Программа по изобразительному искусству УМК Начальная школа XXI века 2 класс
I.Пояснительная записка
1.1. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена на основе следующих документов:
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г.Савенковой и Е.А.Ермолинской
Основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО, разработанной на основании примерной программы НОО принятой в новой редакции в соответствии с изменениями ФГОС от 31.12.2015 г. № 1576, и утверждённой приказом по школе
Учебного плана ГБОУ школы на 2016-2017 учебный год
В основу рабочей программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» составлена на основе авторской программы Л.Г.Савенкова «Изобразительное искусство» и в соответствии с ФГОС НОО.
Определяющими характеристиками предмета «Изобразительное искусство» являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.
Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребёнка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» Б.П.Юсовым. Соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России и допущена Министерством образования РФ.
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком
графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
1.2. Место учебного предмета в учебном плане образовательного учреждения
Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане ГБОУ школы определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.
Данная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта по изобразительному искусству, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю 34 ч в год.
1.3. Информация об используемом учебно-методическом комплекте.
Тематическое планирование по изобразительному искусству составлено по учебно-методическому комплекту:
Учебно-методическая литература:
1. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. – 2 изд., дораб. – М.Вентана-Граф, 2013г.
2. Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя Л.Г.Савенкова, Н.В.Богданова, - М.Вентана-Граф, 2013
Специфическое сопровождение (оборудование)
1) репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
2) портреты русских и зарубежных художников;
3) таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
4) таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
5) схема рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
6) таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно- прикладному искусству;
7) открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых;
8) стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги и детских работ, книг, таблиц;
9) складные мольберты с планшетами;
10) демонстрационные столики;
11) разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.
Электронно – программное обеспечение
1) электронные библиотеки по искусству, DVD-фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре;
2) записи классической и народной музыки;
3) специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).
Технические средства обучения
1) интерактивная лоска;
2) компьютер с художественным программным обеспечением;
3) демонстрационная доска для работы маркерами;
5) цифровой фотоаппарат;
6) сканер, ксерокс и принтер.
1.4. Формы промежуточного, итогового контроля, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Формы контроля уровня обученности:
- викторины,
-кроссворды,
-отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ,
- тестирование.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Личностные планируемые результаты отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к изучаемой образовательной области, личностные качества, которые появляются и совершенствуются с помощью курса «Изобразительное искусство». Эти результаты не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
1.5. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству.
У второклассника продолжится:
1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов; иному мнению, истории и культуре других народов.
3) развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей;
5) воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы по изобразительному искусству.
У второклассника продолжится:
1) процесс освоения способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог;
6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
8) становление понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
11) воспитание нравственных и этических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живёт и развивается в определённой среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты освоения программы по изобразительному искусству.
У второклассника продолжится:
формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательного использования цвета и формы в творческих работах;
развитие коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях поли-художественного воспитания;
воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения;
формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
формирование представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
умение воспринимать изобразительное искусство и выражать своё отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих, культурологических, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства.
II. Содержание учебного предмета
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (17 часов)
1.1. Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.
1.2. Выбор художником образов, красок, средств выражения замысла, делаемый вследствие наблюдений за изменениями цвета, пространства и формы в природе, в интерьере в зависимости от освещения. Выражение чувств художника в художественном произведении через цвет и форму.
1.3. Зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.
1.4. Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры. 1.5. Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и в природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.
1.6. Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.
1.7. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.
1.8. Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы.
1.9. Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.
1.10. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.
1.11. Освоение пространства предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство.
1.12. Архитектурный проект. Знакомство с различными композиционными решениями объемно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.
1.13. Равновесие в композиции. Объемно-пространственная композиция.
1.14. Связь образов народной игрушки с темами и характером народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С. Образцов и его кукольный театр в Москве..
1.15. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Декоративная композиция.
1.16. Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.
1.17. Форма предмета и ero назначение в декоративно-прикладном искусств
2. Развитие фантазии и воображения (11 часов)
Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Общее и различное в разных видах искусства (поэтическое слово, живопись, музыка). Выразительные средства разных видов искусства (звуки, ритм в музыке; слово, ритм в поэзии; линия, пятно ритм в живописи).
2.1. Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию литературных произведений. Сочинение - условие развития фантазии и воображения.
2.2. Выполнение композиций на передачу настроения, впечатлений, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, поэзии.
2.3. Формирование представлений об объемно-пространственном изображении. Создание коллективных объемно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте.
