Технологическая карта урока по теме: Первобытная эпоха



Тема урока: «Первобытная эпоха »
Предмет
История России
Класс - 6



Цель урока: создать условия для понимания учащимися изменений общественных отношений древних людей в бронзовый и железный века.

Задачи: планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные

- сформировать у учащихся представление о образе жизни племён скотоводов и земледельцев, проживавших на территории нашей страны
- раскрыть понятия племя, языковая семья, товарный обмен, присваивающее и производящее хозяйство

-приобщение учащихся к культурным достижениям древнего народа
- получение учащимися опыта самостоятельной работы, навыков самоанализа своей деятельности

УУД

Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные

- находить информацию;
- владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы

- планировать и ставить цели деятельности
- оценивать степень достижения результатов
- понимать позицию другого;
- излагать свое мнение, уметь его корректировать;
- организовать самостоятельную работу;
- добиваться поставленных целей
- умение слушать и слышать своих одноклассников,
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении,
- умение точно выражать свои мысли
- аргументированно оценивать свое и чужое поведение;
- воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Тип занятия: занятие по сообщению нового учебного материала

Вид используемых средств ИКТ, аппаратное обеспечение: АРМ учителя, мультимедийная презентация Power Point




Ход урока

Название этапа
Цель этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика

1
Организационный
этап
Мотивация к учебной деятельности
Приветствует учеников.
Возникновение у ребенка
внутренней потребности
включения в учебную
деятельность

2
Актуализация опорных знаний
Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия
Посмотрите на экран. Что вы там видите?(Слайд 1) (картинка с изображением древних людей)
Опишите картину.

Смотрят иллюстрацию Описывают картину.

3
Целеполагание
Сформулировать тему урока. Поставить цель урока.
Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?
(слайд № 1 тема урока «Первобытное общество»)





Далее предлагает ученикам сформулировать цель урока и план по достижению цели.
Записывает поставленную учащимися цель на доске.







Как мы будем достигать цель?

Формулируют тему урока:
«Первобытное общество»






Формулируют цель урока.
(слайд 2)
Цель: Узнать когда появились первые люди?
Где и на какой территории проживали?
Какие изменения происходили в хозяйстве и быте древних людей?
Каким языком разговаривали?

Рассказ учителя, параграф, презентация

(слайд № 3)

4
Открытие нового знания
Развивать умение учащихся работать с понятиями,
отвечать на поставленные вопросы
Итак, переходим к рассмотрению новой темы.
Рассказ учителя:
Около 40 тысяч лет назад на территории России появились первые древние люди (средний палеолит)
(4-5 слайд)
Значительную часть Европы и Азии покрывал ледник. Людям пришлось приспосабливаться к тяжёлым природным условиям.
Главные занятия – охота и собирательство.
Орудия труда- рубила, скребки, костяные шилья.(слайд6)
Охота давала древним людям не только пищу. Из шкур убитых зверей делали одежду, использовали огонь, жили в пещерах или шалашах покрытыми шкурами. (слайд7-8)

Около 10 тыс. лет назад ледниковый период закончился. Люди расселились от Тихого океана до Балтийского моря, а через Берингов пролив начали заселять Америку.(слайд9)

В период позднего палеолита (35-10 тыс. лет до н.э.) на смену человеку умелому приходит человек разумный, первобытное стадо заменяется более высокой формой организации общества – родовой общиной.
Уникальным памятником эпохи позднего палеолита является Сунгирьская (близ Владимира) культура(слайд10-12)

Стоянки позднего палеолита:
Капова пещера на Южном Урале,
д. Льялово близ Зеленограда,
Денисова пещера на Алтае
Денисова пещера расположена в предгорьях Горного Алтая, в долине речки Ануй
Древние люди занимались собирательством, охотой, рыболовством - присваивающее хозяйство.
Учитель задаёт в
·опрос:
Что значит присваивающее хозяйство?
Это такое хозяйство, при котором используются дары природы в неизменном виде
(слайд 13)
Позже – древние люди научились заниматься земледелием и скотоводством, т.е. производящим хозяйством.
Что значит производящее хозяйство?

Производящее хозяйство это такое хозяйство, при котором человек сам решает что ему выращивать и производить для личного потребления.(слайд14)
В эпоху бронзового века (III-II тыс. лет до н.э.) началась специализация производящего хозяйства. На Севере в качестве основного занятия остаются охота и рыболовство, в степной полосе преобладают кочевое скотоводство и земледелие.
(слайд15)
С появлением железного топора (I тыс. лет до н.э.) стало возможным расчищать участки леса под пашню, земледелие продвигалось все дальше на Север.
Древние поселения эпохи бронзы и железа:
в Ростовской области,
с. Фатьяново близ Ярославля,
с. Дьяково близ Москвы

Как управлялся коллектив первобытных людей?
(слайд16-17)

В степях жили племена, занимающиеся скотоводством. В лесостепной полосе развивалось земледелие. Разводили лошадей, коров, овец, свиней.
Выращивали ячмень, просо, пшеницу. (слайд18)
Поселения состояли из землянок- углублённых в землю хижин с каменными очагами, позже появились дома из брёвен – срубы.(слайд19)
С возникновением ремесла появился товарный обмен- когда племена с разным хозяйственным укладом обменивались продуктами или изделиями.
С появлением ремесла зарождается неравенство.
Объясните почему?(слайд20)
Задание!!! Составьте в тетради таблицу «Языковые семьи».
Какие народы их объединяют?
(слайд21-23)


Учащиеся записывают главные моменты урока в тетрадь





Учащиеся записывают в тетрадь













































Отвечают на вопрос учителя.

Записывают в тетрадь.







Отвечают на вопрос учителя.

Записывают в тетрадь.
























Отвечают на вопрос учителя.






















Отвечают на вопрос учителя.
Чертят таблицу находят в учебнике необходимую информацию. Записывают в тетрадь. Ищут ответ на вопрос.
Читаем, проверяем, уточняем и дописываем.


5
Практическое изучение нового материала. Первичное закрепление
Полученную информацию применить на практике
Задние; Определите, какой календарь принадлежит скотоводам, какой – земледельцам. Аргументируй
свой ответ..(слайд24)
Распределите в две колонки в тетради занятия, относящиеся к присваивающему и производящему хозяйству.
1) рыболовство 2) охота
3) хлебопашество 4) собирательство
5) разведение домашних животных
6) бортничество (пчеловодство)
(слайд25)
Рассмотрите орудия труда и оружие охотников каменного века. Какие неточности допустил в их изображении художник?

(слайд 26)
Отвечают и объясняют.






Распределяют, объясняют почему.









Работают с картиной Васнецова, отвечают на вопрос.

6
Обобщение коррекция полученных результатов
Обобщить полученные знания.
Вспомните, как жили и чем занимались первобытные люди на других территориях Земли.
Есть ли различия между первобытными людьми из этих территорий и с территории нашего государства?
Какой вывод напрашивается?
(слайд27)
Какую цель мы ставили?
Нам удалось её достигнуть?
Молодцы!!!
(слайд 26)


Осмысливают полученную
информацию









Отвечают на вопрос


8
Домашнее задание
Закрепить знания, полученные на уроке
Параграф 1, ответить на вопросы, перессказ
Нарисовать занятия древних людей или орудия труда.
Задания в печатной тетради.

Записывают задание в дневник

9
Рефлексия
Соотнесение цели урока и результата

Сегодня на уроке я узнал.













Выставление оценок за урок.
Выражение благодарности за плодотворное общение. (слайд 27)
Проговаривают знания полученные на уроке



15