Урок русского языка на тему Сложное предложение (4 класс, УМК Начальная школа XXI века )
«Начальная школа ХХI века»
Программа «Русский язык 4 класс», автор Иванов С.В.
Иванов С.В. Русский язык: 4 класс: учебник. - М.: Вентана-Граф, 2013
Целевое назначение урока: Первичное усвоение новых знаний и способов учебной деятельности.
Тип урока:
Урок овладения новыми знаниями, умениями и навыками.
Планируемые результаты
Предметные
Ученик получит возможность научиться:
Распознавать простое предложение от сложного.
Познавательные
- Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
- Выполнение действий по образцу.
- Выполнение задания с использованием материальных объектов (указатели).
Регулятивные
- Формулировать и удерживать учебную задачу.
- Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.
- Составлять план и последовательность действий.
- Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.
Коммуникативные
- Определять общую цель и пути её достижения.
- Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
- Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
- Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.
- Соблюдать грамматические нормы речи.
Урок 123
Тема: Сложное предложение.
Цель урока: создание условий для повторения выделения грамматической основы; знакомства с признаками сложного предложения, обучения задавать вопрос от главной части сложноподчинённого предложения к зависимой.
Учебные задачи:
1. Обобщать и систематизировать знания о предложении.
2.Фиксировать (графически обозначать) грамматическую основу предложения.
3. Наблюдать за предложениями с несколькими грамматическими основами.
4.Знакомиться с понятиями «сложное предложение», «сложносочинённое предложение», «сложноподчинённое предложение».
5. Находить в тексте сложные предложения.
6.Соблюдать порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием.
7.Знакомиться с алгоритмом различения сложносочинённого и сложноподчинённого предложений.
8. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом.
9. Понимать информацию, представленную в виде схемы.
10.Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
11.Задавать вопрос от главной части сложноподчинённого предложения к зависимой.
12.Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах.
13.Составлять предложения в соответствии с поставленным условием.
Учебно - методическое обеспечение:
- учебник «Русский язык» 4 класс, автор С.В. Иванов, 2013 г.;
- Иванов С.В. Русский язык: 4 класс: комментарии к урокам – М.: Вентана - Граф, 2012.
- Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова. - М.: Вентана - Граф, 2013.
Методы и приёмы организации деятельности обучающихся:
- беседа по заданиям учебника с последовательным поэтапным выполнением заданий;
- организация самостоятельного выполнения задания с оказанием индивидуальной помощи тем, кому она необходима;
- организация работы в группах, парах.
Учебно - методическое обеспечение:
- учебник «Русский язык», часть 2, 4 класс, автор С.В. Иванов, 2013 г.;
- лист оценивания;
- листы с заданиями для самостоятельной работы
Ход урока:
Организационно – мотивационный этап.
Цель: организовать направленное внимание на начало урока.
Коллективная форма организации обучения.
Приём – частичная передача организации учебного занятия учащимся класса. Создание условий, при которых обучающиеся самостоятельно организуют и проводят этап урока.
Методы наглядной передачи и зрительного восприятия (показ образца выполнения и демонстрация).
У: - Здравствуйте, ребята. Займите свои места. Дежурного ученика попрошу проконтролировать организацию рабочих мест.
На парте у каждого ученика: дневник, учебник, рабочая тетрадь, пенал.
На предметном столике разложены по группам конверты с раздаточным материалом.
Дежурный ученик проверяет готовность класса к уроку, демонстрируя организацию своего рабочего места.
У: - Проверьте правила посадки, расположения тетради на парте. Кто забыл, посмотрите на плакат.
У: - Запишите дату проведения сегодняшнего урока, вид работы (классная работа).
II. Целеполагание
Цель: Формировать способность к работе с материалом учебника.
Фронтальная форма обучения.
Приёмы обучения - словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем обучающимся.
Метод словесной передачи и слухового восприятия, проблемно – поисковый.
1. Работа по учебнику. с.141
У: - Ребята, найдите страницу в учебнике, на которой будем сегодня работать.
- Назовите номер страницы!
Д: - Страница 141
У: - Ребята, назовите номер урока!
Д: - Урок номер 123.
У: - Что обозначает цвет прямоугольника, под номером урока?
