АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ «Использование современных технологий как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС».
АНАЛИТИЧЕСКИЙОТЧЕТ
«Использование современных технологий как средство повышения качества образования
в условиях реализации ФГОС».
Комарова Надежда Вячеславовна,
учитель начальных классов
МКОУ «ЕлбанскаяСОШ»
с.Елбанка
Усть-Пристанского района
Алтайского края
«Чтобы быть хорошим педагогом, нужно любить то,
что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» В. О. Ключевский
Сегодня невозможно представить себе современный урок без внедрения инновационных технологий. За годы работы у меня сложилась собственная система: за основу взяла системно – деятельностный подход, что способствует достижению наибольших успехов и позитивной динамики качества знаний.
Я работаю по теме «Использование современных технологий как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС».
Цель: совершенствование профессиональной компетенции в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС
Исходя из поставленной цели, организацию учебного процесса осуществляю на основе эффективного использования современных образовательных технологий:
Проектная и исследовательская. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:
1)Учёт интересов детей.
2) Учение через исследовательскую деятельность.
3) Сотрудничество: учитель, ученик, родители.
4) Свободное творчество в работе над проектом.
На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами. В 1классе я учила выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. По итогам работы мы с детьми оформляли выставки рисунков, фотографий и аппликаций, готовили презентации.
Приложение №1Проектные работы
От класса к классу темы усложняются, так в процессе работы назревает необходимость групповой работы над проектами. Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке, искать нужную информацию в Интернете, оформлять проекты и их защищать, использую индивидуальную работу с учащимися. Презентацию результатов работы провожу в разных формах: плакаты, памятки, мини-исследования, модели, буклеты ,выставки , стенды, книжки-раскладушки. Разработала памятку для осуществления исследовательской деятельности учащихся.
Приложение№2Памятка начинающему исследователю
Информационно-коммуникативные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности современного учителя. ИКТ позволяют сделать урок более интересным и насыщенным. Одним из направлений использования ИКТ-технологий в моей практике является создание авторских презентаций к урокам. Они более эффективны, чем бумажные документы, в процесс восприятия включается ассоциативное мышление. Не зря говорится: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».
Приложение№3Презентация к уроку
Проблемно-диалоговое обучение. На уроках использую приёмы создания проблемных ситуаций, даю задания общего направления, организую поиск решения, провожу рефлексию. При таком подходе ребёнок находится в позиции «первооткрывателя» знаний, происходит обогащение его субъектного опыта, он овладевает новыми способами действия.
Сотрудничество. Развиваю коммуникативные навыки, умения, способствую формированию социально адаптированной личности. Дети учатся работать в парах и группах.
Приложение№6
Системно-деятельностное обучение. Организую работу так, что она исключает пассивное восприятие учебного содержания, утомляющее детей, и обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность.
Дифференцированное обучение. Строю процесс обучения с учётом индивидуальности каждого ученика как личности.
Частично-поисковый метод. Организую участие обучающихся в выполнении отдельных шагов поиска в решении проблемы или задачи.
Приложение№4 Фрагмент урока по предмету «Окружающий мир».
Здоровьесберегающие технологии.Обеспечиваю возможность сохранения здоровья на период обучения, формирую у учащихся знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Для этого использую на уроках физкультминутки, музыкальные паузы, упражнения для глаз, развития моторики пальчиков.
Игровые технологии применяю для тренировки памяти, развития речи и внимания, мышления, познавательного интереса к предмету, активности.
Приложение № 5Игра на уроке по предмету«Окружающий мир»
Технология развития критического мышления.
Создаю такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно со мной активно работают, сознательно размышляют, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Все уроки строю с использованием вышеперечисленных технологий. Обучение веду по УМК «Школа России».
1.Формирование универсальных учебных действий через применение образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности.
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе. Проектируя свои уроки, я включаю следующие этапы:
Мотивация к учебной деятельности. С этой целью создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность психологической тренировки, эмоционального настроя на урок.
Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе практикую индивидуальную работу (работа по карточкам),блицтурнир, кроссворды, игры, фиксируя при этом затруднения учащихся в выполнении пробного учебного действия.
Самоопределение к деятельности.
На этом этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают ход будущих учебных действий. Для руководства процессом я беру на вооружение побуждающий диалог. Через введение в урок диалога учу детей целеполаганию, формулированию темы урока, создаю проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.
Работа по теме урока
На данном этапе организую соотношение действия детей с алгоритмом.
Физкультминутка
При первичном закреплении учащиеся решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
На этапе повторения уточняются существенные особенности новых знаний и действий, их роль и место в системе изученных учебных действий. Применяю групповую работу, в парах, тестирование, разноуровневые задания.
Обучение оцениванию устных ответов начинаю с первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом я разъясняю ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ. При самооценке работ учащихся применяю метод «солнышко».
