Схема написания конспекта урока и схема анализа урока иностранного языка
СХЕМА НАПИСАНИЯ КОНСПЕКТА УРОКА
Тема:
Цели
Образовательная
Развивающая
Воспитательная
Оборудование:
Литература:
Ход урока:
Этап Задачи этапа Содержание Время Режимработы Способы контроля Примечание
СХЕМА АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Определите цели урока (практическую, развивающую, образовательную, воспитательную).
Определите тип урока:- нацелен ли он на формирование (или совершенствование) навыков (фонетических, лексических, грамматических) или на развитие речевых умений (диалогической или монологической речи, аудирования, чтения, письма);- проанализируйте его целостность, динамику, связность;- как данный урок вписывается в цикл уроков по теме.
Проанализируйте, как методы, методические приемы упражнения и средства обучения, используемые на уроке, способствовали достижению главной цели и задач урока. Определите меру их адекватности.
Выявите соотношение упражнений:- между упражнениями в развиваемом на уроке виде деятельности и другими видами речевой деятельности;- языковыми, условно-речевыми, программированными и традиционными;- переводными и беспереводными;- устными и письменными.
Определите степень оптимальности управления учебно-воспитательным процессом:а) режим работы (фронтальный, индивидуальный, парный, групповой)б) распределение времени;в) наличие средств, способствующих интенсификации урока (фонограмма, видеоматериалы, раздаточный материал, компьютерные программ, различный игры и др.).
Установите, как осуществлял учитель индивидуализацию учебного процесса.
Проанализируйте, как владеет учитель технологией урока (умение дать четкую установку, использовать адекватные приемы исправления ошибок и др.).
Определите средства и способы учета, контроля и оценки владения учащимися иноязычным материалом, речевыми навыками и умениями (тестирование, само- и взаимоконтроль).
Определите психологический климат на уроке и учителя как речевого партнера (его умение общаться, говорить адаптивно, использовать разнообразные аутентичные средства иноязычного педагогического общения, соотношение иностранного и родного языка и т.д.).
Оцените заключительный этап урока (способ предъявления домашнего задания, оценка работы учащихся и выставление отметок).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА УРОКА:
Была ли достигнута цель урока?
Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили?
Как использовалось время на урока? Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной?
Какие были недостатки в ходе урока и почему?
Анализ выявленных ошибки, их объяснение с точки зрения теории.
Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить? // Изменения, внесенные по ходу урока в его структуру, содержание и организацию (Причины?).
Оценка занятия в целом.
СОВМЕЩЕННАЯ СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
I. Анализ методической структуры и содержания урока
1. Цель и тип урока
а) правомерность постановки данной цели
б) определение типа урока и его места в системе других уроков по данной теме
2. Характеристика языкового и речевого материала
а) количество отобранных языковых единиц для урока; их методическая организация
б) использование материала для повторения; использование дополнительного материала
в) языковые трудности при введении и автоматизации нового материала
г) связь нового материала с пройденным
д) адекватность ситуаций предъявления и активизации нового материала речевому опыту носителей данного языка
3. Оснащение урока. Виды наглядности и технические средства на уроке.
4. Методическая структура урока
а) этапы урока и их общая характеристика:
Организационный момент: Работа с лексическими и грамматическими единицами: Работа с учебником: Проверка домашнего задания: Подведение итогов: Заключение: б) организация начала урока:
- организация внимания учащихся:
- методика проведения речевой зарядки:
- связь речевой зарядки с последующими этапами урока:
в) основные виды работ на уроке:
- приемы семантизации нового лексического и грамматического материала:
Приемы семантизации лексического материала: Приемы семантизации грамматического материала: - упражнения по формированию навыков и развитию умений на различных этапах урока:
г) методическая характеристика упражнений и техники их выполнения:
- правильность подбора упражнений согласно поставленной цели урока:
- четкость целевых установок учителя перед выполнением упражнений:
- охват учащихся выполняемыми упражнениями:
- взаимосвязь упражнений и логическая последовательность их выполнения:
- количество времени, затраченного на выполнение отдельных видов работы и упражнений:
Организационный момент Работа с лексическими единицами Работа с учебником Проверка домашнего задания Подведение итогов, заключение д) домашнее задание:
- содержание и объем домашнего задания:
- подготовка учащихся к его выполнению:
- своевременность дачи домашнего задания:
е) соответствие методической структуры урока его цели и условиям обучения:
II. Организаторская, коммуникативно-обучающая и воспитывающая деятельность учителя
1. Установление делового контакта с классом
2. Ориентировка учащихся на выполнение плана урока (сообщение цели и задач урока)
3. Организация фронтальной, групповой и индивидуальной форм работ учащихся и их соотношение на различных этапах урока
4. Обучение учащихся приемам самостоятельной работы над языком
5. Эффективность использования наглядных пособий на уроке
6. Организация контроля над работой учащихся, выявление и исправление ошибок
7. Объективность и воспитательная направленность оценок за урок
8. Педагогический такт учителя
9. Правильность и эмоциональная выразительность речи учителя при ведении урока на иностранном языке.
III. Выводы и рекомендации по результатам урока
Анкета взаимопосещенийОцените качества учителя по следующим критериям:
7 - данное качество присуще ей/ему в высокой степени
6 - данное качество ей/ему свойственно
5 - скорее всего, это качество присуще ей/ему
4 - трудно сказать, свойственно ей/ему это качество или нет
3 - студенту скорее всего присуще противоположное качество
2 - противоположное качество весьма заметно
1 - противоположное качество сильно выражено
Шкала оценки
Положительное качество 7 6 5 4 3 2 1 Отрицательное качество
1.Хорошо знает содержание урока Плохо знает свою работу
2.Умеет быстро принимать решения в сложных обстоятельствах В сложных обстоятельствах теряется и допускает ошибки
3.Работает над совершенствованием своего опыта Над повышением квалификации не работает
4. Выстраивает урок согласно поставленным целям Не стремится к предполагаемому результату урока.
5.Всегда вежлив, тактичен и доброжелателен в отношении с учащимися. Невнимателен, безразличен к эмоциональному климату на уроке.
6.Активизирует внимание, познавательный интерес учащихся. Не использует методов активного обучения, пассивен равнодушен к восприятию материала учащимися.
7.Находится на уроке в постоянном взаимодействии с учащимися. Необщителен, не выстраивает обратную связь с учащимися на уроке.
8.Развивает культуру речи учащихся, исправляет ошибки, требует развернутого ответа на поставленный вопрос. Проявляет не внимание к речи учащихся, допускает ошибки в ответах, не исправляет неверные ударения в словах, орфографические и стилистические неточности.
9.Самостоятелен, работает с увлечением, владеет культурой организации своего труда Отсутствие творческого отношения к педагогической деятельности, неспособность организовать личное время.