«Восторг души и вдохновенья…»: литературно-музыкальная композиция


ПЛАН-КОНСПектлитературно-музыкальной композиции
для 11 « Б» класса.
МБУ гимназии №77 г.Тольятти
учителя русского языка и литературы
Бобровой Лидии Фёдоровны
Тема урока: « Восторг души и вдохновенье…»
Дата проведения: 5 марта 2011 года.
Цели урока:
Оборудование:
образовательные: расширить и углубить знания учащихся по литературе, познакомить с историями любви известных писателей, поэтов и произведениями искусства, созданными под влиянием этого светлого чувства;
развивающие: на примере лучших мастеров слова дать возможность старшеклассникам увидеть и осознать гармонию чувств и слов, красоту человеческих отношений, пригласить к раздумью над поэтической строкой;
развивать умение выразительно, проникновенно читать стихи о любви;
воспитательные: обогатить духовный мир учащихся, раскрыть суждения по нравственным вопросам, касающимся взаимоотношений молодых людей, побуждать учащихся к  самосовершенствованию.
магнитофон, мультимедийное оборудование,стенд, на двух сторонах которого разным шрифтом и в разных направлениях написаны имена , фамилии возлюбленных поэтов
( Анна Керн, Татьяна Яковлева, Лаура Беатриче, Лилия Брик, Наталья Гончарова, Полина Виардо, Амалия Лерхенфельд, Ольга Ивинская), а также фамилии самих поэтов, писателей( Петрарка, И.С. ТургеневФ. И. Тютчев, А. С Пушкин, Б. Пастернак ,Марина Цветаева, В. В. Маяковский)

Слово учителя. Человек ждёт любви…Любовь слишком хрупка! Она боится грубого слова и неверного жеста Любовь-это поэзия, это музыка человеческого сердца.Человек ждёт любви…Но илюбовь к себе требует тоже особого внимания,особых поступков, тонких созвучий слов.. Любовь ждёт особой музыки вашего сердца. Вслушайтесь в поэзию, в музыку любви. И пусть она затронет струны ваших сердец.
Звучит романс «Только раз …» (на фоне музыки ведущий рассказывает).
Слайд 2
Королёв Алексей.В далеком 14 веке, в1327 году, в апреле в одной из авиньонских церквей итальянский поэт Петрарка увидел 26-летнюю Лауру. Она была замужем и до конца жизни не подозревала о существовании влюбленного поэта. Они ни разу не встретились, ни разу не заговорили друг с другом. Он любил ее на расстоянии, встречая иногда на улице и в церкви.
В 42-ю годовщину их первой встречи, через 21 год после ее смерти, Петрарка, уже старик, написал: «В год тысяча трехсот двадцать седьмой вошел я в лабиринт, где нет исхода».
Иванов Денис.
Благословен тот вечер, месяц, год,
То время место,та страна благая,
Тот край земной, тот светлый миг, когда я
Двух милых глаз стал пленник в свой черед.
Благословенна ты, боль роковая,
Что Бог любви нам беспощадно шлет.
И лук его, и стрел его полет,
Разящих сердце, язвы распаляя.
Благословенны речи все, где я
Ее назвал, печали не тая,
Печали все, все жалобы, все стоны!
Благословенны вы, мои канцоны,
Ей спетые, все мысли, что с тоской
Лишь к ней неслись, к ней, только к ней одной.
Фёдорова Юля. Пять веков спустя, 1 ноября 1843 года, во время гастролей итальянской оперы в Петербурге, Иван Сергеевич Тургенев увидел гениальную французскую певицу Полину Виардо. Увидел, услышал и влюбился с первого взгляда. Писатель не был женат и уже не женится никогда. Так распорядилась судьба. Он понимал: так, как эту женщину, он не сможет полюбить никого. Знаменитый писатель, красавец, он всю свою жизнь оставался верен одной женщине.
Слайд 3
(Звучит романс «Утро туманное…»)
Антонов Дмитрий.В 1850-м году, семь лет спустя, 47-летний Федор Иванович Тютчев знакомится с 24-летней выпускницей Смольного института благородных девиц Еленой Денисьевой. Начинается бурный, мучительный роман, длившийся 14 лет. Это была любовь, исполненная блаженства и безнадежности, «последняя любовь» Тютчева. Любовь, ставшая легендой.
(Звучит романс «Не отрекаются любя…»)
Слайд 4
Кузнецова Антонина. Две эпохи, три встречи, одно чувство– всепоглощающее, упоительное, страстное, возвышающее и сокрушительное – любовь.
В любви, в ней одной, открывается великое «ты», бесконечная ценность человеческой личности, радость милосердия и умаления себя ради того, кого ты любишь.
