Тематическое планирование по окружающему миру 2 класс Перспективная начальная школа
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс ФГОС , 2016-2017 учебный год
УМК «Перспективная начальная школа»
№ урока Тема урока Планируемые результаты Характеристика деятельности Практическая часть.
Виды контроля Дата Корректировка
Личностные МетапредметныеПредметные Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы (6 часов)
Мир живой и неживой природы.
Письмо экологов школьникам.
-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:
-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
К.:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы. Экскурсия Разнообразие природы. Наблюдения тел живой и неживой природы
Мир живой и неживой природы. Советы старших.
Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).
Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Особенности работы
на пришкольном участке. Экскурсия
Наблюдения явлений природы
по сезонам года Книги – наши друзья.
Ищем ответы на вопросы в учебнике
Разные источники информации,
необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
Практическая работа Опыт и наблюдение
Разные источники информации,
необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений
Проверочная работа Планеты и звёзды (5 часов)
Земля. Модель Земли
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Р.:-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.:-осуществлять запись об окружающем мире;
-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Форма и размеры Земли. Глобус.
Северный и Южный полюсы Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и картеСеверный и Южный полюсы, экватор;находить и определять географические объекты на физической карте' России с помощью условных знаков.
Работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственные границы. Почему на Земле день сменяется ночью? Северное и Южное полушария.
Суточное вращение Земли Звёзды и созвездия Звёзды, созвездия. Полярная звезда. Большая и Малая Медведица Планеты Планеты Солнечной системы.
Планеты земной группы Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года. Движение Земли вокруг Солнца. Годовое движение Земли. Високосный год Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года.
Проверочная работа Неживая и живая природа Земли (2 часа)
Как связаны живая и неживая природа? -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.: Использовать словарь учебника, дополнительный материал.
-осуществлять запись об окружающем мире;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Тела природы. Планета Земля и её положение в Солнечной системе Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.
Характеризоватьусловия жизни планет на планете Земля.
Условия жизни на планете Земля Природа как важнейшее условие жизни человека. Условия жизни на Земле (свет, тепло, воздух, вода) Свойство воздуха и воды (4 часа)
Свойство воздуха -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Р.:-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.: Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшие лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы.
Определять характер взаимоотношений человек с природой, находить примеры влияния на здоровье и безопасность человека.
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
К.:-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Вещества, смеси. Состав воздуха. Газообразные вещества. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха.
Характеризовать свойства воздуха.
Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.
Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.
Практическая работа Кому и для чего нужна вода? Состояние веществ: твёрдое, жидкое, газообразное Практическая работа Вода и её свойства Круговорот воды в природе.
Три состояния воды Практическая работа Обобщение по теме «Свойство воды и воздуха» Свойства воздуха и воды Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.
Характеризовать свойства воды.
Проверочная работа Солнце, воздух, вода и … растения (4 часа)
Условия, необходимые для развития растений -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
П.:- осуществлять запись об окружающем мире;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях
К.:- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; Теневыносливые, светолюбивые растения Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.
Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.
Определять части цветкового растения.
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.
Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.
Практическая работа Корень, стебель и лист. Значение корня, стебля и листьев в жизни растений Питание растений Фотосинтез; почвенное питание; воздушное питание Практическая работа Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и… растения» -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Р.:-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.:-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Разнообразие растений Проверочная работа Разнообразие растений (4 часа)
Цветковые и хвойные растения -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.:-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем
П.:-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Цветок – орган растения Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности).
Определять части цветкового растения.
Приводить примерыпапоротников, мхов и водорослей, выделять их отличия
Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Папоротники, мхи и водоросли Разнообразие дикорастущих
растений, места их обитания Красная книга России. Правила поведения на природе. Растения, находящиеся под угрозой исчезновения. Влияние деятельности человека на природу Обобщение по теме «разнообразие растений» -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. -Р.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.
Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения родного края Проверочная работа Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 часов)
Для чего люди выращивают культурные растения? -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Р.:-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем
П.:-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Группы культурных растений
(овощные, плодовые )Сравнивать и различать культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека.
Выращивание растений в группе (из семян, побегов, листа.)
Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников. Какие части культурных растений используют люди? Расселение семян растений.
Выращивание культурных растений Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? Рассада.
Растения.
Сеянцы.
Сроки посадки огородных растений От чего зависит урожай зерновых? Значение зерновых культур в жизни человека Растения сада Садовые растения. Труд людей в саду Сколько живут растения? -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Сроки жизни растений, расселение растений на новые места
Размножение растений своими частями. Вегетативное размножение
Растений Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений» Сроки жизни растений, расселение растений на новые места.
