Исследовательская работа Ф.М.Лукин-гордость чувашского народа
Исследовательская работа:
« Филипп Лукин– гордость чувашского народа»
Содержание
Введение………………………………………………………………………..….….….3
1. Биография Ф.М.Лукина…………………………………..…………………………4
2. Песенное творчество Филиппа Лукина……………………………………………5
3. Музей Ф.М.Лукина………………………………………………………………..….9
Заключение…………………………………………………………………….......……10
Список использованной литературы…………………………………………….….11
Приложения……………………………………………………………………………..12
Введение.
10477593980Асафьев, Б. В. [Выдающийся музыковед о чувашской песенной мелодии]
«Одно из замечательных качеств чувашской песенной мелодики – проникновенная эмоциональная отзывчивость, чуткость, что вызывает гибкие интонации. Музыка чувашских народных песен – неисчерпаемое мелодическое богатство. Они пленяют своей эмоциональной отзывчивостью, чистотой и ясностью чувства и глубокой художественной правдивостью. В них отражены и суровая школа жизни народа, и философское раздумье о пережитом, мысли и думы, чувства».
Основой профессиональной музыки любого народа являются богатства музыкального фольклора, т.е.песни и инструментальные мелодии, созданные народом веками. Весьма ценный метод претворения народности в музыке – широкое использование композиторами в сочинениях разных жанров языка народной музыки, т.е. типичных мелодических оборотов, характерных ритмов, а иногда и подлинных народных тем. Это делает их произведения доступными широким массам. Так писали и продолжают писать многие чувашские композиторы.
Особенно много гармонизаций и обработок оставили первые чувашские композиторы Ф.П.Павлов, С.М. Максимов, Г.Г.Лисков, В.П.Воробьёв, А.Н.Тогаев. Эти сочинения ныне составляют классику чувашской музыки, по ним судят о красоте и богатстве чувашских народных песен.
Как бы ни тяжела была жизнь, человек по всей натуре всегда поет. Тяжело в жизни – песни унылые, весело – удалая песня нас бодрит. Ф. М. Лукин был любимым композитором чувашского народа, большое место в его творчестве занимают массовые хоровые песни. Общественная, гражданская тематика, в том числе тема борьбы за мир. Песни Ф. М. Лукина звучали по радио, на телевидении и на концертных площадках не только России, но и за рубежом. 20 авторских сборников издано в Чувашии и 11 в Москве. Проведение фестивалей-конкурсов дает вторую жизнь песням Ф. М. Лукина. Поколение чувашского народа второй половины двадцатого века выросло на песнях Ф. М. Лукина. Песни Ф. М. Лукина многим вернут свою молодость, свои воспоминания тех времен.
Тема работы очень актуальна для школы, т.к. результаты работы будут интереснейшими иллюстрациями к урокам музыкальной литературы. Незная о творчестве национальных композиторов, нельзя считать себя по-настоящему образованным и культурным человеком. Поэтому, выполняя данную исследовательскую работу – были поставлены конкретные цель и задачи.
Цель:
Увековечивание памяти Ф. М. Лукина в народной памяти через его музыкальные произведения
Задачи:
1) Изучение жизни и деятельности композитора, Лауреата государственной премии СССР(1952), Народного артиста России(1970), Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации(1960), Чувашской(1945) и Дагестанской(1972) Республик, Кавалера 5 орденов, медали «Борец за мир»(1983) Филиппа Мироновича Лукина.
2) Разучивание произведений любимого чувашского композитора Ф. М. Лукина хоровыми коллективами, ансамблями, отдельными исполнителями, обучающимися учреждений.
3) Пропаганда произведений Ф. М. Лукина, как в Чувашской Республике, так и в регионах Российской Федерации.
4) Учитывая то, что чуваши проживают в 77 регионах России из 89, проведение фестивалей, подобных «Песней порадуем друзей», помогло бы укреплению дружбы между национальностями, проживающими в Российской Федерации.
Я выбрала исследование творчества Ф.М.Лукина, т.к. именно этот композитор внес большой вклад в развитие музыкального, музыкально-педагогического образования в Чувашии. Им разработаны педагогические подходы, рекомендации, положенные в основу современного научно-методического обеспечения общего музыкального образования. А еще потому, что он родился в Красноармейском районе и я горжусь тем , что он мой земляк.
