Обобщение знаний об имени прилагательном,как части речи на материале Первоцветы



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия № 10 «Сказка»
Республики Дагестан

РАЗРАБОТКА УРОКА
по русскому языку
во 2 классе
Обобщение знаний об имени прилагательном, как части речи на материале «Растения весной» «Первоцветы»
подготовила
учитель начальных классов
Даутова Л.Г.
Хасавюрт, 2017
ТЕМА: Обобщение знаний об имени прилагательном, как части речи на материале «Растения весной» «Первоцветы»
ЦЕЛИ: Дать представление об изменениях в жизни растений весной, поговорить о разнообразит растений, пользе, которые они приносят человеку; необходимости охраны растительного мира нашей Родины;
развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, формировать навыки правописания родовые окончания имён прилагательных; развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, рисунки, плакаты, иллюстрации, пьеса П. И. Чайковского «Подснежник», перфокарты, кроссворд.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так, что время не теряем.
И работать начинаем
II. Основная часть.
Вводное слово.
В некотором царстве.
В дружном государстве.
Жил да был второй класс.
Слышите ребята, я про вас.
/
Царь - учитель строгий был.
Он всему ребят учил.
Наконец решил наш царь.
Подвести итог всех дел.
И во все концы страны.
Были посланы гонцы.
Разузнать и доложить.
Хорошо ли в царстве жить.
Все ли правила в нём знают.
И как в жизни применяют.
Но вот беда: «гонцы попали не туда»
А попали в сказку!
Вы задания выполняете и героям сказки помогайте.
Когда-то очень давным--давно во времена королей и волшебников, в глубине тёмного леса стоял замок, скрытый от посторонних глаз. Лес этот был полон чудовищ и драконов. Но если бы какой смельчак, осмеливался зайти в лес он не мог найти замок.
А в этом замке находилась прекрасная девушка Рапунцель в услужении злой колдуньи.
Коварная колдунья держала Рапунцель в заколдованном лесу под охраной громадного дракона и зачарованной стеклянной стены. Неожиданно для себя прекрасная Рапунцель нашла волшебный подвал, который её вывел за пределы замка и она очутилась в мире о котором мечтала долгие годы.
Любуясь красотами здешних мест, она очутилась на волшебной поляне, полную прекрасных цветов.
Перебегая от одного цветка к другому, она не могла вспомнить название этих цветов.
■ Дети вы поможете девушке?
а)По тонкой нитке ручейка,
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок.
Раскрылся раньше всех.
(подснежник)
Правильно.
■ А это что за цветок.
б) А я цветочек жёлтенький.
С зелёным стебельком.
Раскроюсь утром ранним.
► *
Закроюсь вечерком.
(одуванчик)
в) Должно быть оторвали
От неба лоскуток.
Чуть-чуть поколдовали.
И сделали цветок.
Дети: незабудки.
г)Когда в конце весны в последний раз я вижу их.
Любимые цветы тоска мне давит грудь.
И к будущему я молитвенно взываю.
Хоть раз ещё на них взглянуть.
Пётр И. Чайковский очень любил этот цветок. Дети: Ландыши.
Расцветает этот цветок, тогда когда просыпаются (пчёлы) шмели, сладкий, медовый на вкус сок нектара в цветах медуницы много.
Цветки разные - розовые, фиолетовые, синие.
Медуница -пахучая., душистая, ароматная.
Молодцы дети, помогли вспомнить Рапунцель название цветов.
Что вы заметили?
А что такое первоцветы?
Работа над словосочетанием.
Вдруг Рапунцель услышала звон колокола. Ей надо возвращаться и стало страшно от одной только мысли, что проснувшись, злая колдунья не обнаружит её рядом с собой.
Для того чтобы поскорее вернуться в замок надо выполнить следующее задание.
Надо назвать орфограммы в словосочетании «весенние цветочки».
Морфологический разбор.
Цветочек - существительное, неодушевленое, пар, м.р., ед. число.
Фонетический разбор.
Девушка никак не могла забыть красоту весеннего сказочного леса, она постоянно думала, как навсегда выбраться из этого замка. Ей жаль было друга Пенелопу и её отца, т.к. если бы она не вернулась, то колдунья могла уничтожить её друзей.
Узнав, что девушка вышла за пределы волшебной стены Рапунцель была наказана. Колдунья её заточила в одну из своих башен, из которой она не могла выйти.
Помогите освободить из этой башни.
Для этого выполните звукобуквенный разбор слова.
Ягода - [йагода] - 3 слога, з глас., 2 соглас.,
Почему звуков больше, чем букв.?
А всегда ли обозначают два звука буква «я» ?
Когда?
Дайте характеристику звуку [ г]
Выполните задание освободите Рапунцелъ.
Морфемный разбор.
А теперь, надо перелететь через волшебную стену. Помогите Рапунцелъ и её друзьям. Для этого выполним морфемный разбор слова.

Подснежники (легенда о подснежниках) самый храбрый из первоцветов. Выполнили задание, перелетели через волшебную стену со своими друзьями.
Наблюдение над ролью имён прилагательных.
И очутились в сказочном весеннем лесу.
Птицы ей щебетали, а волшебные цветы дружно кивали ей.
А теперь запишите предложения.
Цветут синие пролески, белые ветреницы, лиловые медуницы, сиреневые хохлатки.
Что заметили?
Что за слово пролески?
Что обозначают эти слова? (цвет) Подчеркните волнистой чертой прилагательные и определите число.
С какой частью речи они связаны? (с существит.)
А как бы выглядело бы это предложение без имён прилагательных? Прочитайте.
Какова роль имён прилагательных в нашей речи? (они украшают речь) точная.
Лесной зверёк преподнёс в дар Рапунцелъ три орешка. Вы догадались, кто это? (показываю)
По каким признакам можно узнать белку? Назовите.

