Методическая разработка внеклассного мероприятия Деревья и кустарники зимой
«Деревья и кустарники зимой»
эколого-познавательное состязание
автор: Болдарева Ольга Валериевна,
учитель географии МБОУ «Гимназия №11» г. Бийск,
руководитель школьного экологического клуба «Прикосновение»
Цель: становление экологического мировоззрения учащихся
Задачи:
развитие интереса к живым организмам, заботливого и бережного отношения к природе,
закрепить умение различать виды деревьев и кустарников: береза, клен, сосна, дуб, липа, тополь, шиповник, рябина в зимний период, узнавать деревья по их веткам, семенам, различать ветки по цвету коры, особенностям почек, по расположению, запаху.
учить видеть красоту зимнего парка.
воспитывать заботливое отношение к растениям, животным
учить наблюдать, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
Форма: игра в 2 этапа: на улице (пришкольный участок или ближайший парк) и в помещении.
Целевая группа: учащиеся 3-5 класса.
Организаторы: члены школьного экологического клуба «Прикосновение» (учащиеся 8-10 класса), руководитель клуба.
Оборудование: костюм Зимы и Сосны, коллекции органов растений: листьев, плодов, шишек, инструкция по определению растений для каждой команды, цифры для обозначения деревьев, подлежащих определению, карточки для заполнения по результатам определения, призы победителям.
Ход игры
Звучит фонограмма ветра, вьюги. Появляется Зима
Зима: Дел у меня немало – Я белым одеяломВсю землю покрываю,В лед реки убираю,Белю поля, домаЗовут меня (зима)- Молодцы, ребята, правильно я - Зима.Ведущий 1. Здравствуйте матушка Зима. Как Вы вовремя! Сегодня мы и поговорим о зиме, о зимних явлениях в природе.Ведущий 2. Ребята, а кто назовет зимние месяцы? Верно, декабрь – первый зимний месяц, второй месяц – январь – середина зимы, третий месяц – февраль - конец зимы.Зима: Ребята, а о каком месяце в народе говорят «ночь года»? Правильно о декабре. О нем еще и поговорки и пословицы сложены. Только вот пока я по полям да лесам летала, снег рассыпала, слова тоже рассыпались, Помогите мен их правильно собрать. («Декабрьский денек с воробьиный скок», «В декабре зима стеллит белые холсты, а мороз через реки наводит мосты»).Зима: Молодцы ребята! А может вы еще и моих помощников знаете? Послушайте загадку и скажите, как называется явление, когда сильный ветер кружит снег?Не зверь – а воет (вьюга)Кручу, верчу, знать никого не хочу (метель)Я, как песчинка мала и землю покрываю.Я из воды и сам ее рождаю.Как пух лежу я на полях,Блещу при солнечных лучах.- Что это? (снег)
Зима. Предлагаю вам поиграть в снежки (чья команда попадёт большим количеством «снежков» (теннисные шарики) в корзину, та и победила) и устроить настоящую снежную бурю (от команды 3 участника по очереди определяют себе «снежинку» ( кусочек ваты, размеры определяет сам участник, отрывая от общего комка) и по команде начинают дуть, побеждает тот участник, чья «снежинка» улетит дальше остальных, каждая победа в 3 заходах добавляет очко команде). Ведущие помогают в проведении игр.
Ведущий 1. Чародейкою ЗимоюОколдован лес стоит.И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.Ф. Тютчев.
Появляется СоснаВедущий 2. Ребята, посмотрите внимательно это дерево не похоже на остальные деревья?Сосна: Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна.Словно белою косынкойПодвязалася .сосна.(С. Есенин)
- Правильно, я - сосна. Это дерево, которое остается зеленым зимой.Ведущий 1. - Как можно узнать сосну зимой?Сосна: Сегодня я немного расскажу вам о сосне. Одно из необыкновенных качеств сосны – стойкость. Сосне не страшны ни мороз, ни жара, ни засуха. Одного боится сосна – это темнота. И еще одно замечательное свойство сосны – это способность очищать воздух. Поэтому говорится, что в сосновом лесу легче дышится.Ведущий 2. Почему сосну называют хвойным деревом?Ведущий 1. Что растет на сосне? (шишки)Ведущий 2. Что находится в них? (семена)Сосна: Семена сосны зреют долго, проходит некоторые время, прежде чем они раскроются шишки и семена подхватит ветер.Ведущий 1. Кто питается семенами сосны? (клесты, дятлы, белки, полевки, мыши)
Ведущий 2. По дороге по прямойШла зима с морозами,Шла зима к себе домой –Снег стелила розовый.Ведущий 1. За зимою две метелиСнег тот веяли, мели,Снег взвивали, как хотели,И кидали хрустали.
