Проектная работа по теме Животные в Библии

Цель и задачи исследования: глубже узнать православное мировоззрение, узнать о традициях и обычаях связанных с растениями и животнымиупомянутыми в библейских сюжетах, о значении растений и животных в библейских сюжетах.

Растения часто упоминаются в Библии. Сообщается, что они (трава и деревья) были сотворены Господом на третий день, однако некоторые растения появились позже как проклятие за грех прародителей (тернии).
Растения выступают и как символы тех или иных качеств отдельных людей и целых народов. Они служили человеку пищей, материалом для строительства, лекарством, а также были знаками, отмечающими то или иное священное событие.
В Библейских сюжетах неоднократно упоминается об употребляемых в пищу растениях. Это ячмень, из которого делали хлеб. Ячменные поля простирались в окрестностях Вифлиема. Выращивали также и пшеницу.Возделывали в древней Палестине и чечевицу.
Чечевица в Библии упоминается как символ сиюминутной выгоды.Исав променял на похлебку из чечевицы свое первородство(оно давало право на двойную часть из имущества отца, на наследование власти и на право первосвященства). Продал его Исааку, чтобы скорее насытиться. Отказываясь от первородства, Исав косвенно показал своё безразличие к Богу.
Финиковая пальма – ещё одно библейское дерево. Именно пальмовыми ветвями приветствовали люди Иисуса, входящего в Иерусалим. Это были ветви финиковой пальмы.Издревле употребляли в пищу плоды финика.
Кроме хлебных нив, на Иерусалимских горах расцветали многочисленные сады масличных и фруктовых деревьев, а также, конечно, и многочисленные виноградники. Потомки этих Библейских деревьев растут и по сей день. Есть и такие деревья, возраст которых позволил бы им быть живыми свидетелями Библейских событий. К числу таких растений относится, прежде всего маслина, называемая иногда оливой. Оливковое дерево служит символом истинного благочестия в Библии.  Олива упоминается в Ветхом и Новом Заветах, пожалуй, гораздо чаще, чем все другие растения. Оливковый лист приносит голубь Ною, чтобы возвестить об окончании потопа, оливковую ветвь держит архангел Гавриил, явившийся Деве Марии с благой вестью. На Масличной горе располагается дом святого Лазаря и Гефсиманскийсад. Во время блуждания по пустыне израильтяне вспоминали такие растения Египта как огурец, лук, чеснок и дыню. Ели также фисташки, миндаль.
Растения упоминаются в Библии и как материал. Уже в Эдемском саду упомянута смоковница, из которой Адам и Ева сделали одежды. Из льна изготавливались одежды священников.В качестве строительного материала упомянуты кедр, кипарис.
Частым персонажем Библейского повествованияявляютсяптицы. Они были сотворены Господом на пятый день. Птицы так же упоминаются в связи с пищевыми запретами. Также они использовались в качестве жертвы.
Иногда они обретают значение символа: например, когда Ной выпускает птиц из ковчега, та ворон несет дурное предзнаменование, а голубь доброе. Хотя именно воронам Бог повелел кормить Илью пророка в пустыне. Дух Святой сходит на Иисуса после Крещения в виде голубя: «Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». Также в Библии упомянута ласточка, аист , павлин.
Птицы, как и животные, разделялись Моисеем на чистых и нечистых. Чистых можно было есть, а нечистые воспрещались для употребления в пищу.Чистыми из птиц считались те, которые питаются зернами, семенами, а нечистымите, которые пожирали мясо, рыбу, падаль. Запретные птицы (те которых нельзя употреблять в пищу): ворон, гриф, ибис, кречет, коршун, лебедь, орел, пеликан рыболов, сова, страус, удод, филин, цапля, чайка, ястреб. Чистые птицы были приносимы в жертву во многих случаях. В жертве очищения, кто не имел козленка или ягненка, вместо них мог приносить двух горлиц или двух голубей. В Новом Завете Иосиф с Марией приходят в храм, чтобы возблагодарить Всевышнего за новорожденного Иисуса: «и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных».
Пророки часто говорят о перелетных птицах, ласточках, журавлях, которые улетают в далекие страны и обратно возвращаются к местам своего жилища. Бог говорит, что Он возвратит Свой пленный народ подобно тому, как возвращаются птицы из отдаленных стран. Моисей, чтобы развить чувство сострадания в сердцах Евреев, заповедует им, что если попадется кому-то из них по дороге птичье гнездо с птенцами и матерью, тот должен только взять птенцов себе, а мать оставлять. И быстрое летание птиц представляет перед нашими глазами мимолетность счастья нашей жизни.«Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется», говорит он.
Господь учит нас смотреть на них, как на образ спокойной беззаботности при отеческом помышлении Божием о нас. «Взгляните на птиц небесных, они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу; и Отец ваш Небесный питает их», говорит Господь. Нежному попечению птиц о своих птенцах уподобляется попечение Божие о своем народе.
Библии упоминаются практически все существующие виды животных. Они разделяются на четыре класса: на животных, живущих на суше, четвероногих больших и малых, на рыб морских, птицнебесных, пресмыкающихся.
Каждый вид подразделялся на чистых и нечистых животных. Чистых животных Закон Моисея разрешает употреблять в пищу, а нечистых – запрещает.
Такое разделение животных на чистых и нечистых существовало еще до потопа. Мы читаем, что Бог повелел Ною ввести в ковчег по семи пар из всякого скота чистого и по две из скота нечистого. Из животных живущих на суше (домашних и полевых) считались чистыми имеющие раздвоенные копыта и жующие жвачку, например: быки, коровы, овцы, козы, волы и другие. Нечистыми же считались все остальные животные не имеющие всех этих признаков, или какого-то из них, например: ослы, верблюды и другие.Из полевых животных употреблялись в пищу и считались чистыми: олени, серны, лань и т.д. Нечистыми же считались: заяц, тушканчик, еж, свинья, и все хищные животные. Из животных в водах живущих считались чистыми и годными для употребления в пищу все имеющие плавательные перья и чешую, впрочем в Священном Писании нет названий для определенных видов рыб. Из животных пресмыкающихся дозволены были в пищу только те, у которых голени выше ног, например саранча. Нечистыми же признавались крокодил, ящерица, хамелеон и другие.







Результаты исследования:я глубже узнала христианское мировоззрение, узнала о некоторых растениях, животных и птицах упомянутых в Библии, о традициях и обычаях связанных с растениями и животными,упомянутыми в библейских сюжетах.
Выводы:Растения и животные в Библии имеют большое символическое значение, а также используются как знаки отмечающие священные события. Животные и птицы также упоминаются в библейских сюжетах в связи с пищевыми запретами и разделяются на чистых и нечистых.




ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В НОМИНАЦИИ «КРАЕВЕДЕНИЕ»

ТЕМА: РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ В
БИБЛЕЙСКИХ СЮЖЕТАХ

АВТОР РАБОТЫ: ОНИЩЕНКО МАРИЯ
УЧЕНИЦА 4-Б КЛАССА
ШКОЛА№3
г. АНТРАЦИТ

РУКОВОДИТЕЛЬ: ФЕДОСЕЕВАОЛЬГАСЕРГЕЕВНА










15