2.4. Тематические композиции - передача праздничного настроения с помощью элементов декоративного украшения. Разработка всевозможных композиций в реальном пространстве класса.
2.5. Выполнение коллективной объемно-пространственной композиции.
2.6. Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.
2.7. Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительные образы.
2.8. Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция.
2.9. Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведениях и произведениях народного искусства.
2.10. Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в музыке, в стихе, в художественном слове и народной речи.
2.11. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением.
3. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (6 часов)
3.1. Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, Собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как места для хранения произведений искусства.
3.2. Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих рассуждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины.
3.3. Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве
3.4. Писатель - художник - книга. Декоративное оформление книги (обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования.
3.5. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.
3.6. Связь и родство изобразительного искусства с другими искусствами: музыкой, театром, литературой, танцем.
III. тематическое планирование
№
Наименование разделов
Содержание тем
Всего часов
1
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
Наблюдение окружающего предметного мира и природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приемы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикального, горизонтального, наклонного. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм, настроения в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции. Получение сложных цветов путем смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе-ниже, дальше-выше. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером. Работа с палитрой и гуашевыми красками.
17
2
Развитие фантазии и воображения
Импровизация в свете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача настроения и движения в рисунке. Создание творческих работ по фотоматериалов и на основе собственных наблюдений. Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиций по мотивам литературных произведений.
11
3
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства.
Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем: «Какие бывают художники-живописцы, скульпторы, графики?». Материалы и инструменты разных художников. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.
6
Итого
34
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
Второклассник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры одного-двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта - природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. - в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Второклассник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы
- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ - средства
V. Перечень учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса
Специфическое сопровождение (оборудование)
1) репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
2) портреты русских и зарубежных художников;
3) таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
4) таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
5) схема рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
6) таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно- прикладному искусству;
7) открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых;
8) стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги и детских работ, книг, таблиц;
9) складные мольберты с планшетами;
10) демонстрационные столики;
11) разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.
Электронно – программное обеспечение
1) электронные библиотеки по искусству, DVD-фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре;
2) записи классической и народной музыки;
3) специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).
Технические средства обучения
1) интерактивная лоска;
2) компьютер с художественным программным обеспечением;
3) демонстрационная доска для работы маркерами;
5) цифровой фотоаппарат;
6) сканер, ксерокс и принтер.
Список литературы
1. Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя Л.Г.Савенкова, Н.В.Богданова, - М.Вентана-Граф, 2013
Список учебных пособий
Учебно-методическая литература:
1. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. – 2 изд., дораб. – М.Вентана-Граф, 2013г.
Календарно-тематический план по изобразительному искусству 2 класс
УМК «Начальная школа XXI века» (34 часа в год, 1 час в неделю)
№
п/п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Тип/ форма урока
Планируемые результаты обучения
Вид и формы контроля
План
Факт
Освоение предметных знаний
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (17 часов)
Что значит быть художником. Свободное рисование на тему «За лесами, за горами»
1
Постановочный, вводный/
Беседа
Формировать устойчивый интерес к изобразительному творчеству.
Познавательные: Воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Текущий. Практическая работа
(Рисунок «Волшебное окно»)
Предметный мир. Фактура предметов. Снимаем отпечаток фактуры с предметов.
«Ковер-самолет»
1
Изучения нового учебного материала/
Проблемный
Уметь чувствовать форму и цвет в изобразительном искусстве, сознательно использовать цвет и форму в творческих работах.
Познавательные: Развитие интереса к искусству разных стран и народов.
Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или как плохие.
Текущий.
Практическая работа
(Задание с. 9)
Снимаем отпечаток фактуры с предметов.
«Живые листья»
1
Изучения нового учебного материала/
Практикум
Развивать коммуникативное и художественно-образное мышление в условиях полихудожествнного воспитания.
Познавательные: Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве.
Регулятивные: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Коммуникативные: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Текущий контроль
Коллективная работа
(Задание с.12)
Рисуем натюрморт
1
Комбинированный/
Смешанный
Уметь воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.
Познавательные: Формирование первых представлений о пространстве как о среде (всё существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением в котором он находится.
Регулятивные: Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
Коммуникативные: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Текущий
Коллективная работа
(Натюрморт «Цветы в вазе»)
Что могут рассказать вещи о своем хозяине. «Интерьер жилища сказочного героя»
1
Комбинированный/
Смешанный
Проявлять эмоциональную отзывчивость, развивать фантазию и воображение.
Познавательные: Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуру восприятия произведений профессионального и народного искусства.
