Контрольное тестирование по блоку Эпоха Петра I
Контрольное тестирование по блоку «Эпоха Петра I»
Первый вариант
Часть 1
Выберите правильный ответ.
1. Азовские походы Петра I:
а) 1687, 1689 гг. в) 1697, 1698 гг.
б) 1695, 1996 гг. г) 1698, 1700 гг.
2. Первое столкновение России со Швецией в Северной войне произошло:
а) под Нарвой
б) под Дерптом
в) около крепости Мариенбург
г) у крепости Нотебург
3. Полтавская битва способствовала:
а) изменению хода войны в пользу Швеции
б) распаду Северного союза
в) изменению расстановки сил в войне в пользу России
г) вступлению в войну Османской империи
4. Северная война завершилась подписанием:
а) Зборовского мира
б) Андрусовского перемирия
в) Ништадтского мира
г) Бахчисарайского мира
5. Отличие системы коллегий от приказов:
а) наличие большого количества коллегий, управляющих отдельными областями
б) коллективное принятие решений дел
в) полная независимость коллегий от царской власти
г) право президента коллегии принимать решение дел
6. В ходе реформы городского управления:
а) все посадское население стало нести повинности в пользу государства
б) появились воеводы, назначаемые царем
в) была учреждена коллегия, ведавшая городским управлением
г) введено выборное начало в управление городами
7. Недовольные реформами Петра I группировались вокруг:
а) царевича Алексея
б) царевны Софьи
в) патриарха Адриана
г) царицы Екатерины
8. Основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий вне зависимости от возраста:
а) подворная подать
б) поземельная подать
в) подушная подать
г) денежный оброк
9. Ярко выраженный национальный характер носило восстание:
а) Астраханское
б) башкирское
в) под руководством К. А. Булавина
г) Соловецкое
10. Одной из отличительных черт изобразительного искусства эпохи Петра I является:
а) портрет
б) пейзаж
в) натюрморт
г) появление сцен из народной жизни
Часть 2
11. Выберите правильные ответы.
Причины экономического отставания России от ведущих европейских государств на рубеже XVII XVIII вв.:
а) плохое использование природных ресурсов страны
б) неналаженность производства важнейших промышленных товаров
в) слабость экономических связей с европейскими странами
г) отсутствие всероссийского рынка
д) слабость мануфактурного производства
е) существование внутренних таможенных барьеров
ж) отсутствие новых методов хозяйствования в сельскохозяйственном производстве
з) господство принудительного труда
и) протекционистская политика правительства
12. Установите правильное соответствие:
1) 1682 г. а) второй Азовский поход
2) 1689 г. б) образование губерний
3) 1696 г. в) смерть царя Федора
4) 1700 г. г) начало царствования Петра I
5) 1703 г. д) начало Северной войны
6) 1708 г. е) основание Санкт-Петербурга
13. Восстановите последовательность событий:
а) Табель о рангах
б) Великое посольство
в) Прутский поход
г) двоецарствование
д) создание коллегий
е) Астраханское восстание
14. О ком идет речь?
«...не дерзнул бы на такое зло неслыханное. Ой, бородачи, многому злу корень старцы и попы! Отец мой имел дело с одним бородачом (Никоном), а я с тысячами. Бог сердевидец и судья вероломный! Я хотел ему благо, а он всегдашний мне противник...»
15. О чем идет речь?
«Великий государь указал сказать: известно ему великому государю не только, что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских... все те народы согласно лета свои счисляют от рождества Христова осьм дней спустя, то есть генваря с 1 числа, а не от создания мира... А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве... учинить некоторые украшения...»
16. По какому принципу образован ряд? Гангут, у острова Эзель, Гренгам
17. Что является лишним в ряду?
Сподвижники Петра I:
А. Д. Меншиков, Б. П. Шереметев, Н. П. Репнин,
А. Л. Ордин-Нащокин, Ф. А. Головин
Часть 3
Ряд историков утверждает, что преобразования Петра I в области культуры и быта сводились лишь к насильственному приобщению России к культуре Запада и привели к подавлению национальной культуры, разрыву между образом жизни народа и дворянства.
Какую другую точку зрения на реформы Петра I в области культуры вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите факты и положения (не менее 5), которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Контрольное тестирование по блоку «Эпоха Петра I»
Второй вариант
Часть 1
Выберите правильный ответ.
1. Северная война шла в период:
а) 17001708 гг.
б) 17051714 гг.
в) 17181720 гг.
г) 17001721 гг.
2. Первый военный успех Петра I:
а) взятие турецкой крепости Азов
б) разгром шведского корпуса под Дерптом
в) взятие крепости Нотебург
г) победа у деревни Лесная
3. В ходе военной реформы была (о):
а) сформирована наемная армия
б) увеличено количество стрелецкого войска
в) создана регулярная армия
г) усилена роль дворянского ополчения
4. Карл XII двинулся на Украину, рассчитывая на поддержку:
а) польского короля и саксонского курфюста Августа II
б) Османской империи
в) гетмана И. Выговского
г) гетмана Мазепы
5. В результате Северной войны Россия получила:
а) Финляндию
б) выход в Северное море
в) выход в Балтийское море
г) Новгородские земли
6. Документ, определивший в первой четверти XVIII в. порядок системы чинов и порядок продвижения по службе государственной и военной службе:
а) указ о единонаследии
б) Табель о рангах
в) Генеральный регламент
г) Устав воинский
7. Центральное место в системе управления занимал(а):
а) Сенат
б) Тайная полиция
в) губернатор
г) Юстиц-коллегия
8. Особенность мануфактурного производства в России:
а) использование труда крепостных крестьян
б) преобладание частных мануфактур над государственными
в) использование труда наемных рабочих
г) наличие большого количества мануфактур, принадлежащих иностранцам
9. Самое крупное народное выступление в первой четверти XVIII в.:
а) восстание под предводительством С. Т. Разина
б) Соловецкое восстание
в) волнения работных людей на уральских заводах
г) восстание под руководством К. А. Булавина
10. Ассамблеей называли:
а) смотр войск
б) собрание-бал с участием женщин
в) заседание Сената
г) заседание коллегий
Часть 2
11. Выберите правильные ответы.
