Питание школьника и его здоровье (Описание опыта работы школьной столовой МОУ Школа с. Белоярск)
Питание школьника и его здоровье
(Описание опыта работы школьной столовой МОУ Школа с. Белоярск)В соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, в частности с законом «Об образовании в РФ», организация питания возлагается на образовательную организацию.
Основным документом, определяющим требования к организации и режиму питания в школе, работе школьного пищеблока являются Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, а также Устав школы, в соответствии с которыми в школе организованы горячие обеды для всех обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы.
Площадь обеденного зала школьной столовой – 189 квадратных метров на 180 посадочных мест. Столовая укомплектована необходимой мебелью, посудой, инвентарем, торгово-технологическим холодильным оборудованием. Естественное и искусственное освещение во всех помещениях соответствует требованиям санитарных правил и норм для организаций общественного питания. Функционируют системы вентиляции и автоматической пожарной сигнализацией. В школе осуществляется обеспечение обучающихся питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды.
Финансовое обеспечение организации школьного питания в настоящее время осуществляется за счет родительских средств и муниципального бюджета. Стоимость горячих завтраков составляет 50 рублей, обеды бесплатно для всех обучающихся. Организовано двухразовое питание. Охват питанием учащихся в школьной столовой составляет 100%, двухразовым питанием 39%.
Охват горячим питанием учащихся школы (с учетом родительской платы), в том числе учащихся 1-4 классов, 5-9 классов, 10-11 классов; учащихся группы продленного дня. 47%
Охват горячим питанием учащихся школы (без учета родительской платы), в том числе учащихся 1-4 классов, 5-9 классов, 10-11 классов; учащихся группы продленного дня. 100%
Питаются все учащиеся
Число (процент) детей из многодетных, малообеспеченных семей, получающих льготы на питание из местного бюджета. 32% (181)
Обеспечение двухразовым горячим питанием учащихся 100% (в том числе 1,2 классы ФГОС)
Данные об обучающихся льготной категории, имеющих право на получение дополнительного горячего
Всего 181
Сироты 9
КДН, ПДН 1
Из малообеспеченных семей 83
ОВЗ 25
Из многодетных семей 29
Из неполных семей 31
Находящиеся в ТЖС 3
Учет обучающихся льготной категории, имеющих право на получение дополнительного горячего питания по классам
1 – 4 классы 64 чел
5 – 9 классы 96 чел
10 – 11 классы 21 чел
Техническое состояние производственных и служебно-бытовых помещений в соответствии с СанПиН.
Укомплектованность персоналом
№п/п Ф.И.О. Должность Стаж работы Образование Что закончила
1 Фефелова Наталья Ивановна Шеф-повар 2 года, 2 мес. Среднее профессиональное «Барнаульский государственный педагогический колледж»
2 Вараксина Наталья Митрофановна Повар 6 лет, 2 мес. Начальное профессиональное Профессиональное училище №12, г. Салехарда
3 Лаптандер Людмила Петровна Повар 16 лет, 1 мес. Начальное профессиональное Профессиональное училище №12 г. Салехарда
4 Витязева Оксана Николаевна Кладовщик 7 месяцев Среднее профессиональное ГОУСПО «Ямальский полярный агроэкономический техникум»
5 Лаптандер Агафья Ильинична Посудница 2 года, 8 мес. Основное общее Белоярская средняя школа-интернат
6 Лаптандер Алефтина Николаевна Посудница 2 года, 1 мес. Начальное профессиональное г.Лабытнанги ГПТУ - 21
7 Валеева Елена Прокопьевна Уборщица служебных и производственных помещений 1 год Основное общее Белоярская средняя школа-интернат
В течение учебного года контролирующими организациями осуществлялись проверки, результаты которых показали отсутствие предписаний, замечаний по организации питания, к санитарному состоянию пищеблока и обеденного зала, соблюдению технологии приготовления блюд. Примерное меню разработано с учетом необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся в соответствии с установленными нормами (Приложение 2). Блюда в меню комплектуются с соблюдением требований: вкусовой сочетаемости, разнообразия (не повторяемости по дням), соответствия пищевой ценности нормам по пищевой ценности, соответствия среднедневного продуктового набора натуральным нормам потребления. Блюда для меню взяты из специального набора рецептур, применимых для школьного питания, выходы блюд соответствуют возрасту питающихся.