1.Биография Филиппа Мироновича Лукина.
Филипп Миронович Лукин - композитор, хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Один из первых выпускников Чувашского музыкально-театрального техникума (1932) он стал и одним из первых чувашских музыкантов, получивших высшее образование в консерватории (1942). С его именем связаны наиболее яркие достижения в песенном творчестве чувашских композиторов.
Родился в дер. Сявал-Сирма Красноармейского р-на Чувашской Республики. Общее образование получил в Чадукасах и Ишакской школе-восьмилетке. В 1928 поступил в Чебоксарскую музшколу, а через год - в техникум, который окончил по классу хоровогодирижирования. Затем три года пел в Чувашскомгосхоре, был там помощником дирижера (В. П. Воробьева). В 1935-42 учился на дирижерско-хоровом факультете Московской консерватории. Затем, в 1942-56, был худ.руководителем и гл. дирижером Чувашского гос. ансамбля песни и танца. Более 30 лет преподавал хоровоедирижирование в Чебоксарском музучилище, в 1948-77 гг. бессменно возглавлял Союз композиторов Чувашии. Был также председателем правления Хорового общества, Музыкального общества.
Первые свои песни написал в музтехникуме, консультируясь у Ф. П. Павлова и В. М. Кривоносова (ранняя публикация - в 1931 г.). Но активную композиторскую деятельность начал позже, после консерватории, создавая репертуар для руководимого им ансамбля. Всего написано около 800 песен, семнадцать сборников издано в Чебоксарах, двенадцать - в Москве. Родина, Россия, любовь к родному краю и его природе, выражение благородных чувств и дум нашего современника - вот основное содержание песен. В них органично сочетаются национальные особенности чуваш, песни с песенными традициями композиторов России - мастеров песенного жанра.
Никто изчуваш, композиторов не написал столько массовых песен, сколько Ф. Лукин. Они разные по характеру и жанровым признакам: маршеобразные и напевные, бодрые и задушевные, частушечные и лирические, в большей части близкие к народным напевам.
Творчество и общественная деятельность композитора отмечены пятью орденами и Государственной премией СССР (1952). Ему присвоены почетные звания народного артиста Российской Федерации (1970), заслуженного деятеля искусств России (1960), Чувашии (1945), Дагестана (1972). Ф. М. Лукин занесен в Почетную книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской Республики (1989), был почетным гражданином г. Чебоксары, где одна из улиц названа его именем.
2. Песенное творчество Филиппа Лукина.
Песенное творчество Филиппа Лукина – значительное явление в истории чувашской музыки. Он является автором свыше 700 песен, многие из которых завоевали популярность слушателей. В историю чувашской культуры он вошел и как видный общественный деятель: 30 лет (с 1948 г. по 1978 г.) Ф.Лукин возглавлял правление Союза композиторов Чувашии, долгие годы являлся членом правления Союзов композиторов СССР и РСФСР, неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Чувашской АССР, Чебоксарского горсовета, членом Чувашского обкома, Чебоксарского горкома КПСС. Социальное положение Ф.Лукина имело большое значение в развитии национальной культуры. Среди чувашских композиторов он играл роль политического лидера. Особое положение Ф.Лукина отразилось как на его личностных качествах, так и на его творчестве. Композитор стал своеобразным рупором власти. Его ответственностью, как председателя правления Союза композиторов Чувашии, стало определение необходимых тенденций развития музыкального искусства, осуществление оценки создаваемых сочинений. В высказываниях Ф.Лукина всегда прослеживался политический оттенок и влияние официальной риторики: «На мой взгляд, мастерство советского художника, в каком бы жанре он ни работал, это прежде всего органический сплав таланта, коммунистического восприятия мира, знания жизни, профессионального умения и острого ощущения времени».
Общественный статус Ф.Лукина определял особенности творчества. В соответствии с требованиями советской эпохи произведения председателя правления Союза композиторов Чувашии должны были воплощать лучшие качества советской музыки, стать для остальных композиторов эталоном и образцом для подражания. Отсюда возникали особенности образного содержания песен Ф.Лукина. Композитор предпочитал патриотическую гражданственную тематику. Даже в лирических песнях о любви композитор как бы мимоходом затрагивал важные общественно-политические темы. Его герой «не мыслит себя отдельно от жизни страны. В самых лирических песнях присутствует дума о Родине, личные размышления как-то естественно сливаются с размышлениями о времени, о людях, которые живут рядом с героем».
