Тема: «Профессии. Автоматизация звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА Д/С №23 «ЁЛОЧКА»
Индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста
Тема: «Профессии. Автоматизация звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях»
Учитель-логопед: Звездина Елена Владимировна
Большой Камень
2016 г.
Цель: автоматизировать звук[Р] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
корригировать произношение звука [Р] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях; развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением; формировать навыки звукового анализа; развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику, мелкую моторику кистей рук, общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
образовательные:
уточнять и расширять словарь по теме «Профессии», «Музыкальные инструменты»;систематизировать и обобщить знания по теме «Цирковые артисты»; познакомить с буквой [Р], соотнести звук [Р] с буквой; формировать начальные навыки чтения.
воспитательные:
воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность и нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).
здоровьесберегающие:
планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости ребенка; соблюдать правильную посадку ребёнка; чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: разрезная картинка «Автобус»; карточки с цифрами 2,3,4; игрушки: собачка, клоун, нерпа, слон; предметные картинки: рыба, роза, кролик, воробей, мухомор, набор «шаров» - разноцветные кружки с картинкой на одной стороне; мячик с шипами (для массажа кистей рук); фишки, билет в цирк, сундучок, буква Р.Ход занятия
Этапы и виды работы на этапе Деятельность педагога Деятельность ребёнка Какие задачи решались в ходе выполнения заданий
1 2 3 4
I.Оргмомент.
Загадка Логопед загадывает загадку:
Все глядят на середину.
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали...
И слоны там выступали.
А котята-акробаты,
Через голову - кувырк,
Ну, конечно, это –
(Цирк)
Ребёнок отгадывает загадку
Организовать ребёнка.
Настроить ребёнка на занятие.
II.
Проверка домашнего задания. Педагог сообщает, что сегодня они совершат путешествие в цирк.
Чтобы попасть в цирк надо заработать 10 фишек.
Педагог проверяет домашнее задание по теме «Автоматизация звука [Р] в словах». Просит произнести слова со звуком [Р]: в начале, в середине и в конце слова. За каждое правильное произнесённое слово логопед выкладывает фишку. Ребёнок произносит слова. Автоматизировать звук [Р] в словах. Закреплять навыки звукового анализа.
II. 2
Артикуляционная гимнастика
Закрепление изученного материала
Педагог предлагает ребёнку, прежде чем идти в цирк, навести дома порядок:
-сначала вычистить коврик;
-постираем платочки;
-повесим платочки на балкон, пусть ветер их высушит;
-вытрем пыль с полочек.
Впереди остановка. Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк.
Так на чём мы поедем?
Поехали! Р-Р-Р
Вот мы и в цирке. Представление начинается. Выступаю дрессированные собачки. Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз. Ребёнок выполняет артикуляционные упражнения:
- упражнение «Качели»;
- упражнение «Индюк»;
- упражнение «Парус»;
-упражнение «Маляр»
Ребёнок собирает из частей картинки –автобус.
-На автобусе
-Ребёнок громко произносит звук Р-Логопед произносит слог, а ребёнок повторяет соответствующее цифре количество раз:
пра-2, пру-3, дры-3, бро-2, рар-2, рор-3, рар-3, рэр-2. Развитие артикуляционного аппарата
Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику.
Определить правильность произношения звука РАвтоматизация звука [Р] в слогах
II. 3
Актуализация знаний.
Д/и «Большой -маленький»
Педагог предлагает ребёнку помочь клоуну превратить большие предметы в маленькие -Большое ведро, а маленькое… ведёрко.
-Большая коробка, а маленькая ….. и т.д. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.
II. 4
Изучение нового материала Педагог выясняет у ребенка, какие музыкальные инструменты он знает.
Педагог сообщает ребёнку, что в цирке есть цирковой оркестр.
- Давай посмотрим, какие музыкальные инструменты в нём есть.(показ картинок) Надо назвать инструменты в названии которых есть звук Р.
