Приемы работы над сказкой на разных этапах ее восприятия школьниками


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Костенеевская средняя общеобразовательная школа»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Приемы работы над сказкой на разных этапах ее восприятия школьниками
Восприятие сказки — сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки. Осмысление сказки, составляет один из наиболее основных видов деятельности ребенка, помогая его развитию, как интеллектуальных и познавательных процессов (речи, мышления, воображения), так и эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие ребенка[14].
Сказка, как художественно-литературная форма, имеет особую композицию и структуру (В.Я. Пропп), организующие процесс восприятия ребенком сюжета и нравственно-смыслового содержания сказки. Такие особенности сказки, как вымысел и фантастичность, создают и помогают ребёнку понять сюжет сказки, даёт простор фантазии, формируя внутренний план сознания ребенка.
Восприятие в младшем школьном возрасте осуществляется с помощью игры, иллюстрации, действия. Психологическим моментом при этом выступает активное содействиеи сопереживание герою сказки. [15]
Одной из линий развития восприятия является переход от непосредственногосоучастия ребенка в событиях сказки к эстетическому восприятию, в основе которого лежитпереход к более адекватному и полному восприятиюсодержания сказки. Сказка, как и любое произведение искусства, обеспечивает переживаниесобытий и поступков, выходящих за пределы опыта ребенка, создавая условия для присвоения ценностно-смыслового и нравственного культурного опыта (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов).
Развитие воображения ребенка начинается с восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального фона сказки, обсуждения нравственного урока, извлеченного из событийного содержания сказки. В этом плане у ребенка в процессе речевой деятельности проявляется воссоздающее воображение.
Следующим этапом является присоединение упражнений по развитию вербального воображения, словесных форм, поэтому основная работа направлена на активную работу со словом, с расширением речевого словаря ребенка. В планеработы со словом подходят упражнения: «рифмоплеты», «составление слов», « укрась слово» и т.п.
Постепенно обучающий процесс усложняется приемами работы с речевыми конструкциями, объединением в одно предложение набора из несвязанных между собой по смыслу слов, конструированием фраз.
Обогащение речевого словаря упражнениями на развитие вербального воображения подготавливает переход к работе над собственным сочинением сказки. Первоначально иллюстрация, рисунок ребенка к сказке, служит опорой, через которую он передает собственное творческое завершение сказки, изначально заданной педагогом.
На следующем этапе, такой опорой служат разнообразные предметы из «волшебного сундучка», которые включаются в контекстсказочной ситуации при коллективном сочинении сказки. На этом этапе педагог предлагает лишь начало сказки, помогая завершить ее дальнейшее содержание при затруднении детей. В усложненной форме педагог предлагает тему, которую раскрывают дети при коллективном сочинении сказки или в индивидуальной работе, совмещая с процессом создания иллюстрации к собственной сказке.
Восприятие сказки и предпочтение определенных героев и сказочных сюжетов связано с возрастными особенностями младшего школьника. Ребенок младшего школьного возраста представляет себя с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами, Богатырями и пр. Интересныдля ребенка становятся волшебные сказки, с богатым сюжетным содержанием. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает окружающий мир.[16].
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям младшего школьного возраста. Например, направленность сказки «Вороненок» - неуверенность, боязнь самостоятельности, тревожность и боязливость. Проблема, выраженная в метафоре, в образе доступна ребенку, он может обсудить ее и понять причины, переработать через собственный эмоциональный опыт.
Структура познавания сказки содержит обязательный ритуал «входа в сказку» с куклой-проводником Василисой Премудрой (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Таким образом, создается особая атмосфера «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.
Восприятие «сказочного урока» сказки состоит из следующих этапов:
-расширение – обогащение опыта ребенка через восприятие и проживание новой сказки, сказочной ситуации;
- закрепление – осознание нравственного урока и проблемной темы сказки;
- интеграция – соединение проблемной темы сказки с личным эмоциональным опытом ребенка, через направленную беседу и проговаривание;
- резюмирование – подводим итог проведенной работе[17].
Подготовка к первичному восприятию.
Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.
Продемонстрируем особенности работы со сказкой на примере урока по первичному восприятию "Путешествие в сказку".
Во-первых, перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет. Цель - создать комфорт и заинтересованность.
Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ, сопровождается вопросами, детям даются задания ("Найдите и назовите сказку", "Где живет сказка?" и др.), мы вовлекаем ребенка в действие, в игру. Цель - вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.
В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку ("Горшок каши" Братьев Гримм), ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней (игра с крупой "Золушка", образная игра "Варим кашу"), создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами. Цель - развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими.
В-четвертых, дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности. Цель - использовать полученные знания в различных видах деятельности.
Моделирование сказок.
Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.
В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.
Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.) пиктографические изображенияРебенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их.
Выразительные движения
Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.
Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П.И. Чайковского. Изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с саблями" А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.
Проблемные ситуации - это ситуации, для овладения которыми учащиеся должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую и творческую деятельность детей, и строятся по материалам развития действия на событиях произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:
- Почему маленькая Герда оказалась сильнее Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен "Снежная Королева?).
- Почему со старухой Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский "Крокодил Гена").
- Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц".Русская народная сказка).
Творческие задания - могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)
Приведем примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".
Рассказать знакомую сказку по кругу.
Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).
Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).
Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).
Разыгрывание придуманных сказок.
Могут быть и другие творческие задания
Сказки, но по-новому
Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами
Колобок добрый  волк
Лиса хитрая  колобок
Сказки о бытовых предметах
Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.
Реальное начало сказочное продолжение
Узнай сказку по песенке героев
Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")
Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога")
Козлятушки, ребятушки!
Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")
Продолжи сказку.
Вместо известной концовки сказки надо придумать свою концовку. Дети учатся фантазировать, размышлять.
От точек - к сказке: точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.
Нарисуй сказку: дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы ( пальцевая живопись, рисование акварелью по мокрому).
Игровые задания: при выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей. Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку.
Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий:
- Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но не перехваливание!
- Привлекайте к оценке самого ребенка:
- Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?
- Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.
- Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.
- Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.
- Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.
-Учитывая образный характер мышления младшего школьника, проводить оживление разных игровых ситуаций.
- Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.
- Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).
Таким образом, работа со сказкой предполагает восприятие сказки, проживание и переработку ее нравственного урока, включение творческого воображения ребенка по разрешению проблемной ситуации сказки и раскрытию предложенной педагогом темы.

Выполнила работу: учитель начальных классов
Кучумова Наталья Аркадьевна
с. Костенеево 2015г