Рабочая программа Коррекционно-логопедического обучения по преодолению нарушений речи у учащихся 1 классов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 57 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики
Утверждена
Приказом МБОУ «СОШ № 57» г. Чебоксары
№ от 31.08.2016 Директор МБОУ «СОШ №57» г. Чебоксары
______________ Р.Р.Нилова
Рассмотрена
на заседании методического объединения учителей начальных классов
МБОУ «СОШ № 57»г. Чебоксары,
протокол № 1 от 30.08.2016г..
Рабочая программа
Коррекционно-логопедического обучения
по преодолению нарушений речи
у учащихся 1 классов
общеобразовательных учреждений
на 2016-2017 учебный год

Составитель рабочей программы:
Плетеневская Г.В., учитель -логопед
МБОУ «СОШ № 57» г. Чебоксары
Пояснительная записка.
Обоснование (актуальность).
Одним из самых сложных школьных предметов для многих учащихся является русский язык. Затруднения при его изучении связаны во многом с логопедическими проблемами. Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции, психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Своевременное выявление и систематическая коррекционная работа позволяет преодолеть недоразвитие речи и предотвратить обусловленные им отрицательные последствия.
Концептуальной основой программы является «педагогика успеха», которая предполагает обеспечение условий для развития, самореализации личности ребенка посредством создания ситуаций успеха. Педагог призван не «исправлять недостатки» ребенка, а опираясь на «зону ближайшего развития», побуждать его к самосовершенствованию и саморазвитию.
Целесообразность формирования группы обусловлена характеристикой выявленных речевых нарушений.
Характеристика группы обучающихся с ОНР.
Третий уровень общего недоразвития речи и нерезко выраженное общее недоразвитие речи характеризуется фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетико-фонематических процессов. Типичным для данных уровней является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений.
Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Дети обладают бедным малодифференцированным словарным запасом, смешивают названия сходных предметов, неуверенно пользуются словами-обобщениями и т.д. Крайне мало в речи прилагательных, означающих цвет, оценочных прилагательных. Они не способны актуализировать достаточное количество слов по определенной тематике. Типичным для данных уровней является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением. Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела как локоть, переносица, веки, ноздри. Присутствуют множественные семантические замены (вместо корзина-сумка и т.д.)
Грамматический строй речи недостаточно сформирован. В устной речи первоклассников с ОНР наблюдается большое количество аграмматизмов. В самостоятельной речи допускают ошибки, связанные с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, времени и т.д. Специально направленные задания позволяют выявить трудности в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. У детей с ОНР недостаточное понимание в употреблении сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются на простые (вместо «встал из-за стола»- «встал из стола»)
Недостаточная сформированность фонематических процессов тормозит спонтанное развитие навыков звукового анализа и синтеза, что является предпосылками к успешному овладению грамотой. Невозможность уловить разницу в звучании акустических близких фонем, часто дефектное произношение некоторых звуков, неумение вычленить каждую звуковую единицу в слове приводит к тому, что процесс перекодирования звучащего слова в письменное у них долгое время остается несформированным. Часто дети не различают слова-паронимы, не находят звук в заданной позиции в слове. При выполнении слогового анализа слов у детей также встречается много ошибок. Им трудно различить понятия «слог» и «звук». Допускаются ошибки при делении слов на слоги.
У детей с ОНР связная речь не развита в силу недостаточности словарного запаса, низкого уровня познавательной активности. Ребенок не осознает необходимости развивать эту сторону речи, обходясь диалогической формой. Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону.
Кроме того, у детей данной группы недостаточно развиты такие психические процессы, как память внимание, наблюдательность, производительность. Слабо сформированы процессы переключения с одного вида деятельности на другой, самоконтроля.
Цель: преодоление нарушений устной речи и предупреждение появления нарушений письменной речи.
Требования Нового ФГОС НОО второго поколения предполагает формирование универсальных учебных действий - «умение учиться». Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УД, отражены в задачах программы.
