«Обобщающий урок-игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»


МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 С.НОГИР»

ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА В 8-М КЛАССЕ
НА ТЕМУ: «Обобщающий урок-игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Учитель русского языка и
литературы
Ортабаева Фатима Хазбиевна
2015г.
Тема :Обобщающий урок- игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
 
(8 класс)
 
 
Цели урока:
 
Образовательные:
 
·         Проверить знание текста романа «Капитанская дочка», освоение учащимися художественного «пространства» произведения;
 
   Развивающие:
 
·         развивать творческие способности учащихся,   их устную и письменную речь, находчивость и смекалку;
 
·         развивать навыки самостоятельной аналитической работы с художественным
 
        текстом
 
Воспитательные:
 
Прививать любовь к русской литературе; интерес к историческому прошлому своей страны;
 
Формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблемы, приходить к единому мнению).
 
         Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация, портрет А.С. Пушкина, жетоны.
 
Класс разделен на две команды (по рядам)
·         «Белогорская крепость»
·         «Царское село»
 
 
1. Организационный момент
 
Слайд  №1. АС. Пушкин
2. Слово учителя
 Итак, мы прочли последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась очередная, притом особенно торжественная, 20- летняя годовщина открытия Лицея – последняя, на которой присутствовал Пушкин.
   И мы с особым вниманием вглядываемся в его последние стихи, письма, отыскивая в них сокровенный смысл, и в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение.
 
 
 
Слайд №2. Эпиграф
 
Эпиграфом к нашему уроку являются слова Н.В.Гоголя.
                                                                В «Капитанской дочке» всё не только
                                                                   самая правда, но ещё как бы лучше
                                                                                                               Н.В.Гоголь
Как вы понимаете его слова?
 
(Пушкин описывает нам не только те правдивые события, ту правду жизни, но и помогает нам понять правду человеческую. Человек живет, ошибается, ищет, заблуждается, но он должен исправить все те недостатки, которые в нем есть, преодолеть невзгоды. Поэтому он и человек. А это есть – лучшая правда).
 
Слово учителя
 
Наш урок мы проведём в форме игры, проверим знание текста художественного произведения, где нужно проявить находчивость и смекалку, умение анализировать тот или иной эпизод, уметь выслушать своих товарищей и прийти к единому мнению.
Для этого класс разбиваем на 2 команды по рядам
 
1ряд -Царское село
 
2ряд- Белогорская крепость
 
Что связано с названием вашей команды?
 
 
Слайд №3  «Толковый словарь»
 
Известный историк В.О.Ключевский отмечал, что в «Капитанской дочке» больше истории, нежели в «Истории Пугачевского бунта». Созданию исторического колорита во многом способствует использование устаревших слов.
 
 
 
Объясните лексическое значение слов.
На экране слова:
           1
Челобитье (прошение)
Фортеция (крепость)
Лазутчик (разведчик)
Напасти (беды)
Кибитка(крытая повозка)
Облучок (сиденье для кучера в повозке)
                  2
Оказия (случай)
Жаловать(награждать, дарить)
Супостат (враг)
Пенять (укорять)
Камзол (мужская одежда)
Погребец(дорожный сундучок для посуды и еды)
 
Слайд №4-8. Вспомним страницы повести
 
II. Давайте вспомним страницы повести. Какие эпизоды из повести изображены на этих иллюстрациях.
    ( Учащиеся подробно пересказывают эпизоды произведения; комментируют их)
 
Блиц – опрос. 1-я команда
Имя отца Гринева? (Андрей Петрович)
2.  Сыну был пожалован в дядьки кто? (стремянный Савельич)
3.  Выучился Петруша грамоте, на каком году? (на 12 –м)
Был нанят француз? (мосьё Бопре)
5…который в отечестве своем был? (парикмахером)
Батюшка вошел на какой урок? (география)
А в это время Петруша Гринёв? (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды)
Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?» (Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии… да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон)
 Капитан Миронов и его жена были люди самые (почтенные)
Иван Кузмич вышел в офицеры из (солдатских детей)
 
Вопросы 2-й команде
 
 
Швабрин сказал Гринёву:»Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей? (пару серёг)
 
Как ответил Гринёв? («ты лжёшь, мерзавец, ты лжешь самым бесстыдным образом.»)
    13.  В 1773 году на берегах какой реки, в бескрайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры о том, что царь Петр-III появился (а этим человеком был Емельян Иванович Пугачев), который впоследствии по указу Императрицы Екатерины II её назвали Урал? (Яик)
14. Генерал Р писал:, извещаю Вас, что убежавший из-под караула донской казак кто? (Емельян Пугачев)
15. Учинил, какую непростительную дерзость? (принятием на себя имени покойного императора Петра)
Закончите слова Ивана Кузьмича в день приступа: «Что вы, ребятушки, стоите?… Умирать так, умирать: (дело служивое)»
 О ком идет речь?» Сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась?» (Пугачев)
«Я взглянул на него и содрогнулся… Ему казалось лет за 70 у него не было (ни носа, ни ушей)»
 «Юлай взял плеть и замахнулся - тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, (в котором вместо языка шевелился обрубок)
Война под предводительством Е.Пугачева закончилась. Что стало с Пугачевым? (Казнили)
 
 
III. Задание для аргументированного ответа. т.е. доказать, если да, то почему?
 
1 - ой команде – Можно ли назвать «Капитанскую дочку» бытовым романом, т. е. романом, который показывает общий уклад жизни, повседневную жизнь.
 
(Да, поэт изображает в повести уклад жизни русского общества в период царствования Екатерины II)
 
 
2-ей команде – историческим?
 
