Презентация к педагогическому совету«Педагогика поддержки ребёнка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного воспитания и обучения»
Педагогический совет «Педагогика поддержки ребёнка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного воспитания и обучения»
Педагогическая поддержка - это совместное с учеником определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самоорганизации. Педагогическая поддержка нужна для того, чтобы в любой ситуации учащийся мог тренировать свои умения нахождения в каком-либо конфликте, трудной ситуации, развивал способности, помогающие взрослеть, т.е. находить, определять и строить свою позицию.
Профессиональные способности педагога:1. Рефлексивно – аналитические. Это способность анализировать собственную деятельность, ошибки и удачи, понять свои сильные и слабые стороны для самосовершенствования и рационального планирования работы; умение предвидеть последствия и результаты деятельности (ставить педагогический диагноз). С другой стороны, педагог путем наблюдения и анализа должен оценивать уровень индивидуального развития школьника и условия семейного воспитания, влияния товарищеской внешкольной среды на ученика; учить отдельных детей и класс в целом анализировать свою жизнь и работу.
2.Организаторские. Предполагают умение ставить перед собой и перед детьми цели, которые дадут ожидаемый результат; умение планировать деятельность с теми, кто ее будет осуществлять; способность создать положительную установку на предстоящую деятельность; обеспечивать бытовые условия и эстетическую сферу, на фоне которых проходит жизнь ребенка в семье и школе.
3. Коммуникативные. Во-первых, должны быть направлены на установление контакта и взаимопонимания с каждым отдельным ребенком. Во-вторых, требуется умение корректировать межличностные отношения между детьми; выступать справедливым арбитром в решении конфликтов; помогать взаимопониманию учителей – предметников с учащимися класса; устанавливать дружеские отношения детей своего класса с другими – параллельными, младшими и старшими классами; достигать взаимопонимания с родителями.
Тактики педагогической поддержки. Тактика защитыПедагог занимает позицию «Буфер», вставая между ребенком и обстоятельствами (или противниками), принимая часть удара на себя.
Позиция «Защищая, не нападать»Если вы собираетесь защищать ребенка от оскорбления и унижения его достоинства коллегой, то нужно самому ненароком не оскорбить достоинство оппонента. Надо помнить, что ваш оппонент сам, возможно, не в состоянии справиться с проблемой, которая возникла у него с этим ребенком. Помогите коллеге сохранить свои цели (будь то цели обучения или воспитания), не посягайте на них. Попробуйте вместе с ним поразмышлять, как можно их достичь, не противопоставляя себя ребенку, а пытаясь действовать с ним заодно. Может быть, вы поможете собеседнику посмотреть на ситуацию другими глазами – чтобы он не воспринимал ученика негативно, чтобы ребенок стал в его глазах человеком, нуждающимся в помощи.
Тактика помощи Тактика помощи должна помочь ребенку начать действовать. Но для того, чтобы он это сделал добровольно, ему необходимо узнать вкус успеха – и об этом должен позаботиться педагог.Ребенку важно осознать, что он многое может. Преодоление страха гарантирует успех первой пробы. Если ребенок не встречает в школе людей, которым он действительно интересен, нужен, у него с каждым днем теряется надежда быть сопричастным к тому, что там происходит.Помощь восстанавливает у ребенка ощущение собственной значимости для других людей.
Общение с детьми обязывает педагога:1.понимать логику ребенка, видеть вещи его глазами;2.видеть в ребенке равноправную личность; 3.быть готовым критически отнестись к самому себе и открыто принять критику в свой адрес, от кого бы она ни исходила, даже от ребенка; 4.признавать ошибки;5.уметь оказывать влияние на ребенка, предоставляя ему право на самопознание, самоанализ, сопоставление своей точки зрения с иными;6.развивать чувство юмора;7.владеть словом, мимикой, жестом.
Обращайте внимание на следующие детали:Хорошее настроение – гарантия развития нормальных отношений.Последите за своим здоровьем. Если что-то болит, трудно сосредоточиться на чужих переживаниях.Усталость – бич педагогов (и учеников). Уставший человек имеет низкий порог реагирования на поступки других, не совпадающие с собственными ожиданиями.
Тактика взаимодействия: ребенок и педагог в договорном пространстве Педагог через процедуры, связанные с договором, создает для ребенка условия овладения логикой поиска и установления границ своей свободы и ответственности. Педагог использует договор в качестве особой образовательной технологии, включающей в себя различные виды договорного взаимодействия: договор на условиях ребенка, договор на условиях педагога, договор-компромисс, договор-сотрудничество.
Тактика содействия (развитие способности совершать выбор) Педагог создает условия для того, чтобы ребенок, спеша в будущее, в меру осознанности управлял своим настоящим.Кредо тактики содействия. Ребенок, получив возможность выбирать, должен стать субъектом выбора.Единственный и непременный посыл, который педагог закладывает в эту тактику: «Ты сам можешь совершать выбор – попробуй проверить себя!».
Современный урок – это урок демократический, который проводится не для учеников, а вместе с ними, организованный и управляемый с учетом их потребностей и интересов. Необходимо улучшение взаимодействия между учителем и учениками. Здесь нужны правильная дистанция общения (в понимании взаимоотношений, их силы и теплоты); доброжелательный контроль; доверие; учет запросов учащихся. Реализация идей педагогики сотрудничества обеспечивает теплоту взаимоотношений, взаимопонимание. При таких условиях создаются естественные предпосылки для воспитания у учеников доброты, совести, честности, правдивости, достоинства.
Результаты на пути практической перестройки урока достигаются комплексом взаимосвязанных действий. Отдельные, вырванные из системы методы и приемы дают незначительный эффект, поэтому речь идет о системе учебно-воспитательной работы, создаваемой каждым педагогом в соответствии со своими возможностями, творческим кредо, запросами учеников. Непременное требование – высокий конечный результат, продукт заданного количества и качества. В этом состоит главный смысл перестройки современного урока.