Задачи:
Образовательные
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.
Активизация словарного запаса путем уточнения значений, имеющихся в запасе у детей слов.
Обогащение словарного запаса путем введения слов-терминов (слог, звук, гласный, согласный, твердые, мягкие, глухие звонкие согласные). Слов относящихся к различным частям речи и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Усвоение правил правописания и правил оформления простого предложения.
Формирования навыка правильного письма.
Формирования навыка слогового чтения.
Коррекционные
Уточнение правильно произносимых звуков, постановка и автоматизация дефектно произносимых звуков.
Развитие фонематических процессов и звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Развитие лексико-грамматического строя речи и навыков построения связного высказывания.
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
Устойчивость внимания, наблюдательность, особенно к языковым явлениям;
Способность к запоминанию, способность к переключению;
Познавательную активность;
Навыки и приемы самоконтроля.
Формирование регулирующей коммуникативной деятельности:
Планирование предстоящей деятельности;
Контроль за ходом своей деятельности;
Работа в определенном режиме и темпе;
Применение полученных знаний в новых ситуациях;
Анализ и оценка продуктивности собственной деятельности.
Воспитательные
Формирование чувства ответственности. Уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
Формирование личностных качеств: организованность, воспитанность, взаимоуважение друг к другу.
Программа составлена в соответствии с:
Законом « Об образовании»;
Новыми ФГОС НОО второго поколения (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373)
Базисным учебным планом общеобразовательного учреждения;
Программно-методическими рекомендациями ведущих специалистов в области коррекционной педагогики.
Программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся 1-х классов, имеющих общее недоразвитие речи (3,4 уровень речевого развития) и испытывающих трудности формирования письменной речи.
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения, 3 часа в неделю, количество часов -90.
Содержание программы
Программа групповых занятий включает в следующие разделы:
1 раздел Коррекция звукопроизношения.
Формирование артикуляционной моторики. Артикуляционная гимнастика: упражнения для челюстей, губ, языка, формирование направления воздушной струи речевого дыхания. Постановка звуков в следующей последовательности: свистящие [С], [З], [Ц], [С’], [З’], сонор [Л’], шипящий [Ш], сонор [Л], шипящий [Ж],[Ч],[Щ], соноры [Р], [Р’]. Автоматизация поставленных звуков в слогах, во фразах, предложениях, в самостоятельной речи. Дифференциация звуков, сходных по акустическим признакам.
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Самомассаж кистей и пальцев рук.
2 раздел Восполнение пробелов в развитии фонематических процессов и навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
2.1 формирование представлений о предложении
Уточнение представлений о предложении. Интонационная законченность предложения. Логическое ударение. Формирование навыка определения количества и последовательности слов в предложении. Составление схем предложения. Заглавная буква в словах. Обозначение заглавной буквы в схемах предложений. В конце первого полугодия вводятся понятия слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, предлоги и их схематическое изображение. Обозначение предлога в предложении определенным символом (треугольником). Распространение предложения путем введения слов- признаков. Составление предложений из заданных слов. Работа с деформированными предложениями. Понятие о тексте.
Коррекционные занятия проводятся в игровой форме. На занятиях используется наглядный материал, дидактические развивающие игры схемы и символы. На каждом занятии изучается лексическая тема, пополняется словарный запас. На материале изучаемой темы устно составляются предложения и записываются схемы.
2.2 гласные звуки и буквы
Уточнение представлений о звуках речи. Понятие о слогах. Дифференциация понятий «слово»- «слог». Различий гласных звуков. Последовательное изучение гласных звуков и соответствующих им букв: А, О, У, И, Ы, Э. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ритмическая схема слова.
Со второго полугодия вводятся понятия гласные 1 и 2 ряда. Гласные буквы как способ обозначения твердости и мягкости согласных звуков на письме. Рассматриваются пары гласных6 а-я, о-ё, ую, ы-и, э-е. Закрепляются способы обозначения мягкости согласных звуков с помощью цветовых и символических обозначений, дается устная характеристика звуков, выполняется звукобуквенный и слоговой анализ слова.