Регулятивные: Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Текущий контроль
Практическая работа («Музыка в твоей картине»)
Многообразие открытого пространства.
Открытое пространство и архитектура.
«Я путешествую»
1
Изучения нового материала/
Урок- путешествие
Уметь воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению.
Познавательные: Воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Регулятивные: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные: Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
Текущий контроль
Практическая работа
(«Нарисуй себя в открытом пространстве»)
«Моя улица утром и вечером»
1
Изучения нового материала/
учебный практикум
Уметь воспринимать, понимать, переживать и оценивать произведения изобразительного и других видов искусства.
Познавательные: Развитие пространственного восприятия мира, формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов.
Регулятивные: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Коммуникативные: Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Рубежный контроль
Практическая работа
(«Нарисуй как выглядит твоя улица»)
«Дом и окружающий его мир природы»
1
Комбинированный/
Урок – игра
Уметь использовать в собственных творческих работах цветовые фантазии, формы, объемы, ритмы, композиционные решения и образцы.
Познавательные: Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли.
Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные: Учиться согласованно работать в группе.
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Итоговый контроль Практическая работа
Выставка (Задание с.33)
«Куда ты, тропинка, меня привела»
1
Комплексного применения знаний/
Проблемный
Уметь воспринимать, понимать, переживать и оценивать произведения изобразительного и других видов искусства.
Познавательные: Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве.
Регулятивные: Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: Учиться распределять работу между участниками проекта.
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя.
Вводный контроль
Коллективная работа (Задание с. 37)
«Сказочное пространство»
1
Комбинированный/
Смотр знаний
Использовать в собственных творческих работах цветовые фантазии, формы, объемы, ритмы, композиционные решения и образцы.
Познавательные: Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли.
Регулятивные: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные: Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.
Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города.
Текущий контроль
Практическая работа
«Город на сказочной плате»
1
Комплексного применения знаний/
Проблемный
Проявлять эмоциональную отзывчивость, развивать фантазию и воображение.
Познавательные: Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве.
Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Текущий контроль
Практическая работа
Викторина
«Комната сказочного героя»
1
Комбинированный/
Урок-исследование
Овладевать выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна).
Познавательные: Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве.
Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или как плохие.
Текущий контроль
Практическая работа
Проект «Детская площадка»
1
Совершенствования знаний, умений и навыков/
проект
Развивать коммуникативное и художественно-образное мышление в условиях полихудожествнного воспитания.
Познавательные: Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
Регулятивные: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Коммуникативные: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Текущий контроль
Практическая работа (Задание с.41)
Волшебство искусства.
«Мой первый кукольный театр»
1
Комплексного применения знаний/
Обсуждение
Уметь воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению.
Познавательные: Освоение выразительных особенностей языка разных искусств, развитие интереса к различным видам искусства.
Регулятивные: Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
Коммуникативные: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Рубежный контроль
Практическая работа
Выставка (Задание с. 45)
«Фантастический замок» (пластилин камни, ракушки, проволока и др. материалы),
1
Обобщения и систематизации/
Опрос
Уметь воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.
Познавательные: Развитие интереса к искусству разных стран и народов.
Регулятивные: Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Итоговый контроль
Практическая работа
«Фантазии снежинок» (жуки, стрекозы, бабочки из бумаги)
1
Изучения нового материала/
Беседа
Иметь чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательно использовать цвет и форму в творческих работах.
Познавательные: Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
Регулятивные: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные: Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
Вводный контроль
Практическая работа (Танец снежинок)
«Подражание мастеру. Лепим игрушки»
1
Изучения нового материала/
Беседа
Иметь представление о видах пластических искусств, об их специфики.
Познавательные: Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
Регулятивные: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Коммуникативные: Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Текущий контроль
Практическая работа
Выставка (Задание С. 58)
Развитие фантазии и воображения (11 часов)
О чем и как рассказывает искусство? Художественно-выразительные средства.
«Заколдованный лес»(живопись и графика).
1
Изучения нового материала/
Игра
Проявлять эмоциональную отзывчивость, развивать фантазию и воображение
Познавательные: Воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве.
Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные: Учиться согласованно работать в группе.
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Текущий контроль
Практическая работа (Задание С.61)
О чем говорят на картине цвета? «Настроение» «Зимние игры» «Из теплой комнаты смотрю на падающий снег»
1
Комбинированный/
Диалог
Овладевать выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна).
Познавательные: Развитие визуально-образного мышления, способность откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и природе.
Регулятивные: Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: Учиться распределять работу между участниками проекта.
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя.
