, предоставили возможность проголосовать, определили победителей и наградили их (выйдя на директора школы). Все книжки-самоделки были подарены библиотеке, их с удовольствием читают и учителя, и ученики. В этом году наше сотрудничество продолжается. В мае у нас в библиотеке вновь конкурс, но теперь уже газет: библиотека предложила задания для поиска материала в газеты, проведет голосование, подведет итоги.
Уже традиционным стало проведение Недели класса в библиотеке. Ещё один традиционный наш проект. В этом году 6 «А» класс, оформляя выставку любимых книг, использовал также компьютерные технологии: все «Отзывы о любимых книгах» были напечатаны, к каждому отзыву была сделана фотография. Выставка была принята на «ура».
Если кто сделает вывод, что на школьную библиотеку работает полшколы, будет прав. Но не только учителя нам помогают. Родители наших читателей – их первые учителя и экскурсоводы в мир литературы. Сейчас мы осуществляем совместный проект с родительской общественностью «Читаем вместе с ». И вновь это будет презентация любимых книг. Книг, которые дети когда-то или совсем недавно прочитали вместе со своими мамами, папами, бабушками. Хочется верить, что и это мы благополучно осуществим, так как дети очень часто идут в школьную библиотеку со своими родными. Они – желанные гости у нас.
Не только книги привлекают наших детей в библиотеку. Они идут к нам пообщаться, показать, на что способны. Они – инициаторы и участники многих творческих конкурсов, которые когда-то начала проводить библиотека как сопутствующие мероприятия, да так и проводит их по сей день. Они тоже являются частью нашей проектной деятельности. Мы проводим следующие конкурсы творческих работ читателей: «Осенняя сказка», «Новогодний калейдоскоп», конкурс валентинок, «Светлый праздник Пасха».
В этом, 2007-2008 учебном году школьная библиотека начала работу с поэтически одарённой молодёжью нашего лицея. Были проведены фестиваль «Проба пера», литературная гостиная, конкурс стихов о школе. Сейчас мы готовим к изданию поэтический альманах «Крылья» со стихами наших лицеистов, прозвучавших на этих встречах. Это тоже проект, причём очень удачный: нашу одарённую молодёжь узнали в лицее (учебное заведение у нас имеет техническую направленность), они стали смелее выступать на публике, для них общение с такими же, как они, – хорошая школа взросления и мастерства. Теперь эти дети – наши постоянные читатели и друзья. Они рады придти в библиотеку, а мы очень рады им и их успехам.
Понадобилось около пяти лет кропотливой работы, пока и дети, и учителя, и администрация нашей школы поняли, что библиотека – кабинет №1 в школе. Она необходима, без неё невозможно подготовиться к урокам, провести качественно мероприятие, просто пообщаться и провести время с книгой. Теперь мы вместе решаем насущные проблемы, реализуем новые проекты. Это потребность времени. Если раньше мы работали в одиночку на себя, то теперь на нас (школьную библиотеку) работает вся школа, а вместе мы делаем одно общее дело – служим детям. Поэтому появляются такие синквэйны детей о школьной библиотеке:
Библиотека
Важная, тихая
Учит, помогает, дает
Она нам нужна
Книжный мир. (Ася, 7 класс)
15