Д: - Таким цветом обозначены темы для расширения нашего кругозора.
У: - К какому блоку относится наш урок?
Д: - Как устроен наш язык.
У: - Какие задачи мы решаем на уроках этого блока?
Д: - На уроках блока «Как устроен наш язык» мы знакомимся с законами русского языка.
У: - Прочитайте и назовите тему сегодняшнего урока.
Д: - Сложное предложение.
У: - Рассмотрите задания учебника к этому уроку. Определите шаги, которые помогут изучить тему урока!
Дети по одному называют шаги урока с опорой на учебник.
Д: - Будем находить грамматическую основу предложения, различать простые предложения от сложных, продолжать предложения, задавать вопросы от одной части сложного предложения к другой.
У: - Составим план работы на уроке.
Обучающиеся составляют план урока, используя знаки – помощники из учебника, дежурный на доске составляет план работы.
На доске:
План урока
Знак «Вспомни изученное» индивидуально
Выполнение упражнения 1 на стр.141
Знак «Тайны языка»
Выполнение упражнения 2 на стр.30 в парах
Знак «Давай подумаем»
Знак «Тайны языка»
Алгоритм различия ССП и СПП
Работа в группах
У: - Ребята, что помогло нам составить план урока?
Д: - Учебник.
У: - Правильно.
У:-Подумайте, как будем выполнять упражнения: в группах, парах или индивидуально?
Д: - «Вспомни изученное» - индивидуально, упр.1 – самостоятельно , упр.2– в парах – можно посоветоваться, «Давай подумаем» - в группах, необходимо посовещаться, упр.3 – в группе, советуют авторы учебника .
У: - Отметьте виды работы в листах оценивания.
III. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Цель: формирование способа деятельности.
1. Индивидуальная форма обучения.
Приёмы обучения - словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем обучающимся.
Метод словесной передачи и слухового восприятия, проблемно – поисковой.
Обобщать и систематизировать знания о предложении.
Фиксировать (графически обозначать) грамматическую основу предложения.
У: - Ребята, посмотрите на первый пункт плана.
- Найдите у себя в учебнике такой знак – помощник.
- Что он обозначает?
Д: - Рубрика «Вспомни изученное».
У: - Прочитайте задания рубрики. Выберите правильный ответ и объясните свой выбор.
У: - Что мы называем грамматической основой?
У: - Прочитайте задание упражнения 1.
У: - Сколько грамматических основ в каждом предложении?
Д: - В первом- 1, во втором и третьем – 2. У: - Но ведь грамматическая основа это уже предложение? Значит ли это, что 2 и 3 предложения состоят из 2 – х предложений?
Д: - Да. У: - Как можно назвать предложение, состоящее из нескольких частей?
Д: - Сложное предложение.
У: - Сформулируйте цель сегодняшнего урока.
Д: - Познакомиться со сложными предложениями, учиться различать сложные и простые предложения.
У: - Попробуйте сами дать определение сложному предложению.
Д: - Предложение называется сложным, если оно состоит из двух или более частей.У: - Найдите следующий знак – помощник у себя в учебнике и проверьте, правы вы были?
Д: - Рубрика «Тайны языка» (читает вслух один ученик)
У: - ЗАПОМНИТЕ: Между частями сложного предложения, между двух основ всегда ставиться запятая. Также, части сложного предложения могут соединяться союзами, но при этом запятая сохраняется (обратиться к примерам, которые на странице 142).
Гимнастика для кистей и пальцев.
2. Групповая (парная) форма обучения.
Находить в тексте сложные предложения.
Соблюдать порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).
Приёмы обучения - организация работы в паре.
Характер учебно - познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования - проблемно – поисковый метод.
Произвольное внимание обучающихся в процессе объяснения учителя.
У: - Назовите следующий этап нашего урока, используя план.
Д: - Работа в паре. Выполнение упражнения 2 на стр. 142.
У: - Составьте алгоритм выполнения упражнения.
У: - О чём нужно помнить, чтобы не ошибиться?
Д: - Предложение должно состоять из нескольких частей, в каждой должна быть грамматическая основа. У: - Поднимите руку, кому понятно, как выполнять это задание.