Разнообразие растений Проверочная работа Грибы (3 часа)
Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба? -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
П.:-Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
Р.:-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
К.:- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.
Различать съедобные и ядовитые грибы.
Извлекать необходимую информацию из учебника или дополнительного источника, знания.
Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Как правильно собирать грибы? Съедобные и ядовитые грибы.
Правила сбора грибов примеры грибов своей местности. Практическая работа Проверочная работа за 1 полугодие
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
-Р.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона. Обобщение знаний Контрольная работа Животные (8 часов)
Разнообразие животных -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Р.:-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.:-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Многообразие животных по способу питания. Дикие и домашние животные Различать животных используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрацией.
Характеризовать особенности диких и домашних животных.
Насекомые Растительноядные хищные и всеядные насекомые Описывать внешний вид, характерные особенности .Характеризовать способы питания, размножения;
Извлекать необходимую информацию из учебника или дополнительного источника, знания Рыбы Приспособления рыб для жизни в воде Земноводные Жизнь лягушек, тритонов, жаб. Амфибии и их признаки Пресмыкающиеся Отличительные признаки пресмыкающихся. Правила поведения при встрече со змеями Птицы Признаки птиц. Значение перьевого покрова. Способы добычи пищи птенцам Звери
Отличительные признаки млекопитающих. Группы млекопитающих Как животные защищаются
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
К.:-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Различные группы животных Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. Проверочная работа Человек и животные (6 часов)
Домашние животные
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П.:-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К.:-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Домашние животные Рассказывать о роли домашних животных жизни людей.
Характеризовать особенности домашних животных.
Живой уголок Какие обитатели могут поселиться в живом уголке Урок-экскурсия на животноводческую ферму
Научиться правилам поведения и обращения с животными Анализировать примеры использования человеком богатств природы.
Значение диких животных Расширить знания о диких животных
Рассказывать о роли диких животных в природе.
Характеризовать особенности диких животных. Человек в ответе не только за тех, кого приручил Забота человека о дикой природе. Охранная деятельность человека
Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные» Охранная деятельность чело-
века на территории родного края. Экологические правила
поведения человека в природе
Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Проверочная работа Человек разумный – часть природы (6часов)
Про тебя -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
П.:-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека Моделировать ситуации общения с людьми разных национальностей, религиозных принадлежностей. Что умеет человек? Человек-существо социальноечлен общества Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников.
Анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным описанием. Расти здоровым Условия, необходимые для жизни на земле. Здоровье человека. Общее представление о строении и основных функциях организма человека Питание и здоровье Режим питания Обсуждать необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. От кого зависит твой режим дня? Режим дня. Условия жизни, влияющие на здоровье человека Обсуждать необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Практическая работа Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы» Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека. Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях.
Моделировать ситуации общения с людьми разных национальностей, религиозных принадлежностей. Проверочная работа Как уберечь себя от беды?(5часов)
Чистота – залог здоровья -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
- выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни Р.:-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.: .Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
К.:-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Личная гигиена. Правила организации домашней учебной работы Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.
Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества.
Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.
Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих. Берегись простуды! Охрана и укрепление здоровья Твоя безопасность на улице Дорога от дома до школы.
ПДД. Опасности, подстерегающие ребёнка при общении
с незнакомыми людьми Твоя безопасность дома Правила безопасного обращения с электроприборами, газовыми установками, лекарствами Обобщение по теме
«Как уберечь себя от беды?» Охрана и укрепление здоровья Проверочная работа В родном краю (7часов)
Имя города, села, посёлка. -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Р.:-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
П.:-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
К.:-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Россия - наша Родина Находить и показывать территорию России, её государственную границу на глобусе.
Показывать местонахождение столицы и других крупных городов на карте России.
Обмениваться сведениями о родной стране, полученными из источников массовой информации.
История Московского Кремля. Москва- столица России. История Отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля Показывать местонахождение Московского Кремля. Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры. Экскурсия в город Предприятия, обслуживающие жителей города Обмениваться сведениями о родной стране, городе полученными из источников массовой информации, экскурсии. Общий дедушка Младший школьник и семья.
Правила взаимоотношения с взрослыми и сверстниками Рассказывать о праздничных днях, готовить сообщение на основе бесед с родными и близкими, дополнительных источников информации.
Наблюдать исторические памятники, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом. Практическая работа День победы Государственные праздники.
История Отечества во время ВОВ День Конституции Государственные праздники Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран.
Прослушивать, декламировать гимн РФ. Обобщение по теме «В родном краю! Россия - наша Родина Контрольная работа