Зимушка-зима Александр Прокофьев
Ведущий2. Посмотрите. Зима навела строгий порядок в лесу. Не балует она природу ни красками, ни цветами. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям шубы, стоят они в одинаковых нарядах, попробуй, отгадай, где какое дерево. Вот сейчас мы попробуем это сделать.
Ведущий 1. Ребята, нас окружают много деревьев, а как их узнать зимой?- Правильно, по коре, веточкам.Ведущий 2. Как можно узнать березу?- Да, у березы ствол белый, ветки тонкие, свисают вниз до земли.У березы, каждый знает,Ствол зеленый не бывает.Ведущий 1. А как узнать тополь?- Правильно, ствол у тополя зеленый.Ведущий 2 Для определения деревьев и кустарников в безлиственном состоянии необходима специальная справочная литература и определители.
Ведущий 1: Сейчас вы получите справочную информацию по определению деревьев и отправитесь на улица, там на стволах некоторых растений закреплены карточки с цифрами, вам необходимо определить, что это за растение и записать его название в карточку своей команды.
Ведущий 2: Прежде чем начать работу, обратите внимание на признаки, по которым можно определить побег: расположение почек, количество почечных чешуй, почки сидячие или на ножке, цвет, запах. Рассматривая почки – пользуйтесь лупой.
Участники получают инструкции по определению растений, лупы и карточки, в которые должны вписать название определенных растений. Отправляются на улицу выполнять задание.
Инструкция по определению растений:
В определительной таблице за каждой цифрой и знаком «0» перечислены разные признаки.
Признаки, перечисленные за цифрой, составляют «ТЕЗУ» - положение.
Признаки, перечисленные за знаком «0», составляют «АНТИТЕЗУ» - противоположение.
Каждая теза и антитеза составляют ступень.
1. ТЕЗА 1. СТУПЕНЬ
0. АНТИТЕЗА
2. ТЕЗА 2. СТУПЕНЬ
0. АНТИТЕЗА
Порядок определения растений:
Прочитай тезу и антитезу 1-й ступени и реши, что больше соответствует признакам растения, которое определяешь.
В конце выбранной тезы или антитезы стоит цифра новой ступени, на которую нужно перейти.
На новой ступени продолжай такое же сравнение тезы и антитезы с признаками определяемого растения.
На какой-то ступени выбранная тобой теза или антитеза закончится не цифрой, а названием определяемого растения.
Определитель деревьев и кустарников в осенне-зимний период.
Составитель: Кирсанова Н.А
Рецензент : доцент каф. ботаники РГПУ Клейменова Л.М.
1. Растения зимуют с зелеными листьями(хвоей). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
0. Листопадные растения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Длинные хвоинки сидят по две на укороченных побегах. . . . . . . . . . (сосна)
0. Хвоинки короткие, расположены по одной. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .(ель)
3. Почкорасположение супротивное, побеги заканчиваются
двумя почками. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .(сирень)
0. Почкорасположение очерёдное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
4. Побеги с колючками. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
0. Побеги без колючек. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
5. Колючки крупные до 5 см, побеги красноватые . . . . . . . . . . . .(боярышник)
0. Колючки мелкие, мягкие. Сидят сбоку от почки.