Вдруг откуда не возьмись на плечо девушке села птичка. Нежно и протяжно запела. В её песне слышался тихий звон весенней капели, журчание ручейка. Девушка nousuia что наступила долгожданная весна.
Кто скажет, что за птичка (жаворонок.)
А как вы догадались?(маленькая, серая., певчая, полевая)
Улыбнулось из-за тучи на лесных полянках, расцвели простые и милые ландыши. А чтобы нарисовать красоту нашей природы, родного края.
Какую часть речи, мы должны использовать в написании (прил)
Опишите ландыш.
Какой он?
(белый, красивый чудесный)
Какие слова получились?
Ландыш, жаворонок, белка.
Какое лишнее? (ландыш)
Почему?
Каким, словом можно назвать эти слова?
(природа)
Как надо относиться к природе?
Очень трудно представить нашу жизнь без цвета. С весны до поздней осени.
В лесах, на полях, в наших садах и парках, цветут разные растения.
Давайте теперь выпишем только имена прилагательные с именами существительными.
Я люблю родной край.
Наступает ранняя весна.
Солнце льёт на землю тёплые лучи. Появились прекрасные весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год всё меньше цветов распускают свои пышные головки. Нужно сохранять и оберегать эти прелестные вестники весны.
Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в красную книгу.
Красной она называется, потому что красный свет - сигнал опасности. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты.
Недаром говорится:
«Поймала я бабочку - она погибла,сорвала я цветок - он увял»и тогда стало понятно - к красоте можноприкоснуться лишь сердцем.Прикасаясь руками, мы губим красоту природы.
Дерево, цветок, трава и птицы.
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
И птицы, и звери, и рыбы.
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Вы их жалейте не убивайте.
Ведь небо без птиц- не небо!
Ведь море без рыб - не море!
И Земля без зверей - не Земля!
Ребята! Давайте пообещаем не срывать ниполевые, ни луговые, ни лесные цветы,Пусть они цветут и благоухают, радуют людейсвоим запахом и ярким нарядом.
Букеты можно составить только их тех цветов,которые выращены человеком.Охраняйте и берегите нашу природу!
8.ФИЗМИНУТКА.
Рапунцель и её друзья устали.
Устали мы с вами.
Давайте отдохнём.
Звучит пьеса Чайковского подснежник из цикла «Времена года».
■ С цветами просыпаются и бабочки.
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз - росой она умылась.
Два - изящно потянулась.
Три - качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
И к цветочкам полетела.
Перфокарты
Бегут они от злой колдуньи. Но вот - вот Готи настигнет их. Что же делать, как избавить от злых чар старухи Готи. Помогите, ребята!
Для этого выполните следующее задание.
У вас на столах лежат карточки.
Новое испытание.
вставьте окончание.
В эти словосочетания.
Дремучий лес.
Хитрая лиса.
Весеннее утро.
А теперь аккуратно, передайте карточки.
Молодцы справились с заданием и помогли навсегда избавиться от чар ведьмы.
Работа над предложением.
Выбираясь из сказочного леса, летит навстречу сорока - лесная вестница. У неё беда она раcтеряла слова и не может собрать.
Поможете ей?
Помогите ей собрать слова и составить предложения.
А что мы знаем о предложении?
Какие предложения бывают по цели высказывания ?
Из чего состоят предложения:
Вы должны расставить слова в предложении правильно.
Весеннее, ласково, улыбается, солнце.
Ласково улыбается весеннее солнце.
Весеннее солнце ласково улыбается.
Улыбается ласково весеннее солнце.
Дайте характеристику предложению (повеет, прост, распрост)
Давайте найдём главные и второстепенные члены предложении.
А теперь запишем предложения.
11.Слова - антонимы.
Всё дальше и дальше ушли герои от заколдованного замка и на душе им стало легко и весело.
А для этого надо решить кроссворд.
Я буду называть - прилагательные, а вы будете называть противоположные по смыслу.
В Е С Н А Молодцы справились с этим заданием.
Что вы заметили?
Правильно. Это весна.
III. Итоги урока.
Дети, посмотрите, кто к нам пришёл? (девочка одета в форму весны) «Весна.»
А как вы догадались?
Как изменилось ваше настроение с приходом весны.
Что именно вызывает у нас радостное настроение ?
А теперь, мы знаем, что весну можно не только увидеть, но и услышать и почувствовать её чудесный аромат.
А главное чудо-сам лес. И только самым внимательным лес открывает свои тайны, а весна дарит свои улыбки свет, тепло.
ВЕСНА: Молодцы, ребята вы узнали меня.
Я помогу Рапунцелъ и его друзьям вернуться домой. Ой, о чем вы столько говорите, обо мне?
ДЕТИ:Мы помогли девушке и её друзьям убежать
от злой колдуньи.
ВЕСНА: Что вы делали для этого.
ДЕТИ:Освобождали из башни и помогли
перелететь через волшебную стену.
ВЕСНА: Для этого, что вы делали?
ДЕТИ:Словарную работу и звукобуквенный
i\

анализ слов, а также другие разборы.
Описание предметы:
А чтобы, навсегда избавиться от злой колдуньи мы выполняли следующие задания.
(вставляли проп. окончание)
Помогли сороке.
Решили кроссворд.
Значит, в общем о чём вы целый урок говорили?
О весне, о цветах.
А какой праздник недавно отмечали (праздник весны и труда)
А сейчас наши мальчики поздравить наших гостей, с этим праздником и вручат им первые весенние цветы.
ВЕСНА: Раз вы столько говорили обо мне. Я вашу принцессу отведу к родителям и в подарок от меня за вот эти небольшие подарки.