При формировании рациона питания и приготовлении пищи для детей соблюдаются принципы рационального, сбалансированного, адекватного питания, подразумевающего:
-удовлетворение потребности детей в пищевых веществах и энергии, в том числе в макронутриентах (белки, жиры, углеводы) и микронутриентах (витамины, микроэлементы и др.) в соответствии с возрастными физиологическими потребностями;
-сбалансированность рациона по всем пищевым веществам, в том числе по аминокислотам, жирным кислотам, углеводам, относящимся к различным классам, содержанию витаминов, минеральных веществ (в том числе микроэлементов);
-максимальное разнообразие рациона, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки;
-адекватную технологическую (кулинарную) обработку продуктов, обеспечивающую высокие вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности всех продуктов;
-исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья у детей;
-учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимости ими отдельных видов пищевых продуктов или блюд).
Рацион питания детей и подростков различается по качественному и количественному составу и формируется отдельно для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Рацион двухразового питания в образовательном учреждении обеспечивает не менее 55% от суточной потребности детей школьного возраста в пищевых веществах и энергии.
Организация горячего питания предполагает обязательное использование прием пищи горячих блюд и кулинарных изделий, в том числе первых блюд и горячих напитков.
В соответствии с Положением о бракераже пищи на предприятиях общественного питания (приложение к письму Министерства торговли РСФСР от 21.08.1963г № 0848), с целью качества приготовления пищи и усиления контроля за выполнением требований к организации питания на основании приказа директора школы создана бракеражная комиссия.
Членами бракеражной комиссии регулярно проводится посещение пищеблока, и контрольные проверки качества приготовляемой пищи. В школьной столовой ведутся:
- Бракеражные журналы сырой и готовой продукции
- Журнал внутреннего контроля состояния здоровья сотрудников столовой.
- Журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд.
- Журнал учета температурного режима холодильного оборудования.
Питание детей в образовательном учреждении организуется ежедневно – 2 раза, группа продленного дня – 1 раз. Режим питания обучающихся утвержден директором школы.
Классные руководители осуществляют ежедневный мониторинг количества питающихся в классе. Осуществляют просветительскую работу (конкурсы, викторины, классные часы с самой разнообразной тематикой).
Дежурный администратор регулярно контролирует питание обучающихся на переменах:
количество питающихся;
качество питания (как полноценно съедают обучающиеся порции);
работу дежурного учителя по столовой;
График питания обучающихся
1 смена
09.10 – 09.20 Завтрак 1-4 кл, 5-е кл, классы СКК
10.00 – 10.10 Завтрак 8 – 11 классы
11.40 – 11.55 Обед 1-4 кл, 5-е кл, классы СКК
12.35 – 12.50 Обед 8 – 11 классы
2 смена
13.30 – 13.45 Обед 1-4 кл, 6-7 кл
15.55 – 16.05 Полдник 1-4 кл, 6-7 кл, ГПД
Контроль за организацией горячего питания и работой школьной столовой осуществляется комиссией по проверке горячего питания. В эту комиссию входят члены Совета общественности, представители родительского комитета школы, представители классных родительских комитетов и родители обучающихся.
Комиссия по контролю за организацией и качеством питания оказывает содействие директору в организации питания учащихся, осуществляет контроль за качеством готовой продукции, за санитарным состоянием школьной столовой, за организацией приема пищи учащихся.
Составлен график дежурства учителей и учащихся в столовой.
В рамках уроков технологии проводятся мероприятия по расширению ассортимента блюд и изделий: школы кулинарного мастерства, выставки дегустации (Приложение 3).
С целью мониторинга по организации школьного питания, общей оценки качества приготовления пищи, удовлетворения санитарным состоянием столовой в школе проводится анкетирование среди обучающихся 5-11 классов, а также среди родителей 1-11 классов (законных представителей).
В анкетировании приняли участие 67% респондентов родителей и 72% респондентов обучающихся (Приложение 4).
Мониторинг это не проверка, а анализ состояния школьного питания в рамках Программы «Здоровое питание», которая разработана и реализуется в 2013-2014 учебном году (Приложение 5), с целью совершенствования организации питания. Важнейшими целевыми показателями и ожидаемыми результатами является организация правильного, сбалансированного питания детей и подростков с учетом их возрастных особенностей, оказание социальной поддержки отдельным категориям обучающихся, обеспечение обучающихся необходимыми пищевыми веществами, качественным и количественным составом рациона питания и ассортиментом продуктов, используемых в питании, формирование навыков здорового питания у обучающихся и их родителей, улучшение качества питания школьников, укрепление материально-технической базы школьной столовой, оснащение недостающим технологическим оборудованием школьный пищеблок. Анализ данных мониторинга позволил выработать конкретные мероприятия и рекомендации по вопросам улучшения организации школьного питания. Отношение родителей к школе формируется на основании оценки родителями наиболее значимых параметров, связанных с обучением и пребыванием ребенка в школе. Опросы показывают, что оно положительное.