Побеги зеленоватые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .(желтая акация)
6. Почки закрыты одной почечной чешуей (колпачком). Почки, сбросившие колпачок опушены . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .(ива)
0. Почечных чешуй две и больше. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
7. Почки на ножке. На боковых побегах часто сохраняются
сережки и «шишечки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .(ольха)
0. Почки сидячие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
8. Почки округлые, ассиметричные почечных чешуй две. . . . . . . . . . . . .(липа)
0. Почки заостренные, почечных чешуй много . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
9. Почки темные, почти черные, почечные чешуи опушившиеся. . . . (рябина)
0. Почки бурые, клейкие, со специфическим запахом . . . . . . . . . . . . . .(тополь)
Участники возвращаются в помещение после выполнения задания.
Ведущий 1 Чародейкою ЗимоюОколдован лес стоит,И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.Ведущий 2 И стоит он, околдован,Не мертвец и не живой -Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛёгкой цепью пуховой... Фёдор Тютчев.Ведущий 1. Ребята, а хотите расколдовать деревья волшебного леса?
Ведущий 2 Я буду зачитывать описание зимнего дерева, а вы слушайте внимательно и определите о каком дереве идет речь. Если вы отгадаете с первой подсказки, получаете 2 балла со второй только 1. Итак, слушайте внимательно и угадывая расколдовывайте. 1.У этого дерева ствол чёрный, чуть морщинистый с крепкими толстыми ветвями. Ветки растут зигзагами: боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются. Плоды – орешки, размером с горошину, подвешены к широкому крылышку, с помощью которого они отлетают от материнского растения. липа2. Это небольшое дерево с ажурной кроной. Её нетрудно узнать не только по силуэту, но и по плодам, которые украшают дерево и зимой. У этого дерева гроздья оранжевых ягод. рябина3. А у этого дерева стройный ствол и крупные боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки тонкие, свисающие вниз. Белая кора деревьев имеет чёрные чёрточки.Плоды его напоминают бабочку (семена находятся в середине, а два овальных крылышка – по бокам). берёза4. У него могучий ствол, кряжистые толстые ветви, кора вся в глубоких морщинах.
Ни с чем не спутаешь его плоды – жёлуди. дуб5. Его ветви прямые, крепкие.У него имеется по два плода с однобокими крылышками, обращёнными друг к другу. У крылышек один край округлённый и тонкий, а другой – прямой и толстый. Клён
6. Веточки этого дерева будто бы устремлены ввысь.
А семена этого дерева разлетаются пухом по всей округе. тополь
Ведущий 1 Ребята, а у меня для вас тоже есть задание. Найдите в тексте ошибки:
Береза – единственное в мире дерево с совершенно белой корой. Крупные боковые ветви отходят от ствола под острым углом. Молодые веточки тонкие, свисающие вниз, поэтому березу называю повислой. На них можно заметить большие ярко-красные мужские сережки и черные одревесневшие женские шишечки. Почки березы очень крупные, расположены супротивно. Цветет береза одновременно с распусканием листьев. Душистые цветки содержат много нектара, поэтому береза является хорошим медоносным растением.
Шиповник – скромный предок розы – царицы цветов. Деревья растут непроходимыми зарослями. Побеги их покрыты шипами, чтобы люди не ломали их. Гибкие молодые ветви используются для плетения корзин. Листья шиповника богаты витамином С, их используют для приготовления витаминных концентратов и сиропа. Плоды шиповника имеют красно-оранжевый цвет. Они сохраняются на ветках почти всю зиму, но птиц не привлекают, так как несъедобны.
В окружающее нас мире все взаимосвязано, нет ничего лишенного. Каждое живое существо имеет свое предназначение, но мы не всегда знаем какое. Человек – часть природы, он обладает огромной силой, а силу надо применять умеючи, иначе природа может наказать за безграмотность.
Сосна: И я, и я тоже хочу вопросы задать! Можно?
Ведущий 1. Ну, конечно, можно!
Сосна: Вопрос от рябинки: почему рябина получила такое название? (Ответ: В древние времена рябину сажали напротив окон дома от сглаза. Название происходит от самой ягоды - рябины. Глядя на рябину, у плохого человека рябило в глазах).