Коррекционная работа по изучению гласных звуков и букв проводится с использованием символов гласных звуков. Делается акцент на кинестетические ощущения и артикуляцию. Изучение каждого звука проводится по алгоритму: выделение звука в начале, в конце и середине слова. Вся работа ведется с использованием картинного материала. На занятиях даются навыки звукового анализа и синтеза. Для обучения чтению широко используются слоговые таблицы.
2.3 согласные звуки и буквы
Согласные буквы и звуки. Различение согласных и гласных звуков с опорой на уклад органа артикуляционного аппарата. Дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости звонкости-глухости. Знакомство с сонорными звуками. Дифференциация парных согласных звуков. Дифференциация фонем близких по акустико-артикуляторным признакам.
При чтении слогов обращаем внимание на звучание согласного. Акцентируем внимание на гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных. Закрепление темы проводится в игровой форме на картинном материале. Ознакомление с глухими и звонкими согласными проводится с опорой на кинестетические ощущения работы голосовых связок. Закрепление проводится в игровой форме с использованием мяча, на картинном материале.
3 раздел Развитие лексико-грамматических средств языка и формирование связной речи.
3.1 развитие лексического запаса
Работа по уточнению и обогащению словарного запаса проводится по следующему принципу. Каждая неделя отводится одной тематике, что позволяет изучить, повторить и закрепить словарный запас и грамматические задания.
Актуализация и уточнение словарного запаса по темам: «Цвет», «Геометрические фигуры», «Ориентировка на листе бумаги», «Фрукты и ягоды», «Овощи», «Осень», «Деревья», «Грибы», «Человек», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Времена и месяцы года», «Время», «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Животные теплых и холодных стран», «Одежда», «Головные уборы», «Обувь», «Продукты питания», «Посуда», «Мебель», «Весна», «Перелетные птицы», «Цветы», «Насекомые».Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.
Обогащение, закрепление словаря разными частями речи. Антонимы. Синонимы. Многозначные слова. Пословицы и поговорки.
Словообразование. Образование качественных, относительных, притяжательных прилагательных. Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
В конце второй четверти вводятся термины «слова-предметы, слова- действия, слова-признаки предметов» и их условные обозначения. Использование условных обозначений частей речи помогает ребенку научиться распространять простые предложения и учиться выделять главные члены предложения.
3.2развитие грамматического строя и связной речи
Развитие грамматического строя и связной речи проводятся с использованием словарного материала, изучаемого на текущей неделе.
Коррекция аграмматизмов. Словоизменение имен существительных в единственном и множественном числе, отработка падежных окончаний, активизация в речи простых и сложных предлогов. Развитие понимания логико-грамматических оборотов речи, связанных падежными формами. Отработка согласования прилагательных с существительными. Согласование существительных с глаголами, числительными.
Изучение предлогов В-ИЗ, НА-С (СО), НАД, ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ПЕРЕД, ЧЕРЕЗ, ВОКРУГ. Условное обозначение предлога – треугольник.
Работа по формированию связной речи проводится методом устного опережения. Необходимо учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения задания. Для облегчения построения высказывания на занятиях используются различные схемы и плакаты. Такая работа подготовит детей с речевым недоразвитием к свободному высказыванию в классе.
На коррекционных занятиях одновременно ведется работа над всеми компонентами речевой системы.
Ожидаемые результаты
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
Уметь различать слово и предложение, записывать схему предложения.
Соблюдать правила написания предложений.
Различать и употреблять в самостоятельной речи слова-термины: звук, буква, слог, гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой. Соотносить звуки с соответствующими буквами.
Знать признаки гласных звуков и давать характеристику согласных звуков.
Дифференцировать согласные по акустико-артикуляционному сходству.
Уметь выполнять звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов.
Иметь достаточный словарный запас и правильный грамматический строй речи для построения связного высказывания.
Знать и уметь различать временные и пространственные представления.