Текущий контроль
Практическая работа (Задание С.63)
Учимся рисовать с натуры. «Разговор двух предметов».
1
Комбинированный/
Диалог
Уметь воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.
Познавательные: Развитие о сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности
Регулятивные: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные: Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы..
Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города
Рубежный контроль
Практическая работа (Задание С.66)
«Моя мама»
1
Изучения нового материала/
Беседа
Использовать в собственных творческих работах цветовые фантазии, формы, объемы, ритмы, композиционные решения и образы.
Познавательные: Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Итоговый контроль
Практическая работа
(Задание С.75)
«Карнавальные маски»
1
Комбинированный/
Урок-исследование
Использовать в собственных творческих работах цветовые фантазии, формы, объемы, ритмы, композиционные решения и образы.
Познавательные: Активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач; саморазвитие и самовыражение.
Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или как плохие.
Вводный контроль
Практическая работа (Задание С.83)
Графическая иллюстрация к любимой сказке. «Огниво»
1
Совершенствования знаний, умений и навыков/
Урок- практикум
Использовать изобразительные, поэтические и музыкальные образы при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизаций по мотивам разных видов искусства.
Познавательные: Освоение способов решения проблем поискового характера.
Регулятивные: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Коммуникативные: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Текущий контроль
Практическая работа
«Черно-белая планета» (контраст)
1
Совершенствования знаний, умений и навыков/
Викторина
Уметь воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению.
Познавательные: Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости
Регулятивные: Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
Коммуникативные: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Текущий контроль
Защита творческого проекта (Задание С.90)
«Тучки небесные» (пятно и тон как средства выразительности)
1
Совершенствования знаний, умений и навыков/
Викторина
Проявлять эмоциональную отзывчивость, развивать фантазию и воображение
Познавательные: Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
Регулятивные: Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Рубежный контроль
Практическая работа
(Задание С.91)
Штрих как средство выразительности в графике. «Вальс»
Комбинированный/
Проблемный урок
Использовать в собственных творческих работах цветовые фантазии, формы, объемы, ритмы, композиционные решения и образы.
Познавательные: Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
Регулятивные: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные: Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
Итоговый контроль
Практическая работа
Викторина (Задание С.94)
«Ветер на равнине»
Изучения нового материала/
Проблемный урок
Овладевать выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна).
Познавательные: Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
Регулятивные: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные: Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
Вводный контроль
Практическая работа
Передаем движение в аппликации. Коллективная работа «на переменке»
Изучения нового материала/ Проблемный урок
Развивать коммуникативное и художественно-образное мышление в условиях полихудожествнного воспитания.
Познавательные: Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные: Учиться согласованно работать в группе.
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Текущий контроль
Практическая работа
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (6 часов)
Виртуальная экскурсия «Музеи мира»
1
Изучения нового материала/
урок экскурсия
Формировать устойчивый интерес к изобразительному творчеству.
Познавательные: Освоение выразительных особенностей языка разных искусств, развитие интереса к различным видам искусства.
Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные: Учиться согласованно работать в группе.
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Текущий контроль
Практическая работа
Бумажная пластика «Дерево»
1
Комплексного применения знаний/
Смешанный
Иметь чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательно использовать цвет и форму в творческих работах.
Познавательные:
Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
Регулятивные: Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: Учиться распределять работу между участниками проекта.
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя.
Текущий контроль
Практическая работа (Задание С.101)
«Мое любимое животное». Лепим по наброску. Лепим сюжетную композицию.
1
Комплексного применения знаний/
Смешанный
Использовать в собственных творческих работах цветовые фантазии, формы, объемы, ритмы, композиционные решения и образы.
Познавательные:
Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли.
Регулятивные:
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные:
Учиться распределять работу между участниками проекта.
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя.
Текущий контроль
Практическая работа (Задание С.111)
Коллективная работа «Весенние ручьи»
1
Совершенствования знаний, умений и навыков/
Практикум
Формировать устойчивый интерес к изобразительному творчеству.
Познавательные:
Развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Текущий
Практическая работа
Коллективная работа «Весенние ручьи» (завершение работы)
1
Обобщения и систематизации/
Практическая работа
Развивать коммуникативное и художественно-образное мышление детей в условиях полихудожествнного воспитания.
Познавательные: Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости.
Регулятивные: Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Рубежный контроль
Практическая работа
Выставка лучших работ.
1
Обобщения и систематизации/
Смотр знаний
Формировать устойчивый интерес к изобразительному творчеству.
Познавательные: Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости.
Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Итоговый контроль
Викторина
Выставка
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915
Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 915