Организационное, методическое, педагогическое сопровождение работы по совершенствованию организации питания, формированию культуры здорового питания школьника включает в себя методические разработки классных часов, уроков, воспитательных мероприятий, внеклассных занятий, изучение теоретических и практических основ правильного питания в рамках общеобразовательных предметов (биология, химия, окружающий мир, ОБЖ), дополнительного образования, оформление страничек школьных газет, проведение радиопередач по вопросам здорового питания, проведение анкетирования, мониторинговых исследований по вопросам здорового питания, работы школьной столовой.
Одной из проблем при организации школьного питания является недостаточная информированность родителей о значении рационального и сбалансированного питания детей, о необходимости горячего питания во время учебного процесса. Систему отношений родителей к здоровью ребёнка целесообразно рассматривать по следующим направлениям: удовлетворение потребностей ребёнка, способы удовлетворение потребностей, стили семейного воспитания.
Достичь положительных результатов в области организации питания стало возможным только при активном взаимодействии классных руководителей с родителями, рассмотрение проблемы, используя следующие формы работы.
Формы работы классного руководителя с родителями по вопросам организации горячего питания: родительские собрания, анкетирование, опрос, взаимодействие с Советом школы, индивидуальные беседы, стендовая информация (стенды «Приятного аппетита», «Законы питания», «Здоровое питание», распространение буклетов, памяток по здоровому питанию), работа родителей в составе комиссии по контролю за организацией питания и бракеражной комиссии, официальный Интернет-сайт школы.
Содержание деятельности: выявление контингента питающихся школьников льготных категорий, организация медико-психолого-педагогического просвещения родителей (родительский лекторий и всеобуч о правильном питании детей в рамках школьных и классных родительских собраний, проведение индивидуальных консультаций), создание системы массовых мероприятий с родителями, затрагивающей проблемы здорового питания детей (дни открытых дверей в школьных столовых, выставки-продажи для родителей продукции школьной столовой), организация работы родительских комитетов классов по участию в решении проблем школьного питания, проведение анкетирования, мониторинговых исследований по вопросам здорового питания школьников, работы школьной столовой.
Работа с педагогами: организация семинаров, педагогических советов по вопросам здорового питания школьников, совещания с классными руководителями по вопросам оформления права льготного питания.
В пропаганде здорового питания школа должны сотрудничает с работниками сельской библиотеки, участковой больницы, представителями Роспотребнадзора. Такой институциональный (межведомственный) подход к пропаганде культуры здорового питания учащихся обеспечивает более тесное взаимодействие и со средствами массовой информации. На страницах школьной газеты «Северное сияние» размещается материал о здоровом питании, о ходе реализации школьной программы результаты заслушаны на заседании методического объединения классных руководителей. В школе организован обмен опытом по пропаганде здорового питания, проводятся внеклассные мероприятия, уроки здорового питания, тренинги, выставки, конкурсы и т.д.
Таким образом, анализ и принятие мер по выполнению требований, предъявляемых к школьному питанию, позволит школе достигнуть следующих результатов:
1. Развить систему мониторинга состояния здоровья учащихся.
2. Обеспечить учащихся необходимыми пищевыми веществами, качественным и количественным составом рациона питания и ассортиментом продуктов, используемых в питании;
3. Развить механизмы координации и контроля в системе школьного питания;
4. Сформировать навыки здорового питания у обучающихся и их родителей;
5. Организовать реализацию Программы «Школьное здоровое питание»,
6. Организовать правильное, сбалансированное питание детей и подростков с учетом их возрастных особенностей;
7. Оказывать социальную поддержку отдельным категориям обучающихся;
8. Укрепить материально-техническую базу школьной столовой;
9. Увеличить количество детей, питающихся в школьной столовой до 100%.
10.Улучшить качество питания школьников и обеспечить его безопасность;
11.В перспективе организация рационального питания школьников позволит достичь следующих основных целей:
рост учебного потенциала детей и подростков;
улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение случаев ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе - улучшение репродуктивного здоровья;
снижение риска развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний в период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни;
улучшение успеваемости школьников;
повышение их общего культурного уровня.
Реализация плана санитарного просвещения в области рационального питания поможет предотвратить нерациональность диетологических привычек школьников, приводящих к развитию ряда заболеваний.
Отсутствие отрицательной динамики, состояние здоровья обучающихся - один из ключевых показателей эффективности программы, реализуемой школой. Каждый учащийся должен понимать, насколько важно соблюдать режим питания, есть горячий завтрак или обед в школе. От активной позиции самих учащихся и, особенно от разъяснительной работы в большой степени зависит организация правильного питания в школе. Обязательным является рациональное сочетание школьного и домашнего питания. Правильно организованное питание в школе способствует повышению работоспособности и успеваемости учеников.
Корозникова Анжела Александровна,
Заместитель директора по воспитательной работе
МОУ Школа с. Белоярск