Правильно использовать на письме способы обозначения мягкости и твердости согласных звуков.
Итогом коррекционного обучения на логопедических занятиях является преодоление имеющихся нарушений формирования лексико-грамматического строя речи, фонетико-фонематического недоразвития и предупреждение неуспеваемости по родному языку у учащихся начальных классов при первично сохранном интеллекте, слухе, зрении и отсутствии задержки психического развития.
Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от тяжести нарушения речи и усвоения материала обучающимися. Также возможны исключение и добавление изучаемых тем, что должно быть отражено в календарно-тематическом плане работы в разделе «Примечание».
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-наглядный материал (индивидуальные карточки, раздаточный материал, развивающие игры)
Контрольно измерительный материал
Графические диктанты
Анализ слуховых диктантов и контрольного списывания
Зрительные диктанты
Грамматические задания и пробы
Виды контроля
Самооценка полученных знаний и умений после каждого занятия
Самоконтроль выполненных заданий, взаимоконтроль
Оценка логопеда
Список литературы

Садовника И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.-М.,1995
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.-М.,1991
Ястребова А.В.Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений.-М.,1999
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.-М.:ТЦ «Сфера», 2006
Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.-М: Айрис-пресс, 2006
Календарно-тематический план работы
с учащимися 1 классов с ОНР (3,4 уровень речевого развития)
№ занятия Тема занятий Содержание работы Кол-во часов Дата провед. Прим ечание1 Вводное занятие Знакомство с логопедическим кабинетом и правилами поведениями на занятиях. Подвести детей к выводу о значимости логопедических занятий. 1 2 Развитие восприятия формы Уточнение знаний об основных геометрических фигурах. Учить составлению словосочетаний по схеме прил +прил +сущ. Развивать слухового внимание, зрительское восприятие. Формирование личностных качеств ученика. 1 3 Развитие восприятия цвета Уточнение знаний об основных цветах и его оттенках. Учить согласованию сущ+прил. Развивать слухового внимание, зрительское восприятие. Формирование личностных качеств ученика. 1 4 Развитие речи по теме «Фрукты и ягоды». Предлоги в, на. Активизировать и расширять словарь по теме. Учить словообразованию прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Знакомство с предлогами в, на, их схемами. Упражнять в правильном употреблении предлогов в речи, составление предложения по картинкам и записывать схемы. 1 5,6 Развитие пространственной ориентировки Развивать пространственное восприятие и представление. Учить ориентироваться на листе бумаги и употреблять речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения. Развивать слуховое внимание, память, мышление. 2 7 Слова - антонимы Расширение словарного запаса слов-антонимов, составление простых предложений с союзом а. развивать зрительное внимание, мышление, мелкую моторику. 1 8 Развитие речи по теме «Овощи». Предлоги на,с. Активизировать и расширять словарь по теме. Учить словообразованию прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Знакомство с предлогами на, с и их схемами. Упражнять в правильном употреблении предлогов в речи, составление предложения по картинкам и записывать схемы. 1 9 Текст и предложение Дифференциация понятий «предложение» и «текст». Формирование представления о предложении как единице речи. Учить определять границы предложения, опираясь на интонацию. Развивать зрительный и слуховой вербальный анализ, языковую наблюдательность. 1 10 Слово и слог Дифференциация понятий «предложение», «слово», «слог». Учить делить слова на слоги, записывать слоговую схему слова. Развивать фонематические процессы, навыки слогового анализа и синтеза слов, внимание, память, мелкую моторику. 1 11 Развитие речи по теме «Осень». Предлоги к,от. Активизировать и расширять словарь по теме. Знакомство с предлогами к, от и их схемами. Упражнять в правильном употреблении предлогов в речи, составление предложения по картинкам и записывать схемы. 