-Ты выбрал инструменты. Но кто же на них играет? Как называется музыкант, который играет на барабане? На трубе?.....Ребёнок называет: барабан, труба, пианино, гитара, гармошка, флейта, рояль …
Ребёнок отвечает: барабанщик, гармонист и т.д.
Автоматизировать звук [Р] в словах, обогащать словарь по теме.
Обогащение словаря по теме.
Дыхательное упражнение «Мыльные пузыри» Предложить ребёнку выдувать мыльные пузыри Ребёнок выполняет упражнение Формировать направленность и силу и плавность воздушной струи
II. 5 Закрепление изученного материала «Определи место звука в слове»
Педагог сообщает, что представление продолжается. На арену выходит дрессированный слон. Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [Р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу. Ребёнок называет картинку. Определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу. Закреплять умение определять место звука [Р] в слове
Массаж кистей рук «Мячик – ёжик» Педагог предлагает сделать массаж кистей рук с помощью мячика с шипами. Ребёнок выполняет упражнение. Массаж рук, развитие мелкой моторики.
II. 6 Закрепление изученного материала Д/И. «Составь предложение» Педагог предлагает ребёнку объявить следующее выступление: «Следующим номером выступает нерпа!» С чем выступает нерпа?
Ответь полным предложением.
-На шарах у нерпы картинки. Ребёнку нужно назвать картинки и составить с ними предложения (картинки: морковь, гитара, ромашка, ерш) Ребёнок отвечает, что нерпа выступает с разноцветными шарами.
Ребёнок выбирает из набора «шаров» пару и составляет по опорным словам предложения. Автоматизировать звук [Р] в предложениях. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.
Динамическая пауза Логопед предлагает ребёнку выполнять движения со словами. Отрабатывая произношение звука Р в словах. Ребёнок выполняет упражнения вместе с педагогом.
Раз – подняться, потянуться,Два – нагнуть, разогнуться,Три – в ладоши, три хлопка,Головою три кивка.На четыре – руки шире,Пять – руками помахать,Шесть – на место тихо сесть. Закреплять правильность произношения звука Р в словах. Развивать, общую моторику, координировать речь с движением.
Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.
Логопед предлагает ребёнку поблагодарить артистов и повторить чистоговорки:
Ра-ра-ра- радуется детвора.
Ры-ры-ры – шары в руках у детворы.
Ру-ру-ру - в цирке тигры, кенгуру.
Ра-ра-ра- до свидания детвора.
Ра-ра-ра – артистам отдыхать пора. Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом. Закрепить произношение звука [Р] в чистоговорках.
Контроль знаний и умений. Д/и «Подбери картинки» Педагог просит ребёнка подарить артистам картинки со словами, в названии которых есть звук [Р] и правильно назвать их. Ребёнок выбирает из стопки картинок те, в названии которых есть звук [Р] и называет их. Проверить навык сформированности правильного произношения звука [Р].
Знакомство с буквой Р. Чтение обратных слогов. Педагог сообщает ребёнку, что клоун подарил ему волшебный сундучок и нужно отгадать, что в нём находится. Логопед читает стишок:
Буква Р – рука в кармане,
Буква Р – подарок маме.
О. Гофман Ребёнок знакомится с буквой Р. Выкладывает букву Р мозаикой.
Читает обратные слоги: АР, ОР, УР, ЫР. Учить соотносить звук с буквой. Формировать навык чтения. Закреплять правильное произношение звука в процессе чтения.
III. 1
Итог занятия
Оценка деятельности ребёнка Педагог просит вспомнить ребёнка вспомнить, что он «посетил» на занятии и какой звук он учился произносить сегодня.
Затем оценивает работу ребёнка и дарит ему букву Р, обозначающую звук. Который, отрабатывался на занятии Ребёнок называет звук. Обобщить тему занятия. Развивать память.