Содержание песен Ф.Лукина соответствовало идеологическим задачам советского периода. Композитор избирал наиболее распространенные политические образы Родины, Коммунистической партии, Октябрьской революции и т.д. В текстах песен данные темы приобретали мифологический характер, тесно связанный с народным мироощущением. В частности, большое значение в национальном образе мира имеет культ предков, родителей, родственников. Почитание отца и матери является обязательным сюжетным мотивом фольклорного жанра «кěрěкеюрри» (застольная песня), почитание родственников – жанра «хăнаюрри» (гостевая песня). В советском песенном творчестве данные архетипы получили новое содержание: образ матери стал связываться с понятием Родины, образ отца – с личностями И.В.Сталина и В.И.Ленина. Понятия о родственниках, родных стали связываться с образами других народов. В частности, эти сюжетные мотивы встречаются в произведениях «Песня радости» Ф.М.Лукина на стихи А.Эсхеля, «Пирěнпěрçемье» («Мы одна семья») на стихи Г.Ефимова и др. Использование в текстах подобной тематики не случайно. Данные песенные сюжеты включились в процесс советского «мифотворчества», создавали новый образ мыслей современников. Применение древних и эмоционально значимых архетипов национальной психологии обеспечивало высокую эффективность в формировании советской картины мира.
Эмоциональный строй песен Ф.Лукина отвечал позитивному тонусу эпохи. Большинство его песен наполнено чувствами радостного подъема, счастья, благодарности власти и т.д. Герой Ф.Лукина – абсолютно гармоничен, ему чужды печальные рефлексирующие мысли. Часто он выступает в роли наблюдателя, который восхищается родиной, природой, искусством, современниками. В произведениях не встречаются конфликтные образы врагов, малочисленны темы борьбы, сатирические сюжеты. Данная тематика отразилась на жанровых предпочтениях композитора. Доминирующее значение в его творчестве играли гимны и лирические песни.
Лирические песни рассчитаны на сольное исполнение. Они связаны с любовной тематикой и созерцанием природы. Фольклорный источник данных песен – «юратуюрри» (девические любовные песни). Гимны Ф.Лукина типологически близки к жанру «хăнаюрри» (гостевые песни). Сюжеты данных песен, как правило, содержат чувства признательности и восхищения родными. Подобный эмоциональный строй, где отсутствовал пафос и преобладали чувства благодарности, наблюдается в гимне «Расцветай, Отчизна!» на стихи Н.Сандрова. В творчестве Ф.Лукина также встречались марши, вальсы, такмаки, новобытные песни. Однако в количественном отношении они заметно уступают гимнам и лирическим песням. Композитор не пытается использовать другие разновидности, не экспериментирует с жанровыми микстами в пределах одной песни.
В мышлении Ф.Лукина прослеживается тенденция к унификации средств музыкальной выразительности. Автор оставался в пределах нескольких удачно найденных художественных приемов. В частности, визитной карточкой его стиля стало использование медленного темпа, сопровождаемого характерными ремарками «вăхăтлă», «анлăн», «мăнаçлăн», «çекленÿллĕн» («размеренно», «широко», «торжественно», «с воодушевлением»).
В ладовом отношении песен Ф.Лукина преобладающее значение имеет ангемитонно-пентатонический лад g со звукорядом gahde. Реже встречается лад e со звукорядом egahd, диатоника, отсутствуют лады мажоро-минорного типа.
В выборе строфических форм композитор предпочитал формы шестистрочной строфы со схемой ABCDCD, пятистрочной строфы со схемой ABCDD, восьмистрочной строфы с припевом. Характерной особенностью стиля Ф.Лукина стало отсутствие контрастов между запевом и припевом. Мелодическое развертывание напевов часто развивалось по следующей схеме: a a1 b c b c
интонационное ядро варьированный повтор
первой строки секвенционное развитие, кульминация заключение повтор
третьей
строки повтор
четвертой строки
3. Музей Ф.М.ЛукинаПесни Филиппа Мироновича Лукина (1913—1994) композитора, хорового дирижёра, педагога, музыкально-общественного деятеля звучат в народе с 30-годов. Они прочно вошли в репертуар профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов и солистов. Всего Лукиным написано около 800 песен. Есть у него и инструментальные пьесы.