1 12 Гласные звуки Дать понятие о гласных звуках с опорой на органы артикуляции. Знакомство с символами гласных звуков, звуковой схемой слова. Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Развивать фонематические процессы, внимание, память, мелкую моторику. 1 13 Ударение Дать понятие об ударении и показать смыслоразличительную роль ударения. Работа над ритмической схемой слова. Развивать фонематические процессы, внимание, память, мелкую моторику 1 14 Развитие речи по теме «Деревья». Предлог над. Активизировать и обогащать словарь по теме. Учить словообразованию относительных прилагательных. Знакомство с предлогом над и его схемой. Упражнять в правильном употреблении предлога в речи, составление предложения по картинкам и записывать схемы. 1 15 Звук и буква АУчить четкому произношению звука, соотнесению звука с буквой и символом. Развивать простые формы звукового анализа, учить выделять звук в начале, середине и конце слова. Формировать навыки слогового анализа слов. Развивать буквенный гнозис, внимание, мышление, мелкую моторику. 1 16 Звук и буква У1 17 Развитие речи по теме «Грибы». Предлоги под, из-под. Активизировать и расширять словарь по теме. Знакомство с предлогами под, из-под и их схемами. Упражнять в правильном употреблении предлогов в речи, составление предложения по картинкам и записывать схемы. 1 18 Звук и буква ОУчить четкому произношению звука, соотнесению звука с буквой и символом. Учить рисовать звуковую схему слов. Развивать навыки звукового и слогового анализа слов. Развивать буквенный гнозис, внимание, мышление, мелкую моторику. 1
19 Звук и буква И1 20 Развитие речи по теме «Человек». Предлоги за, из-за Активизировать и расширять словарь по теме. Учить употреблению речевых средств, окружающих зрительно-пространственные отношения. Знакомство с предлогами за, из-за и их схемами. Упражнять в правильном употреблении предлогов в речи, составление предложения по картинкам и записывать схемы. 1 21 Звук и буква Ы Учить четкому произношению звука, соотнесению звука с буквой и символом. Учить рисовать звуковую схему слов. Развивать навыки звукового и слогового анализа слов. Закреплять навык употребления существительных во множественном числе. Развивать буквенный гнозис, внимание, мышление, мелкую моторику. 1 22 Звук и буква Э1 23 Развитие речи по теме «Домашние животные». Предлоги между, через Активизировать и расширять словарь по теме. Учить словообразованию слов, обозначающих детенышей. Знакомство с предлогами между, через и их схемами. Упражнять в правильном употреблении предлогов в речи и записи схемы предложения. 1 24 Согласные звуки и буквы Дать понятие о согласных звуках и буквах с опорой на органы артикуляции. Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Развивать фонематическое восприятие, буквенный гнозис, внимание, память, мелкую моторику. 1 25 Согласные твердые и мягкие Дифференциация твердости и мягкости согласных на слух и с опорой на работу органов артикуляции. Закрепление навыка цветового обозначения звуков, записи звуковой схемы слова. Развивать фонематический слух, навык слогового чтения. 1 26 Развитие речи по теме «Домашние птицы». Активизировать и расширять словарь по теме. Учить словообразованию притяжательных прилагательных, составлению простых распространенных предложений и записывать их схемы. Развивать слуховое и зрительное внимание. 1 27, 28 Согласные звонкие и глухие Дифференциация по звонкости и глухости согласных на слух и с опорой на тактильные ощущения. Развивать фонематический слух, навык слогового чтения, буквенный гнозис, внимание, память, мелкую моторику..2 29 Развитие речи по теме «Дикие животные. Активизировать и расширять словарь по теме. Учить словообразованию притяжательных прилагательных, составлению простых распространенных предложений и записывать их схемы. Развивать слуховое и зрительное внимании, навык звукобуквенного анализа и синтеза. 1 30,31 Гласные и согласные звуки и буквы Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов. Развивать фонематические процессы, навык слогового чтения, буквенный гнозис, внимание, память, мелкую моторику.. 