Да, во-первых, Пушкин работал, как над историческим. Он посетил места, где произошли главные события той эпохи, которую описывает сравнивает документы с воспоминаниями сторожил, которые жили во времена Пушкина.
 
Слайд №9.  Отрывок из фильма
 
Посмотрите отрывок из фильма «Капитанская дочка».
 Проанализируйте, как ведёт себя Пётр Гринёв (1-я команда)
 
Емельян Пугачёв (2-я команда)
 
IV. Итак, в центре истории человек. Отгадаем, кто этот человек?
Слайд№10.  Кто есть кто
 
1) Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…
 
2)… убежавший из-под караула донской казак и раскольник ….. собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях, учиняя непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III (Емельян Пугачев)
 
3)          «Трусиха… До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется». ( О Маше - Василиса Егоровна)
4)          «Я старался по почерку угадать расположение духа, в котором писано было письмо; наконец решил его распечатать и с первых строк увидел, что всё дело пошло к чёрту» (Пётр Гринёв)
 
Слайд №11.   В метель  
V. Каждая команда задает по одному вопросу противоположной команде.
 
 
1.      Вы, безусловно, не забыли тот день, когда во время бурана заблудились в степи и прохожий помог Петру Гринёву и Савельичу найти дорогу к постоялому двору. По глубоким сугробам кибитка двигалась медленно, и Пётр задремал: «Мне приснился сон, которого не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое» - признались вы позднее. Не расскажите ли нам, что это был за сон? (команда пересказывает эпизод из II главы и комментирует «пророческое» содержание сна)  
 
Слайд №12. Напутствие отца Гринёву
 
 
2.      Какое напутствие получил  Гринёв от отца, отправляясь на службу? Передайте содержание этого эпизода. («Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников, от службы не отговаривайся; и помни пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду»)
 
 
VI. Суд.
Учитель
Как известно, Гринёв был арестован, обвинён в государственной измене и предстал перед Следственной комиссией. Разбирательство носило чрезвычайно суровый характер. Мы проведем символический судебный процесс. На воображаемом заседании суда выступят: обвинение, защита. Чьи доводы окажутся более весомыми? Осужден или оправдан, будет поручик Гринёв?
 
(1-ая команда-прокурор)
(2-я команда-Защитник )
 
 
 
7. Слайд №13.  Какая жизнь такие и песни.
 
Народной песне отведена значительная роль в романе.
 Послушайте фрагмент следующих народных песен: «Степь да степь кругом», «Не шуми, мати зеленая дубравушка» И ответьте на вопросы.
 
 
Какую из песен Пугачев назвал своей любимой?
Какое впечатление произвела эта песня на главного героя произведения?
 
 
Дополнительный вопрос (3 балла)
В каком еще Пушкинском произведении герои поют эту же самую песню?
(В романе «Дубровский» в разбойничьем лагере эту песню поёт караульщик)
 
(Учащиеся слушают отрывки из русских народных песен, выполняют задания, связанные с русской песней)
 
 
VIII. Слайд  №14. Мирская молва – морская волна.
 
Речь персонажей романа выразительна, ярка, неповторима. Героям произведения принадлежит немало метких, афористических высказываний.
 
В течение 1-2 минут учащиеся восстанавливают опущенную часть высказывания, а также вспоминают, кто из героев и в какой ситуации произносит эти слова
 
 
 
а) «Береги…, а честь смолоду» (известная русская пословица. Этими словами Гринёв – старший напутствовал своего сына перед отъездом на военную службу в Белогорскую крепость
в) Лучше раз напиться живой крови, чем всю жизнь…» (питаться падалью) (Это высказывание принадлежит Пугачёву, он рассказывает сказку об орле и вороне, здесь выражено жизненное кредо героя)
 
 
 
IX. Слайд №15. Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь» Екатерина или Пугачев?
 
 
Личности, казалось бы, совершенно разного масштаба равно интересны Пушкину.
Решите проблему, кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь» Екатерина или Пугачев?
 
А для того, чтобы решить эту проблему , давайте вспомним 2 эпизода:
. Слайд №16.
    (Инсценирование I сцены) «Освобождение Гринёвым и Пугачёвым Маши Мироновой « Сердце моё заныло …. до …Дай вам Бог любовь да совет!»
Слайд №17.
      (Инсценирование II сцены) «Встреча Маши Мироновой с Екатериной II»       
     «Вдруг белая собачка английской породы залаяла» до «Я надеюсь, что вы …)  
 
Так кто же больше заслуживает характеристики «великодушный государь»?
 Похожи ли эти эпизоды?
(Да, Гринев говорит Пугачеву о сироте , которую обижают. В этих 2-х сценах герои просят государя (государыню) о спасении любимых. «Государь - в одном случае самозванец, в другом «маска» Всесильная императрица тоже не называет своего настоящего имени. Значит, в этой и другой сцене общим является и обман)
Вывод: такой характеристики больше заслуживает Пугачев, т.к , узнав, что Маша -дочь Миронова, он отпускает ее с Гриневым и желает им счастья.
А императрица свое милосердие связывает прежде всего с Марьей Ивановной , как с дочерью капитана, погибшего за царский престол.
 
X.  Слайд №18. Вывод по уроку
 
Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом?
(Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.)
 
 
           
Подводятся итоги урока. Учитель отмечает наиболее отличившихся учащихся. Оценки за урок.          
Впечатления учащихся о проведенной игре; их собственная оценка своей деятельности на уроке
 
XI. Домашнее задание
Письменный ответ на проблемный вопрос
«Почему произведение названо «Капитанская дочка»?