Организация самостоятельной работы обучающихся по русскому языку и литературе как одно из условий их успешной социализации


Организация самостоятельной работы обучающихся по русскому языку и литературе как одно из условий их успешной социализации
Аннотация
Подавляющее большинство студентов не знают общие правила организации самостоятельной работы, психологически не готовы к ней и не умеют реализовывать предполагаемые действия. Главная причина слабой мотивации студентов состоит в том, что они не умеют и не знают, как самообучаться. Осуществлять индивидуальный подход не всегда позволяет время, поэтому мы пришли к необходимости создания методического комплекса для организации самостоятельной работы обучающихся.
В современном обществе существует потребность в инициативных людях, легко адаптирующихся к новым условиям. Повышаются требования не только к качеству подготовки обучающихся, но и к развитию их интеллектуальных и творческих способностей, позволяющих им свободно владеть своей профессией.
Самостоятельная работа – это средство борьбы за глубокие и прочные знания обучающихся, средство формирования у них активности и самостоятельности, развития их умственных способностей.
Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания. Самостоятельная работа заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал.
Важную роль в процессе организации самостоятельной работы обучающихся является установка на развитие творческих способностей. Для их развития в процессе самостоятельной работы могут быть применены следующие формы:
1. Написание отзывов, сочинений
2. Написание сообщений, рефератов.
3. Выполнение презентаций по различным темам.
З. Выполнение работ творческого характера
4. Конспектирование.
5. Работа со словарями, справочной литературой.
Целью методических рекомендаций является повышение эффективности учебного процесса, в том числе благодаря самостоятельной работе, в которой студент становится активным субъектом обучения.
Содержание методических рекомендаций по русскому языку и литературе представлены следующим образом:
Методические рекомендации по составлению опорного конспекта
Методические рекомендации для подготовки сообщения
Методические рекомендации по подбору информации для выступлений
Методические рекомендации для написания сочинения, изложения
Методические рекомендации для выполнения упражнений
Методические рекомендации для написания статьи
Методические рекомендации по составлению презентации
Методические рекомендации по работе со словарями.
Организация самостоятельная работа помогает, с одной стороны, устранить пробелы в знаниях, а с другой – актуализировать и несколько расширить знания по темам, вызывающих затруднения. Самостоятельная работа обучающихся по литературе явилась ключевой в формировании как лингвистических, коммуникативных, так и общих компетенций. Это личностные компетенции (общая культура, терпимость, умение работать самостоятельность), общенаучные (эрудированность, умение работать с информацией), базовые компьютерные компетенции.
При грамотной организации самостоятельной работы можно выделить множество плюсов. Для педагога это экономия времени, подготовка к творческим формам нескольких обучающихся, расширение границ проектной деятельности, усиление мотивации обучающихся к изучаемому предмету и налаживание межличностных отношений с обучаемыми.
Для обучающихся грамотная организация самостоятельной работы тоже дает много преимуществ. Это возможность самостоятельного изучения методических рекомендаций, проявление творческих способностей при устной и письменной работе, получение оценки выше, чем при традиционных формах контроля, самоутверждение в коллективе за счет удачных публичных выступлений, способность занимать в обучении активную позицию, умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность, осознание своих потенциальных учебных возможностей, развитие интеллектуальных и творческих способностей, позволяющих свободно владеть своей профессией, критически мыслить, выражать и защищать свою точку зрения, свои позиции, успешно находить выход из сложившихся, зачастую нестандартных ситуаций.
Ключевые слова: Организации самостоятельной работы, Индивидуальный подход, Методические рекомендации по русскому языку и литературе для обучающихся, Плюсы для педагога и обучающихся.
Список литературы:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. – М.: Издательский центр «Академия», 2009
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов на-Дону, Феникс, 2008.
3. Лекант П.А., Маркелова Т.В., Самсонов Н.Б. Русский язык и культура речи. – М.: Дрофа, 2009
4. Самсонов Н.Б. Русский язык и культура речи. – М.: Оникс, 2011.