2 32 Слова - предметы Дать понятие о словах-предметах и их условном обозначении. Дифференциация слов, обозначающих живые и неживые предметы, постановка соответствующего вопроса. Развивать слуховой вербальный анализ, память, мышление. 1 33 Слова-действия Дать понятие о словах-действиях и их условном обозначении. Дифференциация слов-предметов и слов -действий, постановка соответствующего вопроса к словам-действиям. Учить составлять схему простого предложения с использованием условных обозначений. Развивать слуховой вербальный анализ, память, мышление. 1 34 Слова-признаки Дать понятие о словах-признаках и их условном обозначении. Дифференциация слов-предметов, слов –действий и слов-признаков, составление словосочетания по схеме: прил+прил+сущ . Постановка соответствующего вопроса к словам-признакам. Развивать слуховой вербальный анализ, память, мышление. 1 35 Распространение простых предложений Закрепление знаний о словах-предметах, действиях, признаках. Учить составлять простые распространенные предложения, записать их схему условными обозначениями и выделять «главные слова». Развивать слуховой вербальный анализ, языковую наблюдательность. 1 36 Развитие речи по теме «Зима». Предлоги перед, вокруг Активизировать и обогащать словарь по теме. Обучение составлению рассказа по картинкам. Знакомство с предлогами перед, вокруг и их схемами. Упражнять в правильном употреблении предлогов в речи и записи схемы предложения. Развивать память, внимание, мышление 1 37 Проверочная работа Проверить ЗУН по изученным разделам: Гласные согласные звуки и буквы.Звукобуквенный анализ и синтез. Предложение. Предлоги.
1 38 Развитие речи по теме «Времена и месяцы года» Активизировать и обогащать словарный запас по теме. йформирование временных представлений. Закрепление в речи понятия «времена года», «месяцы года», «дни недели», «части суток». Развивать внимание, память, мышление. 1 39 Гласные буквы 1 и 2 ряда Дать понятие гласные буквы 1 и 2 ряда. Познакомить с образованием гласных букв 2 ряда. Показать различия в звучании согласных в слогах при чтении с гласными 1 и 2 ряда. Развивать слуховой вербальный анализ, языковую наблюдательность, память, внимание, мышление. 1 40 Развитие речи «Время» Учить определять и называть время по стрелочным часам. Развивать временные представления по серии сюжетных картинок, составление рассказа по серии картинок. Развивать наблюдательность, внимание, память, мышление. 1 41 Гласные буквы а-яЗакрепление знаний о буквах а-я. Учить обозначать твердость и мягкость согласных звуков на письме. Учить слышать раздвоение йотированных гласных в разных позициях в слове. Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, логическое мышление, восприятие, слуховое внимание. 1 42 Гласные буквы о-ёЗакрепление знаний о буквах о-ё. Учить обозначать твердость и мягкость согласных звуков на письме. Учить слышать раздвоение йотированных гласных в разных позициях в слове. Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, логическое мышление, восприятие, слуховое внимание..1 43 Гласные буквы у - юЗакрепление знаний о буквах у-ю. Учить обозначать твердость и мягкость согласных звуков на письме. Учить слышать раздвоение йотированных гласных в разных позициях в слове. Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, логическое мышление, восприятие, слуховое внимание..1 44 Гласные буквы ы-иЗакрепление знаний о буквах ы-и. Учить обозначать твердость и мягкость согласных звуков на письме. Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, логическое мышление, восприятие, слуховое внимание. 1 45 Развитие речи «Зоопарк» Активизировать и обогащать словарный запас по теме. развивать навык буквенного и слогового анализа и синтеза слов, логическое мышление, зрительное внимание. Закреплять речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения. 1 46 Гласные буквы э-е. Закрепление знаний о буквах э-е, навыки правописания заглавной буквы в именах. Учить обозначать твердость и мягкость согласных звуков на письме. Учить слышать раздвоение йотированных гласных в разных позициях в слове. Различать буквы, смешиваемые по оптическому признаку. Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, логическое мышление, восприятие, слуховое внимание. 1 47 Буква ьЗнакомство с буквой мягкий знак как вторым способом обозначения мягкости согласных. Формирование навыков правописания слов с мягким знаком. Развивать фонематические процессы, внимание, память, мышление, память. 1 48 Развитие речи «Посуда» Активизировать и обогащать словарный запас по теме. Развивать навык буквенного синтеза слов, деление слов на слоги, логическое мышление, зрительное внимание. Словообразование существительных с помощью суффикса –НИЦ-, согласованию числ.+сущ1 49 Слоговой анализ и синтез слов Закрепить знания о слогах, о слогообразующей роли гласных. Дифференциация слов по количеству слогов, соотношение слова с ритмической схемой слова. Развивать навыки слогового анализа и синтеза слов. Формировать организованность, умение работать в определенном темпе. 1 50 Звукобуквенный анализ и синтез слов Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Учить давать устную характеристику согласных звуков с опорой на план-схему и сокращенно записывать ее. 1 51 Развитие речи по теме «Продукты питания» Активизировать и обогащать словарный запас по теме. Развивать навык буквенного синтеза слов, деление слов на слоги, логическое мышление, зрительное внимание. Учить составлять предложения с опорой на слова и записывать схемы. 1 52 Звуки [б б’- п п’]. Буквы б-пПознакомить с буквами б-п и соответствующими звуками. Учить давать характеристику звукам и соотносить их с символами. Развивать фонематические процессы. 1 53,54 Дифференциация б-пУчить дифференцировать буквы б-п в словах, предложениях, текстах. Развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов, зрительное внимание и восприятие, логическое мышление. Формирование организованности, взаимоуважения, умения работать в определенном темпе. 2 55 Развитие речи по теме «Мебель» Активизировать и обогащать словарный запас по теме. Развивать навык буквенного синтеза слов, деление слов на слоги, логическое мышление, зрительное внимание. Учить словообразованию относительных прилагательных. 1 56 Звуки [в в’- фф’]. Буквы в-фПознакомить с буквами в-ф и соответствующими звуками. Учить давать характеристику звукам и соотносить их с символами. Формирование организованности, взаимоуважения, умения работать в определенном темпе, навыков самоконтроля за самостоятельным письмом. 1 57,58 Дифференциация в-фУчить дифференцировать буквы в-ф в словах, предложениях, текстах. Развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов, зрительное внимание и восприятие, логическое мышление. 2 59 Развитие речи по теме «Одежда» Активизировать и обогащать словарный запас по теме. Развивать навык выполнения задания по инструкции, логическое мышление, зрительное внимание. Учить словообразованию относительных прилагательных. 1 60 Звуки [г г’- к к’]. Буквы г-кПознакомить с буквами г-к и соответствующими звуками. Учить давать характеристику звукам и соотносить их с символами. Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов, фонематическое восприятие. Формирование организованности, взаимоуважения, умения работать в определенном темпе, навыков самоконтроля за самостоятельным письмом. 1 61,62 Дифференциация г-кУчить дифференцировать буквы г-к в словах, предложениях, текстах. Развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов, фонематический слух, зрительное внимание и восприятие, логическое мышление. 2 63 Развитие речи по теме «Головные уборы» Активизировать и обогащать словарный запас по теме. Развивать навык выполнения задания по инструкции и самоконтроля за письмом, логическое мышление, зрительное внимание. 1 64 Звуки [д д’- т т’]. Буквы д-тПознакомить с буквами д-т и соответствующими звуками. Учить давать характеристику звукам и соотносить их с символами. Развивать фонематическое восприятие. Формирование организованности, взаимоуважения, умения работать в определенном темпе, навыков самоконтроля за самостоятельным письмом. 1 65,66 Дифференциация д-тУчить дифференцировать буквы д-т в словах, предложениях, текстах. Закреплять навыки графической записи предложения. Развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов, фонематический слух, зрительное внимание и восприятие, логическое мышление. 