Причины народных восстаний в первой четверти XVIII в.:
а) длительная Северная война
б) усиление приказной волокиты
в) введение новых государственных повинностей и налогов
г) закрепощение крестьян
д) создание регулярной армии, потребовавшей ежегодных рекрутских наборов
е) церковный раскол и появление старообрядчества
ж) пренебрежительное отношение к традициям и обычаям народов, жившим в Поволжье, Приуралье и Сибири
з) введение европейских традиций, обрядов, порядков
и) меры, ограничивающие казачью вольность
12. Установите правильное соответствие:
1) 1708 г. а) Гангутское сражение
2) 1709 г. б) Табель о рангах
3) 1711 г. в) подавление восстания под руководством К. Булавина
4) 1714 г, г) Полтавская бятва
5) 1722 г. д) Прутский поход
е) битва у деревни Лесная
13. Восстановите последовательность событий:
а) областная реформа
6) создание Сената
в) второй стрелецкий бунт
г) введение нового летосчисления
д) Азовские походы
е) основание Санкт-Петербурга
14. О ком идет речь?
За громадную физическую силу его прозвали «Сильным». В союзе с Данией и Россией начал войну против Швеции, но действовал крайне неудачно и был разбит, а затем лишен престола. Однако после Полтавской битвы вновь восстановлен на престоле.
15. О чем идет речь?
«...И тако шведы над нашим войском викторию получили, что есть бесспорно; но надлежит разуметь, над каким войском оную учинили? Ибо только один старый полк Лефортовский был, два полка гвардии были на двух атаках, у Азова, а полевых боев, а наипаче с регулярными войсками, никогда не ведали...»
16. По какому принципу образован ряд?
Дерпт, Нарва, Мариенбург, Нотебург (Шлиссельбург), Ниеншанц
17. Что является лишним в ряду?
П. Гордов, Ф. Я. Лефорт, Ю. Крижанич, П. И. Ягужинский, Б. П. Шереметев
Часть 3
Ниже приведены две точки зрения на предпосылки преобразований Петра I в первой четверти XVIII в.:
1. Преобразования эпохи Петра I были подготовлены всем предшествующим развитием России.
2. В XVII в. не было предпосылок, необходимых для проведения столь масштабных реформ.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Ответы (часть 3):
Ниже приведены две точки зрения на предпосылки преобразований Петра I в первой четверти XVIII в.:
1. Преобразования эпохи Петра I были подготовлены всем предшествующим развитием России.
2. В XVII в. не было предпосылок, необходимых для проведения столь масштабных реформ.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Ответ:
Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Выпускник может выбрать одно из названных суждений, но при этом должен привести подтверждающие его аргументы, например:
При выборе первой точки зрения:
Возможность петровских преобразований создалась в результате тех изменений, которые произошли в стране в течение XVII в.:
- отмена местничества, сближение поместного и вотчинного землевладения, увеличение числа служилых людей
- появление первых мануфактур, развитие внутренней и внешней торговли
- тенденция перехода от монархии сословно-представительной к абсолютной
- появление полков «нового строя»
- обмирщение культуры
- изменения в быту части верхов общества
При выборе второй точки зрения:
- в XVII в. Россия значительно отставала от уровня развития западноевропейских государств
- внешнеполитические успехи России в XVII в. были весьма скромными;
выход в Балтийское и Черное моря был по-прежнему закрыт - мануфактурное производство было развито слабо, мануфактур было мало
- культура, быт, весь жизненный уклад страны оставались традиционно патриархальными
- государственный аппарат в XVII в. оставался в целом неизменным
Ряд историков утверждает, что преобразования Петра I в области культуры и быта сводились лишь к насильственному приобщению России к культуре Запада и привели к подавлению национальной культуры, разрыву между образом жизни народа и дворянства.
Какую другую точку зрения на реформы Петра I в области культуры вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите факты и положения (не менее 3-х), которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Ответ (критерии оценивания):
Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Может быть приведена следующая точка зрения, альтернативная приведенной в задании:
культурные преобразования Петра I способствовали развитию отечественной науки, системы образования, художественной культуры, преодолению отсталости России, приобщению к достижениям западной культуры; создали основу для реформ во всех других сферах жизни
2. Ученик может выбрать одну из названных или иную точку зрения (а также сочетание позитивных и негативных оценок), но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например:
А. При выборе точки зрения, изложенной в задании:
преобразования в области культуры и быта коснулись лишь узкого круга дворянства и не затронули основную массу населения России
быт русского дворянства в значительной степени определялся западноевропейскими обычаями, следование которым стало принимать форму низкопоклонства перед Западом
многие новации в области культуры носили принудительный характер (брадобритие, ношение европейской одежды, и др.)
преобразования привели к углублению социального и культурного раскола общества, резкому разграничению культуры на народную, национальную и дворянскую, ориентированную на западноевропейские ценности
Б. При выборе альтернативной точки зрения:
формируется система учебных заведений, ориентированная на подготовку кадров отечественных специалистов (Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы, Морская академия и др.)
государственную поддержку получило развитие отечественной науки (научные экспедиции, подготовка отечественных научных кадров, первые научные труды, основание Академии наук, открытие Кунсткамеры)
процесс освоения достижений западноевропейской культуры сопровождался появлением новых стилей и направлений в искусстве