Вопрос от дубового листика: почему все же дуб не сбрасывает на зиму всю листву? (Ответ: Разгадка кроется в родословной дуба. Многие его родственники, обитающие в субтропиках, остаются зелеными и зимой. Наш дуб унаследовал от них эту способность, но климат не позволяет нашему дубу зимой "зеленеть", листья гибнут от холода и теряют зеленый цвет.)
Ведущий 1. Ребята, красоту русской зимы и зимнего леса воспевали поэты, музыканты, запечатлевали художники (демонстрируются зимние пейзажи).
Ведущий 2. Мы сегодня несколько раз обращались к поэтическим строкам и хотим вам предложить еще одно стихотворение о зиме, а вы постараетесть его проиллюстрировать всей командой (можно составить коллаж «Зимний лес» из заранее приготовленных иллюстраций, в зависимости от уровня готовности детей)
Ведущий 1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Первый снегСеребро, огни и блестки,- Целый мир из серебра! В жемчугах горят березки, Черно-голые вчера. Это - область чьей-то грезы, Это - призраки и сны! Все предметы старой прозы Волшебством озарены. Ведущий 2. Экипажи, пешеходы, На лазури белый дым. Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым. Воплощение мечтаний, Жизни с грезою игра, Этот мир очарований, Этот мир из серебра!
Участники выполняют творческое задание
Ведущий 1. Закончить нашу встречу с зимними деревьями тоже хотелось бы стихами
И я не раз еще, наверно,
Природой буду изумлен.
Она, как песня, соразмерна,
Равна со всеми как закон.
Пройди по ней лесами, лугом,
Пей чудеса как из ведра
И если сможешь, стань ей другом,
Не расточай ее добра.
Ведущий 2. Мы желаем вам новых открытий этой зимой! До новых встреч!
Звучит фонограмма песни о зиме
«В гостях у Ёлки»
Оборудование: Игра «Нарядим Ель»:рисунки ели и новогодних украшений для неё (можно использовать разноцветные магниты), косынки для завязывания глаз; Игра «Дерево и лист»: рисунки деревьев и их листьев; Игра «Грибная корзинка»: рисунки(фигурки) съедобных и ядовитых грибов, 2 корзинки для сбора грибов; Игра «Совушка-сова, круглая голова»: косынки для завязывания глаз; маски совы и мышей; кроссворд, для выполнения поделки из бумаги: цветная бумага зеленого цвета; ножницы; клей; простой карандаш; аудио записи музыки голосов птиц и зверей, презентация PowerPoint c рисунками-отгадками загадок на каждой станции, бумага для плакатов и изготовления елей, карандаши и фломастеры, призы победителям.
Ведущий1 :Леса бывают хвойные, лиственные и смешанные. Вот мы в хвойном лесу.
Ведущий2 : Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Елка)
Игра «Нарядим Ель» (2 участника от каждой команды с закрытыми глазами размещают «игрушки» на рисунке ели, укрепленном на доске или стене, остальные им помогают подсказками, побеждает команда, нарядившая свое дерево быстрее и аккуратнее, победившая команда получает 3 балла, другая команда 2балла)
Ведущий 1: А вот еще одна хозяйка хвойного леса.
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту - в высоту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (Сосна)
Ведущий2 : Каждое пятое дерево наших лесов - сосна. Вместе с кислородом дерево обогащает воздух летучими веществами-фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей туберкулеза.
Ведущий 1: Ребята угадайте, что это за дерево.
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличии от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница).
Ведущий2. А теперь предлагаем вам, используя инструкцию, выполнить портрет хозяйки нашей станции.
С помощью циркуля и линейки нарисуй на листе бумаги вот такую фигуру.
Вырежи заготовку по кругу и сделай надрезы до внутреннего круга.
Каждый сектор круга склей в фунтик-лепесток.
Переверни.
В центре заготовки проделай отверстие иглой.
Для основы ёлки используй проволоку свернутую таким образом:
Сделай несколько бумажных заготовок, постепенно уменьшая радиус.
Сверху получившейся ёлочки прикрепи конус из бумаги.
http://поделки-из-бумаги.рф/podelki/yolka
новогодняя поделка из бумаги "Ёлочка"Рисунок 1поделки своими руками /новогодняя поделка из бумаги "Ёлочка"