Методический материал Домашнее задание как способ повторения, конкретизации и закрепления изученного материала в системе личностно-ориентированного обучения.


Домашнее задание как способ повторения, конкретизации и закрепления изученного материала в системе личностно-ориентированного обучения.
Копысова О.А.
Домашнее задание как способ повторения, конкретизации и закрепления изученного материала в системе личностно-ориентированного обучения.
Цель современного педагогического процесса – сделать приоритетным развитие личности школьника, перенести обучение на субъективную основу с установкой на саморазвитие учащегося. Это возможно только с использованием основ развивающего, личностно- деятельностного обучения, где главную роль играет самостоятельная, активная деятельность учеников на уроке. Традиционный урок построен таким образом, что на закрепление и отработку полученных знаний часто остается недостаточное количество времени. В связи с этим значительная нагрузка ложится на учащихся, которые должны самостоятельно проработать изученное в классе и выполнить домашнее задание. Практика показывает, что большинство учащихся не умеют правильно распределять домашнее время, слабо владеют способами эффективного выполнения домашних заданий. Такие проблемы приводят к тому, что домашние задания не выполняют своих главных функций. Для того, чтобы домашнее задание отвечало поставленным задачам, оно должно быть методически обоснованным, системным по содержанию и рациональным по объему. Прежде всего, домашнее задание должно быть логическим продолжением урока. Если урок был посвящен развитию практических навыков, то домашнее задание обязательно должно предусматривать их проработку. Если материал урока был теоретизированным, то можно предложить учащимся специально подготовленные мировоззренческие вопросы. Следует также тщательно продумывать объем домашнего задания и определять время для его выполнения, учить школьников приемам выполнения домашнего задания. Предлагается примерная схема домашних заданий, которые можно применять в курсе географии 7 класса. № п/п Вид домашнего задания Цель Плюсы и минусы Время на выполнени е Работа с учебником 1 Заполнение таблицы по материалам Обработать большой объем информации, не являющийся базовым Позволяет структурировать объемный материал, 20-30 мин 2 учебника и под рассказ учителя (например, таблица «Этапы накопления знаний о Земле», «Полезные ископаемые материка» и т.д.) разбивать его на смысловые блоки. Не является творческим, не направлено на развитие ребенка. 2 Письменные ответы на вопросы в учебнике, вопросы учителя Повторить и закрепить изученный на уроке материал Учащиеся еще раз прорабатывают материал урока, имеют возможность восполнить пробелы, закрепить изученное. 10-20 мин., в зависимости от объема и сложности 3 Составление развернутого плана, опорного конспекта по учебнику Структурировать материал, выделить основные блоки, научиться выделять главное из текста Учит выделять главное, структурировать материал. Не приводит к запоминанию конкретики, не является развивающим. 20-30 мин. при сформиро- ванности соответству ющих навыков. Работа с картой 4 Описание физико- географиче- ских объектов, природных поясов и т.д. по плану Сформировать и закрепить навыки работы с картой, умение находить нужную информацию, закрепить изученный теоретический материал (описание гор, равнин, рек, озер, морей, материков, островов, природных зон и т.д.) Развивает требуемые умения и навыки, подчас в разных направлениях, позволяет осуществлять самостоятельный поиск информации. Может быть довольно объемным. 30-40 мин. 5 Сравнительны е характеристик и объектов по плану Повторить и структурировать изученный материал, выделить особенности сравниваемых объектов Учит выделять главное, обращает внимание на особенности. Может быть довольно объемным. 30-40 мин. 6 Заполнение контурных карт Закрепить навыки работы с картой, знание географической номенклатуры Закрепляет знание географической номенклатуры, формирует представление о масштабах планеты и географических явлений, закрепляет навыки работы с картой. Не является развивающим, творческим, довольно объемно. 30-50 мин. Творческие задания 7 Составление маршрута путешествия Повторить и структурировать знания по теме, суметь применить их в нестандартной ситуации Позволяет учащимся воспользоваться имеющимися знаниями для выполнения задания, применить фантазию и творческий подход. 1 –1,5 ч. 3 Закрепляет навыки работы с тематическими картами. 8 Географичес-кое исследование Научить применять все полученные умения и навыки для получения новой информации посредством проведенной самостоятельной работы (исследования). (Исследование внутренних вод материка, климатических особенностей и т.д.) Позволяет приобщиться к исследованию, к науке, самостоятельно добывать знания и на их основе делать выводы. Развивает деятельностную активность учащихся, повышает интерес к предмету. 30 – 60 мин. 9 Географический прогноз Научить пользоваться имеющимися знаниями для добывания новых знаний и умений (прогнозирование возможных явлений и стихийных бедствий, развития тех или иных стран и природных ландшафтов и т.д.) Развивает творческое мышление, умение анализировать имеющуюся информацию и делать выводы. 20-30 мин. 10 Составление доклада, написание реферата и т. д. Научить пользоваться дополнительными источниками информации, выделять главное в тексте, обрабатывать и анализировать информацию. Формируется навык работы со спец. литературой, умение анализировать и делать выводы. Очень объемно, требует больших временных затрат. 3-4 ч. и более. Учитель, формулируя задание на дом, должен быть уверен, что все учащиеся смогут с ним справиться. Это не означает, что исключены задания повышенной трудности. Они могут быть предложены отдельным ученикам или всему классу, но в любом случае, должны подробно комментироваться. Учитель обязан объяснить, в чем суть задания, какова цель, основные правила его выполнения. Все методы и способы, которые предусматривает педагог в процессе выполнения домашнего задания, должны быть хорошо известны обучающимся. Немаловажную роль в решении задач, стоящих перед домашней работой, выполняет систематический контроль со стороны учителя за регулярностью и ходом выполнения этих заданий. Это является одним из видов обратной связи – мощного средства обучения. Контроль и систематическая проверка домашних заданий будет обеспечивать их педагогическое воздействие. Только грамотная методическая работа учителя и ученика на уроке и внимательная проработка изученного материала дома позволят сделать процесс познания увлекательным и результативным.