Любовь слишком хрупка! Она боится грубого слова и неверного жеста. Любовь – это поэзия, это музыка человеческого сердца, мелодия удивительная, прозрачная, как слеза.
Кочкарёв Андрей ( исполняет под гитару «Маленький романс»)
Я гитару настрою налирический лад,
И знакомой тропинкой уйду в звездопад.
Быть красивой, как песня, попрошу я ее.
И гитара взорвется, как сердце мое.
К долгожданной гитаре я тихонько прильну,
Осторожно и бережно трону струну.
И она отзовется, призывно звеня…
Добротою наполнит тебя и меня.
Краснова Ксения. Человек мечтает найти свою любовь. Ведь она– источник жизни и вдохновения. Именно в состоянии влюбленности многие ученые делали открытия, люди физического труда совершали невозможное, художники писали картины, поэты слагали стихи…
Сафонов Альберт.,Анна Керн, Татьяна Яковлева, Лаура, Беатриче, Лилия Брик, Наталья Гончарова… Им посвящали стихи великие поэты.
В конце 1828г. На балу Пушкин увидел юную девушку. Ей только исполнилось 16 лет, но о ней уже заговорили как об одной из первых московских красавиц. «В белом воздушном платье с золотым обручем на голове она поражала всех своей классической царственной красотой… Пушкин не мог оторвать от нее глаз. Он был знаменит, слава его гремела на всю Россию… она же стыдливо отвечала на его восторженные фразы, но эта врожденная скромность, столь редкая спутница торжествующей красоты, только возвысила ее в глазах влюбленного поэта». Звали девушку Натали, Наталья Гончарова. Через 2 года она стала его женой. Исполнилась мечта: в дом его вошла «Мадонна», «чистейшей прелести чистейший образец».
Слайд 5
Матвеев Иван.
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов
Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель–
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов,под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания, Творец.
Тебя мне ниспослал тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Алексеев Савелий. Но в жизни Пушкина была еще одна женщина, которая, дожив до глубокой старости, до конца дней носила в сумочке поэтический подарок великого поэта. Этой женщиной была Анна Петровна Керн.
Майорова Оксана. Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с 19-летней Анной Керн на балу у Олениных. Когда бал окончился и гости разъезжались, влюбленный Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз, чтобы проводить Керн, и стоял на крыльце, пока она не уехала. С тех пор Пушкин и Анна Керн больше не виделись. Неожиданная, после шестилетнего перерыва, встреча с Керн произвела на поэта огромное впечатление. Сколько нежности, женственности заметил он в ней! Через несколько дней они долго гуляли, дыша прохладой и ароматом полей.
Глубокой ночью после встречи с Керн Пушкин сидел за своим столом. Он писал…Рядом с листком бумаги лежал камешек, о который Керн споткнулась во время прогулки.
Горела свеча. В раскрытое окно влетали ночные бабочки и, опаленные пламенем, ложились на листок. А рядом с ними ложились пушкинские строки… «Я помню чудное мгновенье…»
Слайд 6
Осипов Владислав. Прошло 15 лет. Пушкина уже три года как не было в живых. Но удивительная история этого стихотворения продолжалась. Судьбе было угодно, чтобы путь его еще раз скрестился с жизненным путем Анны Керн. Композитор Михаил Иванович Глинка, часто навещавший свою сестру в Смольном монастыре, встретил там молодую девушку. Это была дочь Анны Петровны Керн – Екатерина Ермолаевна. Глинку поразила ее печальная задумчивость, созвучная его настроению. С этой встречи началось увлечение Екатериной Ермолаевной. Однажды композитор обратился к Анне Керн и попросил текст стихотворения Пушкина, посвященного ей. Анна Петровна рассказывала: «Он взял у меня стихи Пушкина,написанные его рукою, чтобы положить их на музыку, да и затерял их, бог ему простит!»
Романс был закончен в 1840 году, а посвящен – тоже Керн, только Екатерине, дочери Анны Петровны, в которую был страстно влюблен композитор.
(Звучит романс «Я помню чудное мгновенье…»)
Митрофанова Ольга. Великий Пушкин писал. А свеча горела. Свеча… в ней всегда какая-то тайна, какая-то загадка, что-то величественное… и вечное… Свеча– от слова «свет», своеобразный символ жизни. А воск, стекающий слезами, измеряет время и поэтических вдохновений, и любовных встреч…
Свеча… она горела и в летнюю ночь у Александра Пушкина, и в зимнюю ночь у Бориса Пастернака.
Слайд 7
Матвиенко Анастасия(читает стихотворение «Зимняя ночь» Б. Пастернака).
Мело,мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени.
Скрещенье рук, скрещенье ног,
Судьбы скрещенье.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Гришин Андрей. О любви можно говорить бесконечно. Она не имеет границ во времени и пространстве. Но кроме радости, удивления и восхищения, любовь может приносить горести и страдания.
