Сочетание современных педагогических и информационных технологий как фактор повышения качества знаний по предмету английский язык
СОЧЕТАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Т.М.НеустроеваМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25» г. Абакана республики Хакасия
Аннотация: В условиях развития поликультурного интерактивного общества возрастает роль современных языков международного общения. Поэтому возникает вопрос в отборе тех технологий обучения иностранному языку, которые наиболее эффективно отразятся на качестве обучения.
Ключевые слова: Современные методы обучения, иностранный язык, информационно-коммуникативные технологии.
Современное общество нуждается в специалистах, которые проявят мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно, способных к обмену передовым опытом, а также установлению контактов и делового сотрудничества с зарубежными партнерами на основе профессиональной компетентности и полноценного владения иностранным языком. Отсюда знание иностранных языков становится необходимостью во многих сферах профессиональной деятельности. Знание иностранного языка дает возможность приобщиться к источникам информации, своевременный доступ к которым практически закрыт при незнании языка, способствует расширению общего и профессионального кругозора, овладению навыка общения с зарубежными коллегами, повышению культуры речи. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока и прибегать к использованию более современных методов и технологий в преподавании иностранного языка.
Максимальное развитие коммуникативных способностей — вот основная, перспективная, но очень нелегкая задача, стоящая перед преподавателями иностранных языков. Для ее решения необходимо освоить и новые методы преподавания, направленные на развитие всех четырех видов владения языком, и принципиально новые учебные материалы, с помощью которых можно научить людей эффективно общаться. При этом, разумеется, было бы неправильно броситься из одной крайности в другую и отказаться от всех старых методик: из них надо бережно отобрать все лучшее, полезное, прошедшее проверку практикой преподавания.[7;28]
Так что же такое педагогическая технология и как должен осуществляться отбор оптимальной технологии при обучении иностранному языку.
В настоящее время существует множество определений понятия технология, но все их объединяет наличие строгих целей, отбор и структура содержания, то как организован учебный процесс, с помощью чего организован учебный процесс, кто его направляет и как осуществляется оценка результатов.
К традиционным технологиям относятся технологии, в основе которых лежит объяснительно-иллюстративный способ обучения. С одной стороны такой лекционный характер изложения материала не способствует решению основной коммуникативной цели уроков иностранного языка, с другой стороны системность технологии способствует приобретению знаний по предмету, хотя и они, по новым ФГОС не самоцель обучению иностранной речи.
Среди современных технологий выделяют такие технологии как:
метод проектов,
игровые технологии,
информационные технологии,
технология критического мышления,
метод проблемного диалога,
метод диалога культур,
французская мастерская,
технология учебного проектирования и др.
Внедрение в учебный процесс современных методов и технологий дает возможность реализовать цели обучения на основе новых подходов к образованию:
Усилить практическую ориентацию образования, направленность на развитие качеств личности, способной к эффективной жизнедеятельности в стремительно меняющемся мире;
Обеспечить преемственность общего и профессионального образования;
Обеспечив функциональное владение иностранным языком, стимулировать учащегося к продолжению языкового образования;
Развить навык самостоятельной работы учащихся и осознание ими необходимости непрерывного образования и самосовершенствования,
Усилить индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения иностранным языкам на основе личного опыта обучающегося;
Способствовать профессиональному росту учителей, созданию сообщества творческих учителей.
Очевидно, что отбор необходимой технологии должен определяться предполагаемым результатом.
В настоящее время для реализации целей педагогических технологий широко используются информационные технологии – технологии с использованием компьютеров и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, электронные учебники и облачные сервисы, создание мультимедийных презентаций и выполнение тестов на компьютере как нельзя лучше подходят для индивидуальной, совместной работы пар или групп обучающихся. Информационные компьютерные технологии могут также быть использованы преподавателем и на различных этапах занятия: при проверке самостоятельной работы, в ходе устной работы, при объяснении нового материала, при закреплении полученных знаний.
Дифференцированный подход к обучению так же может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Преподаватель формулирует тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей обучающегося, поощряя его к творческому труду. В этом случае обучающийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму компьютерного представления материала, способы и последовательность его изложения. Учащиеся вовлечены в коллективную работу со сверстниками, берут ответственность за планирование и реализацию планов, проявляя свои умения , навыки, творческие способности в контексте диалога двух культур.
Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, так же дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. Тесты на компьютере позволят вернуться к неотработанным вопросам и сделать работу над ошибками, а выполнение тестовых заданий с использованием интерактивной доски позволят создать благоприятный психологический климат, сохранить интерес к предмету, поддерживать условия для самовыражения
Тестирование с помощью компьютера так же гораздо более привлекательно для обучающегося, нежели традиционная контрольная работа или тест.
Проектная методика обучения находит всё более широкое распространение в обучении иностранным языкам за рубежом, а в последнее время и у нас. Для более успешной реализации мотивационного аспекта обучения, проектную методику используют как средство активизации речемыслительной деятельности. Работа над проектом предполагает несколько этапов. Первый этап – это представление проекта в целом. Учащиеся ориентированы на сбор необходимой информации, используя ресурсы сети интернет. На следующем этапе школьникам предлагается рассказать о результатах своих поисков.
Вариант визуального оформления может также стать предметом обсуждения.
Если работа над проектом вызвала у школьников интерес, то следует предложить им подумать над темой очередного проекта и над тем, как лучше выполнить его. Перспективной признана разработка проектов, темами которых являются сравнительное изучение традиций, обычаев, праздников страны изучаемого языка и своего региона.
Обучающие программы и электронные учебники представляют практически безграничные возможности как преподавателю, так и обучающемуся, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимация и видеофрагменты, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования проблемных вопросов и задач дают возможность обучающемуся самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяет расширить кругозор и углубить свои знания.
Появление таких облачных сервисов как Google позволяют не только хранить большие объемы информации удаленно, но и при этом пользоваться дополнительными услугами сервиса, такими как Google тесты, составленные по вашему индивидуальному учебному плану с помощью которых вы удаленно сможете подготавливать обучающихся к экзаменам или работать с детьми , не посещающими по тем или иным причинам школу.
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями смогут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Любая педагогическая технология является составной частью педагогической системы, а методы и приемы, способы и формы обучения являются элементами любой педагогической технологии. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого развития обучающихся.
Литература:
Антипов Г.А., 0. А. Донских, И. Ю. Марковина, Ю. А. Сорокин. Указ. соч.,.Дзюбенко О.С. Современные тенденции в обучении иностранному языку.
Дмитриева Л.С. Современные тенденции в обучении иностранному языку в старших классах
Селевко Г.К., Современные образовательные технологии.//Учебное пособие.
Сепир Э. Коммуникация // Избранные труды по языкознанию и культурологии
Педагогические технологии, автор составитель Сальникова Т.П.
Тер-Минасова С. Язык и межкультурная коммуникация