Конспект урока по физике на тему Газовые законы (10 класс)
Тема: Газовые законы, базовый уровень
Цели урока:
актуализировать знания о газовых законах;
систематизировать их в форме, удобной для решения задач;
научиться применять систему знаний о газовых законах для выполнения заданий базового уровня.
Материалы к уроку:
представленная наглядно таблица «Система знаний по теме «Газовые законы»;
раздаточный материал (задания проверочной работы, тренировочные задания, таблица «Перечень знаний по теме «Газовые законы»);
представленные наглядно ответы к заданиям.
План урока:
№ Этап урока Форма проведения Примечание
1 Актуализация знаний по теме «Газовые законы» Фронтальный опрос, работа с таблицей «Перечень знаний» 5 минут
2 Систематизация знаний по теме «Газовые законы» Фронтальная беседа, работа с таблицей «Система знаний…» 10 минут
3 Проверка умений подбирать опорные знания Проверочная работа, обсуждение результатов работы 15 минут
4 Тренировка в решении задач базового уровня Работа учащихся с раздаточным материалом (тренировочные задания), консультации учителя 12 минут
5 Сообщение домашнего задания - 2 минуты
Ход урока (мастер-класса)
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Опрос по таблице «Перечень знаний». Обратимся к первой строчке:
Сформулируйте определение идеального газа.
Сформулируйте определение уравнение состояния идеального газа.
Запишите и поясните уравнение Клайперона-Менделеева.
Запишите уравнение связи внутренней энергии и температуры одноатомного газа.
Вторую строчку разберите самостоятельно (в парах).
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Обратимся к таблице «Система знаний…». В таблице описано явление расширения-сжатия, нагревания-охлаждения идеального газа. Приведена графическая модель двух состояний газа, обозначены характеристики газа в первом (начальном) и в последующем (конечном) состояниях.
В столбце «Законы» выписаны уравнения состояния идеального газа (уравнение Клайперона-Менделеева) и уравнение связи внутренней энергии и температуры идеального одноатомного газа. Изображены диаграммы, иллюстрирующие законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля.
Задания:
Сформулируйте явления и условия для осуществления явлений, указанных в первой строке.
Поясните, какие законы описывают указанные явления.
Поясните модель для протекания явления при Т-const.
Сформулируйте закон, описывающий данную модель.
Поясните графики и уравнения в 3-ем столбце.
Остальное расшифруйте сами. По остальным строкам выполните следующие действия:
Сформулируйте определение явления.
Опишите, что изображено на графической модели.
Прочитайте законы и уравнения связи, перечисленные в третьей графе, и установите соответствие графиков уравнениями.
САМОПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Мы подробно разобрали тему. Работаем самостоятельно.
Перед вами одна из строк таблицы.
Явление Графическая модель Законы
Заполните ее, выполняя следующие действия:
запишите название явления, графическая модель которого изображена;
на модели обведите элементы и рядом с каждым подпишите соответствующий номер:
1 – масса идеального газа в начальном состоянии; 2 – масса идеального газа в конечном состоянии; 3 – объем идеального газа в начальном состоянии; 4 – объем идеального газа в конечном состоянии; 5 – температура идеального газа в начальном состоянии; 6 – температура идеального газа в конечном состоянии;
7 – давление идеального газа в начальном состоянии; 8 – давление идеального газа в конечном состоянии;
выберите из уравнений, приведенных ниже, законы, описывающие каждую модель, запишите их в третий столбец;
pV=mMRTU=32νRTpV=constVT=constpT=constвыберите из графиков, приведенных ниже, те, которые соответствуют выбранным уравнениям, поставьте номер графика рядом с уравнением.
1 2 3 4 5
6 7 8 9
Проверяем правильность ответов
Явление Графическая модель Законы
при р=const
1 3 5 7 2 4 6 8 VT=const (закон Гей-Люссака)
2, 7, 8
ПРОВЕРКА УМЕНИЙ ПОДБИРАТЬ ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ
Выпишите формулировки и формулы, которые необходимо применить при выполнении следующих заданий. В ходе работы используйте таблицу «Система знаний…»
Чему равно давление 2 молей гелия при температуре 300 К, если его объем равен 16, 62 м3?
Чему равен наименьший объем баллона, в который нужно поместить 6,4 кг кислорода, если стенки баллона выдерживают давление 1,57∙106 Па при температуре 20 ℃?
Чему равна плотность кислорода при нормальных условиях? Молярная масса кислорода 0,032 кг/моль.
Как изменится объем 1 моля идеального газа при его изобарном охлаждении от 600 К до 300 К?
Ответы:
1, 2 Па
0,31 м31, 41кгм3уменьшится в 2 разаТРЕНИРОВКА В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ БАЗОВОГО УРОВНЯ
Выполните тренировочные упражнения:
решите задачи первого варианта;
сверьте ответы и выделите те пункты, которые выполнены неверно;
выполните работу над ошибками;
выполните выборочно второй вариант (те пункты, по которым имелись ошибки в первом варианте).
В сосуде вместимостью 1 л под невесомым поршнем находится гелий при температуре 300 К. Атмосферное давление 105 Па.
Найдите массу гелия.
Постройте точку, соответствующую состоянию гелия на координатной плоскости р-V.
Проведите через построенную точку изотерму, изохору и изобару.
Найдите внутреннюю энергию гелия.
Как и во сколько раз изменится давление гелия при уменьшении объема в 2 раза?
Сколько гелия выйдет через клапан в поршне при уменьшении объема в 2 раза?
В сосуде вместимостью 1 м3 находится 100 моль аргона при температуре
300 К.
Найдите массу аргона и его давление.
Постройте точку, соответствующую состоянию аргона на координатной плоскости р-V.
Проведите через построенную точку изотерму, изохору и изобару.
Найдите внутреннюю энергию аргона.
Как и во сколько раз изменится давление аргона при увеличении температуры в 2 раза?
Сколько аргона выйдет через клапан в поршне при увеличении температуры в 2 раза?
Ответы
Задание 1
1 2 3 4 5 6
0,16 г 0,15 Дж Увеличится в 2 раза m2Задание 2
1 2 3 4 5 6
40 кг; 2,5∙105 Па 3,75∙105 ПаУвеличится в 2 раза m2