Перешеин Игорь. Весной 1823 года 19-летний дипломат Федор Тютчев бродил по живописным окрестностям Мюнхена с юной красавицей Амалией Лерхенфельд. Божественная красота голубого Дуная, дивные виды древних замков и дышащей очарованием природы сливались в воображении юноши с нежным ликом 15-летней Амалии, создавая неповторимо прекрасное полотно. Влюбленный с трепетом заглянул в бездонные очи Амалии – и прочел в них ответное чувство.
Гришин Андрей. Тютчев сделал девушке предложение и услышал в ответ еле различимое, застенчивое «да». Но внешние обстоятельства непреодолимым препятствием встали на пути влюбленных: родители Амалии, родовитые баварские аристократы, решительно возражали против брака дочери с молодым,никому не известным русским клерком. Жизненные пути Амалии и Федора разошлись, казалось, навсегда: девушка вскоре вышла замуж за другого…
Перешеин Игорь. Но все-таки перед смертью Тютчева судьба успела преподнести ему последний подарок. В 1870-м году, уже неизлечимо больной, страдая от мук и душевных и физических, он неожиданно встретил Амалию, ту Амалию, которой почти полвека назад посвятил свои чистые и прекрасные юношеские стихи. Тютчеву было уже под 70, а Амалии – за 60, но взаимное чувство с новой силой вспыхнуло в них. Так родилось прекрасное стихотворенье, ставшее романсом.
(Звучит романс «Я встретил вас…»)

Слайд 8
Сафонова Анна. Прошли годы… Давно уже нет ни Тютчева, ни Амалии. А прекрасные стихи остались – и будут жить вечно. Ибо написаны они гениальным поэтом, что ошибался и страдал, знал многих женщин, но, по сути дела, всю жизнь верно и преданно любил только одну – неповторимую Вечную Женственность.
Терехова Ксения (исполняет под гитару романс «Мне нравится…» )Сорокина Вероника. Романс, который прозвучал, был создан на стихи Марины Цветаевой…
Это произошло в самом начале мая 1911 года на берегу Черного моря. Она собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать ей – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.
Меньше чем через полгода Марина Цветаева и Сергей Эфрон обвенчались.
Слайд 9
Носов Никита.Каждый поэт по- своему пишет о любви . Владимиром Маяковским в «Письме товарищуКострову…»передано состояние любовного и творческого экстаза. Упоэта обостряется восприятие окружающего мира. Его привлекают и земные огни, и небесныесветила. Душу наполняет « сонм видений и идей», « Ураган, огонь, вода подступают в ропоте».И когда докипело это, тогда и рождается настоящее поэтическое слово. «Из зева до звёзд взвивается слово золоторождённой кометой» -этим гиперболическим образом, близким к фантастике, Маяковский подчёркивает силу и масштабность настоящей любовной лирики. Охваченный высокими чувствами, влюблённый в Лилию Брик, поэт переживает такой душевный подъём,когда появляется необходимость творить. Разговаривать со всей вселенной:
Сафонова Анна.
Ты посмотри, какая в мире тишь.
Ночь обложила небо звёздной данью.
В такие вот часы встаёшь и говоришь
векам, истории и мирозданью.
Слайд 10
Учитель. О любви можно говорить бесконечно. Она не имеет границ во времени и пространстве. В этих, казалось бы беспорядочных записях
( указывает на стенд, где имена поэтов и их возлюбленных записаны хаотично) потерялись время и пространство. Как звёзды на небе, рассыпаны эти имена. Но здесь есть особая гармония- гармония чувства, которое «движет Солнце и светила». Оно, это чувство,- источник жизни на земле. Ведь любовь есть всё.
В сопровождении гитары звучит песня ( муз. Ю. Лозы,слова в творческомпереложении учащихся в соответствии с темой литературного вечера)
Жизнь, слёзы и любовь…
Слово я своё исполню:
Их рифмами наполню,
Ине нужно лишних слов.
Ну и пусть
Будет нелёгким мой путь-
Рифмами сложеныпусть
Будут слова моих муз.
И мой плот,
Свитый из лучших слов,
С нежным словом ЛЮБОВЬ
Пусть он, как ПАРУС, плывёт.
Литература 
И.Е.Аксаков. Ф.И.Тютчев. Биографический очерк. – Литература в школе, 2003, №1, стр.2-6.
Скатов Николай Николаевич «Федор Тютчев». – Литература в школе, 2003,№1, стр.7-13.
О.Воложанина. «Я к вам пишу…». Литературные вечера для старшеклассников.
Е.Смолина. «Пока горит свеча». Ярославль. Академия развития, 2006.
Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Москва-Ставрополь, 2004,№4.