У:- Приступайте к выполнению задания.
Самопроверка по образцу
Результат работы заносится в листок оценивания
Динамическая пауза
Цель: смена вида деятельности
Коллективная форма организации обучения.
Приём обучения – полная передача организации динамической паузы обучающимся класса. Создание условий, при которых обучающиеся самостоятельно организуют и проводят этап урока.
Мозговая гимнастика
Комплекс упражнений:
1.Качание головой
2. Шапка для размышления (улучшает внимание, ясность восприятия и речь).
«Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.
3. «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).
- Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.
3. Групповая работа
Знакомиться с понятиями «сложное предложение», «сложносочинённое предложение», «сложноподчинённое предложение».
Знакомиться с алгоритмом различения сложносочинённого и сложноподчинённого предложений.
У: - Найдите следующий знак - помощник у себя в учебнике. Назовите рубрику.
Д: - Рубрика «Давай подумаем».
У: - Обсудите задание в группах. Задайте вопрос от одной части предложения к другой. Всегда ли это можно сделать?
Д: - Нет, не всегда. У: - Какой можно сделать вывод?
Д: - Не всегда в сложном предложении можно задать вопрос от одной части к другой. У: - Как называются такие предложения, узнаем из следующего пункта нашего плана.
Д: - Рубрика «Тайны языка».
У: - Какие же действия нужно вспомнить, чтобы отличить СС от СП ?
Д: - Найти основы, задать вопрос. Если вопрос задать можно – это СПП, если нельзя – это ССП. У: - Обратите внимание, как схематически изображаем сложные предложения.
У: - Переходим к следующему пункту плана.
Д: - Алгоритм «Как различить ССП и CПП».
У: - Прочитайте.
IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ.
Составлять предложения в соответствии с поставленным условием.
Задавать вопрос от главной части сложноподчинённого предложения к зависимой.
1.Групповая форма обучения.
Приёмы обучения - организация самостоятельной работы.
Характер учебно - познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования - проблемно – поисковый метод.
Произвольное внимание обучающихся в процессе объяснения учителя.
У: - Назовите следующий пункт плана.
Д: - Работа в группах, выполним упражнение 4.
У: - Составьте к данным предложениям схемы.
Самопроверка по образцу
Результат работы заносится в листок оценивания
Самостоятельная работа.
У: - Ребята, сейчас каждый из вас получит задания в виде теста. Выберите правильный ответ.
1.Сложными называются предложения, в которых:
А) одна грамматическая основа;
Б) две и более грамматических основ;
В) две грамматические основы
2.Отметь схемы сложного предложения:
А) [ ], (который)
Б)
В) (чтобы), [ ]
3. Выбери схему для данного предложения.
Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле.
А) [ ], (чтобы) .
Б) [ ], [ ].
В) [ ], а [ ].
4. Как различить сложносочинённое и сложноподчинённое предложения:
А) это сделать невозможно;
Б) задать вопрос от одной части к другой;
В) посмотреть на основы каждой части.
5. Перед союзами а, но запятая ставится:
А) Простые предложения в составе сложных при письме не разделяются запятой.
Б) Простые предложения в составе сложных при письме не разделяются запятой.
В) Простые предложения в составе сложных при письме не всегда разделяются запятой.
Проверка выполняется по образцу, результат заносится в лист оценивания.
V. Рефлексия
Цель: сформировать личную ответственность за результаты своего труда
Фронтальная форма обучения. Словесная передача информации одновременно всем обучающимся, обмен информацией между учителем и детьми.
Произвольное внимание обучающихся в процессе беседы.
У:- Какую ставили цель вначале урока?
У:- Удалось её достичь? У:- Что помогало найти ответы на вопросы? (Учебник, учитель, одноклассники) У:- Нужна ли нам эта тема в дальнейшем? Где будем применять? (При разборе предложений, составлении схем)
VI. Итог
Домашнее задание. - Найти и записать 3 пословицы в виде сложного предложения, выделить в них грамматическую основу
- или выполните упр. 3 на стр.144
У: - Работу каждого ученика на уроке оценю по вашим листам оценивания. Вложите их в тетрадь.
У: - Спасибо за работу. Урок окончен.
15