Урок по окружающему миру на тему Туман и облака 3 класс


Тема: Туман и облака.
Задачи урока: Обогатить знания учащихся новыми сведениями о превращениях воды в природе (туман, облака), познакомить с разными видами облаков, развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения школьников в исследовательскую деятельность.
Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.
Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, компас, бумага, фломастеры, зеркала, стол под открытым небом. Ход урока.
Орг. момент. ( Слайд 1, 2 ).
Повторение пройденного. (Слайд 3,4 ).
Какие явления природы связаны с превращениями воды?
(образование облаков, дождь, туман, снегопад, .выпадение града.)
Определение темы и цели урока. (слайд 5).
Сегодня на уроке откроются новые тайны этих и других явлений природы.
Как вы думаете с какими еще явлениями природы мы не знакомы?
«Туман», «Облака»
Что такое туман? Как возникают туманы?
3.Работа над темой урока. (Слайд 6, 7).
Чтение по учебнику по цепочке.
Туман это скопление мельчайших капелек воды, которые образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе.
Прочитайте рассказ из хрестоматии «Как возникают туманы».
Запотевают ли оконные стекла при одинаковой температуре воздуха в помещении и на улице? (Нет. Образование капель воды из водяного пара возможно только при условии его охлаждения, то есть разницы в температуре в комнате и за окном.
Прав ли автор, говоря, что туман исчезает. (Туман не исчезает, а превращается в водяной пар).
Динамическая минута. (Слайд 8).
Разделимся на две группы и докажем, что
1 ) Туман-«друг» человека.
2) Туман-«недруг».
Доказательство. Туман стелется низко над землей, спасает растения в садах и на полях от заморозков. Но в то же время туман губительно действует на некоторые растения. Во время тумана воздух насыщен водой, он увлажняет кожу человека, что полезно для здоровья. Однако в тумане плохо видно, поэтому люди могут заблудиться в пути. А пешеходам надо особенно осторожно переходить дорогу.
Займите свои места.
Пример учителя как самим можно получить туман.
Вы сами можете поучаствовать в образование тумана. Холодным осенним утром на улице при дыхании человека образуется маленькое облачко тумана. Можно также в сильный мороз открыть в комнате форточку . Из открытой форточки начинают спускаться клубы тумана. Это происходит потому , что в комнате воздух сохраняет много водяных паров. Когда такой воздух попадает в холодное место, водяные пары в нем начинают превращаться в мельчайшие капельки воды, которые мы видим как туман.
4.Продолжение работы над темой урока. Работа с учебником.
Выскажи предположение.(Слайд 9,10).
Можешь ли ты описать формы облаков и их цвет? Все ли облака находятся на одной и той же высоте над поверхностью Земли?
А что такое облака? (показ слайдов)
Облака - это тот же туман, только находятся они высоко над земной поверхностью;
2)чем темнее цвет облаков, тем больше в них капелек воды;
3)если воздух очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки и в виде дождя, града или снега падает из туч на землю.
Чтение текста учебника.
Чем похожи туман и облака? А чем они отличаются?
И туман ,и облака состоят из мельчайших капель воды. А их отличие в том, что туман низко стелется над поверхностью суши или водоемов , а облака образуются и плывут высоко над земной поверхностью. Кроме того, облака могут состоять не только из капель воды, но и кристалликов льда, снежинок.
Опишите формы облаков. Все ли облака находятся на одной и той же высоте над поверхностью земли? Конечно, приходилось видеть облака, похожие на перья птиц, на замки, горы, сказочных животных. Приходилось видеть облака, которые низко плыли над землей . А облака, похожие на перья птиц, всегда плывут высоко-высоко в небе.
Чтение «по цепочке» текста об облаках в параграфе. Знакомство с особенностями перистых, кучевых, дождевых, слоистых облаков.
5. Закрепление изученного.
Работа в парах. (Слайд 11,12)
Какие виды облаков вы видите на рисунке?
Один показывает находит на рисунке кучевые, дождевые, слоистые облака. А сосед рассказывает о том, есть ли среди них облака похожие на те, которые он видит из окна класса.
6.Работа в тетрадях.
Задание 41. Написать названия облаков, которые видите за окном. А так же укажите, какие облака вам удалось наблюдать в своей местности.
7 . Творческая работа в группах.
Из хрестоматии вам будет интересно узнать тайны дождевого облака и отчего у каждого облака своя форма. Найдите ответы в соответствующих рассказах в хрестоматии.
8. Подведение итогов урока. (Слайд 13)
Наблюдение за облаками очень важно для предсказания погоды. Если научиться читать «язык» облаков, можно легко узнать, какая погода будет не только к вечеру, но и через неделю. Когда по небу ходят легкие облачка-барашки, это предвещает хорошее утро, но к вечеру ждите либо дождь, либо ветер. Те же барашки могут предсказать летом град, зимой- снег.
Когда по небу тянутся как бы волокнистые полосы, можно быть уверенным, что дождь не омрачит хорошего летнего дня.
Если до полудня появились лохматые черные кучевые облака- жди вечером дождя. Беловатые облака над водой, скоро скрывающиеся при восходе солнца,-к ясному дню. Красные тучи-к ветрам.
Иногда облака в небе принимают форму корабля. Люди издавна наблюдали за такими «судами» - в какую сторону острым концом – носом повернут. К западу – к дождю. На восток – к ведру. Это явление связано с направлением ветра в тех слоях атмосферы, где облака образовались.
Небольшое, но быстро движущее облако в тропических странах называют «бычьим глазом». Это предвестник самых страшных ураганов Примету хорошо знают моряки, плавающие в южных морях и океанах.
9. Внеурочное занятие.( Слайд 14,15).
Наблюдение за движением облаков с помощью простейшего инструмента- нефоскопа. На школьном дворе устанавливается стол с белым листом ватмана. В центре листа устанавливается зеркало, а на край- компас. По компасу определяются стороны горизонта, которые отмечаются на листе бумаги фломастером. Глядя в зеркало, дети поочередно наблюдают , как движутся отражения облаков и отмечают направления их движения .
У поверхности земли направление и скорость ветра зависят от различных препятствий (например, от деревьев, зданий). А ученые, которые составляют прогноз погоды, должны получать сведения о ветре высоко над поверхностью земли. Нефоскоп позволяет наблюдать за движением облаков и определять направление их движения, благодаря чему можно узнать, откуда там, на высоте, дует ветер. Ветер принято называть по стороне горизонта, откуда он дует. Например, северный ветер дует с севера на юг, а восточный ветер – с востока на запад.
10. Домашнее задание.
Вопросы на странице 84.
11. Рефлексия. (Слайд 16,17,18).
Вопросы:
Обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град.
Всегда плывут высоко в небе, похожи на перья птиц.Невидимый водяной пар в холодном воздухе.
Туман, который находится высоко над земной поверхностью.
Образуются при встрече теплого воздуха с холодным.
Похожи на ярко-белые клочки ваты.
Из какого вещества состоит туман? О Вода А
Д Осадки Л
Н Кучевые К
Ч Слоистые РТ Перистые Я
И Облака Ё
Ж Град ШО Дождевые ПЛ Туман Т