2 67 Развитие речи по теме «Обувь» Активизировать и обогащать словарный запас по теме. Учить употреблению существительных родительного падежа в форме единственного и множественного числа. Закреплять навыки деления слов на слоги, нахождения ударной гласной. Развивать логическое мышление, зрительное внимание. 1 68 Звуки [з з’- с с’]. Буквы з-сПознакомить с буквами з-с и соответствующими звуками. Учить давать характеристику звукам и соотносить их с символами. Развивать фонематическое восприятие и звукобуквенный анализ слов. Формирование организованности, взаимоуважения, умения работать в определенном темпе, навыков самоконтроля за самостоятельным письмом. 1 69,70 Дифференциация з-сУчить дифференцировать буквы з-с в словах, предложениях, текстах. Закреплять навыки графической записи предложения, выделения «главных слов» в предложении. Развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов, фонематический слух, зрительное внимание и восприятие, логическое мышление. 2 71 Развитие речи по теме «Весна» Активизировать и обогащать словарный запас по теме. Обучать составлению рассказа по серии картин. Развивать логическое мышление, зрительное внимание, память, мелкую моторику. 1 72 Звуки [ ж-ш]. Буквы ж-шПознакомить с буквами ж-ш и соответствующими звуками. Учить давать характеристику звукам и соотносить их с символами. Развивать фонематическое восприятие и навыки слогового анализа. Формирование организованности, взаимоуважения, умения работать в определенном темпе, навыков самоконтроля за самостоятельным письмом. 1 73, 74 Правописание гласных после шипящих жи-шиУчить дифференцировать буквы ж-ш в словах, предложениях, текстах. Закреплять знания норм орфографии. Учить отвечать на вопросы по тексту. Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, зрительное внимание и восприятие, логическое мышление. 2 75 Развитие речи по теме «Перелетные птицы» Активизировать и обогащать словарный запас по теме. Закреплять навыки буквенного синтеза, деления слов на слоги, нахождения ударной гласной. Развивать логическое мышление, зрительное внимание, память, мелкую моторику. 1 76,77 Звуки [ч’- щ’ ц]. Буквы ч,щ,цПознакомить с буквами ч-щ-ц и соответствующими звуками. Учить давать характеристику звукам и соотносить их с символами. Развивать фонематическое восприятие и навыки слогового анализа, память, внимание, логическое мышление. 2 78,79 Правописание гласных после шипящих ча-ща, чу-щуУчить дифференцировать буквы ч-щ-ц в словах, предложениях, текстах. Закреплять знания норм орфографии. Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, зрительное внимание и восприятие, логическое мышление. 2 80 Развитие речи по теме «Насекомые» Активизировать и обогащать словарный запас по теме. Развивать навык выполнения задания по инструкции и самоконтроля за письмом, логическое мышление, зрительное внимание. 1 81 Звук [й’]. Буква йПознакомить с буквами й и с характеристикой соответствующего звука. Учить давать характеристику звуку. Развивать языковое чутьё, фонематическое восприятие и навыки слогового анализа, память, внимание, логическое мышление. Формирование организованности, взаимоуважения, умения работать в определенном темпе, навыков самоконтроля за самостоятельным письмом. 1 82,83 Дифференциация букв е-и-йУчить дифференцировать буквы е-и-й в словах, предложениях. Учит различать буквы, смешиваемые по оптическим признакам. Развивать фонематический слух, зрительное внимание и восприятие, логическое мышление. 2 84 Развитие речи по теме «Цветы» Активизировать и обогащать словарный запас по теме. Развивать навык выполнения задания по инструкции и самоконтроля за письмом, логическое мышление, зрительное внимание. 1 85 Развитие речи по теме «Лето» Активизировать и обогащать словарный запас по теме. Развивать навык выполнения задания по инструкции и самоконтроля за письмом, логическое мышление, зрительное внимание. 1 86,87 Проверочная работа . Диктант Проверить ЗУН по изученным разделам. Дифференциация парных согласных на письме. Усвоение пространственно-временных представлений. Звукобуквенный анализ слов. 2 88 Творческая работа 1 89,90 Резерв