Прежде, чем организовать взаимооценивание письменных работ, оговариваю нормы и критерии. Учу детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.
Рефлексия
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса).Предлагаю детям оценить свою работу на уроке методом «смайлика». Желтый цвет: «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Зеленый цвет: «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет: «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!» .Подведение итогов урока
Задаю вопросы по изученной теме.
Домашнее задание
Даю несколько вариантов.
Предлагаю детям выбрать задание, с которым они могут справиться.
Приложение №6 Проект урока во 2 классе по предмету «Русский язык»
Результаты учебных достижений за последние три года
Уровень подготовки обучающихся соответствует требованиям Федерального компонента Государственного образовательного стандарта. Свои знания учащиеся подтверждают во время проведения проверочных, контрольных работ, тестов, диктантов. В моей работе наблюдается положительная динамика учебных достижений обучающихся: при 100% успеваемости качество знаний повысилось с 87% до 93%
Приложение №7Успеваемость в динамике за последние три года(Таблица)
Приложение№8Динамика качества обучения (Таблица)
2.Формирование мотивации к обучению
Приложение№9Мониторинг учебной мотивации 2012– 2013 ггС целью выявления мотивов, побуждающих школьников учиться, в 2012-2013 учебном году была проведена диагностика учебной мотивации учащихся 2 класса.
В ходе анкетирования были получены следующие результаты:
40% учащихся имеют высокий уровень учебной мотивации
40% учащихся - уровень выше среднего
20% средний уровень учебной мотивации
В конце года в 1-3 классах были проведены итоговые комплексные работы. В 4 классе прошла итоговая аттестация выпускников начальной школы. Анализ работ показал, что дети успешно выполнили задания базового уровня и выше.
3.Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка
Строю взаимоотношения с учениками на основе эмоционально-доверительного общения, сотрудничества и уважения к каждой личности. Использую следующие формы обращения к ученику: «дайте оценку», «выскажите свое отношение, мнение, понимание», «сочините, придумайте». Создаю на уроках и во внеурочной деятельности ситуации: успеха, новизны, эмоционального взрыва. Развиваю эмоционально-ценностную сферу ребенка в игровых формах обучения, в процессе диалога и ролевых играх, т.е. при выполнении таких заданий, которые способствуют выявлению самоощущения, самопознания, самопонимания, самооценки.
4.Реализация современных, интерактивных форм и методов воспитательной работы, как на занятии, так и во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.
Как классный руководитель, использую современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы: презентации, викторины, круглые столы, беседы, диалоги, мозговой штурм, инсценировки, индивидуальную, групповую форму работы при проведении внеклассных мероприятий. Веду работу по профилактике возможных трудностей адаптации четвероклассников в основной школе (беседы, классные часы, встречи с учителями - предметниками).
Внеурочную деятельность организую по направлениям развития личности:спортивно-оздоровительное,духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное.
Спортивно-оздоровительное направление реализую через такие формы, как: соревнования, кружок «Русские народные игры», подвижные, оздоровительные игры на свежем воздухе.
Духовно-нравственное и общекультурное направления реализуются через краеведческий кружок «Истоки», художественного творчества «Акварелька», музыкальный «Веселые нотки», танцевальный«Непоседы», оформление художественных выставок, классных часов, акций, посещение музея села.
Общеинтеллектуальное направление осуществляю через познавательные беседы, предметные факультативы «Математика для любознательных», «Книга-лучший друг», кружки «Мой друг - компьютер» и«Лего-конструирование», олимпиады, детские исследовательские проекты.
Социальное направление связано с реализацией общественно – полезной деятельности. Формы организации: работа в рамках проектов; работа по озеленению класса, школы; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; коллективные творческие дела. Провожу поисково-исследовательскую работу в архивах (семейных, школьных) и музейных фондах, встречи с почетными жителями нашего села, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности, творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии и др.),военно– спортивные праздники.
В работе по этим направлениям прибегаю к Интернет- технологиям. Возможности сети Интернет связаны с ее вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами, которые могут быть полезны во внеурочной деятельности: курсы, обучающие олимпиады, викторины.
Приложение№10Участие обучающихся в спортивных мероприятиях(Таблица)
Приложение№11Участие обучающихся в мероприятиях художественно – эстетической направленности(Таблица)
Приложение№12Участие обучающихся в мероприятиях экологической направленности (Таблица)Как классный руководитель, большое внимание уделяю работе с родителями: родительские собрания (лекции, беседы, круглые столы, диспуты), индивидуальные консультации, интеллектуальные и спортивные конкурсы, анкетирование. Планирую темы родительских собраний.