Родился он в деревне Сявал-Сирма, которая входит в состав поселения. Талант заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР и Дагестана, народного артиста РСФСР был отмечен Чувашией ещё и тем, что в 1989 году он был занесён в Почётную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР. На его малой родине открыт музей, получивший звание «народный». Все это нашло отражение на флаге, в котором медведь гордо несёт в лапах лиру, символизируя талант композитора, успевшего оставить богатое наследие, которым гордятся чуваши.
Мемориальный музей композитора, лауреата государственной премии СССР, народного артиста России Ф.М. Лукина создан по инициативе жителей Чадукасинского сельского поселения, поддержанной главой администрации Красноармейского района С.А. Николаевым и красноармейским землячеством «Трак ен».
Открыт 26 сентября 1997 года.
Фонды насчитывают более трех тысяч подлинных музейных предметов.
Структура музея:
1. Мемориальная экспозиция «Жизнь и творчество композитора Ф.М. Лукина»;
2. Краеведческая экспозиция «Малая родина Ф.М. Лукина».
Заключение
Проведенное исследование жизнедеятельности, музыкального творчества и педагогических взглядовФ.М.Лукина, позволило мне сделать следующие выводы:
- чувашская музыка, традиционная культура чувашского народа, органично входя в учебно-воспитательный процесс, способствуют положительному устойчивому отношению учащихся ко всему чувашскому искусству, воспитывают чувство гордости за свой народ, тем самым формируют личность — человека культуры.
- учитель музыки - просветитель, организатор музыкальной самодеятельности детей, в целом всего населения;
- чувашская песня является отражением многовековых духовно-нравственных ценностей народа;
- освоение народной музыки в органичном единстве элементов песенного исполнения, драматургического действия, танца;
- пение — основа музыкального обучения и воспитания;
- вовлечение детей в практическую деятельность в процессе обучения музыке;
- в репертуаре школьных хоров должны быть, наряду с народными песнями, произведения русской и зарубежной классики;
- учитель музыки должен знать музыкальный фольклор своего народа, уметь записывать и гармонизовать народные песни.
Современная школа должна реализовывать принцип — от освоения музыкальной культуры своего народа к освоению музыки совместно проживающих народов, на этой основе - к постижению ценностей мировой музыкальной культуры. Из этого положения вытекает задача современной системы музыкального образования: не копирование музыкально-педагогических взглядов чувашских композиторов начала XX века, а их преломление сквозь призму сегодняшних педагогических парадигм, в первую очередь, гуманистической и культуротворческой. Поэтому важна их реконструкция на основе создания программно-учебно-методического обеспечения учебного процесса в образовательном учреждении, реализующем национально-региональный компонент содержании обучения.
Список использованной литературы
1. Ильгачева, Р. И. Чувашские народные песни для детей : методическое пособие для классной и внеклассной работы / Р. И. Ильгачева. – Чебоксары : Чувашское книжное изд-во, 2008. – С. 4.
2. Культура чувашского края», ч.I - учебное пособие, Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1994 г., стр. 259-260
3.Фото учителей - http://maksimov-school.ucoz.ru/photo
4. http://www.cheb.ru/pda/item.php?list=dopobr&item=dmsh1g10
5. Чувашская энциклопедия - http://enc.cap.ru/?t=publ&lnk=288
6. Официальный сайт министерства культуры Чувашии http://www.cheb.ru/news/index.php?shownews=53922
7.Официальный портал органов власти Чувашии -
http://www.cheboksary.ru/?action=view&date=20092010&chapt=culturen&num=1
8. http://www.puppet.culture21.ru/page.aspx?page=./63/372
9. Чувашия - Культура -http://radar21.ru/home/162-kultura/4230.html
Приложение.
lefttop
Траковская земля богата талантами.Среди них-Филипп Лукин.
lefttop
Большие заслуги Ф. М. Лукина- Лауреат Государственной Премии СССР, народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР,ЧАССР, Дагестанской АССР.
-123825904875
lefttop
lefttop
lefttop
lefttop
lefttop
Семья Филиппа Лукина
Родословная Ф.М.Лукина