Обучение чтению (1 класс) программа «Школа России» Первый букварь (В. Крупин)
Обучение чтению, программа «Школа России»
«Первый букварь» (В. Крупин)
УЧИТЕЛЬ - Телкова Л. К.
Цель урока: дать представление об исторической культуре и многообразии русского языка, русской речи.
Задачи урока:
-знакомство с произведением, с историческим прошлым возникновения азбуки;
-отработка навыка чтения целыми словами;
развитие учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетентности учащихся;
воспитание культуры речи.
Ход урока
1.Орг. момент.
-Сегодня на уроке мы будем искать сокровища.
2. Фонетическая зарядка
а) /а, у, и, з, к, б/ (вразнобой)
б) – Составьте слово из этих звуков (вставить в таблицу)
- Дайте характеристику каждого звука.
3. Работа над развитием речи
-Отправляемся в путешествие за сокровищами на нашем корабле «Дружба». По морской карте будем читать направления. А карта наша называется «Азбуки».
А
З
Б
У
К
И
1
2
3
-Называем маршрут, например, А2 и другие.
А1
РИФМОВКА - Ит-ит-ит-ит изучали алфавит.
А2
ЗАГАДКА - Чёрные, кривые, от рождения немые (БУКВЫ)
А3
БЛИЦ – ОПРОС: Какая первая буква алфавита? (А)
З1
ЧИСЛО? – Азбуки – какое число? Как это слово будет звучать в ед. числе?
З2
ЧИСТОГОВОРКА – Зоя азбуку взяла, букву «З» в ней назвала.
З3
ПОСЛОВИЦА – Как понимаете значение пословицы: «Азбука – к мудрости ступенька»?
Б1
АНТОНИМЫ – Бедный (богатый), вопрос ( ответ), говорить (молчать).
Б2
АНАГРАММЫ (Слова рассыпались) –У КРО(урок).
Б3
СИНОНИМЫ (Как сказать по-другому) – Ребята (дети), проговорить (сказать).
У1
РЕБУС – Р1А (Родина)
У2
«В МИРЕ СКАЗОК»-Как зовут героя сказки: деревянный мальчуган с букварём ?
У3
ПАЛИНДРОМ (СЛОВО – ПЕРЕВЁРТЫШ) – шалаш (читать )
К1
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.!? – Прочитайте предложение повеств.. вопр., воскл.-
Я люблю читать .!?
К2
словарь
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА- Объясните значение слова: первопечатник (человек, который впервые ввёл книгопечатание). Где можем узнать точное значение слова?
К3
ИГРА «БУКВОЕД» - Восстановите предложение. У Алёш нов книга.
И1
МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА – Что означает слово «ручка»? Почему многозн. сл?
И2
ФОНЕТИКА – Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ)
И3
УДАРЕНИЕ (коробка с конфетами) - Где правильно поставлено ударение? (ко
·нфеты, конфе
·ты, конфеты
· )
4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Мы – моряки. Посмотрим в бинокль вправо, влево. Рулим штурвал. Нас на море покачает. Над нами чайки пролетают. Помашем им – привет!
5. ЗНАКОМСТВО С ИНЦЕКЛОПЕДИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
-Мы сейчас говорили и читали – то есть произносили речь.
-Какую речь произносили? (письменную и устную)
-Как вы думаете, какая речь появилась раньше?
Презентация «Как появилась письменная речь?»
Вывод: устная речь.
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Зарядка для глаз (закроем глазки – представим, что ярко светит солнышко нам на корабле (ЗАЖМУРИМСЯ), а теперь представим, что мы заснули, море ласково касается борт корабля – расслабим свои глазки - - - ПОВТОРИМ).
7.РАБОТА С ТЕКСТОМ ПО УЧЕБНИКУ
а) - Скажите, смогли ли мы прожить сейчас без письменной речи?
-Нет, она нам помогает многое узнать, мы сами научились читать.
-Открываем учебник на стр. 90-91.
СДП (составление алгоритма работы с текстом)
-Перед вами текст. Автор - Владимир Николаевич Крупин . Вчера с творчеством Крупинина уже знакомились. Рассказ большой. Посмотрите внимательно на текст. Какое задание мы не сможем выполнить? (На доске символы (Приложение 1) - читать по ролям).
-А что мы сможем сегодня выполнить?
1-познакомиться с текстом
2- ответить на вопросы
3- проговорить правильно слова
4- узнать значение слов
5- познакомиться с забытыми словами
6-постараться прочитать выразительно
б) Чтение текста учителем и детьми (1-абзац читают хорошо читающие дети; 2-абзац - учитель; 3 – хорошо читающие дети)
в) Беседа по вопросам:
-Как звали человека, который написал и напечатал первый русский букварь?
-Где стоит памятник Ивану Фёдорову?
-Как по-другому называли букварь?
-Чем заканчивался букварь?
г)На доске: -первопечатник, интересно, отличается, предложение, запоминания, заканчивался, долголетни (орфографическое и орфоэпическое чтение слов)
Значение слов - наименование (название)
писатели (кто пишет рассказы)
заповедь (правило)
д)Чтение текста детьми:
-Давайте еще раз прочитаем буквы старославянской азбуки -2 абзац – хоровое чтение
8. Рефлексия
-Ребята, вам понравился этот рассказ?
-Труден ли он был для вас?
-У вас на столах лежат карточки разного цвета:
Красный – читаем дома в учебнике текст.
Синий – читаем текст на карточке (он проще, но в нём нет некоторых интересных предложений).
- Подумайте и поднимите тот цвет квадратика, который соответствует вашему желанию. (Приложение2, 3: карточки – индивидуально).
9.ИТОГ УРОКА
-Мы с вами тоже сделали свою азбуку – Азбуку в картинках.
-В начале урока мы отправлялись на поиски сокровищ. Посмотрите, сколько богатств в русском языке.
-Скажите, пожалуйста, можно ли русский язык назвать «жемчужиной»?
Приложение 1 (образцы):
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приложение 2
Первый букварь
Первый русский букварь написал и напечатал Иван Фёдоров в 16 веке. В Москве есть памятник Ивану Фёдорову. Он напечатал много книг. Букварь иногда называли Азбукой. Книга Фёдорова отличалась от нашей Азбуки. Но в ней учились читать от буквы к слову, от слова к предложению, от предложения к рассказу.
Раньше каждая буква азбуки имела своё название. Не просто А, а АЗ, не Б, а БУКИ. Так дети и заучивали.
Писатели составляли предложения из этих слов, стихи и даже молитвы.
Заканчивался букварь молитвами и правилами, как надо себя вести.
(По В. Крупину)
Приложение 3
Первый букварь
Первый русский букварь написал Иван Фёдоров. В Москве есть памятник Ивану Фёдорову. Букварь иногда называли Азбукой. Книга Фёдорова отличалась от нашей Азбуки. По ней дети учились читать.
Раньше каждая буква азбуки имела своё название. Не просто А, а АЗ, не Б, а БУКИ. Так дети и заучивали.
Писатели составляли предложения из этих слов, стихи и даже молитвы.
В конце букваря были молитва и правила поведения.
(По В. Крупину)
Владимир Николаевич Крупин
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
чт по ролямРисунок 2Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\презентации\чт по ролям.jpegговорим правильно11Рисунок 3Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\презентации\говорим правильно11.jpegстарые словаРисунок 4Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\презентации\старые слова.jpegРисунок 5Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\презентации\вопрос.jpegРисунок 115