Мой класс является активным участником всех общешкольных мероприятий и занимает призовые места. Ребята участвуют в художественной самодеятельности, акциях, поют в школьном хоре, в вокальной группе, выступают с сольным пением, танцуют, читают стихи. Они активно включены в жизнь села. Без них не обходятся праздничные мероприятия Дома культуры ко Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, ко Дню матери, Дню пожилого человека. В День победы они выступают на митинге. Отмечены грамотами, благодарственными письмами, дипломами, медалями. Свои достижения в учебной деятельности и в творчестве помещают в портфолио.
Кабинет оснащен современными техническими средствами. Собрана большая медиатека: диски, учебные и методических пособия, видеофильмы, компьютерные презентации. Техническое обеспечение используется для создания и просмотра фонда.
6.Использование и апробация специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся
У всех детей разные учебные возможности. Для этого апробирую специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся. Это
1.Система работы со слабоуспевающими учащимися.
2.Система работы с одаренными детьми.
3.Работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
Система работы со слабоуспевающими учащимися
Стараюсь каждому ученику создать ситуацию успеха, благоприятную атмосферу на уроке.
Своевременно оказываю помощь на дополнительных занятиях,меняю формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности, использую для этого обучающие игры; предлагаю свободный выбор задания .
Занятия провожу небольшими группами (по 2-3 человека)
Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Развиваю у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой, умение сочетать индивидуальную работу с коллективной. Система работы с одаренными детьми приводит к высокой результативности их участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Позитивные результаты внеурочной деятельности учащихся по учебному предмету.
Приложение№13Участив в олимпиадах по предмету(Таблица)
Приложение№14Участие в конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Чип», «Классики», «Зеленая математика», «Мозаика», «Львенок»(Таблица)
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В этом году в 1 класс поступил ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Обучается по коррекционной программе седьмого вида. На основе Адаптированной общеобразовательной программы детей с ЗПР разработана программа коррекционной работы. С этой целью в классе есть игровой уголок. Ученик посещает кружки «Веселые нотки», «Лего-конструирование».Я готовлю для него индивидуальные дидактические материалы, направленные на корректировку выявленных затруднений. Стараюсь давать меньший объём письменных заданий, индивидуальные карточки, тесты с вариантами ответов, которые он сам выбирает. Вовлекаю ребёнка в активное участие в жизни школы. Так, ученик принял участие в праздниках «День знаний», «Здравствуй, осень», конкурсах «Голос ребенка», «Львенок».Совместное проживание школьной жизни усиливает социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам.
7.Овладение формами методами обучения, в том числе выходящих за рамки учебных занятий
Проектная деятельность
В своей работе по организации проектной деятельности я всегда стараюсь подходить творчески, активно использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии.Практикую в своей работе не только учебные проекты, но и социальные.
Приложение№15Проект «Моя малая Родина»
На уроках окружающего мира я использую метод полевой практики.
Дети ведут наблюдения за погодой: облачностью, осадками, температурой, направлением ветра, затем фиксируют данные в дневниках наблюдения. Они
ориентируются на местности с помощью компаса и местных признаков. Во время экскурсий дети знакомятся с травами, деревьями, кустарниками, растущими в нашей местности, собирают травянистые растения для гербария, работают на пришкольном участке.
Приложение№16Трансляция опыта
Элементы разработанной методической системы я представляю в виде публикаций материалов на своём мини - сайте на портале «Социальная сеть работников образования». Ссылка на мой сайт:
http://nsportal/komarova-nadezda-vyacheslavovnaТаким образом, моя педагогическая деятельность носит системный характер, способствующий повышению качества обучения, и направлена на улучшение нравственно-психологического климата в школьном и классном сообществе.
Система собственного профессионального развития.
Считаю, что учитель должен постоянно развиваться. Он должен не только углублять свои знания по преподаваемому предмету, не только изучать методическую культуру, но и расширять свой кругозор. Поэтому особое место в моей деятельности как учителя занимает повышение профессионального мастерства.
Приложение №17Курсы повышения квалификации:
Участие в вебинарах:
1.«Использование ГлобалЛаб для организации внеурочной деятельности младших школьников по ФГОС» 20.05.2015
2.«Основы работы с цифровым микроскопом и цифровой лабораторией»15.04.2015
Приложение №18 Наличие собственной методической системы, апробированной в профессиональном сообществе
Приложение №19Участие в профессиональных конкурсах:
Районный конкурс педагогического мастерства «Воспитать человека», посвященный году Российской истории и 75-летию Алтайского края,
3место, 2012 г
Приложение №20Грамоты
-Почётная грамота Комитета по образованию Усть-Пристанского района за добросовестный и творческий труд по обучению и воспитанию учащихся и большой личный вклад в развитие системы образования района, 2011 г.
-Почетная грамота Управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм, большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения, 2015г.