Открытый урок по сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жариковская средняя общеобразовательная школа
Тамбовского района Амурской области
Открытый урок по литературе в 7 классе по теме:
«Сатира в сказке М.Е. Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Составила: В.В. Богданова,
учитель русского языка и литературы
Цели урока:
познакомиться с биографией писателя, с особенностями его сказок;
анализировать литературное произведение;
повторить литературные термины: сатира, гротеск, гипербола, антитеза
давать характеристику литературному герою;
воспитывать уважение к трудолюбию.
Оборудование: презентация, таблицы.
Ход урока.
1.Орг. момент. Сообщение темы и цели урока.
Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Сегодня на уроке мы познакомимся с русским писателем 19 века М. Е. Салтыковым – Щедриным. Какое его произведение Вам нужно было прочитать дома к сегодняшнему уроку?
2. Сообщения учащихся.
Биография
М.Е. Салтыков – Щедрин родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас –Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец писателя принадлежал к старинному дворянскому роду Салтыковых. Михаил Евграфович родился 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в помещичьей семье. Все его детство прошло в родовом имении отца Пошехонье. В их доме полновластно господствовала мать - Ольга Михайловна. Она была женщиной умной, энергичной, обладала сильным и властным характером, упорством, практической хваткой. Она не только остановила разорение, но и сумела сделать значительные приобретения.Первоначальное образование получил дома. Учился в Дворянском институте в Москве, потом в Царскосельском лицее.
История создания сказки.
Творчество чрезвычайно многообразно. Излюбленным жанром стала сказка. Форма сказки отвечала заданным задачам писателя, потому что она доступна, близка простому народу. Сатирик обратился к этому жанру из – за цензурных преследований. Были написаны 32 сказки, 29 из которых написаны в последнее десятилетие его жизни.
Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, антитеза. Написаны для детей изрядного возраста.
Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» была напечатана в журнале «Отечественные записки» в 1869 году. Остальные сказки написаны и опубликованы в1880-егоды.
Тематика сказок Щедрина чрезвычайно широка. В своих сказках писатель рассматривает государственную власть и бюрократическую систему России, взаимоотношения господствующих сословий и народа, взгляды либеральной интеллигенции, многие другие стороны российской действительности.
Но обо всём по- порядку.
3. Работа с терминами.
Сатира - это один из видов смеха, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки.
Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливом виде, переплетение реального и фантастического.
Гипербола – намеренное преувеличение.
Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.
Аллегория – изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ.
4. Анализ текста сказки.
Где начинается действие произведения?
Почему так названа улица?
Кто герои сказки? Составим сравнительную таблицу.
Кто такой генерал? (Генерал – высокий военный чин)
Найдите описание генералов. Запишите.
Генералы Мужик
Неприспособленные Приспособленный
Глупые Ловкий
Невежественные Находчивый
ТунеядцыТрудолюбивый
Никчёмные Талантливый
Несправедливые Покорный
Жадные Безропотный
Бездушные Какими изобразил генералов сатирик? Какой приём при этом использует? (Гипербола)
Кто такой мужик? Каким изобразил автор мужика? Записать его описание. Какой приём при этом использует? (Гипербола)
Посмотрите внимательно на таблицу. Что лежит в основе этого сравнения, какой приём? (Антитеза).
Как такие глупые, малообразованные люди дослужились до генералов?
Как генералы относятся к мужику?
Как автор относится к своим героям?
Какие эмоции вызвала у вас эта сказка?
Смех бывает разный: юмористический (весёлый, добрый) и сатирический (горький, обличительный)
Какой смех используется автором сказке? Как называется этот приём?
Какая цель его сатиры?
5. Работа над жанром произведения.
Проблема жанра: повесть? сказка? басня?
- Вспомните, что такое сказка?
Сказка – произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Кроме народных есть сказки литературные, созданные писателями.
5. Работа с таблицей.
Какие элементы народной сказки использовал М.Е. Салтыков – Щедрин Элементы реальной жизни
Что такое повесть? Найдите черты повести в тексте?
Повесть –это жанр эпоса. Повесть ближе к рассказу, чем к роману, в ней изображается ряд событий, освещающих целый период жизни персонажей или одного лица – главного героя.
А может, басня?
Басня – это эпический жанр. Небольшое повествовательное произведение в стихах, реже в прозе?
Вывод. Так какой жанр использовал автор?
Перед нами сатирическая сказка. Сказка Салтыкова–Щедрина – это форма для обличения и высмеивания общественных пороков, в ней отражается противоборство добра и зла. Здесь нет положительного героя.
Носит сатирический характер.
6. Особенности сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина.
1. Для кого написаны сказки? Для детей изрядного возраста.
2. Какие художественные приёмы использовал? Антитеза. Гипербола. Гротеск.
3. Какие черты сказок использовал М.Е. Салтыков – Щедрин? Использовал черты народных сказок и элементы реальной жизни.
4. Какой стиль автор использует для написания сказок? Смешение стилей речи – «остались за штатом» (деловой), «поехали они в казначейство» (нейтральный), «и сколько денег тут загребли» (разговорный).
7. Рефлексия.
Кого высмеивает автор в сказке?
Одинаков ли этот смех? Каков его характер?
8. Домашнее задание – прочитать сказку «Дикий помещик», сравнить сказки писателя.